План по самообразованию педагога
Девиз моего самообразования - высказывание детского писателя К.И. Чуковского: «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразованиево всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 203.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Кизнерский детский сад № 4»
«План по самообразованию педагога»
Тема: «Художественно – эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования»
Воспитатель: Аланина Ольга Андреевна
Девиз моего самообразования - высказывание детского писателя К.И. Чуковского: «Я чувствую себя вправе сказать: да здравствует самообразованиево всех областях!.. Только те знания прочны и ценны, которые вы добывали сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами…»
Принципы самообразования:
- Перманентность
- Целенаправленность
- Интегративность
- Единство общей и профессиональной культуры
- Взаимосвязь и преемственность
- Доступность
Актуальность: В современных условиях изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционной техники рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношении: речь идет о формировании индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления.
Разнообразие способов рисования, необычные методики изобразительной деятельности рождают у детей интересные идеи, развивают фантазию и воображение. Каждый из существующих нетрадиционных способов рисования – это маленькая игра. Их использование позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. Нетрадиционные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывая стремление заниматься этим интересным делом.
Актуальность выбранной мной темы определена следующими проблемами:
1. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
2. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:
-от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
-от применения простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным видам;
-от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
-от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
-от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.
Цель: Повышение педагогической компетентности.
Задачи:
1. Изучить процесс развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования.
2. Подобрать конкретные формы нетрадиционного рисования по возрасту детей.
3. Изучить развитие творческих способностей детей в ходе использования методов и приёмов нетрадиционного рисования.
Объект исследования: процесс творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: нетрадиционное рисование как фактор развития творческих способностей у детей.
Задачи в работе с детьми:
-Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
-Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
-Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
-Развивать творчество, фантазию.
-Активизировать детей при выборе тематики.
-Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные эмоции на предложение рисовать, формирование умений использовать опыт для достижения цели.
-Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
-Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.
-Учить сопереживать настроению, переданному в рисунке.
Условия необходимые для успешного овладения изобразительной деятельностью и развитию творческих способностей детей.
Процесс развития творческих способностей у старших дошкольников будет успешным, если будут реализованы следующие педагогические условия:
- Обеспечение воспитателей дошкольных учреждений дидактическим материалом;
- Создание эмоционально – комфортной атмосферы обучения детей;
- Своевременное диагностирование и развитие творческих способностей у детей.
- Взаимосвязь воспитания, обучения и творчества. В связи с этим большое внимание уделяем развитию самостоятельности. Детям предоставляется возможность выражения собственных замыслов. Это выражается в занятиях на свободную тему.
- Необходимым условием формирования художественного творчества является интеграция различного содержания и различных видов художественной деятельности и искусства.
- Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построенного на основе интеграции, а так же к организации занятий с использованием разнообразных методов и приёмов.
- Создание художественно-эстетической среды. При этом активное участие в этом принимают дети. Мы совместно украшаем зал для праздников, создаём элементы декораций для игр-драматизаций. Используем в оформлении детского сада детские рисунки, поделки, коллективные и индивидуальные коллажи.
- Использование в педагогическом процессе игры, игровой ситуации.
Например: В гости к ребятам пришёл ёжик. Он не успел к зиме утеплить норку листочкам. Дети начинают ему помогать. Печатают листочками от деревьев разной формы, размера листики для ёжика.
- Правильное размещение центра изобразительного искусства. Он должен располагаться около туалетной комнаты. В которой дети могли бы вымыть руки после работы, заменить воду в баночках, помыть кисти, т и другие предметы, использованные на изобразительном занятии. Пространство вокруг рабочего стола должно быть свободное. Дети должны свободно перемещаться во время коллективной работы, не мешая друг другу.
- Другое важнейшее условие для развития у детей изобразительных способностей - организация интересной содержательной жизни ребенка в ДОУ и семье, обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально - интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
- Учет индивидуальных особенностей ребенка – одно из основных условий развития изобразительных способностей в процессе обучения. Важно учесть и темперамент, и характер, и особенности некоторых психических процессов (например, доминирующий вид воображения), и даже настроение ребенка в этот день.
