Сопровождение педагогов

Разработки педагогических Советов, совещаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_vospitatelnoy_raboty.docx40.33 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы воспитательной работы (материал педагогического Совета)

Всё, что только есть на свете свободного, изысканного, смелого, гармоничного и мастерски-законченного, в области ли мышления или управления, в словах и убеждениях, в искусстве ли или в нравах и обычаях, всё это развилось исключительно благодаря «тирании» жёстких правил.
Фридрих Ницше

Проведем краткий экскурс инновационных форм воспитательной работы с учетом анализа выполнения требований нормативно-правовых документов.

  • Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р)
  • Основы государственной культурной политики (утв. Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014года № 808)
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, разработанная во исполнение Национальной стратегии и утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р.
  • Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности от 18.08.2017 № 09-1672

        

Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства;

голова должна воспитывать сердце.

Фридрих Шиллер

Формы просветительской работы в школе стали заметно шире: тематические и информационные линейки, классные часы, единые уроки, газета, сайт, телевизионные трансляции, стенды, этические беседы. При планировании мероприятий учитываются выявленные проблемы (отражаются в справках по воспитательной работе за месяц), рекомендованные образовательные события. Анализ показывает, что на одном мероприятии около 15% школьников перерабатывают полученную информацию, так как сами подбирают и анализируют материал. Остальные 85% выступают пассивными аудиторами.

В целях повышения количества активных слушателей среди обучающихся возникает необходимость менять подход к организации просветительской работы. Учитывая возрастные особенности подростков, которые испытывают притязания на признание, чувство взрослости, педагогам рекомендуется включать их в обучающий процесс младших школьников.  Здесь актуальным будет возрождение «шефства», которое, к сожалению, плохо «приживается в школе». Взаимодействие старших с младшими практически отсутствует, несмотря на естественное стремление обучающихся младших классов к общению со старшими. У старшеклассников в процессе шефской деятельности формируются навыки самоорганизации. Результатом шефства в младших классах является переход к школьному самоуправлению на 3 и 4 уровнях образования, что способствует развитию у старшеклассников уверенности в себе, само и взаимоуважению, ответственности за порученное дело.

- Вопрос к педагогам. Как Вы считаете, почему данная работа не налажена в школе? Упражнение «Книги» позволяет показать участникам ПС собственное отношение к предлагаемым инновациям (на руки участника кладутся книги до тех пор, пока он не проявит реакцию: если попросит помощи у других – значит в жизни он умеет делегировать полномочия, если устанет держать и уберет их на стол, значит чаще отказывается от предложенного сложного дела; если будет уставать, но молчать, значит делает, но большую часть работы выполняет за других)

Положительная динамика в развитии школьного самоуправления отмечается в текущем году, благодаря активной жизненной позиции обучающихся отдельных классов. Ими инициированы флешмобы, в том числе для начальной школы, «артпозитив», день комплиментов, игровая площадка для младших школьников. В планах – внедрение отличительных элементов в школьную форму классов.

Учитывая Указ Президента Российской Федерации о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», от 29 октября 2015 года, самоуправлению отводится в школах особая роль. С 8-летнего возраста школьникам необходимо предоставлять возможность приобретать навыки по всем направлениям деятельности. Участвовать в творческих конкурсах, семинарах, тематических слетах, форумах, фестивалях, посещать детские оздоровительные лагеря, заниматься добровольческой деятельностью, встречаться с интересными людьми, обучаться в военно-патриотических клубах, пробовать свои силы в журналистике, обмениваться и перенимать опыт школьников из других регионов страны.

Важным педагогическим принципом деятельности классного руководителя, организатора должен становиться принцип событийности. Мероприятия заменяются образовательными событиями, реализующими личностные смыслы его участников. Обучающимся должна предоставляться возможность самостоятельно поставить цель, разработать план проведения события, распределить роли, взрослый наблюдает за репетициями и организует рефлексию.

Хороший пример взаимодействия старших и младших в целях эффективного просвещения показал учитель истории, который за один классный час, организованный совместно со старшеклассниками, провел серию полезных встреч по теме  «Великая октябрьская революция». Следствием явилось незатруднительное и приятное освещение своей работы в СМИ.

Информационную функцию в школе выполняют оформленные на «Стена мудрости» и «Дерево пожеланий». Такой формат просвещения позволяет школьникам не только потреблять информацию, ценную для их возраста, но и давать обратную связь, высказывать свое мнение о проблемной ситуации, обращаться к своим товарищам, родителям. Автор анонимного письма может получить ответ, прочитав его на стене. Оформление стендов, сменность информации является важным информационным звеном в работе с обучающимися.  Стенды необходимо использовать как своевременное средство донесения важной информации.

