Распространение педагогического опыта
Опыт работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опыт работа "ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ" | 827.14 КБ |
Опыт работы "Педагогический дует" | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
ОРГАНИЗАЦИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В МБДОУ Д/С «СВЕТЛЯЧОК» Г.АК-ДОВУРАК
Чадамба Аясмаа Дадар-ооловна
старший воспитатель
МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак
Аннотация: В статье описаны особенности использования цифровых технологий и актуальность их применения в дошкольном образовательном учреждении.
Ключевые слова: интеллектуальное развитие ребенка, цифровизация, мультимедиа, цифровые технологии, гаджеты, планшеты
Организация современного цифрового образовательного пространства в МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак опирается на следующие нормативные документы:
1. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» (2018-2025 годы) согласно которому в образовательных организациях всех уровней необходимо внедрить современную и безопасную цифровую образовательную среду уже к 2024 году.
2. Федеральный закон «Об образовании в РФ», в котором говорится, что информационно-образовательная среда должна включать в себя электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных и телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. который предъявляет требования к образовательной среде: она должна быть максимально насыщенной, оборудованием, которое совмещает в едином развивающем пространстве не только традиционные игры, игрушки и иное учебно-методическое оборудование, но и электронные образовательные ресурсы.
3. Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) также трактует, что педагоги должны владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста.
Актуальность.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018 - 2025 годы включает в себя приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. Возникает необходимость в цифровизации образовательного процесса, для успешного использования новых педагогических технологий в воспитании и образовании дошкольников. В связи с модернизацией российского образования, значимой частью предметно-развивающей среды дошкольных учреждений стало инновационное оборудование, цифровая образовательная среда.
С помощью современных умных устройств, складывается особое обучающее пространство. Педагогам необходимо учитывать значение, которое имеет работа с медиасредствами в системе общего развития детей, нужно понимать, как и какое интерактивное оборудование нужно использовать, чтобы наилучшим образом обеспечить развитие способностей ребенка, как избежать стихийного, и не всегда целесообразного обогащения предметно-развивающей среды.
Современные дети с цифровым миром встречаются практически с рождения. Это, так сказать, естественный процесс, примета нашего времени. В настоящее время окружающее цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Источником формирования представлений ребенка об окружающем мире, общечеловеческих ценностях, отношениях между людьми становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но и медиаресурсы.
Для современных детей познавательная, исследовательская, игровая деятельность с помощью компьютерных средств является повседневным, привлекательным занятием, доступным способом получения новых знаний и впечатлений. Нас не удивляет то, что планшеты и телефоны являются игрушками детей, сидящих в колясках и на коленях у родителей. С раннего возраста дети осваивают электронные устройства, знают, на какую кнопку нажать. И для взрослых это удобно: не нужно утруждать себя общением с ребенком. Дети привыкают, что электронные устройства служат игрушками. Но спектр их возможностей значительно шире.
Цифровизация учебного процесса в дошкольном образовании и воспитании помогает педагогам найти новые пути для широкого внедрения в свою педагогическую деятельность новых методических разработок, направленных на разработку и реализацию инновационных методик воспитательно-образовательного процесса. В данный период развития дошкольного образования мы начинаем знакомить ребенка-дошкольника и с информационными технологиями, как одними из главных навыков развития самодостаточной личности.
Информационно-компьютерные технологии вовлекают детей в развивающую деятельность, помогая ребенку-дошкольнику решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядный материал и ведущую для дошкольника деятельность – игру в процессе индивидуального обучения.
Систематическое использование всех электронных обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и инновационными педагогическими технологиями увеличивает в разы эффективность обучения детей с разным уровнем знаний, умений и навыков. Ещё одним актуальным направлением внедрения ДОТ и ЭО является размещение учебных материалов, разработок педагогов и работ воспитанников в информационно-образовательной среде образовательной организации.
Таким образом, осуществляется поддержка и сопровождение очного процесса обучения, что способствует работе с одарёнными и слабоуспевающими детьми, обучению детей c ОВЗ.
Под цифровой цифровизацией образования (ЦОС) понимается достижение высоких образовательных показателей на базе использования цифровых технологий, искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, а также обеспечение широкого доступа к интернету и создание цифровой образовательной среды персонализированного обучения.
