Консультация «Многофункциональное панно по экологии «Домашние и дикие животные», «Времена года».
«Многофункциональное панно по экологии «Домашние и дикие животные», «Времена года».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogofunktsionalnoe_panno_fetr.docx | 69.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Многофункциональное панно по экологии «Домашние и дикие животные»,
«Времена года».
Методическое описание дидактического панно.
Цель использования:
Способствовать формированию познавательных интересов детей, расширению кругозора, развитию всех компонентов устной речи; совершенствовать мелкую моторику рук, развивать внимание и мышление, зрительную память, ориентировку в пространстве.
Задачи:
• Формировать знания детей о жизни диких животных и птиц в разное время года, умения чувствовать красоту и неповторимость природы.
• Развивать все компоненты устной речи.
• Воспитывать любознательность и интерес к миру животных и птиц, желание защищать и оберегать их.
Рекомендуемый возраст детей: 3-7 лет.
Описание пособия: дидактическое
многофункциональное панно позволяет решать задачи образовательных областей «Познавательное развитие»,
«Социально -коммуникативное развитие»,
«Развитие речи».
Пособие можно использовать как на занятиях, так и в игровой деятельности детей.
С его помощью можно закрепить знания о диких и домашних животных, кто как кричит, упражнять в правильном звукопроизношении, умении объединять
животных по месту их обитания, находить умышленно ошибочно размещенных диких и домашних животных и возвращать их в свою среду. Развивается и обогащается словарный запас детей, интерес к живой природе и любовь к ней.
Панно изготовлено на мягкой основе, которое оформляется с помощью мягкого материала -ткань, фетр; картина с изображением деревьев, кустарников, цветов, дома, сарая, собачьей конуры, дороги, а так же птиц, домашних и диких животных. Панно прекрасно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным фоном для показа мини-спектаклей с использованием разных видов настольных театров.
Предполагаются различные виды игр (дидактические, сенсорные, словесные, математические, цели которых постепенно усложняются).
Работа с пособием по экологической теме помогает дошкольникам расширить знания о животных, птицах. Знать их особенности, среду обитания, питание и т.д.
Все картинки можно разместить практически в любом месте панно. Крепеж осуществляется за счет «липучек».
На одном из деревьев размещается белка. Можно разнообразить пособие добавив картинки со скворечником , кормушкой. Под деревом медведь, можно добавить муравейник. Под кустом - прячется ёж. Так на всём панно размещаем разных животных.
Птицы изображены на дереве.
Панно должно хорошо освещаться и должен быть свободный подход к нему.
Сюжетное панно привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания.
Так же, в соответствии со временем года оформляется дерево в центре панно: летом-зеленые листья, осенью-желтые или оранжевые листья, зимой-снежинки, весной-цветы.
Варианты использования панно
в дидактических играх.
Игра «Кто живет в лесу».
ЦЕЛЬ:1. Расширять представления детей о диких животных (заяц, волк, лиса, медведь, белка)
2. Развивать умение называть животных в реалистическом изображении на картинке и в игрушке, называть характерные особенности животных.
3. Активизировать речь детей.
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ: Дети гуляют по лесу и встречают животных: зайца, волка, медведя (игрушки). Рассматривают, вместе с воспитателем, выясняют характерные особенности животных, дают характеристику внешнего вида. (Заяц - длинные уши, короткий хвост, белый, пушистый, умеет прыгать и т. д.) Затем выбирают животных на картинках. Дети показывают на панно и говорят, где изображен лес, кладут рядом картинка.
Игра «У бабушки в деревне».
ЦЕЛЬ: Расширять представления детей о домашних животных (корова, коза, свинья, лошадь, кошка, собака, курица, петух, гусь).
СОДЕРЖАНИЕ ИГРЫ:
Дети в гостях у бабушка знакомятся с животными, которые живут у нее во дворе. Дети рассматривают домашних животных вместе с воспитателем, выясняют характерные особенности животных, дают характеристику внешнего вида, выделяют части тела животного. Затем дети выбирают животных на картинках, показывают, где на панно изображен дом и рядом с домом прикрепляют картинку.
Игра «Прятки».
Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около»,
«между».
Ход: педагог рассказывает, что звери умеют играть и резвиться. Дети подбирают глаголы, характеризующие действие животного.