Интересные встречи проводятся совместно с КБ, ПДН, ПФР, МФЦ. Обучающиеся проявляют интерес к новым лицам, задают вопросы, вступают в беседы.

Просвещение через активные формы работы, такие как экскурсии на предприятия, в библиотеку являются очень ценными для детей. Поэтому привлечение специалистов, в том числе из числа родителей на организованные встречи только приветствуются разработчиками стратегии воспитания школьников.

Просвещение становится информационно-медийным направлением в развитии личности обучающихся.

Высота культуры всегда стоит в прямой зависимости от любви к труду.

 М. Горький

Привлечение  к труду – процесс, обеспечивающий формирование у обучающихся навыков обслуживающего труда и самообслуживания в целях создания условий для формирования трудовых компетенций, связанных с выбором профессиональной деятельности, определения и развития профессиональных интересов и склонностей.

Согласно Положению о привлечении обучающихся к труду на 1 января 2018г. классными руководителями были представлены согласия родителей на осуществление трудовой деятельности,4% отказов. Итоги анкеты по изучению трудновоспитуемости показывают, что показатели общественно-трудовой активности находятся у детей на низком уровне. Количество дезорганизаторов, особо трудных и начальный уровень по отношению к труду увеличился в сравнении с прошлым годом в 1,5 раза.  Отсутствие личной заинтересованности свидетельствует об отсутствии сформированной ценности труда в семье.

Привлечение к труду в школе чаще ассоциируется с летней трудовой практикой, уборкой территории, оклеиванием окон, дежурством по школе и столовой, оформление школы к Новому году (два года практикуется изготовление ростовых фигур).

Хотя привлечение к труду может быть организовано через оформление стендов, выставок, изготовление макетов, работу в библиотеке, оформление сцены, обработку анкет.

Стоит отметить ценный опыт учителей, которые привлекают обучающихся к трудовой деятельности на уроках.

Учебно-наглядные пособия разрабатываются старшеклассниками в виде плакатов, видеозаписей-посланий и используются на уроках в других классах, тем самым учитывая возрастные особенности (старшеклассники являются примером для подражания более младших обучающихся).

- Для педагогов. Упражнение «Кто? Что?» Педагогам предлагается перечень профессий, их задача максимально быстро сказать, какие он может выполнять поручения в школе.  Например, юрист – комиссия по примирению; врач – проведение физкультминуток, похождение практики в медицинском кабинете; учитель – проведение уроков; специалист IT-сферы – создание презентаций, видеороликов; переводчики, лингвисты – консультируют, репетируют; автотехники – моделирование, проведение тематических конкурсов; инженер – конструирование, оформление кабинета; специалист сферы красоты – организация мастер-классов и т.д.

В целях максимального развития способностей обучающихся и эффективной профориентации лучшим способом будет являться организация краткосрочных минипроектов.

Волонтерство – как безвозмездный труд – одно из приоритетных направлений воспитания современной школы.

Образование само по себе не даёт талантов, оно только развивает их; а так как таланты бывают различны, то было бы разумно, чтобы и образование также было по возможности разнообразным.

Неизвестный автор

В условиях роста социальной конкуренции человеку необходимо уметь применять те знания и навыки, которыми он обладает, уметь преобразовывать деятельность таким образом, чтобы сделать ее как можно более эффективной.

Упражнение «Насколько Вы творческий человек». Найдите применение скрепке (участвуют два человека)

        Изучение способностей учащихся позволило составить рейтинг ведущих дарований ребят.

Исследование показало, что наиболее ярко способности выражены в младшем школьном возрасте. В детском возрасте родители намеренно стараются включать своих детей в разнообразные виды деятельности, сами принимают активное участие в развитии ребенка. В начальной школе организованы кружки по интересам. При переходе в среднее звено многие родители, полагаясь на самостоятельность ребенка, постепенно отстраняются от уроков, мероприятий, забывая, что даже взрослому человеку необходима помощь, подсказка, движение в нужном направлении. В средней школе практически отсутствуют детские объединения, направленные на развитие способностей обучающихся. Резко прекращается исследовательская деятельность Получается, что чем старше становится ученик, тем меньше условий для своего роста и развития он получает. К окончанию школы у многих появляются затруднения в выборе профессии. Диаграмма показывает, что  наименьший интерес у ребят вызывает деятельность, связанная с техническим и научным  направлениями. Для младших школьников наиболее привлекательной оказывается артистическая и художественная деятельность, для обучающихся 5-9 классов – спортивная, для старшеклассников – артистическая, спортивная и музыкальная. Интерес появляется тогда, когда есть условия для его проявления.

