Кружок декоративно-прикладного искусства "Этюд"
Кружок "Этюд"
Декоративно-прикладное искусство.
Пояснительная записка.
Актуальность, целесообразность и особенности программы
Обращение к народному искусству завоевало прочное место в работе современного педагога с детьми. Роспись (по дереву и ткани) рассматривается как один из видов народного творчества. Занятия художественной росписью, несомненно, откроют для многих детей новые пути познания народного творчества, обогатят их внутренний мир, позволят с пользой провести свободное время.
Изделия, сделанные руками ребят, могут служить украшением школьных интерьеров, т.к. обладают эстетической ценностью. Эстетическая значимость общения с народным искусством очень важна для общего художественного развития ребят.
Программа предполагает изложение материала по принципу от простого к сложному, от изучения основных элементов и упражнений до заданий на импровизацию, роспись изображений, создание своих композиций. Итогом обучения будут служить творческие задания, в которых должны проявиться инициативность детей, знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
Программа курса по выбору «Этюд» способствует расширению и углублению знаний и умений учащихся, получаемых ими на уроках трудового обучения и изобразительного искусства. Содержание курса дает возможность учащимся проявить свою индивидуальность, почувствовать себя художником и создать своими руками прекрасные авторские, эксклюзивные вещи.
Данная программа ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному и декоративно- прикладному искусству, развивая творческое воображение и мышление; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, а также научить самой технологии росписи.
В предложенных уроках особое внимание уделяется в развитии творческих умения и навыков. Дети овладевают различными приемами изобразительного искусства и реализуют свои творческие замыслы. Данная программа позволяет более подробно познакомить учащихся с различными техниками и материалами, которые используются в батике.
Возраст детей: 11-12 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год
Режим занятий: 2 часа в неделю
Формы занятий: теоретико-практические, практические, творческие занятия.
Итоги реализации программы: участие в школьных и районных выставках, проектах, выполнение подарочных работ.
Методы организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный (демонстрация плакатов, таблиц), репродуктивный, частично-поисковый (решение проблемной ситуации, созданной педагогом), исследовательский как вид проблемного обучения (выполнение творческого задания), с использованием современных образовательных технологий.
Цель:
Развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса посредством овладения навыками художественной росписи по дереву и ткани.
Задачи:
Главная практическая задача обучения в кружке – это овладение элементарными основами техники, приемами и навыками росписи.
Познакомить детей с основами народного декоративно-прикладного искусства.
Воспитывать чувство прекрасного на примерах изделий народных мастеров и способствовать сохранению культурных традиций русского народа.
Развивать у детей интерес к декоративно-прикладному искусству.
Формировать навыки кистевого письма.
Воспитание чувства коллективизма, приобщение к общественно полезной деятельности.
Развивать творческие способности обучающихся через создание самостоятельных художественных изделий.
Содержание курса.
I раздел
1. Урало-сибирская роспись (32 часа)
Введение (2 часа)
Краткие сведения об истории росписи по дереву в России. Цветоведение. Композиция. Инструменты и материалы для художественной росписи по дереву.
Практическая работа:
- выполнение упражнений по цветоведению и композиции.
Учащиеся должны знать:
историю росписи по дереву в России;
основные законы композиции;
цвета и гармоничное сочетание их в росписи;
способы подготовки древесины под роспись.
Учащиеся должны уметь:
анализировать различные виды композиций и их цветовые решения.
Работа над росписью по урало-сибирским мотивам (30 часов)
История росписи. Техника. Элементы и орнаменты росписи.
Индивидуальная и коллективная работа. Эстетическое оформление работ. Практическая работа:
- выполнение простейших элементов урало-сибирской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустик);
- самостоятельная работа по росписи деревянных предметов и работ-импровизаций.
Учащиеся должны знать:
историю урало-сибирской росписи;
основные цвета урало-сибирской росписи;
элементы орнамента.
Учащиеся должны уметь:
узнавать работы урало-сибирской мастеров среди других произведений декоративно-прикладного искусства;
выполнять простейшие элементы урало-сибирской росписи (осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики) и узоры «травка», «листочки», «ягодки», «цветы», «фрукты», «орнамент».
составлять композицию по урало-сибирским мотивам на основе изученных элементов.
II раздел
2. «Батик» - роспись по ткани. (36 часов)
Технология «Батик» (2 часа)
Зарождение искусства батика; история его возникновения России. Основные виды художественной росписи ткани. Основы композиции в батике, колорирование.
Практическое применение в жизни
Материалы и инструменты
Правила техники безопасности
Подготовительные работы (2 часа)
Подготовка к росписи.
Обработка ткани перед росписью. Закрепление ткани на раме. Перенос рисунка на ткань. Правила наводки резерва. Практические занятия и работа с резервом.
