Воспитательная работа по социализации личности 8 класс
Программа воспитательной работы по социализации личности в 8 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tamatich._evleva_.o.i_8_kl_vospitatel.docx | 113.82 КБ |
Предварительный просмотр:
I.Пояснительная записка.
Воспитание детей – очень сложное, тонкое и ответственное дело. Факторов, влияющих на развитие ребенка, много, и все их необходимо учитывать в каждодневной работе, постоянно анализировать, как развивается ребенок, каковы причины его поступков. Все направления воспитательной работы в восьмом классе основаны на личностно ориентированном подходе: внушение уверенности в собственных силах и возможностях ребенка; на положительные качества ребенка. Система работы нацелена на коррекцию и максимальное сглаживание определенных недостатков в развитии, проявляющихся в различных психофизических процессах и сторонах личности воспитанников с проблемами в развитии.
Программа предназначена для проведения воспитательной коррекционно-педагогической работы с детьми в возрасте от 15 до 17 лет с ограниченными возможностями здоровья и направленная на развитие личности обучающегося (воспитанника).
Программа воспитательной работы по социализации личности, разработана на основе следующих документов:
• Федеральный закон от 29.12.12г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки РФ №1599 от 19.12.2015г.);
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
• Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ в КОУ «Исилькульская адаптивная школа-интернат»;
На основании программы воспитания КОУ «Исилькуль работы адаптивная школа-интернат».
Программа направлена на оказание комплексной дифференцированной помощи детям с легкой степенью умственной отсталости, более успешной адаптации и интеграции в общество.
Содержание программного материала учитывает общие принципы воспитания: научность, системность, доступность, концентричность изложения материала, единство требований к построению системы воспитания детей.
Цель программы: создание образовательно-воспитательных условий способствующих успешной социализации школьников с ограниченными возможностями здоровья, их духовному, нравственному, физическому развитию.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья.
- Сплочение коллектива, воспитание взаимовыручки и взаимопомощи посредством воспитательных занятий, бесед, праздников, коллективных дел, экскурсий.
- Организация разнообразной, творческой, общественно – значимой деятельности.
- Привитие детям трудовых умений в выполнении поручений и обязанностей, в процессе дежурства.
-Формирование предпосылок трудовой деятельности. Коррекция двигательной активности и моторики, психофизических недостатков средствами труда.
-Знакомство с правилами этикета. Формирование навыков культурного поведения в повседневной жизни.
-Продолжение работы по формированию нравственных знаний, умений. Регуляция отклоняющего поведения.
-Формирование познавательной потребности и положительной мотивации к познанию нового.
II.Тематический план.
В рабочей программе выделены 5 разделов: экологическое воспитание, социальное развитие, охрана здоровья и жизнеобеспечения, творческое развитие, общешкольные мероприятия, детский час. Программа рассчитана на 1 год обучения 164 ч.
№ | Разделы | Часы |
1. | Экологическое воспитание | 32ч. |
2. | Социальное развитие. | 32ч. |
3. | Охрана здоровья и жизнеобеспечения | 33ч. |
4. | Творческое развитие | 34ч. |
5. | Общешкольные праздники, детский час. | 33ч. |
6. | Итог. | 164ч. |
III. Содержание программы.
1.Экологическое воспитание.
Цель: формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции.
Задачи.
1. Научить детей правилам общения с природой, познать её;
2. Развивать потребности общения с природой;
3. Развивать умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её;
4. Закрепить положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
5. Учить детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите.
2. Социальное развитие.
Создание условий для раскрытия индивидуальных, умственных способностей, развития личности ребенка.
Цель: формирование навыков межличностного и культуры поведения на основе коллективных дел.
Задачи.
- Формирование у детей вечных нравственных норм: доброты, любви к близким, терпимости к окружающим.
- Научить адекватному общению детей друг с другом, учить отвечать на недоброжелательные реплики, обращаться к собеседнику по имени, внимательно слушать собеседника.
- Закрепить навыки поведения в общественных местах, отработка навыков поведения в экстремальных ситуациях.
- Учит принимать помощь, поддержку со стороны одноклассников.
3. Охрана здоровья и жизнедеятельности.
Цель. Использовать педагогические технологии и методические приемы; прививать детям понятие здорового образа жизни, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
Задачи
1. Формирование у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья;
2. Санитарно-гигиеническое просвещение воспитанников;
3. Коррекцию психического здоровья детей;
4. Укрепление здоровья и повышение работоспособности воспитанников;
5. Воспитание потребности в физических занятиях и привычки к здоровому образу жизни;
6. Формирование системы по физической тренировке тела, закаливанию и уходу за организмом.
