5. 11 класс

Материалы для 11го класса по физике      вернуться на главную

рекомендуемые сайты:

1.Рекомендуемые сайты:

InternetUrok.ruКласс!ная физика
 

Для ознакомления предлагается электронная версия учебника и задачника

 

          

Дополнительная литература

      

Для экспрес тренировки к ЕГЭ 2013 года

Демоверсии, спецификации, кодификаторы 2014

http://phys.reshuege.ru/

http://ege.yandex.ru/physics/

Для подготовки к ЕГЭ рекомендуется использовать следующие пособия

1. Физика в таблицах

      

 

2.Справочные пособия

 

         

           

 

Отличник ЕГЭ. Физика. Решение сложных задач_2010 -368с.PDF

Физика. Полный курс подготовки. Разбор реальн экз задан_Касаткина И.Л_2009 -368с.PDF

 

3.Решение задач ЕГЕ 2013

Физика. Решение задач ЕГЭ-2013. В 2-х ч. Исаков А.Я.

      

 

Часть 1. Приведены решения 20 вариантов задач начального уровня предлагаемых для подготовки к ЕГЭ по физике в 2013 г. Тексты задач соответствуют изданию О.Ф. Кабардин, СИ. Кабардина, В.А. Орлов, СБ. Бобошина, О.И. Громцева «ЕГЭ 2013. Физика», Экзамен, М., 2013. Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач в рамках современного ЕГЭ. Приведенные материалы могут быть так же полезными студентам первых курсов, изучающих общую физику в университетском объёме по техническим программам подготовки, особенно студентам заочной формы образования, когда программа осваивается самостоятельно.

 

Часть 2. Приведены решения задач части С, предлагаемых для подготовки к ЕГЭ по физике в 2013 г. Тексты задач соответствуют изданию О.Ф. Кабардин, СИ. Кабардина, В.А. Орлов, СБ. Бобошина, О.И. Громцева «ЕГЭ 2013. Физика», Экзамен, М., 2013. Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач в рамках современного ЕГЭ. Приведенные материалы могут быть так же полезными студентам первых курсов, изучающих общую физику в университетском объёме по техническим программам подготовки, в качестве повторительного материала. Особенно это относится к студентам заочной формы образования, когда программа осваивается самостоятельно и имеется перерыв в систематических занятиях предметом.

 

Физика. Решение задач ЕГЭ.  Исаков А.Я.

 

    
    
 

Часть 1. В пособии приведены решения 20 вариантов типовых заданий по физике, предлагавшиеся на экзаменах по школьной физике в форме ЕГЭ в 2010 г. Задания заимствованы из учебно-методического пособия под ред. Л.М. Монастырского (Ростов на Дону, 2010). Все задания снабжены подробными решениями с комментариями, акцентирующими внимание на теоретических и методических особенностях анализа условий и оптимизации выбора алгоритмов решения. Пособие предназначено для школьников старших классов, готовящихся сдавать ЕГЭ по физике. Материалы пособия могут быть полезны при тренировочном тестировании, а так же при самостоятельной работе.

Часть 2. Приведены решения задач заимствованных из оптимального банка заданий (В.А. Орлов, М.Ю. Демидова, Г.Г. Никифоров, Н. К. Ханнанов: М. - Интеллект-Центр, 2012). Решения некоторых задач сопровождаются подробными теоретическими обоснованиями получаемых результатов. Материалы настоящего сборника могут быть полезны старшеклассникам, студентам первых курсов колледжей при самостоятельной подготовке к испытаниям по элементарной физике в формате ЕГЭ.

Часть 3. Приведены решения задач заимствованных из сборника ЕГЭ 2012. Типовые тестовые задания/ О.Ф. Кабардин, СИ. Кабардина, В.А. Орлов. - М.: «Экзамен», 2012, а также задачи из сборника Л.М. Монастырского - Ростов на Дону: «Легион-М», 2010. Решения некоторых задач сопровождаются подробными теоретическими обоснованиями получаемых результатов. Материалы настоящего сборника могут быть полезны старшеклассникам, выпускникам средних специальных учебных заведений при самостоятельной подготовке к испытаниям по элементарной физике в формате ЕГЭ.