Основы цветоведения
Понятие о цвете. Цветовой круг. Контрастные, родственные цвета. Основные и дополнительные цвета. Цвет и его значение в произведении. Символические цвета. Практические занятия. Изготовление образцов палитры (цветовой карты).
Основы холодного батика (20 часов)
Основы горячего батика(12 часов)
Техники и приёмы в батике
Роспись на шелке — одна из наиболее востребованных и эффектных техник в декоративном искусстве. Роспись на шелке отличается от традиционного батика — создания красочных композиций на ткани с помощью различных приемов: способом нанесения красителя, а вместо воска используются другие материалы: резерв, солевой раствор. Для этого направления характерны техники, позволяющие создать различные эффекты. Роспись на шелке включает в себя два вида: так называемый холодный батик и свободную роспись.
а) техника холодного батика
Работа в технике холодного батика дает возможность расписать не всю вещь, а один небольшой фрагмент. Такая фрагментарная роспись может не только украсить изделие, но и без помощи аппликации скрыть дефект ткани или пятно.
Обязательное наличие контура придает произведениям, выполненным в этой технике, дополнительную декоративность и графичность. Линии контура ограничивают часть рисунка, замыкая его. Замкнутость контура является обязательным условием. Именно в технике холодного батика расписывают платки на текстильных фабриках. Рисунок печатают резервирующим составом на машине, а расписывают вручную по образцу, используя не кисти, а стеклянные трубочки для резерва. Такая работа требует некоторого опыта, так как краситель вытекает быстрее, чем резерв, хотя резервуар трубочки и создает небольшой его запас.
Пошаговый пример выполнения работы.
В качестве материала для работы лучше взять подходящие по размеру обрезки хлопчатобумажной ткани или шелка.
При определении размера контура следует помнить, что с каждой стороны необходимо сделать припуск ткани примерно 1 см. Впоследствии этот припуск будет закрыт паспорту. Например, если панно в готовом виде имеет размер 11 х 8 см, ячейка сетки должна быть 13 х 10 см. Натяните ткань на раму. Рисунок переведите на ткань. Выполним панно «Бабочка» в трех колористических решениях, которые условно назовем «утро, полдень, вечер».
Красители разведите до нужной насыщенности цвета. Резерв, которым вы будете пользоваться, обязательно надо опробовать на нерабочих полях ткани. Проведите несколько линий с различной скоростью, слегка касаясь поверхности ткани рабочим концом трубочки. Начинать линию надо на листе бумаги или на клеенке и затем плавно переходить на ткань. Тогда начало линии будет четким и аккуратным. Закончите линию, просто повернув трубочку рабочим концом вверх.
Определите, при какой скорости движения руки резерв оптимально ложится на ткань: проникает насквозь и не растекается. Затем приступайте к обведению линий разметки открыток. Помните, линии надо проводить ровно и твердо.
Проведите параллельные и перпендикулярные к ним линии, следя за тем, чтобы не размазать уже наложенный резерв.
Чтобы проверить замкнутость контура, подсветите ткань снизу лампой: еще влажный резерв выделится светлыми полосами. Переверните раму и проверьте, пропитал ли резерв ткань насквозь. Если нет, обведите линии еще раз, уже с обратной стороны.
Таким же образом обведите рисунок всех работ. При этом кисть руки надо держать на весу и только при проведении длинных прямых линий опираться на мизинец. Закончив обведение рисунка и проверив замкнутость линий, оставьте ткань до полного высыхания. Плотно закройте баночку с резервом, предварительно выдув в нее оставшийся резерв из трубочки. Трубочку промойте бензином или уайт-спиритом с помощью насаженной на верхний конец резиновой груши. Пока резерв сохнет, проветрите помещение.
Колорит работы «утро» светлый, в холодной гамме, серебристый, напоминающий покрытую росой поляну. Для получения краски лучше взять яркие, как залитый солнцем луг. Сумерки попробуйте выдержать в сиреневой гамме летнего вечера.
Имейте в виду, что после высыхания красители станут более светлыми. Чтобы предвидеть конечный результат, капните на поля ткани краску каждого цвета. Роспись начинайте со светлых участков. В случае неудачи этот участок залейте красителем еще раз, сделав его чуть темнее. Если же начать расписывать с темного цвета, может получиться так, что по мере закрашивания остальных участков росписи этот цвет уже не будет восприниматься самым темным и не получится задуманного контраста. В начале работы может случайно образоваться затек светлой краски за линию резерва. Дефект легко устраним в процессе дальнейшей работы.