Цели и задачи:
Проведение цифровизации в нашем детском саду направлено на:
1. Создание и развитие в ДОУ информационно-образовательной среды, обеспечивающей повышение качества образования;
2. Развитие информационной культуры воспитанников, педагогических и руководящих кадров, формирование способности эффективно использовать информационные ресурсы и технологии
3. Создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
4. Формирование у участников образовательного процесса навыков использования цифровых ресурсов образовательной деятельности, умения получать и преобразовывать информацию, многообразную по содержанию и формам представления, поступающую из различных источников.
Поставленные цели, реализуются путем решения следующих задач:
1. Создание условий для повышения качества образования за счет эффективного использования современных информационных технологий;
2. Максимальное использование преимущества цифровых технологий для повышения качества образования дошкольников;
3. Достижение 100% уровня профессиональной квалификации работников ДОУ, позволяющей реализовывать современные модели образовательного процесса с использованием цифровых технологий;
4. Включение в образовательный процесс современных методик с использованием цифровых технологий;
5. Участие в выставках, конкурсах работ педагогов и воспитанников с использованием цифровых технологий;
6. Совершенствование технического сопровождения процесса образования в рамках информатизации и цифровизации ДОУ.
Новизна.
Рассматривая процессы повышения эффективности образовательного и процесса через призму цифровизации, мы считаем, что информационно – коммуникативные технологии и цифровое интерактивное оборудование могут и должны стать тем инструментом, которые позволяют повысить эффективность занятий. Включение в образовательный процесс мультимедиа - материалов (видео, звука, иллюстрационного материала) - повышает его наглядность.
Использование цифровых образовательных ресурсов предметной направленности - позволяет организовать изучение материала воспитанниками индивидуально, в наиболее предпочтительном для них темпе.
Сетевые возможности компьютера позволяют выйти в поисках необходимой информации за рамки образовательной аудитории. В условиях эпидемиологической ситуации и режима повышенной готовности жить и работать на самоизоляции пришлось по-новому.
Сегодня не осталось тех людей, кого бы ни коснулись изменения. Образование вышло на новый формат взаимодействия всех участников этого процесса. Перестраиваться пришлось и дошкольной системе образования.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий. К ним можно отнести видеоконференцсвязь, вебинары, онлайн - конференции, мастер-классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, конкурсы профессионального мастерства, методических разработок, тестирование.
Важным аспектом работы педагога является и участие в различных педагогических проектах, дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что значительно повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно из-за удаленности региона, финансовых затрат и других причин. А дистанционное участие доступно всем.
В условиях пандемии, деятельность педагога предусматривала основные формы работы с детьми и родителями в дистанционном режиме.
Дистанционное образование дошкольника заключалось в том, что детям и родителям в доступной форме предлагался учебный материал, и, находясь дома, они вместе изучали и выполняли задания педагогов.
Дистанционные образовательные технологии в данный период времени стали новыми средствами обучения детей, когда произошло изменение роли и функции участников педагогического процесса. Здесь велика роль взрослого – педагогу необходимо было создать условия для обучения, предложить материал в интересной и доступной форме, чтобы родители, показав его, смогли заинтересовать ребенка в получении знаний и выполнении задания.
Воспитанники ДОУ - это будущие школьники, и их подготовка, должна соотноситься, в том числе и с цифровыми технологиями, имеющими качественное преимущество перед традиционными методиками обучения. Цифровые технологии формируют современную образовательную среду, дают новый, мощный потенциал классическим методам и приемам, предоставляют педагогам новые инструменты.
Таким образом, применение цифровых технологий обусловлено, с одной стороны, требованиями ключевых нормативных документов в области образования, с другой стороны, интересами и потребностями детей и родителей.
Этапы работы
Построение цифровой образовательной среды в МБДОУ д/с «Светлячок» г. Ак-Довурак включала в себя реализацию следующих этапов.
На первом этапе была проведена работа по повышению компетентности педагогических кадров в области ИКТ.
С этой целью была реализована курсовая подготовка кадров в области реализации ИКТ, а также дистанционного обучения.
- «Современный информационно-коммуникативные технологии», 72 часа,
- «Применение дистанционного обучения. Разработка заданий и тестовых вопросов в онлайн форматах», 72 часа
16 педагогов МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак из 16 педагогов прошли обучение в области ИКТ за последние три года.
