ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАБОТЫ НАД РЕПЕРТУАРОМ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО) В ДШИ

В сообщении говорила о важной роли предмета «Общее фортепиано» для учащихся, обучающихся на разных инструментах. Общий курс фортепиано играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хором. Подробно описан круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано,  специфика занятий с учащимися хорового отделения и с учащимися инструментальных классов. Также   поднят вопрос репертуара в классе общего фортепиано и его специфики.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 КОМИТЕТ ПО КУЛЬТУРЕ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЛЮБЕРЦЫ

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств «Гармония»

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

МЕТОДИЧЕСКОЕ  СООБЩЕНИЕ

Меркурьевой Людмилы Анатольевны

ОСОБЕННОСТИ  ПЛАНИРОВАНИЯ И РАБОТЫ НАД РЕПЕРТУАРОМ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (ОБЩЕЕ ФОРТЕПИАНО) В ДШИ

г. о. Люберцы

2022

Введение

                                                                                    «Без изучения курса общего фортепиано

                                                                                      немыслимо воспитание

                                                                                      профессионального музыканта любой

                                                                                      специальности»

                                                                                      А.Г. Рубинштейн.

 Предмет «общее фортепиано» является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. Обладая богатой палитрой звуковых выразительных возможностей, духовые и струнные инструменты ограниченны в воспроизведении многоголосья. В этом смысле неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Применительно к предмету «общее фортепиано», это означает в первую очередь, возможность для учащегося лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано с первых шагов обучения.

Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов, способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты музыкального образования.

Общий курс фортепиано, в ряду учебных дисциплин, изучаемых в детских музыкальных школах и школах искусств, играет особую роль, являясь связующим звеном между игрой на любом музыкальном инструменте, сольфеджио, музыкальной литературой и хоровым пением. Воспитывать музыканта   призваны все эти дисциплины. Процесс их усвоения напрямую зависит от фортепианной подготовки. В методике каждого урока должны присутствовать элементы обучения учащихся умению использовать фортепиано в помощь другим дисциплинам. Эти элементы составляют в сумме обязательный комплекс методических требований, именуемых  межпредметными связями.

Здесь находится большой простор для инициативы, развития индивидуальной методики преподавателя. В своё время педагог Ленинградской консерватории Н.Н. Загорный впервые в музыкально - педагогической литературе сформулировал принципиальные основы специфики методики общего фортепиано. Вот некоторые тезисы его доклада "Программа и методы работы по общему курсу фортепиано".

1. Жизненность методов работы в общих классах фортепианной игры обусловливается приспособление их к требованиям специальности учащихся.

2. Прохождение общего курса фортепианной игры должны содействовать поднятию общей культуры учащихся, и, с другой стороны, своей специальной профессиональной работе.

3. Выработка основных приёмов игры является необходимым условием курса, объём, содержание и качественные требования определяются её конечными прикладными целями.

4. По мере хода занятий по техническому овладению инструментом, специальность учащегося находит, чем дальше, тем больше, отражение в материалах и форме заданий.

5. Отказ от ориентировки на специальные классы и выработка особых методов в общих классах игры на фортепиано, поставит этот предмет на равную со всеми высоту.

Н.Н. Загорный называет круг задач, которые призваны решить курс общего фортепиано:

 • развитие фортепианной техники;

• разучивание пьес разных стилей и фактур;

• игра в ансамбле, аккомпанементе;

• чтение нот с листа.

Вышеуказанные задачи Н. Загорного остаются актуальными и в настоящее время, правда, условия для их решения не простые:

• отсутствие инструмента у учащихся, и классов для самостоятельных занятий;

• чаще урок по 20 минут или по 40 минут раз в неделю, а в течение года ученику нужно освоить 9-11 разнохарактерных произведений (включая полифонические произведения, произведения крупной формы, этюды, пьесы, ансамбли, аккомпанементы)

• не на всех отделениях общее фортепиано начинается с первого класса обучения. Например, по программе с первого класса предмет общее фортепиано вводится по специальности "Хоровое пение" ПП/8. На отделениях же "Народные инструменты", "Духовые и ударные инструменты" ПП/8 начинают изучать общее фортепиано лишь с 4 класса и по 20 минут. Эти же отделения по ПП/5, изучают фортепиано со 2 класса, и то же по 20 минут. И лишь в выпускном классе на освоение итоговой аттестационной программы учащимся этих отделений отводится 40 минут. На этом фоне в более выгодном положении "Струнные инструменты" ПП/8. У них предмет общее фортепиано начинается с 3 класса и сразу по 40 минут.

