Материал для моих коллег
На этой странице представлены материалы для воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya.docx | 19.39 КБ |
test_dlya_diagnostiki_myshleniya_u_doshkolnikov_.docx | 403.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Самостоятельная работа по психологии «Возрастная периодизация по Э. Эриксону»
г.Сатка
2017 год
Возрастная периодизация Эриксона – это теория психосоциального развития личности, созданная Эриком Эриксоном, в которой он описывает 8 стадий развития личности и делает акцент на развитии "Я-индивид".
Возраст | Нормальная линия | Аномальная линия |
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года) | Доверие к людям. При прогрессивном развитии доверительное отношение ребенка проявляется в легком кормлении, глубоком сне, ненапряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу "отделения" от неё. Главный ритуал – взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми. | Недоверие к людям. Если мать ненадёжна, несостоятельна, отвергает ребёнка, рано и резко отлучает от груди, то у него появляется чувство недоверия, страха и подозрительности. Недоверие может усилиться, если ребёнок перестает быть для матери центром её жизни, когда она возвращается к оставленным ранее занятиям (возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребёнка). |
2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет) | Самостоятельность, самоконтроль, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. | Сомнения в своих способностях, приниженность, чувство стыда, ощущение неприспособленности, слабоволие. Требования и ограничения родителей создают основу для негативного чувства стыда и сомнений. Например, ребенок чувствует как смотрят на него с осуждением, а он в свою очередь стремится заставить мир не следить за ним или хочет сам стать невидимым. Но это невозможно, и у него появляются чувство стыда за свои ошибки, неловкость, испачканные руки, возникают страх "потерять лицо", постоянная настороженность, скованность, необщительность. |
3. Раннее детство (от 3 до 6 лет) | Инициатива, любознательность, включение в полоролевое поведение. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности. К самостоятельности добавляется инициатива. | Вина, страх порицания, пассивность. Отсутствие позволения родителей действовать самостоятельно, неодобрение активности, частые наказания могут тормозить инициативу ребенка, и в результате чего у него будет развиваться пассивность. |
4. Школьный возраст (от 6 до 12 лет) | Компетентность, предприимчивость, трудолюбие, развитие познавательных умений и навыков, стремление к достижению успехов. У ребенка появляется выраженное чувство долга, стремление к достижениям успехов. Так же развивается познавательные и коммуникативные умения и навыки. Он ставит перед собой решение реальных задач, постигает основы трудового и социального опыта, что дает возможность ребенку получить признание окружающих и приобрести чувство компетентности. | Чувство неполноценности, избегание сложных задач. Если достижения невелики, ребенок остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности. |
5. Половое созревание, подростковый возраст и юность (от 12 до 20 лет) | Идентичность, развитие планов на будущее, становление мировоззрения, верность своим притязаниям и обещаниям. Ребёнок привыкает к систематическому обучению, у него появляются четко определенные половые модели для подражания. Он самоопределяется в вопросах: каким быть? И кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. | Непризнание, смешение ролей, путаница в моральных и мировоззренческих установках. Резкие социальные изменения, неудовлетворённость общепринятыми ценностями - эти факторы мешают развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределённости и неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, неясности цели, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми. |
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) | Близость (интимность), контакты с людьми, забота, милосердие, рождение и воспитание детей. Для человека важны душевная теплота, понимание, доверие со стороны родственников и друзей. Так же главное рождение и воспитание детей, любовь и работа, удовлетворенность личной жизнью. | Изоляция, избегание людей, трудности характера. Избегание опыта близости из боязни "потерять независимость" приводит к самоизоляции. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведёт к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции. Непризнание, первые симптомы отклонений в психике, душевные расстройства возникают под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил. |
7. Средняя взрослость (от 40-45 до 60 лет) | Творчество, обучение и воспитание нового поколения. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Решающим здесь становится "отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству", забота о будущем человечества. Человек стремится к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей, передать что-то следующему поколению — собственный опыт, идеи, созданные произведения искусства и т.д. Зависимость старшего поколения в семье от младшего | Застой (инертность). Эгоизм, эгоцентризм. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. Если продуктивность не достигается, если нет потребности в заботе о других людях, делах или идеях, и появляется безразличие, сосредоточенность на себе. Тот, кто балует себя как ребенка, приходит к застою, обеднению личной жизни. |
8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) | Мудрость, принятие прожитой жизни такой, какая она есть, понимание того, что смерть не страшна. Человек принимает пройденный им жизненный путь как должный и обретает целостность личности. Только сейчас появляется мудрость. Взгляд в прошлое дает возможность сказать: "Я доволен". Дети и творческие достижения воспринимаются как продолжение себя, и страх смерти исчезает. | Отчаяние. Презрение. Озлобленность. Желание прожить жизнь заново. Боязнь приближающейся смерти. Не ощущают целостность своего "Я" люди, недовольные прожитой жизнью, считающие ее цепью ошибок и нереализованных возможностей. Невозможность что-то изменить в прошлом, начать жить заново раздражает, собственные недостатки и неудачи кажутся следствием неблагоприятных обстоятельств, a приближение к последней границе жизни вызывает отчаяние. |
Предварительный просмотр:
Тест для диагностики мышления у дошкольников.