Аккуратно расписывайте один фрагмент за другим. Старайтесь, чтобы краситель не выходил за пределы контура. Если это случится, попробуйте устранить дефект. После промывки лучше продолжать роспись других участков, так как сильно пропитанная влагой ткань хуже впитывает краситель и цвет будет более светлым. Для более быстрого высыхания воспользуйтесь феном.
Если вы расписываете одновременно несколько одинаковых изделий, одним красителем покройте нужные участки росписи сразу на всех изделиях.
Чтобы придать работе большую живописность, не заливайте фрагмент одним цветом. Цвета, прекрасно, но смешиваются на ткани, перетекая один в другой. Поэтому окрасьте одну сторону листа или лепестка, затем другую близким цветом, но иного оттенка. Капля спирта, нанесенная на краситель, сначала оттеснит его, так как быстрее впитывается в ткань. Но как только спирт высохнет, краситель медленно начнет восстанавливаться, создавая плавный переход цвета от темного к светлому. Можно накладывать один краситель поверх другого.
Готовую роспись оставьте высыхать на раме. Посмотрите, может быть, есть необходимость подчеркнуть некоторые участки более темным цветом. Роспись для панно не нуждается в запаривании. Прогладьте. Теперь осталось оформить их. Техника холодного батика включает в себя 3 основных способа:
«Классический» — создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости, в результате чего получается рисунок, напоминающий витраж, и расписывается в один слой;
«Многослойный» — создается также по витражному принципу, но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга;
«Незамкнутая графика» расписывается без использования замкнутых плоскостей, в этой технике резервирующая линия разрывается, что позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой.
б) свободная роспись
Свободная роспись включает в себя три техники:
«Акварельная техника» — ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта, а также росписи специальными поролоновыми кистями по «сухому»;
«Трафаретная техника» — рисунок создается с помощью трафаретов и специальных баллончиков для распыления красителя.
«Графика по свободной росписи» — создается с применением солевой техники и наводки графики резервом.
в) узелковая техника Узелковая техника очень разнообразна. При различном складывании ткани и обработке краской получаются своеобразные интересные рисунки. В узелковой технике так же используются вкладывание мелких предметов: пуговиц, камушек, бусинок и т.д. г) технические приемы Растяжка одного цвета позволяет выполнить плавный переход разной тональности одного цвета (например, три тона синего красителя).
Роспись по «сырому»— технический прием, позволяющий создавать различные узоры. Солевая техника – технический прием, при котором на подкрашенную сырую ткань наноситься соль или мочевина. При высыхании появляется эффект капель. Часто используется в морской тематике.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Успешная работа детей во многом зависит от тщательной организации условий труда. Помещение, в котором занимаются дети, должно быть сухим, хорошо отапливаемым, достаточно освещенным. В кабинете должен представлен полный спектр наглядно-методического обеспечения для класса изо. Художественные кисти, экранно-звуковые и гипсовые пособия позволят создать в школьном кабинете изо по-настоящему творческую обстановку. Все предоставленное оборудование для класса изо должно отвечает нормативным документам.
Для занятий по батику необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждому рабочему месту хорошо бы стол-тумбочку, где хранились бы ткань и необходимые для росписи приспособления.
Перед руководителем всегда стоит вопросы о материале и инструментах, с которыми работаю дети.
Перейдем к рассмотрению этих вопросов.
Первые, пробные работы по росписи на ткани лучше делать на не дорогих хлопчатобумажных тканях. Все хлопчатобумажные ткани прекрасно впитывают краску, но чем толще ткань или реже переплетение нитей, тем легче в нее входят и резервирующей состав.
На шелке краски выглядят более насыщенными, чем на хлопке и растекается быстрее. Искусственный шелк на подрамнике почти не растягивается, а краска растекается хорошо, особенно по мокрой ткани.
Любую ткань перед росписью нужно постирать. Тем самым из нового материала удаляется аппретура – специальный состав из крахмала, мыла, жира и других веществ. Стирка разрыхляет ткань, поэтому краска быстрее впитывается и растекается по поверхности.
Первые пробы удобно делать на пяльцах или на небольшом деревянном подрамнике. Ткань натягивают довольно сильно. Намокнув от краски, она не должна провисать и касаться стола, поэтому можно натягивать ткань и в мокром состояние. Для росписи подойдут кисти с мягким волосом, также необходимы кисти из щетины различных номеров.
Для росписи холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек с носиками различного диаметра.
Необходимо также резервирующий состав, парафин, соль и мочевина, для создания специальных эффектов на ткани.
В росписи используется красители предназначенные специально для росписи по ткани.
а) инструменты и материалы (более подробное описание).
Перед тем как приступить к работе, вам придется приобрести или изготовить следующий набор инструментов:
раздвижная рама;
стеклянные трубочки;
кисти;
формочки для краски или маленькие баночки;
шаблон.