Самое трудное и самое важное, чему преподаватель с первых же шагов должен учить ребёнка, любого отделения - это слушать свою игру, не допускать резкой, грубой игры, прививать культуру исполнения. Преподаватель должен сразу учить ребёнка исполнять маленькие пьесы цельно, музыкально. Ученик должен понимать строение песенки, иметь понятие о фразе, предложении и цезуре.

Занимаясь фортепиано целесообразно разделять учащихся на две группы: инструменталистов и не инструменталистов - хоровиков. У первой группы развитие фортепианной техники происходит параллельно техническому развитию на специальном инструменте, превращается в процесс, зависимый от специальности. С одной стороны - корректируемый ею, с другой - учитывающий, использующий опыт работы над техникой в специальном классе. У второй группы процесс развития навыков фортепианной игры не зависит от специального инструмента, но в то же время и лишен опыта работы над инструментальной техникой.  

Но сначала нужно отметить общие для учеников «непианистов» моменты. Важным является личность преподавателя и его профессиональный уровень. Преподаватель должен быть последователен в своих требованиях, речь понятной и хорошо сформулированной. В первой беседе необходимо аргументировать важность обучения игре на фортепиано, как условие профессионального обучения музыканта. Ребенок получает ясное представление о цели занятий – какую серьезную роль они выполняют в  его обучении. Объяснение учащемуся цели помогает создать положительное отношение к занятиям.

                   Специфика занятий с учащимися хорового отделения.

Для хоровика - дирижера фортепиано является основным инструментом.

Результатом освоения учебного предмета «фортепиано» является приобретение следующих  знаний, умений и навыков:

- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;

- знания музыкальной терминологии;

- умения грамотно исполнять музыкальные произведения на фортепиано;

- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения  различных жанров и стилей;

- умения создавать  художественный образ при исполнении на фортепиано музыкального произведения;

- умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

- умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных музыкальных произведений;

- навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;

- навыков подбора по слуху музыкальных произведений;

- первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;

- навыков публичных выступлений.

- видеть, слышать и воспроизводить нотный текст;

- разбираться в стиле разных эпох и композиторов;

- чтение с листа, транспонирование;

-развивать музыкальную память, закреплять теоретические знания, полученные на

 сольфеджио;

-учиться аккомпанировать, играть в ансамбле;

-воспитать исполнительскую волю, эстрадную выдержку, артистизм.

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности, наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

Одна из основных задач – формирование музыкально-исполнительского аппарата обучающегося. С первых уроков полезно ученику рассказывать об истории инструмента, о композиторах и выдающихся исполнителях, ярко и выразительно исполнять на инструменте для ученика музыкальные произведения. Следуя лучшим традициям и достижениям русской пианистической школы, преподаватель в занятиях с учеником должен стремиться к раскрытию содержания музыкального произведения, добиваясь ясного ощущения мелодии, гармонии, выразительности музыкальных интонаций, а также понимания элементов формы.

Исполнительская техника является необходимым средством для исполнения любого сочинения, поэтому необходимо постоянно стимулировать работу ученика над совершенствованием его исполнительской техники.

Систематическое развитие навыков чтения с листа является составной частью предмета, важнейшим направлением в работе и, таким образом, входит в обязанности преподавателя. Перед прочтением нового материала необходимо предварительно просмотреть и, по возможности, проанализировать музыкальный текст с целью осознания ладотональности, метроритма, выявления мелодии и аккомпанемента.

В работе над музыкальным произведением необходимо прослеживать связь между художественной и технической сторонами изучаемого произведения.