4. Творческое развитие
Блок программы воспитательной работы «Творческое развитие» включает развитие основ творческого мышления и воображения на занятиях по изобразительной деятельности, аппликации, кляксографии, пластилинографии, объемному моделированию, плетению, скручиванию из фольги, по работе с природным материалом.
Цель. Развивать творческий потенциал личности, расширять и повышать культурный уровень ребенка.
Задачи
1. Формирование умений высказывать оценочные суждения о произведениях искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
2. Развитие у детей художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в творческой работе;
3. Развитие у детей аналитико-синтетической деятельности, деятельности сравнения, обобщения;
4. Развития умений ориентироваться в задании, планировании работы и последовательности его выполнении;
5. Улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющих действий;
6. Содействие направленному и трудовому воспитанию;
Для решения этих задач программой предусмотрены различные виды предметно-практической деятельности, использование различных материалов:
1. Объемное моделирование, склеивание и вырезание из бумаги;
2. Работа с текстильным материалом;
3. Работа с картоном;
4. Работа с фальгой;
5. Работа с природным материалом.
6. Работа с нитками.
7. Работа с салфетками.
С целью обогащения представлений детей используется наглядно-дидактический материал (картины, иллюстрации, натуральные предметы).
IV. Результаты освоения программы
Компетенции, связанные с экологическим воспитанием человека в окружающей среде.
-бережно относиться к окружающему миру;
-понимать законы природы;
-стремиться заботиться, ухаживать за окружающими природными объектами, проявлять заботу о них;
- выполнять экологические правила;
- следовать правилам природы;
-развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-развиты устойчивые познавательные интересы к окружающему миру природы;
-развиты представления о различных методах познания природы;
-сформирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-вовлечены учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения
Компетенции, связанные с взаимодействием человека и социальной сферы, человека и окружающего мира.
-делать добро, дарить радость людям;
-оценивать свои поступки;
-уважительно относиться к человеческому труду;
-с любовью относиться к прошлому, настоящему, будущему своей семьи, школе, к малому уголку Родины;
-поступать на основе знаний правил личной безопасности;
-бережно, уважительно относиться к старшему поколению, природе, историческим ценностям;
- поступать согласно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях;
-давать положительную характеристику прошлым событиям;
- выполнять экологические правила;
-знакомиться с праздниками своего народа;
-уметь следовать правилам поведения и нормам этикета в различных ситуациях: в школе, в столовой, на улице, в транспорте, в общественных местах;
-сформированы такие качества, как любовь к матери, семейному дому;
-знаком с названием школьного детского объединения, его флаг, символику.
Компетенции, связанные с физическим развитием и укреплением здоровья.
-стремиться к сохранению и укреплению здоровья, развитию и совершенствованию необходимых способностей, качеств;
-отказаться от соблазна табака, проявив силу воли, настойчивость;
-использовать правила безопасности на воде;
-ориентироваться в расписании движения транспорта, конструктивно вести себя на дорогах;
-пользоваться правилами поведения в экстремальных ситуациях;
-пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
-распознавать лекарственные и ядовитые растения;
-использовать знания для бережного отношения к органам зрения, слуха, осанки;
-применять на практике простейшие комплексы упражнений для физического развития, правила закаливания.
Компетенции, связанные с трудовой, творческой деятельностью.
-совершенствовать композиционные навыки на примере построения сюжета;
-подбирать гармоничное сочетание цветов в декоративном рисовании;
-выполнять работы по образцу, использовать приемы складывания бумаги;
-составлять композиции из природного материала;
-комбинировать различные приемы, декоративные вырезания с бумагой различных цветов;
-правильно ухаживать за одеждой;
-выполнять ремонт одежды;
-поддерживать чистоту и порядок в классе, спальне;
-выполнять работы по обслуживающему труду;
-уметь ухаживать за растениями на школьных клумбах;
-этикет и культура общения в жизни современного человека.
V. Учебно-методическое обеспечение
Научно-методическая литература
- Азарова Ю.П. Искусство воспитывать. - М.,1987.
- Бгажнокова И. М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995. - №5
- Бгажнокова М. М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994. - №1
- Васенков Г. В. Формы и методы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся в новых экономических условиях // В сб. Инновации в Российском образовании (коррекционная педагогика). - М.; 1999.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В. Воронковой. – М., 1994. – 416 с.
- Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие /И. В. Цветкова. - М.: Просвещение,2006
- Щуркова Н. Е. Программа воспитания школьника. - М.: Педагогическое общество России, 1998.
