Программные средства и применение сетевых сервисов в педагогической деятельности.
Представлена картотека программных средств, а также конспекты и фрагменты занятий с применением ИТ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение программных средств в педагогической деятельности
Задание: составить картотеку программных средств, используемых в педагогической деятельности конкретной предметной области (не менее 15). Результаты представить в виде таблицы.
Картотека программных средств
Предмет «Математика»
№ | Название ПС / Разработчик | Назначение* | Аннотация |
1 | CD- ROM. Я знаю таблицу умножения | Интерактивный тренажер | Высокоэффективный тренажер позволяет ученику изучить самостоятельно таблицу умножения и деления самостоятельно. Визуализация знаний, оригинальная система поощрения, возможность контроля и проверки усвоенного материала. |
2 | Математикус | Электронный учебник | Обучающая комплексная программа, состоящая из 2 частей: увлекательной компьютерной игры, выполненной в жанре «квеста» и электронной энциклопедии, содержащей необходимые обучающие материалы и подсказки по всем заданиям. |
3 | Математика- это не скучно | Интерактивный тренажер | Электронная версия учебника –тетради курса математики для начальной школы. Занимательные задачи, кроссворды, головоломки и ребусы, координатная плоскость, тесты и многое другое |
4 | 1С: Школа. Игры и задачи 1-4 класс | Интерактивный тренажер | Содержание охватывает основные предметные линии начального образования. Образовательный комплект поможет младшим школьникам с пользой провести время за компьютером, проверить свои силы перед контрольной работой или наверстать упущение в школе. |
5 | Matematika.Club | Интернет- ресурс | Включает в себя разнообразие онлайн тренажеров по математике, обладающих удобным интерфейсом, подходящим под большинство современных устройств. Отображает персональную статистику результатов собственного обучения. |
6 | Microsoft Excel | Электронные таблицы | Специально созданные формулы, которые позволяют быстро выполнить сложные вычисления. Позволяет избавиться от долгого подсчета результатов при обработке табличных данных. |
7 | Math Kids | Компьютерная программа по математике | Предоставляется возможность выполнить красочные задания в игровом формате. Отличный интерфейс, полезный сценарий заданий, приложение с математическим материалом. |
8 | Maple | Электронные таблицы | Позволяет вводить электронные таблицы, содержащие как числа, так и символы. Может выступать как калькулятор для вычислений по заданным формулам. |
9 | MathCab | Математическое приложение | Позволяет работать в очень тесной интеграции с другими системами. Вложена мощная справочная база со множеством примеров, подсказок и качественной системы поиска. |
10 | «Эккзамен» | Универсальный мультимедийный тренажер | Обеспечивает возможность тренировки ребенка в решении примеров и задач по всем разделам математики, а так же позволяет производить контроль его знаний. (5 класс) |
11 | Квант | Научно- популярный физико- математический журнал | Содержит наборы заданий разного целевого назначения, которые должны обеспечить работу учащихся на всех этапах учебного процесса: обучающие работы, задания для самопроверки, тематические проверочные работы, дополнительные задания для любознательных. |
12 | Paint | графический редактор |
|
13 | Microsoft Word . | Текстовый процессор | (программа тестирования учеников, редактор тестов и журнал результатов) для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа, выставления оценок по указанной в тесте шкалой. |
14 | MyTest X | система программ | Программа MyTest X ( в отличае от тестовой оболочки Test-W2 )имеет больше возможностей и работает с девятью типами заданий:выбор одного, выбор нескольких, указание последовательности, соотношения, указание истинного или ложного утверждения, ручное введение числа (чисел), ручное введение текста, выбор места на изображении, перестановка букв. В тесте можно использовать любое количество типов заданий. |
15 | Репетитор. Сдаем ЕГЭ по математике | Электронный учебник | Разработан с целью поддержки проводимого Министерством образования науки РФ единого государственного экзамена и адресован учащимся старших классов, выпускникам школ, родителям, организаторам ЕГЭ. |
*Назначение может быть:
- планирование учебных занятий
- подготовка учебных материалов
- организация совместной деятельности обучающихся
- оценка и контроль знаний
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «В гостях у Хозяйки медной горы»
Цель: формирование первичных представлений детей старшего дошкольного
возраста о многообразии окружающего мира и предметного окружения; о том, что человек использует богатства окружающего мира, изменяет его и совершенствует для себя и других людей, делая жизнь более удобной и красивой.