Правильная организация учебного процесса, успешное и всестороннее развитие музыкально-исполнительских данных ученика зависят непосредственно от того, насколько тщательно спланирована работа в целом, глубоко продуман выбор репертуара.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет для учащегося индивидуальный план, который утверждается заведующим отделом. В конце учебного года преподаватель представляет отчет о его выполнении с приложением краткой характеристики работы обучающегося. При составлении индивидуального учебного плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки обучающегося. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанру, форме и фактуре. Индивидуальные планы вновь поступивших обучающихся должны быть составлены к концу сентября после детального ознакомления с особенностями, возможностями и уровнем подготовки ученика.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Одна из самых главных методических задач преподавателя состоит в том, чтобы научить ребенка работать самостоятельно. Творческая деятельность развивает такие важные для любого вида деятельности личные качества, как воображение, мышление, увлеченность, трудолюбие, активность, инициативность, самостоятельность. Эти качества необходимы для организации грамотной самостоятельной работы, которая позволяет значительно активизировать учебный процесс.

Специфика занятий с учащимися инструментальных классов.

В занятиях с учащимися инструментальных классов можно выделить несколько моментов:

- посадка

В посадке за фортепиано обнаруживается недостаточная пространственная свобода, а именно: чрезмерное напряжение мышц плеча, предплечья, мышц лица, шеи, спины и т. д.

Пианист должен иметь возможность двигаться во всех направлениях, чтобы движения рук имели полную свободу. Высота посадки зависит от игрового положения предплечья, локтя и плеча. При поставленных на клавишу пальцах предплечье и локоть должны находиться на уровне клавиатуры или чуть выше. Пианист  должен иметь три точки опоры – на пятки, стул, и непосредственно в клавишу. Эти требования известны, но для баянистов, народников-струнников и других инструменталистов, сидящих во время  исполнения, необходимо учитывать

- постановка рук

Важным моментом является организация исполнительского аппарата ребенка. Проблема постановки рук чаще проявляется у взрослых детей, тогда приспособить руки к инструменту сложнее.

- звукоизвлечение

Особенность фортепианного звукоизвлечения вызывает большую сложность при обучении игре на фортепиано у учащихся – инструменталистов практически всех специальностей.  На фортепиано важен момент взятия звука, который и определяет характер и силу звучания. Невозможно повлиять на силу звука давлением на клавишу, так как его стационарная часть неуправляема и звук постепенно затихает. Если сразу не объяснить ученику эту особенность фортепианного звукоизвлечения, то учащиеся все усилия сосредотачивают на клавише, начинают прижимать ее до дна после ее взятия, что приводит к зажатости. Поэтому, начинать нужно с достижения мягкого певучего звука, без излишнего давления на клавишу.

Необходимо сразу разъяснить и показать ученику устройство фортепиано. Как именно извлекается звук – при ударе по клавише приходит в движение молоточек, который в свою очередь ударяет по струне, таким образом, сразу обнаруживается естественность игры не «по клавишам», а с помощью клавиш – по струнам.

Для всей группы инструменталистов характерно разграничение функций рук, а при игре на фортепиано равнозначность рук – почти норма, к которой нужно привыкнуть.

- использование 1го пальца

Проблема первого пальца обычно стоит перед учащимися-инструменталистами в связи с тем, что и они используют 4-х пальцевую аппликатуру. Наиболее распространённым недостатком при работе первого пальца, является то, что учащиеся кладут его на клавишу всем суставом. В этом случае очень трудно регулировать силу звука, издаваемого первым пальцем, а остальным пальцам придётся делать массу лишних движений. Добиваться удобного использования  1го пальца можно с помощью упражнений,   а также при изучении гамм и этюдов особое внимание уделить подкладыванию первого пальца, развивать его подвижность и ловкость.

-координация

Обучающийся по классу общее фортепиано должен обладать комплексом навыков, среди которых основное место занимает способность координации, так как умение скоординировать составные части музыкальной ткани служит залогом двигательно-технической свободы. Работая над развитием координации, необходимо учитывать, что оно состоит из нескольких слоев:

- мышление и слух, так как игровые движения зависят от мысленно-звукового представления, сложившегося у исполнителя;

- техника, потому что от нее зависит способность аппарата к гибкому взаимодействию всех его звеньев.

Существует ряд причин, из-за которых усложняется процесс развития координации при игре на фортепиано учащимися-инструменталистами. Первое, это фортепианный текст. Трудность заключается в необходимости одновременной читки двух нотоносцев в разных ключах, в ином обозначении аппликатуры.