Из материалов вам понадобятся:
шелковая ткань;
резерв;
краски;
соль;
мочевина;
спирт.
Раздвижная рама — применяется для качественного натяжения расписываемой ткани и собирается в любой размер. Рама состоит из четырех деревянных брусков сечением 35x20 мм с вбитыми в них нержавеющими закаленными натяжными крючками. Бруски снабжены специальными винтовыми нержавеющими креплениями, что позволяет собирать раму необходимого размера. В раздвижной раме, разработанной автором, предусмотрены специальные бруски на липучках, которые при необходимости приподнимают раму и тем самым исключают соприкосновение шелка и плоскости стола в процессе росписи.
Баллончики для распыления красителя — применяются в свободной росписи для нанесения красителя на шелк.
Стеклянные трубочки
Стеклянные трубочки - применяются для качественной паводки резервирующей линии по заданному рисунку. При выборе таких трубочек необходимо обратить внимание на следующее:
угол наклона носика должен быть в пределах 110-115°;
диаметр носиков трубочек должен быть разным: 0,6; 0,8; 1,0 мм;
трубочка должна иметь гнездо для спринцовки.
Кисти:
кисти для росписи применяются круглые и плоские, разного размера. Материал ворса также различный: колонок, ушной волос, синтетика.
Формочки для краски — применяются для составления колера для росписи определенного цвета и тона. Наиболее удобны баночки от йогурта или разовые стаканчики.
Ткань:
Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому не аппретированному 100%-му шелку различной плотности: крепдешин, атлас, туаль, шифон. При выборе шелка необходимо обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко растекался по шелку. Для определения пригодности ткани для росписи необходимо капнуть чистой водой на край шелка. Если вода беспрепятственно вошла в ткань, это значит, что шелк не аппретирован, не имеет в своем составе синтетических примесей и пригоден для росписи. Если вода с трудом проникает в ткань, это значит, что ткань непригодна для росписи, и вам лучше не использовать ее. На такой ткани вы никогда не получите качественную роспись.
Шаблон — перед началом росписи необходимо нарисовать шаблон для задуманной композиции. Рисунок создается на бумаге одной линией и должен быть четким и окончательным, чтобы в дальнейшем не делать исправлений на шелке. Такие исправления существенно повлияют на качество вашей работы. По контурам шаблона будет наноситься непрерывная резервирующая линия, поэтому важно, чтобы композиция состояла из замкнутых плоскостей, подобно витражу, чтобы цвета в процессе росписи не смешивались между собой.
Резерв — состав, применяющийся для создания резервирующей линии, которая служит непреодолимым барьером для красителя в процессе росписи, что позволяет создавать по заданному рисунку замкнутые «витражные» пространства, различные по цвету и тону.
Рецепт резерва:
резиновый клей 100 мл; парафин 20 г; бензин 100 мл; канифоль 2 г.
Способ приготовления резерва:
Парафин измельчите, добавьте резиновый клей, бензин и канифоль.
Тщательно перемешайте компоненты и разогрейте смесь на водяной бане (~ 90º С) до получения однородной массы. После того как резерв остынет до комнатной температуры, его можно использовать для росписи.
Для получения черного или любого другого цвета добавьте в резерв типографскую или обезжиренную масляную краску. Чтобы обезжирить масляную краску, выдавите ее из тюбика на газету и оставьте на несколько часов. Газета впитает масло, а краску, предварительно растворив в небольшом количестве бензина, можно добавлять в бесцветный резерв. Для лучшего соединения компонентов цветной резерв вновь подогрейте на водяной бане.
Если резерв загустел, добавьте в него очищенный бензин и тщательно перемешайте.
В магазинах художественных материалов можно приобрести резерв производства различных иностранных фирм, предварительно детально ознакомившись с инструкцией по применению и назначению выбранного вами состава. Главное, на что нужно обратить внимание, — резерв должен выполнять свою основную резервирующую функцию, а не декоративную.
Хранить резерв необходимо в полотно закрытой таре. Резерв, приготовленный в домашних условиях, долго не хранится, и его желательно использовать к течение месяца. Но время работы с резервом необходимо соблюдать меры противопожарной безопасности.
Очистка трубочки после окончания работы:
После окончания работы из стеклянной трубочки выдуйте резерв с помощью спринцовки в емкость для его хранения.
После этого тщательно промойте трубочку в бензине с помощью спринцовки, последовательно втягивая и выдувая жидкость.
Краски — используются специальные для росписи по шелку и делятся на два вида:
краски, которые закрепляются паром (профессиональные);
краски, которые закрепляются утюгом (для хобби).