Часть 4. Приведены решения задач из прошлого времени. Ряд задач не относятся к, так называемому «базовому уровню». Это задачи, для решения которых не вполне достаточно знания математических интерпретаций, они требуют более углублённого проникновения в суть физических законов. Условия задач, строго говоря, не являются новыми, они заимствованы из известных задачников, изданных в разное время под редакцией Н.Е. Савченко, С.М. Козела, Г.Ф. Меледина, А.А. Пинского, Трубецковой и других известных авторов. Задачи снабжены подробными решениями с анализом применяемых законов и определений. Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач части «С» в рамках современного ЕГЭ. Приведенные материалы могут быть так же полезными студентам первых курсов, изучающих общую физику в университетском объёме по техническим программам подготовки, особенно студентам заочной формы образования, когда программа осваивается самостоятельно.

Часть 5. Приведены решения типовых задач из молекулярной физики и термодинамики. Ряд задач не относятся к, так называемому «базовому уровню». Это задачи, для решения которых не вполне достаточно знания математических интерпретаций, они требуют более углублённого проникновения в суть физических законов. Условия задач, не являются новыми, они заимствованы из известных задачников, изданных в разное время под редакцией Н.Е. Савченко, С.М. Козела, Г.Ф. Меледина, А.А. Пинского, Трубецковой С.В., Касаткиной И.Л., Степановой Г.Н. и других известных авторов. Большинство задач снабжены подробными решениями с анализом применяемых законов и определений, для стандартных задач самого начального уровня приведены только схемы решений Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач, в частности, части «С» в рамках современного ЕГЭ. Приведенные материалы могут быть так же полезными студентам первых курсов, изучающих общую физику в университетском объёме по техническим программам подготовки, особенно студентам заочной формы образования, когда программа осваивается самостоятельно.

Часть 6. Приведены решения типовых задач из электричества и магнетизма. Ряд задач не относятся к, так называемому, «базовому уровню». Это задачи, для решения которых не вполне достаточно знания математических интерпретаций, они требуют более углублённого проникновения в суть физических законов. Решение задач, предваряется краткими теоретическими сведениями, содержащими как основные уравнения, так и их физическую интерпретацию, что позволяет к решению задач подойти более осмысленно. Большинство задач снабжены подробными решениями с анализом применяемых законов и определений, для стандартных задач самого начального уровня приведены только схемы решений Сборник предназначен, прежде всего, для школьников старших классов, намеревающихся овладеть методиками решения задач, в частности, части «С» в рамках современного ЕГЭ. Приведенные материалы могут быть так же полезными студентам первых курсов, изучающих общую физику в университетском объёме по техническим программам подготовки, особенно студентам заочной формы образования, когда программа осваивается самостоятельно.

 

        вернуться на главную

 

  1. В рамках подготовки учащихся 11-го класса к сдаче ЕГЕ предложена  адаптированная версия презентации Грачева  Александра Васильевича, кандидата физико-математических наук, преподавателя кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, автора курса.

Данная презентация поможет структурировать знания учащихся  и использовать алгоритмы решения типовых задач при сдаче итоговой аттестации.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к решению задач части « С » ЕГЭ по физике с линией учебников авт орского коллектива Грачев А.В. и др. Перспективные задания части « С » ЕГЭ, приемы решения и анализ особенностей. Грачев Александр Васильевич , кандидат физико-математических наук, преподаватель кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова автор курса

Слайд 2

Необходимые условия успешной сдачи ГИА и ЕГЭ: 1. Верное представление о физических явлениях, определениях физических величин (физический смысл), законах физики (условия и границы применимости, вытекающие из вывода законов). 2. Невозможно понять физику, не научившись решать задачи: 1) правильное понимание законов позволяет адекватно применять их (от теории к практике); 2) опыт, накапливаемый при решении задач, позволяет более глубоко осознать суть явлений и законов (от практики к теории).