Вторым этапом внедрения ЦОР стало пополнение материально-технической базы учреждения:
— во все возрастные группы и кабинеты специалистов были приобретены телевизоры.
- в спортивный и музыкальный зал приобретён мультимедийный проектор, телевизор СМАРТ-выходом в Интернет, что позволяет педагогическому коллективу быть активным участником онлайн семинаров и вебинаров.
- в методическом кабинете и в кабинетах специалистов имеются МФУ (Многофункциональное устройство: принтер-сканер-копир), ламинатор и брошюратор. Благодаря чему педагоги учреждения пополняют свои методические копилки картотеками дидактических игр, настольных игр, наглядного материала, эстетично оформленными и современными пособиями (рис.1).
Рис 1. Работа педагога за компьютер
Во всем помещении МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак педагоги с помощью беспроводной сети Wi-Fi имеют доступ к сети Интернет.
Третьим этапом работы цифровизации в нашем детском саду стало активное внедрение в практику работы интерактивно-коммуникативных технологий.
Какие цифровые инструменты являются активными помощниками в нашей работе?
В первую очередь, это ноутбук или компьютер, что помогает педагогам при ведении документации.
В процессе образовательной деятельности воспитатели и специалисты МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак:
- составляют и оформляют календарные и перспективные планы, отчеты, рабочие программы;
- заполняют мониторинги выполнения программ, диагностику развития детей;
- готовят материал для оформления родительского уголка;
- в работе широко используются автоматизированные информационные системы;
- обмен информацией осуществляется через электронную почту.
Методическая работа.
Сетевые электронные ресурсы – это удобный способ распространения новых методических идей и дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания. Методические материалы в виде электронных ресурсов могут быть использованы во время подготовки педагога к занятиям, для изучения новых методик, при подборе наглядных пособий при организации различных видов деятельности.
Сетевые сообщества педагогов позволяют размещать свои материалы в сети интернет, делиться педагогическим опытом по подготовке и проведению мероприятий, по использованию различных методик, технологий.
У многих педагогов нашего учреждения имеются мини-сайты на таких порталах как МААМ.ру, Нс. портал, ИНФОурок. А также личные официальные сайты.
Компьютеры и ноутбуки широко используются в индивидуальной работе с воспитанниками, что позволяет закреплять материал в более интересной для детей форме (рис.2,3).
Рис. 2,3. Индивидуальная работа с воспитанниками
Повышение квалификации педагогов.
Педагоги имеют возможность совершенствовать свои навыки, обновлять знания и поддерживать непрерывное самообразование и повышение квалификации с помощью Интернет-технологий (к ним можно отнести видеоконференции, вебинары, онлайн мастер классы, дистанционное повышение квалификации и переподготовки, методические разработки, тестирование).
Важным аспектом работы педагогов МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак является и участие в различных дистанционных конкурсах, викторинах, олимпиадах, что повышает уровень самооценки, как педагога, так и воспитанников. Очное участие в таких мероприятиях часто невозможно, а дистанционное участие доступно всем.
В практике своей работы мы активно используем данный метод обучения и повышения квалификации: используем мультимедийный проектор при проведении семинаров, мастер-классов, педагогических советов, участвуем в городских методических объединениях, семинарах и совещаниях в формате онлайн (в музыкальном зале имеется проектор, во всех группах и кабинетах беспроводная сеть Wi-Fi) (рис4,5,6).
Рис.4Мастер-класс для педагогов Рис.5 Педагогический совет
Рис. 6 КВН педагогов
Аттестация педагогов.
При прохождении аттестации педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак оформляют электронное портфолио и выставляют свои материалы на образовательной социальной сети НС. Портал.
В настоящее время в детском саду работают 16 педагога, из них:
— педагогических работников с высшей категорией — 5;
— первая квалификационная категория — 8;
— без категории -3.
Воспитательно-образовательный процесс
В своей работе педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак применяют различные цифровые устройства:
1. Мультимедийный проектор
Чаще всего используется для просмотра презентаций и обучающих мультфильмов.
Презентации применяются во всех образовательных областях:
Познавательное развитие. При ознакомлении с окружающим использование данной технологии - это отличная возможность рассказать детям о мире, не выходя из дома и не летая в дальние страны.