Соль
Соль — часто применяется в росписи для создания различных живописных эффектов, которые другим способом получить практически невозможно. Наиболее интересные эффекты дает каменная соль крупного помола. Применяются также экстра, морская соль для ванн. Мочевина — также применяется для получения живописных эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам она создает более выраженные переходы цвета за счет дополнительного отбеливания.
Спирт
Спирт — применяется в росписи для улучшения растекаемости краски по шелку.
б) подготовка к росписи
Прежде чем приступать к росписи, необходимо натянуть шелк на раму и нанести на него рисунок будущей росписи при помощи шаблона.
Раздвижную раму с помощью винтовых креплений соберите под нужный вам размер.
Натяните шелк на раму с помощью специальных натяжных крючков. Вначале шелк натягивается по четырем углам.
Затем на натяжные крючки наколите одну из сторон ткани, а противоположную натягивайте, постепенно закрепляя на раме. Повторите процедуру с оставшимися краями. При правильной натяжке поверхность шелка должна быть тугой и гладкой, без складок и провисаний.
Шаблон расстелите на рабочем столе рисунком вверх, накройте его рамой с натянутым шелком и прикрепите к ткани с помощью булавок или скотча.
Аккуратно перенесите рисунок на ткань, используя карандаши средней мягкости (Н. НВ, В). Шаблон прекрасно виден сквозь шелк, и вам не составит груда перенести на ткань контур рисунка.
Раму с натянутым шелком и наведенным карандашом рисунком установите в горизонтальном положении на плоскости стола. Снизу к раме на липучке прикрепите бруски, которые приподнимут ее от стола на необходимое расстояние. Это исключит соприкосновение шелка и плоскости стола во время росписи.
в) запарка
Роспись на шелке, независимо от техники исполнения, необходимо запарить. В результате запарки краситель закрепляется на шелке, цвет становится насыщенней и глубже, роспись не выцветает и не боится воды, на шелке появляется благородный блеск, и он прекрасно драпируется. Все это придает росписи законченный вид, особенно при создании утилитарных изделий.
Прежде чем приступать к процессу запарки (закрепления), убедитесь, что краситель полностью соединился с тканью: для этого после окончания росписи должно пройти не менее суток. Процесс запарки в домашних условиях довольно сложный и непредсказуемый, но, если следовать всем рекомендациям автора, вполне доступный. Чтобы запарка была качественной, необходимо правильно подбирать материалы, используемые в росписи, а также строго следовать технологии. Используйте для росписи только 100%-й шелк, без примесей, и профессиональные красители для закрепления паром.
Полностью удалите воск со всей поверхности росписи, прогладив ткань утюгом через газету. Если вы работали с применением солей, очистите поверхность от остатков соли. Приступая к запарке, необходимо учитывать погодные условия. Во время дождя не рекомендуется запаривать, так как атмосферное давление низкое, что отрицательно влияет на процесс.
На столе в один слой расстелите газетную бумагу. Поверх бумаги расположите расписанную ткань так, чтобы бумага выступала по краям примерно на 10 см. Закройте ткань еще одним слоем газетной бумаги. Если у вас нет газетной бумаги, вы можете использовать обычные газеты, напечатанные в одну краску (черно-белые). В этом случае кладите их внахлест, так, чтобы вся поверхность была закрыта.
Начиная от ближней к вам стороны, загните край росписи вместе с газетной бумагой так, чтобы получилась полоса 6-7 см шириной. Слегка прижмите линию сгиба. Повторяйте процедуру, постепенно сворачивая роспись вместе с бумагой, до тех пор, пока у вас не получится многослойная полоска. С каждого края полученной полоски отмерьте примерно по 6-7 см и загните края. Продолжайте сворачивать полоску в своеобразный «рулет», пока не дойдете до середины. Полученный сверток-«рулет» обвяжите льняным или хлопчатобумажным шпагатом.
На дно эмалированного ведра положите гальку или керамические черепки и налейте воду слоем примерно 5-6 см. Привяжите «рулет» к деревянной рейке на расстоянии примерно 5 см от нее. Рейку разместите на ведре таким образом, чтобы «рулет» висел в центре на равном удалении от стенок. Основное условие — «рулет» должен не касаться рейки, стенок ведра и находиться как можно дальше от воды. Таким способом можно поместить в ведро несколько «рулетов».
Затем ведро накройте сверху шерстяными одеялами, сложенными в несколько слоев, так чтобы их толщина составляла не менее 10 см, и поставьте на газовую плиту на сильный огонь. Следите, чтобы концы одеял находились от огня на безопасном расстоянии.
Примерно через 15 минут пар пройдя сквозь слои, появится над поверхностью одеял. Проверьте, чтобы пар не выходил в щели между одеялами и стенками ведра. В этом случае переложите одеяла. Затем убавьте огонь до среднего и оставьте ведро на плите на 1,5-2 часа.
