так я помогаю воспитателям организовать музыкальный уголок во всех возрастных группах нашего детского сада

Марковская Наталья Иннокентьевна

МУЗЫКАЛЬНАЯ

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА

В ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС

 

ЦЕЛЬ: ПОВЫСИТЬ УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В СОЗДАНИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЫ В ГРУППАХ(УГОЛКИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ГАРМОНИЧНОМУ МУЗЫКАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И САМОРАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ).

 

Музыкальная предметно-развивающая среда в группах ДОУ организуется по пяти основным блокам:

 

  • ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МУЗЫКИ, ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО
  • МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  • ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ.

 

ОФОРМЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Групповой музыкальный уголок располагается в 2х уровнях:

1 – для детей

2 – для воспитателя ( на недоступной детям высоте)

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ УГОЛОК В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

 

     В старшем дошкольном  возрасте дети больше  занимается музыкально-художественной деятельностью. Их в большей степени занимает не сам процесс, а качество результата деятельности.

    Опыт участия в музыкальной деятельности позволяет выбирать успешные в реализации

позиции:

- слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результаты собственного восприятия;

- исполнителя (певца, участника оркестра, танцора, актера);

- сочинителя (импровизатора музыкальных попевок, танцев,  композитора, создателя сюжета музыкально-драматической игры).

 

ОБОРУДОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО УГОЛКА

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МИНИ –ЦЕНТР

ТЕЛЕВИЗОР С ФУНКЦИЕЙ ПЛЕЙЕРА

ШИРМА ДЛЯ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА

НОТНЫЙ СТАН, НОТЫ

ИГРУШЕЧНЫЙ МИКРОФОН

ПОРТРЕТЫ КОМПОЗИТОРОВ ТВОРЧЕСТВО КОТОРЫХ ИЗУЧАЛОСЬ РАНЕЕ,  И ТЕХ ЧЬЕ ТВОРЧЕСТВО БУДЕТ ИЗУЧАТЬСЯ В ТЕКУЩЕМ УЧЕБНОМ ГОДУ

ДЕТСКИЙ СИНТЕЗАТОР

ЛЕСЕНКА ИЗ 5 СТУПЕНЕК

НАБОР КАРТИНОК С ИЗОБРАЖЕНИЕМ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

 

БЛОК №1 – «ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

Альбом с картинками к песням «Музыкальный букварь» Н. Ветлугиной

Альбом с картинками (рисунками детей) к песням которые полюбили дети в предыдущем учебном году (средяя группа).

Альбом с картинками к программным песням для старшего возраста.

Альбомы для рассматривания «Симфонический оркестр», «Оркестр народных инструментов»,  «Духовой  оркестр»

Иллюстрации по теме «Времена года»

Альбомы с рисунками детей «Мы рисуем песенку», или «Мы рисуем и поем»

Пособие «ЭМО»

Фонотека:

- песни для пения,

- танцевальная музыка

- музыкальные игры

- произведения для слушания(классические и народные, современные)

- музыкальные  сказки, для слушания и инсценирования

- звуки  природы по всем временам года

 

БЛОК №2 – «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ МУЗЫКИ», «ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ДЕТСКИЕ ПРОГРАММНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

Металлофон -2

Ксилофон -2

Барабаны-2

Бубуы -2-4

Погремушка «румба» - 4

Бубенцы – 4

Музыкальные треугольники  (разной высоты звучания)– 2-3

Ложки – 6-8

Гитара - 2

Музыкальные молоточки – 4-6

Пищалки – 4

Дудочки – 3

Свистульки -4-5

Губная гармошка – 2

Треугольники-4

Тарелки - 2

ШУМОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

ИНСТРУМЕНТЫ – САМОДЕЛКИ

ОЗВУЧЕННЫЕ ИРУШКИ.

 

БЛОК №3 – «ТЕАТРАЛЬНАЯ - ИГРОВАЯ ТВОРЧЕСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

 

СОДЕРЖАНИЕ

 Картинки для развития у детей поэтического и песенного творчества (например, к стихам А. Барто), «Пчела жужжит»,  «Пароход гудит», «Кукла танцует», «Кукла спит», «Лошадка скачет», «Мишка», «Самолет» «Волшебные картинки» и т.п.

Персонажи-куклы к сказкам для кукольного театра.

Наборы сказок для настольного театра

Наборы для театральной деятельности – «Театр картинок, «Театр игрушек», «Пальчиковый театр» и т.д.

Атрибуты и детали костюмов:

Пилотки, бескозырки, косыночки, платочки, кокошники, фартучки, юбочки, платки, атрибуты на голову, шапочки-ушки, маски, ленточки и другие элементы ряжения.

Подборка сказок для чтения и инсценирования (соответствующих возрасту)

Атрибуты к подвижным дидактическим играм

 

БЛОК №4  

«КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ПРОГРАММЕ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»

ВЕРАКСА Н.Е, НОВИКОВА Т.С.

 

Музыкальные способности детей:

Звуковыстоный слух, ритмический слух, динамический слух, тембровый слух, ладотональный  слух, умение определить  характер музыки, музыкальная память (закрепление пройденного).

 

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК  МУЗЫКАЛЬНО – ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:

 

ЦЕЛЬ ИГРЫ

НАЗВАНИЕ ИГРЫ

СЛУШАНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ  МУЗЫКИ

«Сложи песенку»

«Слушаем музыку»

«Весело густно»

«Три танца»

«Что делают в домике?»

«Какая музыка?»

«Песня – танец  - марш»

«Музыкальные цветы»

РАЗВИТИЕ ЛАДОТОНАЛЬНОГО СЛУХА

«Мажор и минор»

«Колобок»

«Теремок»

«Повтори мелодию»

«Угадай-ка»

«Повторяй за мной»

РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА

«Музыкальная лесенка»

«Мама и детки»

«Сколько нас поет?»
«Музыкальное лото»

«Куда идет музыка»

«Три поросенка»

РАЗВИТИЕ РИТМИЧЕСКОГО СЛУХА

«Прогулка»

«Ритмические полоски»

«Ритмическое эхо»

«Ритмическое лото»

 «Веселые матрешки»

«Ритмический диктант»

«Осенние ритмы»

 РАЗВИТИЕ ТЕМБРОВОГО И ДИНАМИЧЕСКОГО СЛУХА

«Узнай инструмент» или «Определи инструмент»

«Музыкальный магазин»

«Составь оркестр»

«Музыкальный паровоз»

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПЯМЯТИ, ВНИМАНИЯ, СЛУХА.

«Времена года»

«Назови композитора»

«Наши песни»

«Музыкальный магазин»

«Кто самый внимательный»

«Подбери нужную картинку»

«Музыкальные загадки»

«Два барабана»

РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ И ТВОРЧЕСТВА

«Составь оркестр»

«Музыкальные картинки»

«Нарисуй мелодию»

«Шумовой оркестрик»

«Что звучит?»