Литература для учащихся
- 1.Ильин А.Л.Рассказы о том, что тебя окружает. Откуда приходят вещи. - М.,2007
- 2.Ликум А. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. -М.: Слово, 2006.
- 3.Сибиряков Л.И. Опасные приключения Ванечки и Манечки. -М.: Мир безопасности, 2008.
- Внеклассное чтение 4-5 класс, Издательство «Самовар». Серия «Школьная библиотека», 2016
VI. Материально-технические средства для реализации программы.
Освоение программного материала предлагает использование демонстрационных и печатных пособий, демонстрационных приборов и инструментов, технических средств обучение для создания материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников с легкой степенью умственной отсталостью:
Демонстрационные и печатные пособия:
-магнитная доска;
-наборное полотно;
-разрезные карточки;
демонстрационные карточки;
-настольные развивающие игры;
-иллюстрации к русским народным сказкам;
-наглядно-иллюстративный материал: плакаты, таблицы, книги и др. наглядные пособия.
Технические средства обучения
-персональный ноутбук;
-многофункциональное устройство;
-интерактивная доска;
-документ-камера;
-мультимедийные(цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержащие программы.
VII.Материально - техническое обеспечение
Материальное обеспечение:
спортинвентарь: спортивная форма, мячи, кегли, обручи, скакалки, лыжи, коньки, санки.
Нитки шерстяные, мулине, пластилин, цветную бумагу, гофрированный картон, картон белый и цветной, белая бумага, салфетки цветные, клей, раздаточные карточки: животные, домашние животные, овощи, насекомые, фрукты ,цветы, деревья , птицы, транспорт. Иллюстрации времена года. Образцы поделок для трудовой деятельности. Природный материал.
Инструменты: карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенки, ножницы.
Календарно-тематическое планирование
Понедельник Экологическое развитие | Вторник Социальное развитие | Среда Творческое развитие | Четверг Охрана здоровья | Пятница Профориентация | |
I четверть. | |||||
| 01.09 День Знаний. «Сентябрь раскрасил школьный двор цветами и улыбками». | 02.09 Безопасность. «Правила поведения на улице, дороге» Беседа – практикум. | |||
05.09 «Это земля – моя и твоя» Экскурсия-наблюдение | 06.09 8 сентября. Международный день грамотности. | 07.09 «Мои впечатления о лете » Рисование. | 08.09 «Как построить здоровое тело» Тематическая беседа | 09.09 Тематическая беседа . Самые модные «Дизайнер одежды» | |
12.09 «Красная книга Омской области» Тематическая беседа | 13.09 Международный день Мира. Изготовление Голубя мира. «Мужеству жить в веках» | 14.09 «Букет» Наклеивание на основу сухоцветов. | 15.09 «Сильные, умелые, ловкие и смелые» Эстафеты. | 16.09 Тематическая беседа . Профессия «Кинолог» | |
19.09 Тематическая беседа.«Моя малая Родина!» | 20.09 Тематическая беседа. «Устав – основной закон школы» | 21.09 « Царица- осень » Аппликация, составление композиции. | 22.09 «В здоровом теле- здоровый дух Экскурсия!» | 23.09 Тематическая беседа . Профессия «Столяр» | |
26.09 «По лесным тропинкам». Беседа по рассказам писателя. | 27.09 «Добрыми делами славен человек». Тематическая беседа. | 28.09 Изготовление поздравительной открытке к дню пожилых людей. «Твори добро» | 29.09 « Культура правильного питания» Беседа практикум. | 30.09 Тематическая беседа . Профессия «Плотник» | |
03.10 « Чудеса Осени» (составление осенних букетов) | 04.10 « Традиции моей семьи» Сюжетная игра. | 05.10 «Уж небо осенью дышало» Акварель. | 06.10 Тематическая беседа «С огнем играть опасно!» | 07.10 Развиваем внимание, необходимое для профессии. (Виды тестов корректурной пробы). | |
10.10 Всероссийский урок энергосбережения «Вместе ярче» | 11.10 «Опрятность, аккуратность в одежде» Беседа – практикум | 12.10 «Храм» Гратография. | 13.10 « Алкоголь- шаг в пропасть» Тематическая беседа. | 14.10 Тематическая беседа . Профессия «Маляр» | |
