Моим ученикам

Штаркман Варвара Николаевна

Здесь размещены рабочие материалы к урокам:

планы описания исторических событий и исторических личностей

дополнительные задания

презентации к урокам

видеоматериалы

проекты

и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pops-formula.docx13.7 КБ
Файл sostavit_sinkveyn.docx14.7 КБ
Файл klassifikatsiya_istoricheskih_istochnikov.docx19.37 КБ

Предварительный просмотр:

Написать четыре-пять предложений по теме урока, отражающие следующие четыре элемента ПОПС – формулы:
П – 
позиция - «Я считаю, что…», «На мой взгляд…».
О – 
объяснение (или обоснование) – «Потому что …»
П – 
пример - «Я могу это доказать это …», «В качестве примера…»
С – 
следствие (или суждение) - «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».


Примеры:

1. Урок истории по теме «Россия во второй половине XIX века».

На мой взгляд, отмена крепостного права в России была неминуемой.

Потому как оно препятствовало развитию всех сфер жизни общества.

В качестве доказательства есть яркие примеры. Во-первых, Россия существенно отставала от других мировых держав по уровню жизни населения. Во-вторых, Россия позорно проиграла Крымскую войну.

Таким образом, я делаю вывод, что эта реформа была жизненно необходима. Она сыграла большую роль в истории России, дав мощный толчок к великим преобразованиям в 60-годах 19 века.

2.  Фрагмент эссе о высказывании Ж. Жореса.

«Революция – варварский способ прогресса» (Ж.Жорес).

Я согласен с Жаном Жоресом. Способ развития общества, основанный на насилии и имеющий трагичные последствия для своего народа, не может быть цивилизованным.

Потому что, во-первых, нарушается естественный ход истории. А во-вторых, революции несут в себе смерть, обрекают народы на братоубийственные войны, ломают судьбы. И часто они не заканчиваются за несколько дней.

В качестве примера достаточно вспомнить 5 лет правления в результате Великой Французской революции или 72 года жизни людей в результате Октябрьской революции в России. Также впечатляют открытия и методы революционных эпох – гильотина, репрессии, унесшие множество жизней. Но в итоге после любой революции общество возвращается в своем развитии назад, на тот этап, который был насильственно прерван.

Поэтому Жорес, безусловно, прав. Человечество должно выбирать для себя эволюционный путь развития. А социальный прогресс путем насилия свойственен лишь варварам, но никак не обществу, стремящемуся к идеям демократии и мира.



Предварительный просмотр:

Составить синквейн

  • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта, синоним

Пример:

Белокочанная капуста.
Вкусная, полезная.
Вырастает, созревает, увядает.
Богатый кладезь витаминов.
Овощ.



Предварительный просмотр:

Классификация источников

В настоящее время по форме материального носителя выделяются пять видов исторических источников: 

1) вещественные, 2) письменные, 3) устные, 4) кино-, фото-, видео- и аудиоматериалы; 5) электронные источники.

К вещественным источникам относятся археологические источники, гербы, печати, монеты, бумажные деньги, флаги, ордена, медали и т.д. Основную массу вещественных источников изучают специальные вспомогательные исторические дисциплины, являющиеся специализированными отраслями источниковедения (геральдика, сфрагистика, нумизматика, фалеристика и другие). Вещественные источники являются главным и единственным видом источников для исследователей при изучении древнейших периодов в истории человечества, когда письменности еще не существовало.

К письменным источникам относятся все документы и тексты, существующие в письменной форме. Письменные источники имеют еще одно название – нарративные, от латинского "нарраре" – писать. С момента появления письменности нарративные источники становятся главным видом источников для исследователей, поскольку они содержат в себе наибольшее количество информации о прошлом человеческого общества.

К устным источникам относятся тексты, существующие в настоящее время в устной форме, либо возникшие и существовавшие в устной форме в течение долгого времени, а впоследствии записанные (например, некоторые былины, которые появились в Киевской Руси, а были записаны только в XIX веке). Основную часть устных источников составляют фольклорные источники – произведения устного народного творчества (народный эпос, народные песни, сказки, легенды, предания, сказания и т.д.).

К четвертому виду источников относятся источники новейшего времени – фотодокументы (с середины 19 века), кинодокументы (с конца 19 века), аудиоматериалы (с конца 19 века), видеоматериалы (с середины 20 века).

Намеренные и ненамеренные письменные источники

Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. 

Намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников — хроники, мемуары.

Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы.

С точки зрения историка, оба типа источников имеют свои преимущества и недостатки. Намеренные источники, как правило, передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто ангажированы. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например, по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам).

Среди всего комплекса вещественных источников в настоящее время выделяются 21 вид, каждый из которых является предметом изучения самостоятельной специальной вспомогательной исторической дисциплины:

  1. Металлические деньги – монеты (изучаются нумизматикой).
  2. Бумажные деньги и ценные бумаги (изучаются бонистикой).
  3. Ордена, медали, наградные знаки (изучаются фалеристикой).
  4. Знамена, флаги, вымпелы (изучаются вексиллологией).
  5. Форменная одежда и военные мундиры (изучаются униформоведением).
  6. Печати (изучаются сфрагистикой).
  7. Гербы (изучаются геральдикой).
  8. Почтовые марки (изучаются филателией).
  9. Эмблемы (изучаются эмблематикой).
  10. Вещественные источники, извлеченные из земли (археология).
  11. Костные остатки людей и животных (остеология).

Палеографические источники

  1. Древние тексты (изучаются палеографией).
  2. Древние рукописные книги (изучаются кодикологией).
  3. Берестяные грамоты (изучаются берестологией).
  4. Юридические документы (изучаются дипломатикой).
  5. Филиграни – бумажные водяные знаки в древних текстах (изучаются филиграноведением).

Эпиграфические источники

  1. Надписи на твердом материале (изучаются эпиграфикой).
  2. Надгробные надписи (изучаются эпитафикой).
  3. Имена собственные (изучаются ономастикой).
  4. Географические названия (изучаются топонимикой).
  5. Родословные книги (генеалогия).

В современном источниковедении выделяется 9 типов письменных исторических источников:

1) летописи;

2) законодательные источники;

3) актовые материалы;

4) делопроизводственная документация;

5) статистические источники;

6) документы личного происхождения (мемуары, дневники, письма);

7) литературные произведения;

8) публицистика;

9) научные труды.

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

  • Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

  • Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию об их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.