(Пример: зайчик спрятался за кустик, лиса выглядывает из-за дерева.)
Игра «Узнай по описанию».
Цель: развивать логическую память и воображение.
Ход: Педагог (дети) подбирают ряд имен прилагательных, характеризующих животное или птицу. Дети называют то или иное животное (птицу).
Игра «Длинный или короткий».
Цель: учить составлять сложные предложения с союзом «а», используя прилагательные- антонимы.
Ход: Педагог проговаривает простое предложение, а дети составляют сложное предложение, используя союз «а».
Пример: «У лисы длинный хвост, а у зайца (короткий)».
Игра «Скажи наоборот».
Цель: формировать умение образовывать слова- антонимы.
Ход: Педагог называет слово, а дети противоположное.
Пример: «Медведь – большой, а заяц… (маленький»).
Игра «У кого кто?».
Цель: формировать умение составлять предложения с предлогом «у»; закрепить название детенышей».
Ход: I вариант.
Педагог называет животное, а дети детенышей.
Пример:
-«У лисы кто?»
- «У лисы - лисёнок».
II вариант.
Педагог называет детенышей, а дети животное.
Пример:
-«Телёнок у кого?
- «Телёнок у коровы».
Игра «Кого не стало».
Цель: упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже.
Ход: Педагог называет животное или птицу в единственном числе, а дети называет то же животное или птицу во множественном числе.
Пример: «Птица. Нет одной. Кого (птицы). Нет много, кого? (птиц)».
Игра «Прогулка в лес».
Цель: усвоение категории винительного падежа.
Ход: педагог задает вопрос:
- «Кого я вижу?» (на панно).
Дети отвечают:
- «Я вижу корову»,
-«Я вижу медведя»,
-«Я вижу лису».
Игра «Сосчитай животных (птиц)».
Цель: закрепление количественного счета.
Ход: Дети считают, и в конце подсчёта подводит итог.
Игра «Назови ласково».
Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Ход: педагог называет птицу или животное. Дети произносят это слово в уменьшительно- ласкательном значении.
Пример: «Лиса, а ласково? (лисонька)».
Игра «Кто вверху, кто внизу?».
Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу».
Ход: педагог спрашивает:
- «Кто находится вверху? (на ветках)».
- «Вверху, на ветке сидит белка».
- «Кто находится внизу?
- «Внизу стоит ёж, щенок».
Игра «Кто как передвигается?»
Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.
Игра «Дикие - домашние животные»
Ребенку предлагается выбрать и назвать животных одной группы из тех, что есть на «панно».
Игра «Кто где живет?»
Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к «панно». Например: лиса – в норе, белка – в дупле и т. д.
Игра «Найди того, о ком расскажу».
Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.
Ознакомление детей с русским фольклором
Рассказывая детям сказку (особенно младшему и среднему дошкольному возрасту, необходима наглядность. Так ребенку легче запомнить сюжет, а герои предстают в более ярком свете. Поэтому именно здесь наше «панно» является просто незаменимым, ведь действия многих сказок происходят в лесу. Куда интереснее видеть, как герои сказок попадают в красочный обитаемый лес.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Светлячок»
Многофункциональное панно по экологии «Домашние и дикие животные»,
«Времена года».
Воспитатель: Саая А.К
Мастер - класс "Создание наглядно-игровых пособий из фетра для познавательного развития детей дошкольного возраста"
Добрый день, уважаемые педагоги. Хочу представить вашему вниманию мастер-класс на тему «Создание наглядно-игровых пособий из фетра в познавательном развитии детей дошкольного возраста».
Обучая детей, мы не должны забывать своеобразие дошкольного возраста, где основным видом деятельности является игра, как самый близкий и знакомый для ребенка вид деятельности. И поэтому, процесс обучения не может проходить без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребёнком должна быть игровой, динамичной, эмоционально-приятной и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам, как традиционных, так и не традиционных, игровых приёмов и средств в работе с детьми. Поэтому мною были выбраны многофункциональные пособия из фетра.
2 часть. Основная (практическая).
Сейчас я хочу пригласить 4 человека попробовать создать игровое многофункциональное дидактическое пособие под названием «Божья коровка». Перед вами технологические карты и материал, которые помогут вам в этом.
Пока педагоги у нас заняты, я расскажу о некоторых игровых пособиях, которые я использую в своей работе.