17.10 «Экология и энергосбережение» Тематическая беседа | 18.10 «Учимся видеть друг в друге хорошее» Ситуационная игра. | 19.10 «В лесной чаще» Работа с бросовым материалом. | 20.10 Что такое экологически чистые продукты? | 21.10 Тематическая беседа . Профессия «Штукатур» | |
24.10 Родные просторы Беседа | 25.10 « Безопасность в сети Интернет». Правила безопасного общения. | 26.10 «Чашка » Папье – маше. | 27.10 «Умей сказать – нет!» | 28.10 Деловая игра «Будем партнерами». | |
II четверть | |||||
07.11 «Экологический калейдоскоп» Проектная деятельность. | 08.11 «Лень и трудолюбие» Игра – путешествие в мир профессий. | 09.11 «Эти забавные животные» Работа с текстильным материалом. | 10.11 Легкоатлетическое многоборье, посвященное памяти тренера –преподавателя Обл ДЮСАШ Еремина А.И. | 11.11 Тематическая беседа . Профессия «Овощевод» | |
14.11 Викторина. «Чудо - птицы» | 15.11 Международный день толерантности. «Толерантность – путь к миру» | 16.11 «Животное» Торцевание. | 17.11 «Безвредный табак не бывает» Видеофильм, тематическая беседа. | 18.11 Тематическая беседа . Профессия «Цветовод» | |
21.11 «Кладовая земли» Виртуальное путешествие. | 22.11 Беседа.« Горькая» правда или « сладкая» ложь. | 23.11 Поделка для мамы: «Моя мама лучше всех!» | 24.11 « Культура правильного питания» Тематическая беседа. | 25.11 Профессиональные качества личности. | |
28.11 «Судьба планеты в ваших руках» Тематическая беседа. | 29.11 «В стране законов» Беседа. | 30.11 « Зима» Работа с бросовым материалом. | 01.12 Тематический час «Быть здоровым - здорово!» | 02.12 Беседа. Здоровье и профессия. | |
05.12 «Почемучкина поляна.» Викторина. | 06.12 Международный день прав человека. Урок правовой грамотности «Права человека» | 07.12 «Новогодние очки» Вырезание из картона и украшение бисером. | 08.12 « Спортивные развлечения» Эстафеты. | 09.12 Тематическая беседа . Профессия «Облицовщик» | |
12.12 « Экология леса и здоровье человека» Проектная деятельность. | 13.12 Информационный час «России верные сыны» ко Дню неизвестного солдата. | 14.12 «Гирлянда» (Новогодняя игрушка) Вырезание и соединение деталей. | 15.12 «Чтобы старость была в радость» Тематическая беседа. | 16.12 Ценности профессионала. | |
19.12 «Стон Земли» Тематическая беседа. | 20.12 «Я ищу себя. Моя будущая профессия». Деловая игра. | 21.12 Мастерская Деда Мороза. «Объёмная снежинка». Вырезание и склеивание деталей. | 22.12 «Обморожения и их степени» Тематическая беседа. | 23.12 Тематическая беседа . Профессия «Плиточник» | |
26.12 «Редкие и охраняемые животные» Викторина. | 27.12 «Взаимоотношения детей и родителей» Тематическая беседа. | 28.12 « Инфекционные заболевания» Тематическая беседа. |
|
| |
III четверть | |||||
09.01 | 10.01 | 11.01 «Сказочный мотив»Вырезание и наклеивание деталей. | 12.01 Футбол на снегу. Соревнования между старшеклассниками. | 13.01 Тематическая беседа . Профессия «Слесарь» | |
16.01 «Зима полна серебра» Экологическое наблюдение. | 17.01 «Добрые дела» Мы помогаем малышам. | 18.01 Аппликация. Помощь малышам. | 19.01 « Инфекционные заболевания» Тематическая беседа. | 20.01 Тематическая беседа . Профессия «Швея» | |
23.01 День зимующих птиц в России. «Покормите птиц зимой». | 24.01 «Сталинградская победа» Тематическая беседа. | 25.01 «Кролик» (Символ года») Торцевание. | 26.01 «Лыжные гонки» Эстафеты. | 27.01 Я – профессионал. (Упражнение). | |
30.01 «Волшебница вода » (Опыты с водой) | 31.01 «Карманные деньги» Экскурсия | 01.02 « Ветка ели» Кляксография (Раздувание) | 02.02 Тематическая беседа «Простудные заболевания» | 03.02 Тематическая беседа . Профессия «Оформитель» | |
06.02 «Природа не прощает ошибок» Просмотр учебного фильма. | 07.02 «Подросток и конфликт» Беседа - практикум | 08.02 «День святого Валентина» (открытка) | 09.02 «Смотр строя и песни» | 10.02 Тематическая беседа . Профессия «Автослесарь» | |
