Главные вкладки
Гунченко Елена Германовна
Доброго времени суток! Готовность к школе бывает двух видов : психологическая и физиологическая. Психологическая, в свою очередь, делится на личностную, интеллектуальную и волевую. Часто мы обращаем внимание именно на интеллектуальную готовность. Порой и учителя придают значение именно этому моменту. Что касается личностной готовности, она предполагает наличие желания ребенка идти в школу. Он должен этого хотеть. Ребенок должен хотеть учится. И большинство детей хочет учиться. Но проходят первые дни, месяцы, и вдруг обнаруживается, что не все получается так, как хотелось бы. И родители разочарованы, и сам ребенок больше не хочет идти в школу. В чем же тут дело? К сожалению, многие дети свой процесс физического и психологического развития не успевают пройти к семи годам. А родители требуют от них, потому что этого требует учитель. В конечном итоге нежелание учиться и поведенческие отклонения особо явно дают результат в классе четвертом или пятом.
Здравствуйте! Что прежде всего отображают дети в своих играх? Естественно, социальные отношения, характерные для окружающей их действительности. И если раньше игры были очень богаты по содержанию, то сейчас они часто напоминают схемы, а не красочные описания тех или иных событий.
Отчего же так происходит? Просто большинство ребят незнакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Труд взрослых, который раньше был как на ладони, сегодня недоступен большинству детей. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители. А если и знают название профессии, то не понимают, что за ним стоит. И если раньше стремление детей быть «как мама» или «как папа» воплощалось в игровом исполнении профессий, то сейчас малыши вынуждены свести всё к семейному быту. Естественно, сюжеты, в виду своей ограниченности, быстро приедаются. И тогда озвучивается жалоба: «Я не знаю, во что мне играть!»
Как же мы можем попробовать исправить эту ситуацию? Ясно, что в сложившейся ситуации от взрослых требуются усилия для обогащения детского опыта. Но совсем не обязательно для этого везде и всюду брать с собой ребёнка. Достаточно найти время (может, пока вы варите суп или гладите бельё) и поговорить с ним. Ну, например, о том, как вы ходили в парикмахерскую. Но, чтобы это сработало, необходимо учитывать два правила.
1️⃣ В рассказ нужно включать сведения, которые ребёнок сможет использовать в игре. Необходимо описать тех людей, которые действуют в той или иной сфере деятельности и отношения между ними. Так, в рассказе о парикмахерской должны непременно упоминаться мужской и женский мастера, мастер маникюра, кассир, клиенты, пришедшие с различными запросами.
2️⃣ Все описываемые события должны иметь сильную эмоциональную окраску. Так дети гораздо лучше их запомнят. Проще всего достигнуть такого эффекта, если у ваших героев что-то не получается, или случается какая-то нелепица. Вернёмся опять в парикмахерскую: у парикмахера пропали ножницы, кого-то нечаянно прокрасили в зелёный цвет, кто-то шёл к врачу, а оказался в парикмахерской. Важно, чтобы все эти нелепицы проговаривались самими участниками событий.
Вроде не так сложно, но очень эффективно. Так ребёнок получает материал, который в дальнейшем сможет включить в свою игру. Чего мы, собственно, и хотим добиться.
Надеюсь, ответила на ваш вопрос.
Здравствуйте! Волевая готовность, о которой часто умалчивается, является первым показателем того, что у ребенка в школе все будет получаться. Надо учить уроки – он сядет и будет учить, у него не вызывает это особой тревоги. Что является показателем этой готовности? Например, в 6 лет ребенок должен уметь накрывать на стол, мыть руки без напоминания, уметь сдерживать желание съесть конфету перед обедом при свободном допуске к сладостям, пусть даже этого никто не видит. Должен уметь здороваться, прощаться, сидеть и заниматься чем-то минут по 25. Самое главное, вот на что обратите внимание: когда ребенок задает вопрос, он ждет на него ответ или просто спросит и тут же забудет о своем вопросе? Это может быть показателем его способности к концентрации при выслушивании ответа. Очень важно развивать речь ребенка. Есть книга «Как подготовить ребенка к школе», ее составили многие специалисты, и она дает то, что необходимо знать родителям. А еще есть замечательная книга «Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников». Там, в частности, есть и о психологической готовности ребенка к школе, и о признаках минимальной мозговой дисфункции, и еще много всего интересного.