Месяц | Формы работы | ||||
с детьми | с педагогами | с родителями | |||
Сентябрь | «Осенний букет» (печатание листьями.) Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус «Волшебные зонтики» Рисование с использованием салфеток. |
| Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях» | ||
Октябрь | Заготовка на зиму «Компот из яблок»(Оттиск печаткой) Познакомить с техникой печатания яблоком, поролоновым тампоном. Показать приём получения отпечатка. «Листопад» (коллективная работа) |
|
| ||
Ноябрь | «Цыпленок»(ватные диски, палочки) Учить детей наклеивать ватные диски, аккуратно раскрашивать, «оживлять» картинку с помощь ватных палочек. «Анютины глазки» | Консультация « Чудо нетрадиционной техники рисования» | Выставка детских работ | ||
Декабрь | «Котенок» Тычок полусухой жесткой кистью. Учить работать в данной технике. Учить отображать в рисунке облик животного. Развивать чувство ритма, композиции. Воспитывать аккуратность. «Укрась елочку бусами» (пальчики, оттиск пробкой) Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. |
| Мастер – класс: «Зимнее дерево» | ||
Январь | «Красивые снежинки» «Метель»Ниткография. Познакомить с техникой ниткография, учить рисовать в данной технике. Развивать воображение, ассоциативное мышление. |
| Родительское собрание: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве» | ||
Февраль | «Самолет летит»(пластилинография) Учить составлять на плоскости предмет, состоящий из нескольких частей. Развивать интерес детей к работе с пластилином на горизонтальной плоскости - пластилинографии. | Мастер – класс «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» |
| ||
Март | «Волшебный цветок» Рисование пастелью. Учить рисовать цветы пастелью. Развивать воображение, чувство цвета. Облака» Рисование по сырому. Познакомить с техникой рисования по сырому. Помочь в создании выразительного образа. Развивать воображение, наблюдательность. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. |
| Семинар - практикум | ||
Апрель | «Как я люблю одуванчики»совершенствовать эстетическое восприятие природных явлений и техник их изображения; рисование одуванчика в смешанной технике - печать листьями, вилкой и поролоновой губкой; развивать чувство композиции и колорита в процессе использования разных материалов для создания выразительного образа одуванчика в пейзаже. «Весеннее солнышко» Рисование ладошками Закрепить умение рисовать ладошкой. Создать бодрое, радостное настроение. |
| Беседа с родителями с элементами практикума «Рисуя - играем» | ||
Май | «Цветущая ветка». Выдувание трубочкой, аппликация. Учить детей рисовать в данной технике, дополнять работу вырезанными цветами. Развивать воображение, ассоциативное мышление. «Праздничный салют»Граттаж. Познакомить с техникой граттаж. Развивать композиционные умения. | Открытый просмотр НОД «Берёзовая роща» - рисование мятой бумагой |
|
Изучение методической литературы по теме СО
1. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий».-М: Т. Ц. Сфера, 2005г. и
2.Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2014г.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»
4. Т. С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности»
5. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
Практические выходы:
1. Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности.
Тема: Открытый просмотр НОД «Берёзовая роща» - рисование мятой бумагой
2. Проведение семинара для родителей. Тема: Семинар – практикум «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
3. Проведение мастер-класса для педагогов. Тема: «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста»
4. Изготовлен Лэпбук «ИЗО»
5. Выставка работ. Тема: «Подарок для любимых»
6. Консультация для родителей. Тема: Консультация: «Рисование нетрадиционными способами в домашних условиях»
7. Родительское собрание. Тема: «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве»
8. Консультация для педагогов. Тема: « Чудо нетрадиционной техники рисования»
9. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Эффективность проведённых работ по изучению и освоению нетрадиционной техники рисования можно отследить в результатах проведения диагностики по изучению уровня развития творческих способностей.
Мониторинг проводился в начале года, когда дети только осваивали новые нестандартные техники изображения рисунка. И в конце года, когда проводились контрольные занятия, для закрепления новых нестандартных техник изображения.
Выведем показатели на диаграмму.
Рассмотрев диаграмму, можно сказать что:
- на начало года средний уровень владением нетрадиционной техники рисования преобладал над высоким и низким. А низкий уровень преобладал над высоким.
-на конец года ситуация изменилась: вырос высокий уровень, а низкий уровень уменьшился. Средний уровень изменился незначительно.
Итак, мы видим, что дети в зависимости от своих индивидуальных особенностей, возможностей справляются с нетрадиционной техникой рисования по разному. Некоторые дети могут выполнить задание самостоятельно, а некоторым нужна помощь педагога. Но есть и такие дети, которые с заданием не справляются совсем. С ними можно заниматься индивидуально, попросить родителей повторить изученную технику рисования дома.
Вывод:
Совместная работа сплотила наш «маленький коллектив», состоящий из детей, родителей и педагога. Большинство детей избавились от напряжения и страха ошибиться при рисовании, раскрепостились и, как следствие, научились создавать свои собственные неповторимые, оригинальные образы и композиции различными изобразительно-выразительными средствами, свободно выражая свой творческий замысел, а это, несомненно, положительно влияет на развитие мышления, пространственного воображения, творческого воображения и мелкой моторики. Кроме того, у детей улучшилось световосприятие, они научились проявлять фантазию в художественном творчестве, их художественный опыт обогатился и расширился. Уровень воображения и самооценки большинства детей повысился, у них появилось стремление развиваться дальше и достигать еще больших успехов в области рисования.
Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете
Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании в старшей группе. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественное творчество», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Мною были использованы следующие средства:
-Совместная деятельность воспитателя с детьми;
-Самостоятельная деятельность детей;
Применяла такие методы:
-словесные,
-наглядные,
-практические,
-игровые.
Перспектива:
Продолжить работу по освоению новых нетрадиционных техник рисования, организация выставок работ, консультации и совместная деятельность с родителями.