Когда процесс запарки закончится, выключите газ и снимите одеяла. Выньте «рулет», положите его на стол и, развернув бумагу, достаньте расписанную ткань. Эти операции проводите с предельной осторожностью, помните, что все, к чему вы прикасаетесь, будет очень горячим.
После запарки промойте ткань в теплой проточной воде, смывая лишний краситель. После того как вода перестанет окрашиваться, шелк необходимо отжать, расстелить на хлопковой подстилке и высушить утюгом.
г) окончательная отделка
После завершения росписи нужно произвести окончательную отделку изделия. У платков, шалей, палантинов необходимо подшить края. Для станкового панно оформление является последним и очень важным этапом. Вы можете сделать это любым из методов с применением сухой клейки, разработанных автором.
д) натяжка на подрамник
Роспись должна быть с каждой стороны как минимум на 5 см больше подрамника. Используйте подрамник с бортиком по внешнему краю, что исключит его соприкосновение с росписью.
Нанесите на торцевую и заднюю часть подрамника клей ПВА средней консистенции и дайте ему высохнуть в течение 30 минут.
На подрамник с верхней стороны натяните хлопчатобумажную ткань, Для этого к торцу подрамника приложите край ткани и прогладьте максимально разогретым утюгом. В результате ткань приклеится к подрамнику. Метод натяжки на подрамник можно использовать при оформлении панно, выполненных на шелке в любой технике.
Переверните подрамник на 180° и натяните ткань на противоположную торцевую часть подрамника. Прогладьте утюгом край ткани, приклеивая ее к торцу подрамника.
Затем аналогичным способом натяните и приклейте ткань на оставшиеся две стороны подрамника.
Обрежьте по периметру подрамника лишнюю ткань. Шелк — достаточно прозрачный материал, поэтому декоративные росписи лучше выглядят, если под ткань поместить подкладку. Белый фон подкладки сделает роспись более насыщенной по цвету. Следите за тем, чтобы хлопчатобумажная подкладка была хорошо, без складок, натянута на подрамник.
Поверх хлопчатобумажной ткани на подрамник наклейте роспись. Для этого расстелите расписанный шелк на белой ткани, выровняв контуры росписи.
Поставьте подрамник вертикально на границу расписанной поверхности.
Ткани, загните край и приклейте его к задней стороне подрамника так, как вы это делали с подкладкой.
Переверните подрамник на 180' и, натягивая шелк с определенным усилием, приклейте противоположную сторону утюгом к задней части подрамника.
Затем аналогичным способом натяните и приклейте роспись с оставшихся двух сторон. При натяжке росписи необходимо следить, чтобы изображение не деформировалось. Чтобы исправить недостатки, можно отклеивать ткань и вновь фиксировать ее утюгам.
Аккуратно заверните на углах с задней стороны подрамника излишки ткани, прогладьте горячим утюгом и закрепите их степлером.
е) наклейка на оргалит, картон
Вырежьте из оргалита пластину необходимого размера и формы, по гладкой стороне загрунтуйте белой водоэмульсионной краской и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.
Затем покройте всю загрунтованную плоскость клеем ПВА средней консистенции и дайте полностью высохнуть в течение 30 минут.
Тщательно удалите воск с расписанной ткани, как было описано выше, и расстелите роспись лицом вверх на подготовленном оргалите. Роспись на хлопке, выполненную в технике батика, рекомендуется закреплять на оргалите, потому что хлопчатобумажная ткань провисает на подрамнике от перепадов влажности и температуры.
Затем накройте роспись газетной бумагой и прогладьте максимально разогретым утюгом по всей плоскости. Утюг перемещайте медленно, тщательно, с нажимом, проглаживая поверхность, чтобы ткань приклеилась по всей плоскости.
Обрежьте оформительским ножом излишки ткани по контуру оргалита и вставьте готовое изделие в раму.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(2 часа в неделю, всего 68 часов)
№ п/п | Разделы программы | Кол-во часов |
1 | Урало-сибирская роспись (32 часа) |
|
| Введение | 2 |
| Работа над росписью по урало-сибирским мотивам | 30 |
2 | «Батик» - роспись по ткани. (36 часов) |
|
| Технология «Батик» | 2 |
| Подготовительные работы | 2 |
| Основы холодного батика | 20 |
| Основы горячего батика | 12 |
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
Во время выполнения работ, связанных с подготовкой материала к росписи и крашению, необходимо соблюдать правила техники безопасности.
Быть крайне осторожными и аккуратными с воспламеняющимися, ядовитыми и сильнодействующими веществами и помнить, что все химические вещества и красители ядовиты.
