Методическая разработка для родительского собрания "Преемственность дошкольного и школьного образования"
Предварительный просмотр:
Тема:
«Преемственность дошкольного и школьного образования»
Переходный период.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России. На современном этапе произошло смещение акцента в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника» (способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика). Во главу угла выходят сформированные познавательные мотивы обучения, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания. Таким образом, для современного первоклассника становится важным не столько обладать инструментом познания, сколько уметь им осознанно пользоваться.
Основные задачи сотрудничества ДОУ и школы:
−установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;
−выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
−создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;
−всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей.
Поступление ребёнка в первый класс – это сложное испытание и для него самого и для его родителей. Как сделать так, чтобы первокласснику в школе было комфортно, чтобы его первые неудачи не омрачили всю дальнейшую школьную жизнь, чтобы о начальной школе остались только светлые воспоминания. Организация предшкольной подготовки позволяет снять тревожность, чувство страха и неуверенности, и одновременно повысить желание стать учеником – первоклассником, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.
Мнение родителей и педагогов к уровню подготовки детей к школе различны. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это будет залогом их успешной учебы. Готовность к школе – это не только набор определённых умений и навыков, которые должны быть сформированы у ребёнка к 6-7 годам. Готовность к школе включает в себя несколько основных компонентов:
интеллектуальная готовность;
личностная и социально-психологическая готовность;
эмоционально-волевая готовность;
физическая готовность.
Положительные результаты адаптации детей к школе и учению есть там, где налажены контакты учителей и воспитателей, где организован обмен опытом, где постоянно анализируется качество подготовленности детей к школе, уровень развития их способностей. Поэтому, занимаясь с детьми в «Школе будущего первоклассника», в процессе подготовки педагоги уделяют большое внимание на развитие не только познавательных и творческих способностей, но стараются найти индивидуальный подход к каждому ребенку и создать для него ситуацию успеха.
Взаимосвязь родителей с педагогом - психологом школы позволила бы выработать согласованные взгляды на критерии готовности детей к школьному обучению, на проведение анкетирования родителей « Мой ребенок и его индивидуальные особенности»; на проведение тестирования детей по определению « школьной зрелости» в подготовительной к школе группе, консультации и советы родителям « Оцените готовность вашего ребенка к обучению в школе». В 1 классе для многих детей адаптация к школе является сложным испытанием. Ребенок сталкивается с рядом проблем, которые не в силах решить сам. В результате у него могут возникнуть школьные неврозы. Ранняя диагностика проводится в сентябре педагогом психологом для выявления начального уровня развития и выстраивания педагогами, психологами совместно с родителями процесса обучения и воспитания с учётом индивидуальных особенностей детей, и в апреле – для определения достаточного уровня обучения и разработки рекомендаций для родителей и ребёнка.
Также для родителей и педагогов в сентябре проводится семинар «Первые трудности или как проходит адаптация учащихся 1-х классов». Учитель 1-го класса и школьный психолог делятся с воспитателями и другими учителями начальной школы, как проходит адаптация первоклассников. Делаются выводы, замечания, советы, которые учитываются в дальнейшей работе.
В начале учебного года воспитатели знакомятся с программой обучения в 1-м классе, с требованиями, которые предъявляются будущему ученику.
В течение года воспитатели подготовительной группы посещают открытые уроки в 1-м и 4-м классе. В 1-м для того, чтобы увидеть как выпускники адаптировались, как ведут себя на уроках, на что следует обратить внимание воспитателям в подготовке детей к школе.
Учителя начальных классов посещают в течение года открытые занятия в детском саду. Наблюдают, как работает каждый ребенок, замечают способности и слабые стороны. На основании наблюдений делается вывод для будущей работы : какие знания, умения и навыки приобретает выпускник детского сада на конец обучения.
Таким образом, у учителя еще до начала учебного года имеется достаточно полное представление о детях, их способностях, о том, какие ЗУН они приобрели в детском саду, о здоровье, семье, бытовых условиях, об окружении каждого ребенка – все это помогает учителю в начале его работы с новым классом
Анализируя учебную деятельность в 1 классе по таким показателям как:
• выполнение диагностических работ по полугодиям,
• мотивацию к обучению,
• участие во внеурочной деятельности,
• межличностные отношения в группе детей и классе,
• уровень сформированности культуры поведения,
Формы осуществления преемственности нашей школы с дошкольными образовательными учреждениями можно поделить по следующим направлениям.
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной);
• совместные спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• посещение дошкольниками учебных занятий в «Школе будущего первоклассника», организованных при школе;
• посещение летнего оздоровительного лагеря при школе.
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа);
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с учителями школы, которые уже стали традиционными;
• консультации с педагогами школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей
требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогами и психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.
Согласованная и дружная работа школы и детского сада позволяет оценить адаптацию учащихся, поговорить о каждом ребёнке, постараться помочь ему, основываясь на данных наблюдений проведённых за ним ещё в детском саду. Думаю, что такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. У воспитателей есть возможность следить за учёбой своих детей и вносить коррективы в свою деятельность по подготовке воспитанников к школе; учителя же ближе знакомятся с будущими первоклассниками, системой работы воспитателя, родителями.
Не секрет, что до сих пор, оформляя заявления в 1 класс, родители продолжают выбирать того или иного учителя. Помощь семьи на первом этапе школьной жизни, а также сотрудничество с учителем способствуют успешному обучению детей в школе. Для первоклассника родители являются авторитетом, но и первый учитель становится также важной фигурой в жизни ребёнка. Поэтому в начале обучения в школе так же важны согласованные действия учителя и семьи. Поступление в школу сопряжено с необходимостью освоения школьного поведения – ребёнку необходимо соблюдать нормы и правила школьной жизни. Меняется социальная роль ребёнка, он становится учеником, к нему предъявляются другие требования, полностью меняется окружающая обстановка и характер взаимодействия с людьми.
Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Необходимость тесного сотрудничества детского сада и школы очевидна. Какие проблемы?
Тревожит проблема завышенных требований родителей к готовности ребёнка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребёнок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в "школьной" логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложнённой математике, вместо развития познавательных процессов.
Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Детский психолог Д.Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.