Анализ карты успеха за текущий год показал:

В75% случаев обучающиеся принимают участие в районных мероприятиях. По 10% приходится на краевой уровень (по линии воспитательной работы), всероссийский и 5% на международный – организовано участие учителями начальной школы. Чаще всего школьники участвуют в спортивных соревнованиях, научно-интеллектуальной деятельности, конкурсах, развивающих артистические, художественные и литературные способности. Реже – в мероприятиях музыкальной и технической направленности. Развитие способностей детей ограничивается учебным временем, ситуативными подходами. Возникает необходимость систематизировать работу с одаренными и способными детьми.

Одна из задач государственной политики в области образования до 2020 года – это создание системы выявления, развития  и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.  Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Высочайшая возможная стадия нравственной культуры —

когда мы понимаем, что способны контролировать свои мысли

Бенджамин Дизраэли

Культура детейформируется благодаря культуре родителей и педагогов. Младшие школьники восприимчивы и впечатлительны, в этом возрасте важную роль играет их подражательность старшим. В подростковом возрасте подражательность кумирам, сверстникам может привести детей к ошибочным и аморальным представлениям и поступкам. В старшем школьном возрасте создается более целостное представление о себе и о личности других, расширяется круг осознаваемых социально-психологических качеств людей.

        Формирование культуры школьников происходит непрерывно: во время уроков, перемен, кружков, секций, дома.

        «Общая длительность перемен за четыре года обучения равна примерно 39 100 минутам. С этими минутами шутить нельзя, так как, если сложить их вместе, они составят около 160 обычных школьных дней». Шалва Александрович Амонашвили (педагог - психолог)

        Воплощенные в жизнь идеи организации школьных перемен оказывают положительное влияние на поведение обучающихся. Настольный теннис, шахматный клуб, пятничный флеш-моб, трансляция познавательных фильмов или мультфильмов по телевизору, микрофон для чтения стихотворений – все это способствует формированию культуры подростков. Задача педагогов представить детям и другие варианты проведения свободного времени: мастер-классы «Оригами», «Развивай свое воображение» также помогут изменить представление о перемене школьников как об увлекательном досуге, а не о способе бессмысленного времяпровождения.

        Отличный эффект приносят такие технологии, как конкурсы сочинений. Правильно заданная тема позволит найти ответы классному руководителю на все вопросы, которые появляются у него в процессе узнавания ребенка. Так сочинение «Если бы я был взрослым» помогло выявить у учащихся проблемы семейных взаимоотношений: «Зачем вы уходите сидеть в Интернете? Неужели так трудно остаться с ребенком, поиграть, почитать, посмотреть, рассказать что-нибудь», «На детей не стоит поднимать руку, не надо называть их нецензурными словами»; отношение к Родине «Переехала бы из страны и никогда бы сюда не вернулась».

        Педагогам нужно учиться относиться к конкурсам как к диагностическому материалу, к способу развития способностей, а не как к обязательной повинности, несущей массу нагрузок в целях завоевания призового места.

        Остается актуальной работа над искоренением нецензурной брани, несоблюдением требований Положения о школьной форме обучающимися. К сожалению, замечаний дежурных и рейда по внешнему виду оказывается недостаточным в решении данной проблемы.  В декабре за нарушение Положения о запрете нецензурной брани на совете профилактики было заслушано  5 учащихся. Усиление требований к обучающимся со стороны каждого педагога позволит выявлять злостных нарушителей и применять к ним и их родителям дисциплинарные взыскания.

        Наметилась тенденция сокращения преступлений до нулевой отметки, возросло число правонарушений в начальной школе. В среднем звене стали появляться группировки школьников, пропускающих уроки, склонных к совершению противоправных действий. За три года наблюдается значительное снижение количества обучающихся, состоящих на учете ПДН, КДН. Остается стабильным количество обучающихся, состоящих на внутришкольном учете. На учете ПДН состоит одна семья.

        Культура родителей очевидна по отношению их к школе, собственному ребенку, речи, поведению. Она складывается не только из детства, но из образа семейных отношений. Не часто родители задумываются о ребенке, решая свои проблемы, или будучи заняты на работе. 60% родителей, обращавшихся в школу, волновали вопросы отсутствия взаимопонимания со своим ребенком, неспособностью оказать посильную помощь в подготовке домашних заданий. Поверхностное представление о возникшей проблеме не побуждает родителей искать причины, их создавшие.