Задачи:
- Образовательные: познакомить детей с красотой камней самоцветов. Расширить представления детей о полезных ископаемых России. Расширить кругозор детей, сформировать целостную картину мира. Создать условия для самостоятельного установления связей и отношений между системами объектов и явлений с применением различных средств.
- Развивающие: создать оптимальные условия для развития самостоятельности суждений дошкольников. Совершенствовать умения определять способ получения необходимой информации в соответствии с условиями и целями деятельности. Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с предлагаемым алгоритмом.
- Воспитательные: вызвать чувство восхищения совершенством рукотворных предметов и объектов природы. Воспитывать чувство гордости за свою страну, самую большую и богатую в мире.
Интеграция с образовательными областями: художественно- эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: старший дошкольный возраст 6-8 лет.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, поисково- исследовательская, двигательная, продуктивная.
Методы и приемы:
Методы: наглядный (картинки с изображением самоцветов, гора, мини выставка), словесный (полные ответы детей, монологическая речь, обобщающая беседа), практический (дети сами добывали камни, изготовили украшения).
Приемы: актуализация жизненного опыта; игровая ситуация; проблемная ситуация; сплочение коллектива; сюрпризный момент.
Речевая работа: расширение словаря детей, знакомство с понятием «самоцветы», употребление прилагательных при описании камней; развернутые ответы детей, развитие связной речи; составление описательных рассказов о камнях; развитие монологической речи, освоение форм речи- рассуждение, объяснение.
Предварительная работа: чтение сказок П. П. Бажова «Серебряное копытце»; «Хозяйка Медной горы», «Малахитовая шкатулка», «Каменный цветок»; создание коллекции камней, самоцветов и минералов; знакомство с народными играми «Покатился перстенек», «Горелки», «Курочка хохлатка», «Гуси», «Фанты».
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, компьютер, музыкальный центр, подборка аудио музыки, макет горы, лупы по количеству детей, камни, картинки с изображениями: ваза, часы, шахматы, чашки, шкатулка, украшения, карточки для работы в парах, указка, блокнот с ручкой, молотки по количеству детей, фонарики по количеству детей, лопатка, мешок, ведро, веревка, аптечка, рюкзак, каски по количеству детей, заготовки для украшения кулона и кольца по количеству детей, книга.
Ход НОД:
Воспитатель звенит колокольчиком
Воспитатель:
Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Закройте глаза. Один, два, три – волшебство скорей приди (дети закрывают глаза, а в это время звучит музыка и появляется коллекция камней).
Ребята, посмотрите какая красивая коллекция камней! Эти камни собраны из разных мест. А где вам встречались камни? (предполагаемые ответы детей: на море, в горах, в лесу, на улице).
Воспитатель: Правильно, ребята! Камни встречаются нам повсюду, они настолько разные, что не похожи друг на друга. Бывают простые камни и такие, из которых делают украшения. Посмотрите, какой красивый камень у меня (показываю самоцвет). Его не встретишь на дороге, такие камни добывают в горах. Недалеко от нашего края есть Уральские горы. Там можно найти красивые и редкие камни. Говорят, в горах есть сказочная хозяйка, она знает все о драгоценных камнях. Вы бы хотели с ней встретиться? (предполагаемые ответы детей: да, хотим встретиться со сказочной хозяйкой горы).
Видеообращение Хозяйки Медной горы к детям.
Хозяйка Медной горы: Здравствуйте, ребята! Я – Хозяйка Медной горы. Урал славится своими самоцветами на весь мир. Приглашаю вас к себе в гости, чтобы познакомить вас с моими богатствами – камнями самоцветами. Хотите сами найти камни в волшебной горе? Тогда в добрый путь!
Воспитатель: Ребята! Как вы думаете, почему камни называют самоцветами? (предполагаемые ответы детей: они переливаются, сверкают, светятся разными цветами).
Воспитатель: Прежде чем отправляться в горы, посмотрите, что нам может пригодиться в работе? Садимся за компьютеры и выполняем задание: (блокнот с ручкой, игрушка, молоток, фонарик, планшет, лопатка, мешок, ведро, подушка, аптечка, веревка, лупа, каски). Выберете по одному предмету и, положив в рюкзак, объясните, как его можно использовать при добыче камней? (предполагаемые ответы детей: молоток для добывания самоцветов, фонарик пригодится в темной пещере или у подножия горы, мешок для хранения камней, аптечка на случай травмы и т.д.).