Начиная обучение в классе общего фортепиано многие учащиеся, например скрипачи, гитаристы, домристы, сталкиваются с трудностями при чтении нот, так как на уроках по специальности они знакомятся с записью нот только в скрипичном ключе. Практика чтения нот в одном ключе приводит к тому, что первые опыты одновременной игры в скрипичном и басовом ключах, зачастую вызывают у детей своеобразный процесс «торможения», в результате которого они временно теряют способность гладкого чтения нотного текста даже в хорошо знакомом им скрипичном ключе.

Даже при наличии слуха, ученики плохо владеют педализацией. Возникает проблема координации – связь педали, слуха со всем комплексом игровых движений. Особенно плохо даётся «запаздывающая» педаль. Поэтому, осваивая запаздывающую педализацию на уроках фортепиано, учащийся должен проучивать отдельно левую руку с педалью, это поможет ему скоординировать движения и лучше услышать мелодическую линию баса.

Наиболее перспективными в овладении курсом фортепиано являются баянисты: баян близок по фактуре к фортепиано, воспроизведение нотного текста одновременно двумя руками в разных ключах -  не новость, мышление подготовлено к исполнению музыки полифонического склада. Учащиеся по классу домры и балалайки тоже имеют опыт инструментального исполнительства в ансамбле с фортепиано, звучание которого - непременный компонент активного восприятия и воспроизведения ими музыки.

Говоря о специфике игры двумя равнозначными руками, приходим к работе над техникой в классе общего фортепиано. Очень важно отчетливо представлять себе, какие технические навыки фортепианной игры наиболее резко отличаются от приемов игры на народных, духовых и струнных инструментах: непривычная объемность фортепианной клавиатуры, которая требует скачков и переносов руки, активность первого пальца, применение педали, легатный штрих и т.д. Одновременно с этим необходим поиск аналогий между игровыми приемами на фортепиано и других инструментах.

Репертуар в классе общего фортепиано

В процессе работы очень важен правильно подобранный репертуар. Его основа - русская и зарубежная классика, творчество советских и зарубежных композиторов.

Большое значение имеет изучение полифонических произведений   в   классе        общего

фортепиано, готовит учащихся к работе над полифонией по специальности. Освоение полифонического произведения  выдвигает перед учащимся ряд специфических задач и, прежде всего – самостоятельность движения голосов при одновременном их ведении.

 Изучение полифонических произведений оказывает также большое влияние на развитие гармонического слуха и общей и музыкальной культуры учащихся. Поэтому можно смело считать работу в этой области основой музыкального воспитания. Работе над произведениями полифонического склада придаётся особое значение еще и потому, что музыкальная литература, написанная для ряда инструментов (например, народных), вследствие специфики своего репертуара недостаточно воспитывает навыки исполнения полифонии.

В произведениях крупной формы, конечно, желательным является изучение сонатного аллегро с выраженной контрастностью тем, их разработкой и классической репризой. Работа над сонатной формой развивает у учащихся способность мыслить более крупными построениями, логично сочетать контрастные образы,  свободно ориентироваться в тексте при изменении фактуры.

 Однако на практике, к сожалению, в классе общего фортепиано зачастую приходится ограничиться прохождением любой другой части сонатины. Бесспорно, музыкально обогащает учащихся и представляет собой педагогически ценную задачу изучение различных вариаций, которые являются подлинным синтезом крупной и малой форм. Зачастую вариации пишутся на темы народных песен и танцев, которые усваиваются учащимися лучше. Они обычно различны по своим техническим приемам, контрастны по содержанию и разнообразны по форме.

Повышению качества усвоения технического  репертуара     способствует      планомерная

 работа над гаммами и этюдами. Для облегчения решения технических задач в классе фортепиано освоение гамм идёт по принципу аппликатурного сходства.

При работе над фортепианным произведением необходимо развивать у учащегося стремление к наиболее полному раскрытию музыкального образа с помощью оптимальных аппликатурных и фактурных решений, точного выполнения штрихов, правильного звукоизвлечения.

Для воспитания навыков самостоятельной работы учащимся  следует поручать самостоятельное изучение доступных  для них произведений. Материал должен быть не только доступным, но и интересным.

Большое воспитательное профессиональное значение в классе общего фортепиано имеет приобретение навыков совместного исполнительства, особенно аккомпанемента. В процессе работы воспитывается умение слышать и трактовать свою партию как часть совместно исполняемого произведения.

