Моим ученикам
Здесь размещены рабочие материалы к урокам:
планы описания исторических событий и исторических личностей
дополнительные задания
презентации к урокам
видеоматериалы
проекты
и т.п.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pops-formula.docx | 13.7 КБ |
sostavit_sinkveyn.docx | 14.7 КБ |
klassifikatsiya_istoricheskih_istochnikov.docx | 19.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Написать четыре-пять предложений по теме урока, отражающие следующие четыре элемента ПОПС – формулы:
П – позиция - «Я считаю, что…», «На мой взгляд…».
О – объяснение (или обоснование) – «Потому что …»
П – пример - «Я могу это доказать это …», «В качестве примера…»
С – следствие (или суждение) - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Примеры:
1. Урок истории по теме «Россия во второй половине XIX века».
На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.
Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.
В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.
Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.
2. Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.
«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).
Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.
Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.
В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно прерван.
Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.
Предварительный просмотр:
Составить синквейн
- Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
- Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
- Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
- Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
- Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, синоним
Пример:
Белокочанная капуста.
Вкусная, полезная.
Вырастает, созревает, увядает.
Богатый кладезь витаминов.
Овощ.
Предварительный просмотр:
Классификация источников
В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников:
1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.
К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.
К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.
К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).
К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).
Намеренные и ненамеренные письменные источники
Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные.
Намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары.
Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы.
С точки зрения историка, оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).
Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:
- Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
- Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
- Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
- Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
- Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
- Печати (изучаются сфрагистикой).
- Гербы (изучаются геральдикой).
- Почтовые марки (изучаются филателией).
- Эмблемы (изучаются эмблематикой).
- Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
- Костные остатки людей и животных (остеология).
Палеографические источники
- Древние тексты (изучаются палеографией).
- Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
- Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
- Юридические документы (изучаются дипломатикой).
- Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).
Эпиграфические источники
- Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
- Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
- Имена собственные (изучаются ономастикой).
- Географические названия (изучаются топонимикой).
- Родословные книги (генеалогия).
В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:
1) летописи;
2) законодательные источники;
3) актовые материалы;
4) делопроизводственная документация;
5) статистические источники;
6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);
7) литературные произведения;
8) публицистика;
9) научные труды.
Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:
- Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.
- Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.
Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.