А почему вы не взяли игрушку? (предполагаемые ответы детей: мы не берем игрушки, так как не идем играть, а отправляемся на поиски сокровищ)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что еще необходимо нам вспомнить? (предполагаемые ответы детей: в горах важно помнить правила поведения и технику безопасности).
Воспитатель: Верно, в горах важна безопасность!
Воспитатель показывает слайд на экране (схематическое изображение правил в горах: не бросать мусор, не толкать друг друга, не кричать, надевать каски и т.д.).
Воспитатель: Все готовы? Тогда в добрый путь!
Дети вместе с воспитателем отправились в горы, на пути которых встретились препятствия: перешагивания через ров, прыжки по камням, проход по тоннелю).
Воспитатель: Вот мы и добрались до волшебной горы. Теперь открываем наш рюкзак и достаем наши инструменты. Как будем их использовать? (предполагаемые ответы детей: молоточком отбиваем самоцветы из горы, фонариком подсвечиваем). Дети и воспитатель постукивают молоточками, добывая самоцветы.
Воспитатель: Какие красивые самоцветы у вас в руках! Предлагаю присесть и внимательно рассмотреть наши находки. Дети садятся, достают из рюкзака лупы и под лупой разглядывают камни.
Воспитатель: Посмотрите на мой камень. У него интересный рисунок. Есть прожилки и вкрапления. Обратите внимание, какие острые края у моего самоцвета! А вот здесь есть трещинки, точки, бугорки. Расскажите вы о своих камнях. (предполагаемые ответы детей: на моем камне видны узоры, как будто они состоят их мелких кристалликов). Потрогайте камень. Какой он наощупь? (предполагаемые ответы детей: у меня камень шершавый, не ровный, в нем есть выпуклости и впадины). А у кого на камне есть трещины? (предполагаемые ответы детей: на моем камне видны трещинки).
Сравните чей камень тяжелее, свой или соседа? (Дети берут в руки камни и сравнивают).
Можно ли сейчас камень носить как украшение? (предполагаемые ответы детей: нет, нельзя).
Почему? (предполагаемые ответы детей: потому что такой камень не обработанный, он может поранить тело человека, не совсем красивый).
Воспитатель: Правильно. Это необработанный камень. Такие камни привозят в мастерские. Там камень шлифуют, обрабатывают, чтобы он стал гладким, хорошо был виден его узор. Камень раскрывается во всей красоте. Из такого обработанного камня изготавливают украшения. Посмотрите, эту волшебную шкатулку передала Хозяйка Медной горы, она тоже из камня. Здесь и бусы, и браслеты, а еще есть колечко. А это колечко, да не простое – игровое! Я предлагаю встать в круг и поиграть. Будем передавать перстень друг другу и говорить слова. У кого в руках кольцо, тот выходит в круг и танцует. Остальные повторяют его движения.
(звучит фоновая музыка)
Покатился перстенек через поле и мосток.
Где ты, перстень - перстенек,
Ты подай свой голосок.
К кому перстень попадет,
Тот сейчас плясать пойдет.
Воспитатель: Поплясали, отдохнули. Сейчас приглашаю вас в мастерскую. Дети отправляются той же дорогой обратно, преодолевая препятствия. Подходят к мини- выставке.
Воспитатель: Посмотрите, ребята! Сколько красивых вещей можно сделать из самоцветов. Это красивые шкатулки, ажурные подсвечники, необычной формы часы, изящные вазы и многое другое. Но чаще всего мастера изготавливают украшения.
Воспитатель: Встречается очень много камней, они разного размера, формы, цвета и названия. Я познакомлю вас с часто встречающимися камнями- самоцветами.
(Показываю презентацию + наглядный материал)
Камень малахит (показываю). Это самый знаменитый самоцвет уральских гор. Посмотрите, какой красивый рисунок на камне. На что он похож? (предполагаемые ответы детей: рисунок на камне малахита похож на кольца). Считается, что этот камень приносит удачу.
Камень яшма (показываю). Цветной камень. Как вы думаете, какой цвет имеет этот камень? (предполагаемые ответы детей: камень яшма имеет ярко красный или коричневый цвет). Правильно, данный камень прочный и изделия из него очень долговечны.
Камень аметист (показываю). Красивый, прозрачный камень. Имеет фиолетовый цвет, и красиво переливается. На что похож кристалл аметист?