Сначала скажу, почему я выбрала именно фетр? Фетровая игрушка способна привлечь внимание ребёнка, удивить и подарить радость от игры. Это безопасный, прочный, теплый и приятный на ощупь материал, который очень удобен в использовании при изготовлении игрушек. Не нужно специально обрабатывать край игрушки, фетр не сыпется на разрезе, достаточно просто раскроить по выкройке, и при необходимости сшить детали.
Игровые пособия ориентированы на дошкольников 3-7 лет, их я использую в непосредственной образовательной деятельности детей, на индивидуальных и подгрупповых занятиях по разным направлениям работы. Пособия мы делаем вместе с родителями на встречах семейного родительского клуба «Ромашкина семейка». Вот некоторые из них:
1. «Оденем Машу и Мишу на прогулку по сезону». Игра формирует у детей представление о человеке, частях тела, о различии пола человека, с помощью пособия обобщаются знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания, закрепляет цвета.
2. «Вершки и корешки». Игра формирует представление у детей, что такое овощи, как они растут, закрепляем знания об овощах, цвета.
3. «Геометрические фигуры». Дети знакомятся с геометрическими фигурами и выстраивают из них различные изображения: домик, забор, дорожку и т.д.
4. «Построй свой город». Ребята могут построить и парк, и дорогу, городскую среду.
Хочу более подробно рассказать о игровом пособии «Божья коровка», которое сейчас делают наши педагоги. Дидактическое пособие «Божья коровка»: это яркий жучок с двумя крыльями. Два крыла, как два поля. Пособие можно использовать на занятиях по формированию элементарных математических представлений, по ознакомлению с окружающим миром. Игра предназначена для детей от 3 до 7 лет. Так как пособие многоплановое, я предлагаю вам различные варианты игры с данным пособием.
На занятиях по формированию элементарных математических представлений в младших группах ребята используют точки, различные изображения предметов, оперируют понятиями «один», «много», «одинаково», «больше, «меньше». В более старших группах используем цифры, знаки, решаем примеры, определяем состав числа. Приведу несколько вариантов заданий:
1. «Подбери цифру к точкам». Предлагается положить на одно крыло 5 точек, а на другое подобрать цифру, обозначающую количество точек.
2. «Положи поровну». Предлагается положить на одно крыло 3 бабочки и столько же бабочек на другое крыло.
3. «Левое – правое»». Нужно положить на левое крыло 4 точки, а на правое 5 точек.
4. «Реши пример». Воспитатель с помощь цифр и знаков раскладывает внизу бабочки пример, ребёнок должен разложить точки и найти ответ.
5. «Сравни». Воспитатель ставит цифры под крылышки, дети должны на каждом крылышке разложить точки к соответствующим цифрам и поставить знак.
Использовать можно не только точки, но и разные изображения предметов: грибочки, цветочки, бабочки и т. д.
Варианты игр по ознакомлению с окружающим миром:
1. «Найди детёнышей». Предлагается на одно крыло положить животное, а на другое - детёныша этого животного.
2. «Какого цвета?» Прикрепить на одно крыло кружок любого цвета, а на другое подобрать изображения предметов этого же цвета.
3. «Из чего сделано?». Поместить на левое крыло изображение, например стекла, а на правое крыло изображения предметов, сделанных из него.
3 часть. Рефлексивно-оценочный этап.
А теперь давайте рассмотрим божьих коровок, которые получились у наших педагогов. Расскажите, пожалуйста, о ваших работах и скажите, понравилось ли вам и пригодится ли это дидактическое пособие в вашей работе.
Опыт работы свидетельствует: многое можно сделать своими руками. Если только захотеть! Когда видишь в глазах детей радость, благодарность, то получаешь такой заряд положительных эмоций, что просто не можешь остановить полет творчества и продолжаешь радовать своих детей все новыми и новыми сюрпризами.
Спасибо за внимание!
Используемая литература
Артемова Л. В. "Окружающий мир в дидактических играх дошкольников". - М., 2007г.
Давидчук А. Н., Селихова Л. Г. "Дидактические игры – средство развития дошкольников 3-7 лет". Методическое пособие. Издательство «Сфера», 2017 год;
Васильева М. А. "Руководство играми детей в дошкольных учреждениях". - М., 2009г.