В практике исполнителя на народных инструментах широко используются переложения произведений других жанров и более всего - фортепианные. Например, педагогический репертуар для баяна из классической и романтической музыки представлен преимущественно фортепианными произведениями, переложения оных используют в своей практике домры, балалайки, а также эти инструменты используют скрипичный репертуар, т.е. фортепиано представляет учащемуся народного отделения возможность исполнять произведения всех музыкальных направлений на инструменте, для которого они написаны. При этом только урок фортепиано расширяет возможности познания тех произведений, которые не поддаются транскрипции для народных инструментов.      

Исполнение музыки великих композиторов возможны и на простых образцах их музыкального наследия. Возбудить живой интерес учащегося к освоению необходимых пианистических навыков можно только на высокохудожественном музыкальном материале. Однако следует заметить, что на первых порах глубина художественных образов должна сочетаться с несложностью пианистических приемов, так как неоправданное усложнение учебного репертуара зачастую приводит к неполноценному его исполнению и тормозит общий темп музыкально-пианистического развития ребенка. Одним из наиболее важных условий расширения музыкального и общекультурного кругозора учащихся является разнообразие учебного материала и постоянная смена художественных впечатлений. Этим требованиям, как нельзя лучше, отвечает включение в учебный репертуар ученика лучших образцов народного песенного творчества, тем более что песня всегда пользовалась особой любовью в нашей стране. Примечательно то, что исполнением народных песен на фортепиано особенно наслаждаются учащиеся, играющие на щипковых народных инструментах – балалаечники домристы, гитаристы.  В практике преподавания курса общего фортепиано нередки случаи, когда возможность легатного, певучего исполнения на фортепиано музыкальной фразы становилось для учащихся, играющих на струнных щипковых инструментах, стимулом к работе над овладением фортепианными навыками. Именно поэтому значительное место в репертуаре учащихся должны занимать песни разных народов мира, в обработке русских и зарубежных композиторов, а также фортепианные обработки народных танцев и песни современных композиторов.

Самым быстрым способом вовлечения ученика в процесс активного музицирования, приносящего ему не только эстетическое, но и моральное удовлетворение, является игра в ансамбле. Читая более легкую партию, учащийся, тем не менее, получает полное представление от музыки в целом, так как его партнер (обычно педагог) принимает на себя исполнение всех остальных, более трудных, элементов фортепианного текста. Игра в ансамбле мобилизует творческую волю учащегося, побуждает его играть ритмично и в определенном, обусловленном содержанием музыки, темпе.

Заключение

Общее фортепиано - предмет интересный, многогранный, требующий владения разносторонними профессиональными навыками. Он является неотъемлемой частью комплексной системы воспитания профессионального музыканта, одним из средств формирования эстетического вкуса и культуры учащихся разных специальностей.

Умение играть на фортепиано помогают детям осваивать не только весь цикл эстетического направления, но и теоретического курса – сольфеджио, музыкальной литературы. В первую очередь акцентируется развитие слуховой и музыкально-образных сфер, эмоционального и интеллектуального начал, художественно-творческой и двигательно-технической сфер, исполнительского и музыкально-теоретического образования.

А приобщение ребенка к искусству в целом - процесс еще более сложный и многогранный. Нужно терпеливо учить  и прививать, понимать и развивать у ученика живое ощущение музыки. Приобщая ребенка к искусству через активный труд, мы не только сами должны многое знать и уметь, но и хорошо чувствовать психологию ребенка и учитывать его особенности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Артоболевская А.Д. «Первая встреча с музыкой». СПб..: из-во «Композитор», 1992.-.с.

 100.

2. Баренбойм Л., И Перунов «Путь к музицированию». Л: «Советский композитор», 1979.

 – с.352.

3. Загорный Н.Н. Фортепианная игра как вспомогательный предмет в музыкальном

 образовании: опыт методического обоснования общего курса игры на фортепиано / Н. Н.

 Загорный. Л. : Academia, 2-я типография транспечати НКПС им. Т. Лоханкова, 1928. – 58

 с.

4.Сибор В.Л. Методические рекомендации к курсу ОКФ. М,1965 г

5.Ныркова В.Д. Вопросы методики курса фортепиано для учащихся разных

 специальностей. М.1980г