На занятиях по социально-коммуникативному развитию детям предлагаются презентации на социальные темы, проблемные ситуации, мультфильмы нравственного содержания (рис.7,8)
Рис7, 8. Конкурс «Все професии важны». Защита с презентацией.
Художественно – эстетическое развитие. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов, с мировыми произведениями искусства. Схемы поделок, рисунков более детально можно рассмотреть, если вывести на большой экран алгоритм выполнения, схемы заданий (рис.9. 10)
Рис. 9 Занятие по рисованию Рис. 10 Занятие по окружающему миру
На занятиях по формированию элементарных математических представлений формируются способы зрительного восприятия, выделения качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развивается зрительная память. Презентации помогают в усвоении детьми сенсорных представлений: формы, размер, цвет. Дети упражняются в прямом и обратном порядковом счете.
Расширить словарный запас детей, формировать звуковую культуру речи, развивать восприятие, память, внимание, мышление, творческие способности можно, если включать презентации в образовательную деятельность по развитию речи.
На занятиях по физическому развитию презентации применяются при ознакомлении детей с различными видами спорта, при обучении основным видам движений, при проведении физкультурных праздников, досугов и развлечений.
При проведении физкультминуток и динамических пауз во время и между занятиями также применяются мультимедийные презентации.
Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
В МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак создана «Копилка авторских мультимедийных презентаций» по обучению тувинскому языку, которые активно используются педагогами нашего детского сада.
Обеспечение взаимодействия с родителями воспитанников в цифровом пространстве.
Для решения данной задачи созданы совместные группы родителей, педагогов, специалистов, администрации МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак в существующих и востребованных у родителей социальных сетях («Вконтакте»), информационно-коммуникационном платформе «Сферум» (ВК Мессенджер).
Таким образом, можно сделать вывод: внедрение цифровых технологий имеет преимущества перед традиционными средствами обучения:
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу;
- обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста. При этом включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная;
- слайд-шоу и видеофрагменты позволяет показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;
- можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т.д.);
- использование цифровых технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
Сегодня цифровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, повышающим эффективность организации образовательного процесса.
При всех неизменных плюсах использования цифровых технологий в дошкольном образовании возникают и следующие проблемы:
1. Материальная база ДОУ.
Как уже отмечалось выше, для организации занятий необходимо иметь минимальный комплект оборудования: компьютер (ноутбук), проектор, колонки, экран, интерактивная доска. На сегодняшний день не можем себе это позволить в полной мере.
2. Защита здоровья ребенка.
Использование цифровых технологий в дошкольных учреждениях требует тщательной организации. Новые санитарные правила СП «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые действуют с 1 января 2021 предусматривают продолжительность непрерывного использования экрана для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, до 5 лет использование ЭСО в детском саду не предусмотрено.
Также в данном СанПиНе подробно прописаны требования к различным видам цифровых ресурсов, с которыми каждый педагог должен быть знаком.
3. Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.
Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Интернет.
Не стоит забывать, что педагог — это в первую очередь личность, а цифровые технологии — это лишь инструменты в его руках, которыми он должен владеть в совершенстве, дать возможность новому поколению овладеть новыми технологиями.
ЦОС является только средством, помощником педагога в развитии ребенка, и она не сможет полностью заменить живого человеческого общения.
Список литературы
1. Виноградова Н. А. Интерактивная предметно-развивающая среда детского сада: учебное пособие/ Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева.М.:Перспектива,2019.
2. Волосовец Т.В. Разработка спецификаций развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС дошкольного образования [электронный ресурс]//.
3. Короткова Н.А. . Материалы и оборудование для детского сада: пособие для заведующих и воспитателей :Москва, ЗАО «Элти-Кудиц» 2003г.
4. Комарова О.А. Обеспечение вариативности развивающей среды// Справочник старшего воспитателя-2014г.-№8.
5. Конвенция о правах ребенка 6. Конституция РФ
#1050;удрявцев В.П. «О «неожиданном» образовании и «ожиданиях» образовательного стандарта // Дошкольное воспитание. 2014 №2.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт ( приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. 31
9. Федеральный закон «Об Образовании» №273 от #1075;.
10. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию/В. А. Ясвин.-М.,2018.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Светлячок» г.Ак-Довурак
Опыт работы
«Педагогический дует»
Подготовила
старший воспитатель
высшей квалификационной категории
МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак
Чадаамба Аясмаа Дадар-ооловна
Ак-Довурак-2022 г.