Слайд 3

Решение заданий частей А и В

Слайд 4

Для успешного решения заданий А и В необходимы: Систематизация знаний в пределах параграфа Систематизация знаний в пределах главы Отработка учебного материала по вопросам и упражнениям к параграфу (с привлечением дополнительных упражнений)

Слайд 5

Итоги в конце главы (пример)

Слайд 6

Итоги в конце главы (пример: сводная таблица)

Слайд 7

Законы сохранения Работа силы. Мощность Кинетическая энергия Потенциальная энергия Механическая энергия системы тел. Изменение механической энергии системы тел. Закон сохранения механической энергии Решение задач с использованием законов сохранения

Слайд 8

Итоги в конце главы (пример)

Слайд 9

Задания На рис. 22 приведены значения скоростей движущихся тел в системе отсчета, связанной с Землей. Выберите системы отсчета, связанные с мальчиком (СО 1), грузовым автомобилем (СО 2) и велосипедистом (СО 3) и определите значения скоростей изображенных тел в этих системах отсчета.

Слайд 10

Задания Дедка, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка и Мышка пытаются вытянуть репку (рис. 50), упираясь ногами в Землю с силами, модули которых равны 300 Н, 200 Н, 100 Н, 50 Н, 30 Н и 10 Н соответственно.

Слайд 11

Задания Определите значения импульсов изображенных на рисунке людей. Массы и значения скоростей людей указаны на рисунке.

Слайд 12

Задания На рисунках изображены тела, движущиеся под действием нескольких сил. Обведите красным карандашом те силы, которые совершают положительную работу, синим карандашом – силы, совершающие отрицательную работу, черным – силы, не совершающие работы.

Слайд 13

1. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова и числа. Атом любого химического элемента состоит из __________, _________ и _____________. Масса протона (mp = ____________ кг) практически равна массе нейтрона (mn = ____________ кг) и примерно в две тысячи раз превышает массу электрона (mе = ____________ кг). Поэтому массой электронов часто пренебрегают, а массу атома считают равной сумме масс нуклонов (протонов и нейтронов) в этом атоме. Масса молекулы _________ сумме _______, входящих в неё атомов. Массы всех молекул и атомов сравнивают с _______________________ массы изотопа ________________. Эту единицу массы называют: __________ ______________________ (1 а.е.м. ____________ кг). Массу молекулы, ____________ в атомных _____________________ принимают численно равной __________________________ в этой молекуле.

Слайд 14

4. Отметьте знаком верные утверждения. Отношение количества молекул, содержащихся в 1 моле гелия (молярная масса 4 г/моль) к количеству молекул в 2 молях молекулярного водорода (молярная масса 2 г/моль) равно: 1 □; 2 □; 0,5 □; 4 □; 025 □. Отношение количества молекул, содержащихся в 56 г азота к количеству молекул в 28 г молекулярного водорода равно: 7 □; 1/7 □; 0,5 □; 2 □; 0,25 □. Если в баллоне находится газ, количество вещества которого равно 3 моль, то в баллоне находится число молекул, примерно равное: □; □; □; □.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к решению задач части « С » ЕГЭ по физике с линией учебников авт орского коллектива Грачев А.В. и др. Перспективные задания части « С » ЕГЭ, приемы решения и анализ особенностей. Часть 2. Грачев Александр Васильевич , кандидат физико-математических наук, преподаватель кафедры общей физики физического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова автор курса

Слайд 2

Решение заданий части С

Слайд 3

Основа успеха: 1) глубокое понимание сути физических явлений и законов; 2) правильная последовательность действий От теории к практике, от практики к теории.

Слайд 4

Изохорический процесс

Слайд 7

Задача

Слайд 9

Классификация типовых задач Все задачи поделены на классы, некоторым из которых присвоены названия Первая цель – убедиться в том, что число классов физических задач ограничено Вторая цель –«продемонстрировать» технологии решения задач каждого класса Конечная цель – научиться 1) определять, к какому классу (или классам) относится данная задача; 2) использовать изученный алгоритм решения задачи из данного класса (или алгоритмы из разных классов, если задача является комбинацией нескольких)

Слайд 10

Примеры классификации задач 7 класс : «Погоня», «Обгон», «Встреча» 8 класс : «Тепловой баланс» 9 класс : «Движение связанных тел», «Выстрел», «Стыковка» 10 класс : «Движение твёрдого стержня по плоскости», «Задача, требующая анализа возможных вариантов движения и взаимодействия тел» 11 класс : «Механические колебания: динамический и энергетический способы»