На рабочем месте должны находиться только нужные для работы красители и химические препараты. Посуда с химическими веществами и красителями должна быть плотно закрыта. На ней должны быть эти этикетки с разборчивым их названием. Не рекомендуется брать препараты руками, пробовать их на вкус.
Изготовление красильных, химических растворов необходимо делать при открытых окнах или в помещениях с вытяжным шкафом.
Рекомендуется работать всегда в фартуке, лучше полиэтиленовом, от него легче отмыть красители. Кроме этого необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, для предохранения от брызг красителей, кислот и щелочей.
Вообще, при обращении с любым химическим препаратом необходимо надевать резиновые перчатки. Это относится и к кальцинированной соде, которая является сильным щелочным раствором, и отбеливающим растворам, если вы работаете в технике «вытравка».
С порошковыми красителями также следует обращаться крайне осторожно. Избегайте попадания порошка в дыхательные пути, надевайте защитную маску при отмеривании составляющих и при смешивании красителей. Всегда добавляйте сухой краситель в воду, а не наоборот. После того как краситель растворен в воде, маску можете снять. Всегда четко и разборчиво помечайте все емкости с красками и химикатами.
Некоторые вещества при перемешивании вступают между собой в реакцию, выделяя большое количество теплоты, вследствие чего возможен пожар.
Необходимо очень осторожно обращаться с кислотами и, особенно, с их концентрированными растворами, так как они раздражают слизистые оболочки, могут привести к сильным ожогам кожи. Хранить их надо в плотно закрытой стеклянной посуде, в случае попадания кислоты на кожу необходимо сразу же промыть ее сначала водой, а потом слабым раствором соды. Во время приготовления кислотных растворов нужно помнить, что кислоту нужно вливать в воду, а не наоборот.
Необходимо быть очень осторожным во время изготовления резервных растворов для холодного и горячего батика. Компоненты этих смесей (резиновый клей, парафин, не говоря уже о бензине) являются сильно воспламеняющимися и взрывчатыми веществами, а пары парафина очень вредны. Резервные смеси необходимо варить на закрытом огне (на водяной бане на хорошо регулируемой электроплитке, чтобы не допускать сильного кипения резервирующего состава) в хорошо проветриваемом помещении, при этом нельзя нагибаться над посудой, вдыхать выделяемые пары. Если воск начал дымится, убавьте источник тепла и постарайтесь не вдыхать дым. При воспламенении воска накройте пламя жаропрочной крышкой и выключите нагревательный прибор. Имеющийся под крышкой кислород быстро «сгорит» и пламя потухнет. Оставьте кастрюлю с воском охлаждаться. Не поднимайте ее и не пытайтесь передвинуть. Никогда не гасите воспламенившийся воск водой!!
Если горячая капля воска или парафина попадет в холодную воду, брызги могут обжечь кожу, глаза. Если капля воды попадет в кипящий воск, то это может привести к взрыву!!!
Работать следует в защитной маске или респираторе, особенно при приготовлении резервных смесей и при выпаривании воска утюгом в горячем батике. При работе с воском никогда не оставляйте кастрюльку с воском без присмотра.
Не разбрасывайте кнопки и булавки, а также крючки для крепления ткани к раме.
Храните мерные ложечки, банки, чашки, мисочки, кастрюльки и другое оборудование, которое вы используете в работе, отдельно от кухонной посуды и утвари.
Требования безопасности перед началом занятий
Приготовить необходимые материалы и инструменты.
Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
При слабом зрении надеть очки.
Надеть рабочую одежду – нарукавники, фартук.
Требования безопасности во время занятий
Выполнять все действия только по указанию учителя.
Ножницы передавать друг другу острым концом вниз.
При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу.
Не делать резких движений во время работы.
Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
При работе с красками необходимо применять их по назначению.
Осторожно пользоваться резервирующим составом и разбавители.
Не покидать рабочее место без разрешения учителя.
Требования безопасности в аварийных ситуациях
При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю.
При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде учителя организованно, без паники покинуть помещение.
При получении травмы немедленно сообщить учителю.
Требования безопасности по окончании занятий
После окончания работы произведите уборку своего места.
Проверьте безопасность рабочего места, убраны ли все инструменты.
Вымойте руки с мылом.
О всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите учителю.
Педагогические технологии, применяемые на занятиях
кружка «Этюд»
На современном занятии присутствует не одна, а несколько педагогических технологий, т. к. многие отдельно взятые элементы технологий плавно вписываются в учебный процесс, при организации которого творческий педагог ставит основной целью повысить уровень знаний и развить интерес к изучаемому предмету, практическую направленность умение применять полученные знания (компетентности) в различных ситуациях.