«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов…»
А.С. Макаренко
Современная образовательная политика Российской Федерации учитывает общие тенденции мирового развития, которые являются необходимыми для существенных изменений в системе образования. Расширяются границы межкультурного взаимодействия и становятся важными факторами, такие как коммуникабельность и толерантность; возникает потребность в повышении квалификации и переподготовке кадров, а также их профессиональной мобильности, способности быстро встраиваться и продуктивно работать в коллективах - командах.
Поэтому я считаю, что в методической работе важно создать условия для становления таких жизненных установок личности, педагога как: способность к сотрудничеству и ответственному выбору; желание проявлять инициативу и предприимчивость; умение решать проблемные задачи; осуществлять инициативное, самостоятельное и ответственное движение в собственном непрерывном образовании
В своей работе я ориентируюсь на позиции индивидуализации и тьюторского сопровождения педагогов. Это привело к осознанию того, что появилась необходимость индивидуального взаимодействия с каждым педагогом в определении индивидуальной траектории развития. Запросы и потребности сегодня разные у каждого педагога. Кто-то только вливается в работу, кто-то обобщает опыт и выходит на аттестацию. Поэтому и подходы нужны иные и формы методической работы. Для разрешения противоречия между имеющимся опытом педагогов, наработанными методами и целями и средствами современного образования, чтобы обеспечить требуемое качество и возникла необходимость определить форму сопровождения, позволяющую не только выявлять проблемы, но и интересы, и сопровождать их развитие, используя все возможные ресурсы.
Опыт реализации практики тьюторского сопровождения педагогов
в МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак
Суть тьюторского сопровождения я увидела в организации работы на материале реальной жизни педагога-тьюторанта, расширении его собственных возможностей, подключении субъектного отношения к построению собственного продвижения к успеху.
Как старший воспитатель МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак я работаю в с роли педагога с тьюторской компетенцией, педагога с тьюторской позицией, задача которого не просто ввести в процесс новые организационные формы, технологии и методы работы с педагогическими кадрами, но и о создании таких алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы педагогу становиться творческой, саморазвивающейся личностью, обладающей системным взглядом на педагогическую реальность, а так же проявивших желание поделиться находками и новшествами инновационной деятельности (опытом реализации практики современных образовательных технологий).
В основе тьюторского сопровождения - содействие развитию профессиональной компетентности педагога, его способности решать профессиональные задачи, обусловленные стратегическими целями обновления дошкольного образования.
Я увидела и трудности в недостаточном владении технологией тьюторского сопровождения: отсутствие очных качественных курсов повышения квалификации; отсутствие информации об опыте тьюторских практик в дошкольном образовании; не все педагоги готовы определиться с запросом и определить образовательный маршрут.
Я ориентировалась на основные взаимосвязанные этапы тьюторского сопровождения (Т.М. Ковалева) (в целом деятельности тьютора и тьюторанта)
- Диагностико-мотивационный
- Проектировочный
- Реализационный
- Аналитический
Мною былa определена цель развития в новых условиях и задачи:
Создание в ДОУ комплексной системы педагогической работы, совмещающей инициативную деятельность педагогов с тьюторской позицией, с процессами её нормативного оформления, анализом и планированием образовательных результатов тьюторского сопровождения.
Задачи:
- выявление дефицитов в сформированности профессиональных компетенций (коммуникативных);
- разработка модели развития коммуникативных компетенций;
- разработка содержания основных форм тьюторского сопровождения, выявление их эффективности;
- обеспечение профессионально-личностного развития и самореализации педагогов.
Определила структуру команды педагогов с тьюторской позицией. Считаю, что педагогом с тьюторской позицией может стать тот, кто не просто готов поддерживать коллег в разрешении интересующих их вопросов, но и вместе с ними включаться в поиск ответов, он должен иметь собственный опыт самообразования. (Заведующий, старший воспитатель, воспитатели с тьюторской позицией)
На II этапе диагностическом-мотивационном состоялось «открытие новых островов» - где определили цель деятельности на этом этапе:
Создание условий для профессионального самопознания педагогов на основе проявления познавательных инициатив и интересов, формирование мотивации педагогов на повышение своего профессионализма, самосовершенствования. (самопознание своей успешности и своего проблемного поля).