Слайд 11

Алгоритмы решения задач: учебник

Слайд 12

Дедка пытается вытянуть репку, упираясь ногами в Землю с силой , модуль которой равен 300 Н. Используя схему решения, определите значение силы , с которой дедка тянет репку. Шаг 1. Будем решать задачу в ИСО, связанной с Землей, которая изображена на рисунке. Шаг 2. Рассмотрите взаимодействие дедки и Земли вдоль оси Х . Запишите третий закон Ньютона для их взаимодействия. Определите значение силы, с которой на дедку действует Земля Обозначьте найденную силу на рисунке. Шаг 3. Рассмотрите силы, действующие на дедку вдоль оси Х (со стороны Земли и репки). Запишите второй закон Ньютона для дедки: Определите значение силы, с которой на дедку действует репка. Обозначьте найденную силу на рисунке. Шаг 4. Рассмотрите взаимодействие дедки и репки вдоль оси Х . Запишите третий закон Ньютона для их взаимодействия: Определите значение силы, с которой на репку действует дедка. Обозначьте эту силу на рисунке. Ответ:

Слайд 13

Слайд 14

§ 20. Решение задач о движении тела под действием нескольких сил 1. На горизонтальной поверхности неподвижного относительно Земли стола лежит брусок массой m = 1 кг. В некоторый момент времени на брусок начинает действовать сила, направленная под углом α = 60° к горизонту, модуль которой F = 10 Н. В результате этого брусок начинает двигаться поступательно. Определите ускорение бруска, если коэффициент трения бруска о поверхность μ = 0,2.

Слайд 15

Решение . Шаг 0. Выбор модели. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Шаг 1. Выбор ИСО. За тело отсчёта примем _____________________. Ось X направим ___________________________________________________, а ось Y направим ___________________________________________________ Часы включим в момент ________________________________________ Шаг 2. Сделаем рисунок, на котором изобразим оси выбранной системы координат и силы, действующие на брусок.

Слайд 16

Шаг 3. Проекции сил, действующих на брусок: на ось X ____________________; на ось Y __________________________ Шаг 4. Запишем второй закон Ньютона в проекциях на координатные оси. = ____________________________________________( по оси X ) = ____________________________________________( по оси Y ) Шаг 5. Модуль силы трения: _________________________________________ Шаг 6. Проекция ускорения бруска на ось Y : __________________________________________

Слайд 17

Шаг 7. Система уравнений имеет вид: ________________________(1) ( проекция второго закона Ньютона на ось X ) _________________________(2) ( проекция второго закона Ньютона на ось Y ) _________________________(3) ( выражение для модуля силы трения скольжения ) _______________________(4) ( отсутствие перемещения бруска вдоль оси Y ) Шаг 8. Решение системы уравнений. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Шаг 9. Анализ полученного результата и расчёт численного ответа. Ответ : брусок движется в направлении _______________________ с ускорением, модуль которого равен _______________и не зависит от времени.

Слайд 18

2 * . Тело массой m движется вверх вдоль вертикальной стены под действием силы . Линия действия этой силы расположена в перпендикулярной стене плоскости и образует угол α с вертикалью. Коэффициент трения между телом и стеной равен μ. Определите ускорение тела. При каких условиях задача имеет решение? При решении задачи укажите названия шагов.

Слайд 19

Решение . Шаг 0. ______________________________________________________ _______________________________________________________________ Шаг 1. _______________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ Шаг 2. ________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Слайд 20

Примеры из учебника

Слайд 21

Уровневая дифференциация Рассмотрение различных способов решения одной и той же задачи: В теме «Кинематика» задачи о движении тел предлагается решать графически (1), аналитически (2). В качестве материала для дополнительного чтения предлагается решать задачи в различных системах отсчета (3), в общем виде (4) Традиционно, решение задач динамики возможно как с применением законов Ньютона, так и с применением законов сохранения Решение задач по теме «Механические колебания» предлагается как динамическим, так и энергетическим способом