В дошкольном возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление (оперирование образами), поэтому и задания на диагностику уровня развития мышления должны быть соответствующими. Предлагаемые задания могут также использоваться в качестве развивающих упражнений. Этот тест предназначен для детей 4-5 лет.
Методика «Времена года».
Эта методика предназначена для детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ребенку показывают рис. 1 и просят, внимательно посмотрев на этот рисунок, сказать, какое время года изображено на каждой части данного рисунка. За отведенное на выполнение этого задания время — 2 мин — ребенок должен будет не только назвать соответствующее время года, но и обосновать свое мнение о нем, т.е. объяснить, почему он так думает, указать те признаки, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что на данной части рисунка показано именно это, а не какое-либо иное время года.
Оценка результатов:
10 баллов — за отведенное время ребенок правильно назвал и связал все картинки с временами года, указав на каждой из них не менее двух признаков, свидетельствующих о том, что на картинке изображено именно данное время года (всего не менее 8 признаков по всем картинкам).
8-9 баллов — ребенок правильно назвал и связал с нужными временами года все картинки, указав при этом 5-7 признаков, подтверждающих его мнение, на всех картинках, вместе взятых.
6-7 баллов — ребенок правильно определил на всех картинках времена года, но указал только 3-4 признака, подтверждающих его мнение.
4-5 баллов — ребёнок правильно определил время года только на одной-двух картинках из четырех и указал только 1-2 признака в подтверждение своего мнения.
0-3 балла — ребенок не смог правильно определить ни одного времени года и не назвал точно ни одного признака (разное количество баллов, от 0 до 3, ставится в зависимости от того, пытался или не пытался ребенок это сделать).
Рисунок 1 – Времена года
Методика «Найди отличия»
Ребенку показывают 2 картинки (рис. 2), на первый взгляд одинаковые, но в которых есть существенные различия (5 отличий). За время 3 мин ребенок должен найти как можно больше отличий, назвать и показать их.
Оценка:
10 баллов – за отведенное время ребенок показал все различия;
8 баллов - за отведенное время ребенок показал 4 различия;
6 баллов - за отведенное время ребенок показал 3 различия;
4 балла - за отведенное время ребенок показал 2 различия;
2 балла - за отведенное время ребенок показал 1 различие;
0 баллов - за отведенное время ребенок не показал ни одного различия.
Рисунок 2 – Найди отличия
Методика «Раздели на группы».
Ребенку показывают картинку, изображенную на рис. 3, и предлагают следующее задание:
«Внимательно посмотри на картинку и раздели представленные на ней фигуры на как можно большее число групп. В каждую такую группу должны входить фигуры, выделяемые по одному общему для них признаку. Назови все фигуры, входящие в каждую из выделенных групп, и тот признак, по которому они выделены».
На выполнение всего задания отводится 3 мин.
Замечание. Одна и та же фигура при классификации может войти в несколько разных групп.
Оценка результатов:
10 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время меньшее чем 2 мин. Эти группы фигур следующие: треугольники, круги, квадраты, ромбы, красные фигуры синие фигуры, желтые фигуры, большие фигуры, малые фигуры.
8-9 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,0 до 2,5 мин.
6-7 баллов — ребенок выделил все группы фигур за время от 2,5 до 3,0 мин.
4-5 баллов — за время 3 мин ребенок сумел назвать только от 5-до 7 групп фигур.
2-3 балла — за время 3 мин ребенок сумел выделить только от 2 до 3 групп фигур.
0-1 балл — за время 3 мин ребенок сумел выделить не более одной группы фигур.
Рисунок 3 – Раздели на группы
Выводы об уровне развития (по среднему результату всех методик):
10 баллов — очень высокий;
8-9 баллов — высокий;
6-7 баллов — средний;
4-5 баллов — низкий;
0-3 балла — очень низкий.