Целью профессиональной деятельности учителя является достижение высокого уровня профессиональной компетентности, требующей освоения современных педагогических технологий, осуществление выбора средств и подходов к организации обучения и воспитания, использования рациональных методов и приемов для достижения оптимального уровня образования, развития и воспитания учащихся, включая возможности внеурочной деятельности.
Воспитательный процесс строится на основе модернизации современной традиционной системы обучения, которая интегрирует ряд элементов различных педагогических технологий, таких как личностно-ориентированные технологии (педагогика сотрудничества), педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (игровые технологии, проблемное обучение, коммуникативное обучение) и педагогические технологии - на основе эффективности организации и управления процессом обучения (групповые и проектные методы обучения, компьютерные (информационные) технологии и др.
Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что обеспечивает повышение эффективности воспитательного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью.
На разных этапах обучения изобразительной грамоте применяются разнообразные педагогические технологии, которые работают в синтезе, современное традиционное обучение: с преобладающим объяснительно-иллюстративным методом обучения; игровые технологии, использующие все формы обучения: с созданием игровой формы на уроках, преобладают развивающие, поисковые, творческие, игровые приемы и ситуации; технологии проблемного обучения; система развивающего обучения; педагогика сотрудничества, с академической, клубной, дифференцированной формой обучения. Преобладающий метод – проблемно-поисковая, творческая, диалогическая, игровая форма; групповые технологии; компьютерные технологии; технология индивидуализации обучения – метод проектов; технологии портфолио; здоровьесберегающие технологии.
Методическая литература.
а) основная литература:
Бадаев, В. С. Русская кистевая роспись : учебное пособие для вузов / В. С. Бадаев. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 32. с.
Беляева, С. Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для начального профессионального образования / С. Е. Беляева. - М. : Академия, 2007 - 203 с.
Беляева, С. Е. Спецрисунок и художественная графика : учебник для среднего профессионального образования / С. Е. Беляева, [и др.] - 2-е изд., испр. - М. : Академия, 2007. - 234 с.
Бодрова, А. Ш. Ментальные основания декоративно-прикладного искусства в традиционной культуре народов Сибири : монография / А. Ш. Бодрова; [под ред. Л. С. Сысоевой] ; Федеральное агенство по образованию, ГОУ ВПО ТГПУ. - Томск : издательство ТГПУ, 2007. - 139 с.
Логвиненко, Г. М. Декоративная композиция : учебное пособие для вузов / Г. М. Логвиненко. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 144 с.
Молотова, В. Н. Декоративно-прикладное искусство : Учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Н. Молотова. - М. : ФОРУМ, 2007. - 272 с.
б) дополнительная литература:
Алферов, Л. Г. Технологии росписи : Дерево. Металл. Керамика. Ткани / Л. Г. Алферов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2000. - 335 с.
Анализ и интерпретация произведения искусства : учебное пособие для вузов / под ред. Н. А. Яковлевой [и др.]. - М. : Высшая школа, 2005. - 549 с.
Гильман, Р. А. Художественная роспись тканей : учебное пособие для вузов / Р. А. Гильман. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 159 с.
Дудникова, Г. П. История костюма : учебник для средне профессионального образования / Г. П. Дудникова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 349 с.
Козлов, В. Н. Основы художественного оформления текстильных изделий : учебник для вузов / В. Н. Козлов. - Легкая и пищевая промышленность, 1981. - 261 с.
Орнамент народов Западной Сибири / Под ред. Н. В. Лукиной. - Томск : Издательство ТГУ, 1992. - 146 с.
Пармон, Ф. М. Рисунок и графика костюма : учебник для вузов / Ф. М. Пармон, [и др.]. - Стереотип. изд. - М. : Архитектура- С, 2005. - 207 с.
Плаксина, Э. Б. История костюма. Стили и направления : Учебное пособие для среднего профессионального образования / Э. Б. Плаксина, [и д.р.] - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 221 с.
Работнова, И. П. Русская народная одежда / И. П. Работнова ; НИИ художественная промышленность. - М. : Легкая индустрия, 1964. - 55 с.
Сараева, Ю. С. Роспись по ткани / С. Ю. Сараева. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 160 с.
Сафроненко, В. М. Работа с металлами, пластмассами и стеклом / В. М. Сафроненко. - Минск : Хэлтон, 2003. - 297 с.
Скворцов, К. А. Художественная обработка металла, стекла, пластмассы / К. А. Скворцов. - М. : Профиздат, 2004. - 142 с.
Фокина, Л. В. Орнамент : учебное пособие : учебное пособие / Л.В. Фокина. - изд. 4-е, перераб. и допол. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. - 172 с.
Чебан, В. Узоры и орнаменты для мастера / В. Чебан. - Ростов-н/Д. : Феникс, 2000. - 411 с.