Задачи:
1. Использование диагностического инструментария комплексной диагностики по изучению профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов; по индивидуальным запросам.
2. Определение мотивов профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
3. Проведение диагностики с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.
В результате:
- Проведена диагностика с целью изучения коммуникативных затруднений педагогов во взаимодействии со всеми участниками образовательных отношений.
- Определены дефициты в профессиональных компетенциях.
- Определены мотивы профессиональной деятельности педагогов ДОУ.
- Проанализированы возможности методического и психологического сопровождения.
Были выявлены разные профессиональные затруднения и дефициты, и основными по результатам стали дефициты в коммуникативных компетенциях. Считаю, что коммуникативная компетентность является основной функцией, важной составляющей в профессиональной деятельности педагога.
Для этого стало необходимым: создать условия для индивидуализации процесса саморазвития, для тех, кто желает достичь успеха, карьерного роста, собственной выгоды - аттестации…Таким образом стало возможным обеспечить тьюторское сопровождение.
Для себя определила, что тьюторское сопровождение – это движение педагога с тьюторской позицией вместе и рядом с тем педагогом, который разрабатывает и реализует свою индивидуальную траекторию образования; оказание помощи и поддержке в навигации, поиске ресурсов. Где каждый педагог как субъект своего развития – основной участник практики индивидуализации и тьюторского сопровождения.
С введением стандарта и проживанием диагностического этапа нашей практики, мы четко осознали, что для обеспечения качества дошкольного образования каждый педагог должен быстро адаптироваться к новым условиям, владеть и осваивать новые компетенции, обладать умениями проектировать и совершенствовать собственную профессиональную практику.
Поэтому определила цель III реализационного этапа, которая связана с целью тьюторского сопровождения - «Создание образовательной среды, оптимальных условий для развития личности и профессионализма каждого педагога на основе индивидуальных особенностей и образовательных потребностей».
В нашем МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак стало возможным использование потенциала тьюторского сопровождения как практики. На сегодняшний день в такой практике мы можем активно включать педагогов в инновационную деятельность, создавая условия для профессионального развития, учитывая их интересы, запросы и потребность.
В работу с педагогами я, как старший воспитатель, включила разные формы взаимодействия, которые интересны и эффективны:
Основные формы тьюторского сопровождения:
- тренинги
- индивидуальная тьюторская консультация (беседа)
- тьюториал - тьюторский семинар
- тьюторская проба (организации ситуации, где будет возможность попробовать себя, продемонстрировать свои умения, возможности).
- образовательные события (творческие мероприятия, спортивные события, мероприятия годового плана – педсоветы, мастер-классы, творческие конкурсы, конкурсы профессионального мастерства, семинары-практикумы и др.)
Групповой тьюториал представляется мне как интересное активное групповое обучение, общение, направленное на развитие коммуникативных, рефлексивных умений. Целью была разнообразие процессов обучения педагогов, активизация их творческого потенциала, побуждение к применению своих умений на практике.
Я в своей работе постоянно использовала интерактивные методы: деловые, ролевые игры, дискуссии, тренинги, метод «Мозгового штурма», , моделирование ситуаций, приемы социоигровой технологии: игры- разминки, выполнение заданий в компаниях, презентация различный проектов; решение педагогических задач, заполнение синквейна, рефлексивные задания и др.
Таким образом, мои педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак, включаясь в разные виды деятельности, проживая образовательные события, проявляют себя, видят проблемы собственной практики, осознают необходимость изменения своей деятельности, с помощью анализа и рефлексии. А так же чувствуют поддержку и стали успешны в публичных выступлениях, конкурсах и конкурсах профессионального мастерства. Они стали постоянно занимать призовые места в профессиональных конкурсах муниципального и регионального уровней («Воспитатель года», «Мой лучший урок»).
Так же для организации ежедневной стабильной связи, организации общения, обмена информацией я использую как часть образовательной среды - современный ресурс виртуального кабинета в виде электронной почты, ресурсы методического кабинета, что обеспечивает открытость и информативность для каждого педагога.
