Главные вкладки
Дьячкина Надежда Сергеевна
Конспект занятия по изобразительной деятельности (аппликация) в средней группе «Мы иллюстрируем книгу» (по рассказу М. Горького «Воробьишко» Цель: Передать образ птички – воробья в движении на основе восприятия литературного текста (в нетрадиционной технике – аппликации из ниток). Задачи: - Формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птиц, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей сходны по строению. - Учить детей узнавать и называть птиц. - Развивать зрительную память. - Закреплять умения в выполнении аппликации из ниток. - Развивать мелкую моторику, согласованность в движениях обеих рук. - Вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение выступить в роли иллюстраторов книги. - Воспитывать самостоятельность, уверенность, интерес к изобразительной деятельности. Предварительная работа: чтение рассказа М.Горького «Воробьишко», проведение циклических наблюдений за зимующими птицами, прилетающими на участок, рассматривание птиц на иллюстрациях, дидактические игры: "Чем похожи?", "Чем отличаются?", "Кто лишний?", загадки, заготовка ниток. Материал и оборудование: иллюстрации с изображением зимующих птиц (воробей, ворона, снегирь, голубь, синица), мольберт, сюжетные картинки в соответствии с планом рассказа на каждого ребенка (контурное изображение), нарезанные нитки по цвету воробья, клей. Методы и приемы: рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц, разгадывание загадки, вопросы, пересказ рассказа, проблемная ситуация (черно-белые иллюстрации к рассказу М.Горького «Воробьишко»), физкульминутка, напоминание, индивидуальная помощь детям во время выполнения самостоятельной работы, поощрение. Ход занятия: 1. Организационный момент. Дети садятся на стульчики полукругом перед мольбертом. На мольберте расположены иллюстрации с изображением птиц (воробей, ворона, снегирь, голубь, синица), которые закрыты занавеской. - Ребята, о ком говорится в загадке: Чик-чирик, да чик-чирик, Раздается бойкий крик, Серенькая птичка, Ростом невеличка, Нет на свете веселей, Эта птичка… (Воробей) - Почему вы решили, что это воробей? – маленькая серенькая птичка, чирикает (ответы по загадке). Воспитатель раскрывает мольберт с птицами. - Какая из этих птиц воробей? – дети показывают. - Почему вы считаете, что эта птица - воробей, а не эта (показывает на ворону) – это птица большая и черная, это ворона. - А эта птица не воробей? (показывает на синицу) – она другого цвета, эта птичка синичка. - Да вы правильно выбрали воробья. - Вспомните про кого написал рассказ М.Горький? – про маленького воробьишку и называется он? - «Воробьишка». - Кто помнит, что случилось с воробьишкой? (краткий пересказ рассказа). - Ребята, вот вы сейчас вспоминали рассказ, а что вам могло помочь его рассказать? – картинки. - Конечно, а ведь к этому рассказу нарисованы картинки художником иллюстратором. Сейчас я вам их покажу. Воспитатель берет со стола иллюстрации и удивляется. - Ребята, а на картинках пропал цвет, они стали белые. Что же нам делать? Дети предлагают раскрасить рисунки, и тогда получится книга с картинками. Воспитатель предлагает раскрашивать не просто красками, а нитками, чтобы воробушек получился … какой? – пушистый, мягкий, настоящий. - Давайте и мы с вами превратимся в птичек. Физкультминутка «Птички». Ой, летали птички, Птички-невелички. Все летали, все летали, Крыльями махали На дорожку сели, Зёрнышки поели. Клю, клю, клю, клю, Клю, клю, клю, клю, Как я зёрнышки люблю (присесть на корточки, указательными пальцами постучать по дорожке) 2. Основная часть. Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и подумать о чем рассказывается на рисунке. Дети вспоминают рассказ, вместе с воспитателем выстраивают последовательность (план) рассказа. Воспитатель по каждой картинки зачитывает строчку рассказа. - Жил-был желторотый воробей, звали его Пудик, жил он в теплом гнезде. - Летать он еще не пробовал, но уже крыльями махал и всё выглядывал из гнезда. - Прилетал папаша, приносил букашек Пудику. - И всё высовывался из гнезда, всё разглядывал. - Пел, пел да и вывалился из гнезда, а воробьиха за ним, а кошка - рыжая, зеленые глаза - тут как тут. - Страх приподнял с земли воробьишку, он подпрыгнул, замахал крыльями - раз, раз и - на окне! - Тут и мама подлетела - без хвоста, но в большой радости. Дети выбирают рисунок и приступают к работе, закрашивая воробья нитками. -У вас у каждого на картинке воробей, но у кого он просто сидит, у кого машет крылышками, у кого-то летит. Будьте внимательны, посмотрите, где у воробья крылышки, головка, грудка. А на мольберте сидит воробышек (образец) на которого вы можете посмотреть, чтобы правильно сделать своего. Нужно каждый фрагмент заполнять определённым цветом ниточки как на образце. Дети выполняют работы. 3. Заключительная часть. Рефлексия. - Ребята, мы раскрасили рисунки, и теперь у нас получилась книжка с картинками «Воробьишко». Какая книжка получилась? Яркая, красочная.