13.02 «Зима волшебница» Викторина. | 14.02 Воины-интернационалисты нашего района. | 15.02 «Поздравительная открытка.» | 16.02 «Стихийные бедствия и безопасность человека.» Тематическая беседа. | 17.02 «Я ищу работу». Посещение сайта службы занятости Исилькульского МР. | |
20.02 «Особенности слуха у животных и человека» | 21.02 «Я в мире, мир во мне». Что такое милосердие? Тематическая беседа. | 22.02 Поздравительная открытка к 23 февраля. «Защитники Отечества»
| 23.02 | 24.02 Тематическая беседа . Профессия «Животноводство» | |
27.02 «Красная книга» Занятие практикум. | 28.02 Государственный праздник 8 марта - Международный женский день. Беседа. | 01.03 Поздравительная открытка к 8 Марта. Вырезание и наклеивание деталей. | 02.03 Дорожно-транспортная безопасность» Экскурсия по городу. | 03.03 Тематическая беседа . Профессия «Бетонщик» | |
06.03 «Экологическая катастрофа» Просмотр учебного фильма. | 07.03 Тематическая беседа «Гармония общения» | 08.03
| 09.03 Профилактика безопасного поведения и сохранения детской жизни «Жить безопасно, здорово!» | 10.03 Тематическая беседа . Профессия «Егерь» | |
13.03 «Свалки - гигантские гнойники Земли» Тематическая беседа. | 14.03 В тебе взрослеет гражданин» Тематическая беседа. | 15.03 «Весёлый щенок» Работа с текстильным материалом. | 16.03 «Дорожно-транспортная безопасность» Викторина. | 17.03 Тематическая беседа . Профессия «Жестянщик» | |
20.03 «Войди в природу другом» Проектная деятельность. | 21.03 Инструктаж «Осторожно! Весенний лед!»+ПДД | 22.03 «Цветок». Теснение на фольге. | 23.03 | 24.03 | |
IV четверть | |||||
03.04 «Бытовым отходам – вторую жизнь!». Экологический квест. | 04.04 « Почетные жители нашего района». Беседа. | 05.04 «Птичка» Складывание из бумаги. | 06.04 «Бегом за здоровьем» - Викторина «Мы за здоровый образ жизни»-спортивные соревнования. | 07.04 Наблюдательность как профессиональное качество. | |
10.04 «Что такое экологически чистые продукты?» Практическое занятие. | 11.04 День космонавтики . Гагаринский урок «Космос- это мы»
| 12.04 «Полёт в космос» Объёмное моделирование Из бумаги. | 13.04 « В незнакомом месте» (решение ситуационных задач) Тематическая беседа. | 14.04 Тематическая беседа . Профессия «Кондуктор» | |
17.04 «Увидел скворца – знай: Весна у крыльца». Изготовление скворечников. | 18.04 «Доброе слово о себе других» Ситуационная игра. | 19.04 « Звёздное небо» Наклеивание скатанных шариков из салфеток. | 20.04 Классный час «Азбука здоровья» | 21.04 Тематическая беседа . Профессия «Охранник» | |
24.04 «Солнце, Луна, звезды – источники света». Тематическая беседа. | 25.04 «Правила, обязанности и ответственность ребенка после 14 лет» Тематическая беседа | 26.04 «Поздравительная открытка» Составление и наклеивание цветов из гафрированной бумаги на круглой основе. | 27.04 « Осторожно, косметика» Практическое занятие. | 28.04 Тематическая беседа . Профессия «Пастух» | |
01.05 | 02.05 Тематическая беседа « На что клад, если в семье лад!» | 03.05 Ремонт книг | 04.05 Тематическая беседа «Подвигу жить в веках!» | 05.05 Тематическая беседа . Профессия «Прачка» | |
08.05 | 09.05 | 10.05 «Синичка» Скручивание и плетение из фольги. | 11.05 «Правила дорожные знай и всегда соблюдай» Беседа практикум. | 12.05 Тематическая беседа . Профессия «Птицевод» | |
15.05 « Как человек охраняет природу». Беседа. | 16.05 «День детского телефона доверия» Просмотр. Документального фильма. | 17.05 Итоговый сбор ДО «Республика «МЫ. | 18.05 Соревнования «Мы вместе!» | 19.05 Тематическая беседа . Профессия «Столяр»
| |
22.05 « Пожарная безопасность в природе» Тематическая беседа. | 23.05 «Осторожно! Вода и солнце» Тематическая беседа. | 24.05 «Лягушка» Складывание из бумаги. | 25.05 «Безопасное поведение во время летних каникул» Экскурсия. |