        В         2017г. школа принимала участие в конкурсах, где представляла опыт работы с родителями: 2 место в краевом конкурсе «Модель оценки качества работы ОО по социализации личности», 1 место в краевом конкурсе проектов по просвещению родителей, приняли участие в образовательном форуме в направлении «Инноватика в образовании»

        В школе разработана программа курсов повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) «Путь к счастливой семье».

Длительность курса составляет 72 часа. Разбивка на блоки отражает работу специалистов по укреплению семейных функций.

Iблок – основы семейной психологии

II блок – основы семейного уклада

IIIблок – основы семейного права

IV блок – основы семейного воспитания

V блок – история семьи, история рода

VI блок – основы здорового образа жизни и содержательного досуга

VII блок – основные формы взаимодействия семьи и школы

VIII блок – семейный бюджет

Каждый блок включает в себя 6 занятий по 1,5 часа, из них 2 занятия отводятся на  самоподготовку (самодиагностика, проектирование, моделирование, семейные экскурсии, подготовка к зачету), выполнение домашних заданий; 1 занятие – дистанционное обучение (видеоуроки).

Программа содержит разработку каждого занятия, для ее реализации школа обладает достаточным кадровым потенциалом, помещениями для проведения занятий, оборудованием.Формы занятий разнообразны: деловые игры, тренинги, семинары-практикумы, вечера вопросов и ответов, практические работы, круглые столы, дискуссии, конференции,встречи с узкими специалистами.

Партнерами в реализации программы являются различные учреждения города. Незаменима поддержка родителей, прежде всего представителей Управляющего Совета школы.

Критериями качества реализации программы для слушателей будет самодиагностика и качественный анализ  родительского отношения (ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин (в начале и в конце курсов), для организаторов - тест-зачет в конце курсов.

Ожидаемыми результатами реализации программы являются

Для родителей

Повышение уровня психолого-педагогической компетентности; укрепление функций семьи; сохранение позитивных межличностных взаимоотношений; расширение представлений о современной школе

Для обучающихся

Укрепление психоэмоционального и физиологического здоровья обучающихся; повышение учебной мотивации и познавательного интереса; формирование адекватных семейных ценностей

Для педагогов

Повышение качества обученности школьников; соблюдение обучающимися правил внутреннего распорядка в ОУ; сокращение проявлений деструктивного поведения; повышение имиджа школы

В конце курсов слушатели получат сертификат о прохождении программы по повышению психолого-педагогической компетентности

Сейчас очень популярно создание родительских групп в таких программах для общения и обмена сообщениями, как WhatsApp или Viber. Они облегчают и ускоряют обмен информацией между учителем и родителями.Обычно в таких группах передаются извещения об общих мероприятиях, срочных встречах, совместной деятельности. Таким способом можно отправить поздравления с праздниками, советы или памятки относительно воспитания ребенка. Соблюдая правила педагогической этики, педагогам следует избегать выражения собственных негативных эмоций через социальные сети, что в дальнейшем может привести к отрицательным последствиям.

Школьная библиотека остается особой воспитательно-образовательной средой, местом творческого сотрудничества всех участников школьной жизни, центром духовно-нравственного воспитания.

«Если у тебя есть энтузиазм, ты можешь совершить все, что угодно. Энтузиазм – это основа любого прогресса…» (Генри Форд)

        Все, что происходит в современной школе, направлено на воспитание личности человека, от которого будет зависеть дальнейшая судьба нашей страны, региона, города. Помогать ему развиваться через школьное самоуправление, районные слеты, краевые проекты – миссия каждого педагога. Развиваться вместе с ним – наивысшая степень блага, которое нам приготовила судьба.

        Региональная общественная организация содействует проведению научных исследований, разработке актуальных проблем педагогики, распространению опыта и знаний в области педагогики, проводит курсы, семинары, лектории, конкурсы. Организация состоит из ассоциаций, секций по областям педагогической деятельности. Члены организации поддерживают проекты, представленные школами, вручают гранты до 60 тыс. руб.

Интерпретация теста: мы сами для себя определяем цель. Цель может касаться работы, семьи, здоровья. Хорошо, если в работе мы осознаем важность поставленных перед нами задач, понимаем  реалистичность цели. А вот как мы относимся к ее достижению, зависит от нашего настроя, мотивации, организации дня и других факторов.