Методическая разработка по теме " Нетрадиционные техники рисования"
В методической разработе широко представлены нетрадиционные техники рисования. Работа в этих техниках интересна детям разного возраста.Очень интересна техника акварель+ масляная пастель.Абсолютно у всех работы получаются яркими и сочными. Лично меня заинтересовало рисование нитью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования" | 30.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка преподавателя МБОУ ДО ДШИ Вадинского р-на Буртасовой С.П.
Нетрадиционные техники изобразительного искусства, как средство развития творческих способностей учащихся.
Ум ребенка – на кончиках его пальцев.
В.А.Сухомлинский
Творческая активность школьников, как и любое качество личности, воспитывается в деятельности. В области искусства способность учащихся к творчеству развивается в процессе их приобщения к мировому художественному наследию, а также в процессе самостоятельной работы в том или ином виде искусства.
Изобразительное искусство является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.
В процессе изобразительной деятельности у ребенка совершенствуется наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Нужно отметить, что почти все дети рисуют, впоследствии же рисованием занимаются очень немногие. А это значит, что в школьном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира.
Большинство из нас уже забыло о той радости, которую приносило нам рисование в детские годы. Но она была несомненно. Каждый ребенок с упоением рисует. Дети рисуют все, что видят, знают, слышат и ощущают. Исследования ученых все чаще напоминают, что человек-творец. Как правило, его творческие способности находятся в скрытом состоянии и реализуются в малой степени. Создавая условия, побуждающие ребенка к рисованию, можно разбудить дремлющие до поры до времени творческие возможности.
Рисуя, ребенок получает уникальную возможность перенести на бумагу свои переживания, а если новое впечатление захватывает его, то он очень дорожит им и хочет снова и снова его испытать.
Важно еще в детстве научить ребенка художественному видению, которое дает ему возможность осмыслить образы действительности.
Изобразительная деятельность приносит много радости детям. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачек умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно.
Развитие детей – это высшая ценность работы школы.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:
- Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
- Формировать у детей знания, умение и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать.
- Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику (графитный карандаш, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, акварель, цветные восковые мелки, пастель и др.), разные способы создания изображений, соединения в одном рисунке разных материалов и техник с целью получения выразительного образа.
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально положительные чувства на предложение рисовать.
Цель моей работы – развитие творческих способностей каждого ребенка средствами нетрадиционных техник, помочь реализовать себя, уметь соединять в одном рисунке различные материалы для получения выразительного образа.
Эффективное обучение не возможно без опоры на познавательные интересы детей.
Необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.
Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию, удивляет, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом исследования и познания.
Многие виды нетрадиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации. Координации мелкой моторики пальцев рук.
Учитывая значимость данного вида работы, считаю необходимым начинать ее уже с первого класса. Поскольку нет предела видам и формам изобразительного творчества детей, то и продолжать ее можно на всех ступенях обучения.
Для обучения методике нетрадиционного рисования достаточно подручных материалов: бумага (тетрадные листы, газетные страницы, листья деревьев), вода (в каждом классе), краски (акварель, гуашь), восковые мелки… Получив тему, ребенок вправе выбрать сам материалы и метод изображения.
Итак, для младших школьников предлагаю активно применять следующие техники: Ниткопись :
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.
Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.,( эта техника интересна и старшим детям, когда есть немного времени для эмоциональной разгрузкиребята любят пофантазировать с получаемыми образами)
Отпечатки природных материаловОтпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Свеча + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой" на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Восковые мелки + акварель
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.
Кляксография с трубочкой.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Еще один нетрадиционный прием – набрызг. Это очень не простая техника. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку. Рисунки на темы: «Снегопад», «Листопад». Это сложная техника, у детей она получается не сразу, но, несмотря на это, работа приносит удовлетворение.
Рисование пластилином. Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.
Рваная аппликация, Аппликация мятой бумагой и другие. Каждый из этих видов изображения по продолжительности исполнения краток. Достаточно одного-двух уроков. Данные виды ИЗО целесообразны для развития мелкой моторики, сравнительного анализа, расширения словарного запаса, начальных навыков исследования. Так, например, детям необходимо изобразить пейзаж за окном. Для этого предлагаются различные виды изобразительных средств: бумага, листья растений, пластилин и карандаши. Исследуя физические свойства материалов: гладкость, рельефность, упругость, промокаемость и другие, обучающиеся выбирают самостоятельно те материалы, которые помогут реализовать их задумки. При этом мышцы рук выполняют три основные функции: органов движения, органов познания, аккумуляторов движения (и для самих мышц, и для других органов). Если ребенок трогает какой-либо предмет, то мышцы и кожа рук в это время «учат» глаза и мозг видеть, осязать, различать, запоминать. Рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятие, соединяя их со зрительными, слуховыми и обонятельными в сложные интегрированные образы и представления. Помимо развития вышеперечисленных навыков у детей формируется начальное представление о структуре растений, физических свойствах материалов, то есть осуществляется межпредметная связь.
Для школьников среднего школьного возраста, помимо уже названых методов, предлагаю применять техники:
Набрызг и рисование мыльной пеной замечательно применяется для темы «Мир космоса» и зимних пейзажей,
Гратаж, интересно в этой технике получаются работы на тему «Греческая керамика», работы в жанре пейзажа.
Пластографию и рисование сухой кистью можно использовать для изображения животных, Монотипия, Рисование свечой, Батик, Рисование по сырой бумаге и другие.
Помимо изучения физических свойств материалов, дети могут анализировать их химические свойства. Очень интересен опыт рисования на сырой бумаге с применением соли или марганца. Необычные формы, полученные при применении этих техник, пробуждают фантазию, призывают исследовать. И такое нестандартное творчество нравится всем детям без исключения.
Развитие детей – это высшая ценность работы школы.
Анализируя результаты работы, можно сделать следующий вывод: что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
И в десять лет, и в семь, и в пять
Все дети любят рисовать.
И каждый смело нарисует
Все, что его интересует.
Все вызывает интерес:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, сказки, пляски…
Все нарисуем: были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на земле. (Берестов)