Статьи, очерки

Патриотическое воспитаниеПатриотизм многогранен…?

Когда все меньше остается очевидцев войны, когда все чаще слышишь от детей: «Что, опять про войну?», когда видишь, как щелкают семечки, сидя на парапете, у вечного огня на Марсовом поле подростки (и не только), сильней и сильней ощущаешь актуальность формирования у молодежи патриотического воспитания.

«Патриотическое воспитание»- слова знакомые любому человеку, а воспитателю, педагогу тем более. Всем знакомо и такое определение: «Патриотизм - это чувство любви к Родине». Вот именно чувство! Разве можно воспитать чувство одной беседой, игрой, викториной, экскурсией? Конечно, нет. Но в ходе беседы, экскурсии можно вызвать у детей эмоциональный отклик на подвиг людей во время войны, на боль, связанную с потерей близких людей, на  страшные муки  от голода и холода во время блокады. Можно вызвать  чувство сопереживания, сострадания, как отклик на фильм «Жила была девочка», «Звезда пленительного счастья». Разные эпохи, разные люди, но Отечество у нас одно.

Чувство патриотизма – это высоконравственное начало наших дел. То есть, это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотическое воспитание подразумевает передачу знаний, традиций, эмоций. Педагог должен быть «факелом», чтобы зажечь других.

Чувство патриотизма многогранно – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения своей неразрывности со всем  окружающим миром и желание сохранить, преумножить богатство своей страны, своего города или просто пришкольного участка (своей малой Родины).

Маленький человек – ребенок, где бы ни родился, знакомясь со своей малой Родиной, испытывает чувство привязанности к своему дому, близким. Вот у него есть уже любимое место для прогулок! Он читает стихи  о своем любимом городе, мама просит читать с выражением. Главное не потерять это хрупкое чувство - зарождается любовь! У детей, живущих в Петербурге, надо формировать чувство гордости за свой город. Быть петербуржцем - это не просто звание по названию города - это состояние души. И здесь надо помнить, что формирование любви к городу – одно из средств воспитания патриота.

Итак, можно с уверенностью сказать, что патриотическое воспитание  - это взаимодействие педагогов, воспитателей, родителей  и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств, воспитания чувства привязанности к окружающему.

Рассуждая о принципах воспитательной работы,  мы часто говорим об уровне воспитанности. Пытаемся распознать  высокий и средний уровень воспитанности. Какие здесь критерии? Как же можно определить пресловутый уровень воспитанности (частью которой является и патриотизм)? Только по поступкам.

Патриотизм – это одно из основных направлений духовно- нравственного воспитания и проявляется в поступках и деятельности человека, и, конечно, ребенка. 

День за днем, шаг за шагом (путь длинный), постигаем историю нашего города, знакомясь с его шедеврами, его величием. Нет в мире городов равных нашему городу!  И не важно, если дети не сразу вспомнят фамилию великого архитектора Трезини и его заслуги  или Растрелли (немного кривлю душой, хотелось, чтобы было все-таки важно, и вспомнили) главное, что у каждого есть свой Петербург.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых  норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру  его культуры. Петербург заставляет восхищаться, удивляться, а иногда вдруг пугает и завораживает. Петербург воспитывает своим мужеством, стойкостью, своими шедеврами, за которыми стоят талантливые люди. Важно воспитывать у молодежи чувство долга, веру в добро, уважение к культурному и историческому наследию.  Именно такими знают петербуржцев, именно такими должны стать сегодняшние подростки – патриотами своего города, а значит и России.

Как можно определить, достучались ли вы до сердца детского? Пожалуй, никак. Точнее можно, только со временем и по поступкам. Мне недавно позвонил  Савостеев Сергей, выпускник школы – интерната №60, выпуск 2001г.: «Людмила Викторовна, мы с женой в Летнем саду знакомим дочку с прекрасным, гуляем» (дочке 1,5 года, семья проживает в Красносельском районе)». Вот, значит достучались! Значит, эта молодая семья - петербуржцы, не обидит свой город, правильно воспитают дочку. Жолнин Эдуард, выпускник школы интерната №60 2003 года, успешно закончив Академию театрального искусства, не остался работать в театре, ушел в армию со словами: «Я должен». Может быть это поступок, определяющий патриота? 

Как часто мы с ребятами рассуждали о поэзии А.С. Пушкина около его памятника или старались найти камень, под который спрятал  свои сокровища Раскольников во дворе на  Вознесенском проспекте. Память хранит эмоциональный отклик через много лет, значит, зацепило.  Рязанцев Александр, выпускник школы – интерната №60,  2002г, выпускник Академии театрального искусства, работая администратором в театре Музыкальной Комедии, убежден, что работает для петербуржцев, ежедневным трудом подтверждая, что Петербург культурная столица.

Можно  носить  георгиевские ленточки, пускать шары в воздух, здесь, главное, с каким ты чувством это делаешь, и с чувством ли вообще?

Здесь главное – Не забывать! Патриотизм – это чувство, которым живет человек, Вернее должен жить! 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотизм многогранен…?