Двигаться в заданном направлении мне помогают принципы тьюторского сопровождения как мостики, соединяющие всех участников:
открытость (внешняя и внутренняя позволяет педагогу быть открытым для взаимодействия, для самоопределения, осуществлять выбор деятельности, средств, партнёров)
непрерывность – все образовательные события способствуют своевременному содействию и непрерывному образованию, поддержке интереса
индивидуализация организуем деятельность с учетом личностных запросов и интересов педагога
Инструменты тьюторского сопровождения.
Для движения педагогам первоначально были предложены дневники, которые стали ориентирами профессионального развития, где стало возможным фиксировать и рефлексировать собственную позицию по отношению к самообразованию, самопродвижению. Индивидуальные образовательные маршруты позволили определить остановки, наметить образовательные события, увидеть путь образовательного движения, разработать ИОП, опираясь на карты ресурсов, как предложенные, так и самостоятельно выбранные.
Навигаторы возможностей позволяют осознано продвигаться по маршруту самоопределения и саморазвития, стремиться к самореализации. Каждый педагог имеет возможность выбрать свой путь.
На различных мероприятиях ДОУ: семинарах-практикумах, стажировочных площадках и др., участники успешно «проживали» их с помощью инструментов:
- информационные и практические материалы кейса,
- заметки, памятки, алгоритмы, анкеты
- рефлексивные задания и др.,
- педагогические мастерские, школа современного педагога, школа молодого педагога, которые помогают погружаться и ориентироваться в теме, направлениях деятельности, осмысливать и анализировать собственный опыт, определять точки роста; искать единомышленников; корректировать по необходимости запросы, маршруты, подбирать ресурсы, осуществлять «пробы» в практической деятельности.
Наши педагоги постепенно овладевают навыками работы с инструментами не только в ДОУ, учатся планировать, использовать предлагаемые ресурсы, проводить самоанализ и др.
Участие в муниципальных объединениях ДОО г.Ак-Довурак позволил определить педагогов с тьюторской позицией, расширить границы образовательной среды ДОУ, поддержать инициативу, самостоятельность педагогов в выборе направлений саморазвития, обеспечить повышение профессиональных компетенций в освоении педагогических технологий, позволяющих опираться в работе с детьми на личностно-ориентированный и деятельностный подходы, что важно при реализации стандарта.
Образовательные эффекты тьюторского сопровождения.
Используя все найденные ресурсы к настоящему времени, педагоги МБДОУ д/с «Светлячок» г.Ак-Довурак достигли важных результатов:
Педагоги сегодня понимают, что раньше ими управляли, но пришло время, когда они сами несут ответственность за повышение своего профессионального мастерства.
Из 16 педагогов – 11 педагогов- 68 %, это педагоги с активной позицией самообразования, саморазвития, 5 – 32% из них осваивают тьюторские функции, это говорит об осознанности и желании развиваться, идти вперед в ногу со временем, даже немного забегая вперед, увидеть перспективу.
Улучшился психологический климат в коллективе, что произошел положительный рывок в развитии стиля взаимодействия с детьми, что раньше являлось дефицитом: демократический стиль используют - 95% педагогов.
Наши педагоги проявляют самостоятельность:
- в выборе пути самообразования
- в выборе технологий, методов, средств
- в подготовке к аттестации
- в участии в событиях и мероприятиях на всех уровнях (в т.ч. конкурсах, конкурсах профессионального мастерства, вебинарах, семинарах и др.)
- в выборе взаимодействия с социальными партнерами и др.
- в повышении квалификации.
Растет самооценка, поскольку сравнивают себя с другими, стремятся к уважению, самоуважению, меняется позиция: не могу, не хочу на позицию хочу, знаю, умею, могу! А демонстрация своего опыта позволяет осознать его ценность, значимость профессиональных компетенций. Работают переговорные площадки, где происходит командное обсуждение, принятие общих решений, это почувствовать важность своего участия, сопричастность к событиям.
Продукты тьюторской деятельности.
На данном этапе продуктом взаимодействия тьюторов и тьюторантов является папка-портфолио–как результат саморазвития, самосовершенствования, профессионального роста педагога. Формируются разные типы портфолио. Участие в профессиональных конкурсах различного уровня и призовые места в этих конкурсах, диссеминация опыта работы, открытые занятия, выступление в курсах повышения квалификации.
Таким образом, реализация практики продолжается, создание условий для профессионального развития коллектива педагогов способствует стабильному продвижению по лесенке профессионального успеха.