Когда все меньше остается очевидцев войны, когда все чаще слышишь от детей: «Что, опять про войну?», когда видишь, как щелкают семечки, сидя на парапете, у вечного огня на Марсовом поле подростки (и не только), сильней и сильней ощущаешь актуальность формирования у молодежи патриотического воспитания. C:\Users\Людмила\Desktop\Я.jpg

«Патриотическое воспитание»- слова знакомые любому человеку, а воспитателю, педагогу тем более. Всем знакомо и такое определение: «Патриотизм - это чувство любви к Родине». Вот именно чувство! Разве можно воспитать чувство одной беседой, игрой, викториной, экскурсией? Конечно, нет. Но в ходе беседы, экскурсии можно вызвать у детей эмоциональный отклик на подвиг людей во время войны, на боль, связанную с потерей близких людей, на  страшные муки  от голода и холода во время блокады. Можно вызвать  чувство сопереживания, сострадания, как отклик на фильм «Жила была девочка», «Звезда пленительного счастья». Разные эпохи, разные люди, но Отечество у нас одно.

Чувство патриотизма – это высоконравственное начало наших дел. То есть, это чувство так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Патриотическое воспитание подразумевает передачу знаний, традиций, эмоций. Педагог должен быть «факелом», чтобы зажечь других.

Чувство патриотизма многогранно – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущения своей неразрывности со всем  окружающим миром и желание сохранить, преумножить богатство своей страны, своего города или просто пришкольного участка (своей малой Родины).

Маленький человек – ребенок, где бы ни родился, знакомясь со своей малой Родиной, испытывает чувство привязанности к своему дому, близким. Вот у него есть уже любимое место для прогулок! Он читает стихи  о своем любимом городе, мама просит читать с выражением. Главное не потерять это хрупкое чувство - зарождается любовь! У детей, живущих в Петербурге, надо формировать чувство гордости за свой город. Быть петербуржцем - это не просто звание по названию города - это состояние души. И здесь надо помнить, что формирование любви к городу – одно из средств воспитания патриота.

Итак, можно с уверенностью сказать, что патриотическое воспитание  - это взаимодействие педагогов, воспитателей, родителей  и детей в совместной деятельности и общении, которое направлено на формирование в ребенке общечеловеческих, нравственных качеств, воспитания чувства привязанности к окружающему.

Рассуждая о принципах воспитательной работы,  мы часто говорим об уровне воспитанности. Пытаемся распознать  высокий и средний уровень воспитанности. Какие здесь критерии? Как же можно определить пресловутый уровень воспитанности (частью которой является и патриотизм)? Только по поступкам.

Патриотизм – это одно из основных направлений духовно- нравственного воспитания и проявляется в поступках и деятельности человека, и, конечно, ребенка.  

День за днем, шаг за шагом (путь длинный), постигаем историю нашего города, знакомясь с его шедеврами, его величием. Нет в мире городов равных нашему городу!  И не важно, если дети не сразу вспомнят фамилию великого архитектора Трезини и его заслуги  или Растрелли (немного кривлю душой, хотелось, чтобы было все-таки важно, и вспомнили) главное, что у каждого есть свой Петербург.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопления ими социального опыта жизни в своем городе. Усвоение принятых  норм поведения, взаимоотношений, приобщения к миру  его культуры. Петербург заставляет восхищаться, удивляться, а иногда вдруг пугает и завораживает. Петербург воспитывает своим мужеством, стойкостью, своими шедеврами, за которыми стоят талантливые люди. Важно воспитывать у молодежи чувство долга, веру в добро, уважение к культурному и историческому наследию.  Именно такими знают петербуржцев, именно такими должны стать сегодняшние подростки – патриотами своего города, а значит и России.

Как можно определить, достучались ли вы до сердца детского? Пожалуй, никак. Точнее можно, только со временем и по поступкам. Мне недавно позвонил  Савостеев Сергей, выпускник школы – интерната №60, выпуск 2001г.: «Людмила Викторовна, мы с женой в Летнем саду знакомим дочку с прекрасным, гуляем» (дочке 1,5 года, семья проживает в Красносельском районе)». Вот, значит достучались! Значит, эта молодая семья - петербуржцы, не обидит свой город, правильно воспитают дочку. Жолнин Эдуард, выпускник школы интерната №60 2003 года, успешно закончив Академию театрального искусства, не остался работать в театре, ушел в армию со словами: «Я должен». Может быть это поступок, определяющий патриота?  

Как часто мы с ребятами рассуждали о поэзии А.С. Пушкина около его памятника или старались найти камень, под который спрятал  свои сокровища Раскольников во дворе на  Вознесенском проспекте. Память хранит эмоциональный отклик через много лет, значит, зацепило.  Рязанцев Александр, выпускник школы – интерната №60,  2002г, выпускник Академии театрального искусства, работая администратором в театре Музыкальной Комедии, убежден, что работает для петербуржцев, ежедневным трудом подтверждая, что Петербург культурная столица.

Можно  носить  георгиевские ленточки, пускать шары в воздух, здесь, главное, с каким ты чувством это делаешь, и с чувством ли вообще?

Здесь главное – Не забывать! Патриотизм – это чувство, которым живет человек, Вернее должен жить!