Воспитатель: Хозяйка Медной горы приготовила для вас задание. Вам необходимо сесть за компьютеры и расположить картинки в определенной последовательности с опорой на схему: что было вначале, что потом, и что из него изготовили.
Дети подходят к компьютерам и садятся парами, на экране изображены картинки, схема. Самостоятельно выполняют задание по предложенному алгоритму и объясняют его (предполагаемые ответы детей: сначала добывают необработанный камень, затем его обрабатывают и делают из него украшения).
Воспитатель: Молодцы, мы проследили путь камня от простого необработанного до красивого украшения.
Ну а теперь нам пора возвращаться в Детский сад.
Чтобы вернуться в детский сад Хозяйка Медной горы приготовила для вас задание, насколько вы хорошо запомнили о камнях самоцветах.
Тест на компьютере.
- 3 камня, необходимо под цифрой 1 поставить камень яшма, под 2- малахит, 3- аметист.
- Найдите из какого камня сделаны данные предметы. Необходимо соотнести картинки предметов (ваза, шкатулка, кольцо, бусы, подсвечник и тд) с тремя камнями.
- Где добывают эти камни? Соотнести с одной из трех картинок: горы, море, космос.
(Проверяют)
Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием.
Видеообращение Хозяйки Медной горы к детям, в руках которой книга.
Хозяйка Медной горы: Ребята, вы такие молодцы! Я хочу сделать вам подарок – это книга «Минералы», прочитав ее вы узнаете о сокровищах Земли и где они встречаются. До новых встреч!
Воспитатель: с какими камнями вы познакомились?
Что больше всего запомнилось и понравилось из путешествия?
А что бы вы рассказали своим друзьям о Самоцветах?
Технологическая карта
Этапы деятельности | Деятельность педагога и детей |
Представление учебного материала | Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались все дети в круг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнемся Закройте глаза. Один, два, три – волшебство скорей приди (дети закрывают глаза, а в это время звучит музыка и появляется коллекция камней). Воспитатель: Верно, в горах важна безопасность! Воспитатель показывает слайд на экране (схематическое изображение правил в горах: не бросать мусор, не толкать друг друга, не кричать, надевать каски и т.д.). (звучит фоновая музыка) Покатился перстенек через поле и мосток. Где ты, перстень - перстенек, Ты подай свой голосок. К кому перстень попадет, Тот сейчас плясать пойдет. Воспитатель: Встречается очень много камней, они разного размера, формы, цвета и названия. Я познакомлю вас с часто встречающимися камнями- самоцветами. (Показываю презентацию + наглядный материал) Видеообращение Хозяйки Медной горы к детям, в руках которой книга. Хозяйка Медной горы: Ребята, вы такие молодцы! Я хочу сделать вам подарок – это книга «Минералы», прочитав ее вы узнаете о сокровищах Земли и где они встречаются. До новых встреч! |
Организация совместной деятельности обучающихся | Воспитатель: Прежде чем отправляться в горы, посмотрите, что нам может пригодиться в работе? Садимся за компьютеры и выполняем задание: (блокнот с ручкой, игрушка, молоток, фонарик, планшет, лопатка, мешок, ведро, подушка, аптечка, веревка, лупа, каски). Выберете по одному предмету и, положив в рюкзак, объясните, как его можно использовать при добыче камней? (предполагаемые ответы детей: молоток для добывания самоцветов, фонарик пригодится в темной пещере или у подножия горы, мешок для хранения камней, аптечка на случай травмы и т.д.). Воспитатель: Хозяйка Медной горы приготовила для вас задание. Вам необходимо сесть за компьютеры и расположить картинки в определенной последовательности с опорой на схему: что было вначале, что потом, и что из него изготовили. Дети подходят к компьютерам и садятся парами, на экране изображены картинки, схема. Самостоятельно выполняют задание по предложенному алгоритму и объясняют его (предполагаемые ответы детей: сначала добывают необработанный камень, затем его обрабатывают и делают из него украшения). |
Оценка и контроль знаний | Воспитатель: Молодцы, мы проследили путь камня от простого необработанного до красивого украшения. Ну а теперь нам пора возвращаться в Детский сад. Чтобы вернуться в детский сад Хозяйка Медной горы приготовила для вас задание, насколько вы хорошо запомнили о камнях самоцветах. Тест на компьютере. 1) 3 камня, необходимо под цифрой 1 поставить камень яшма, под 2- малахит, 3- аметист. 2) Найдите из какого камня сделаны данные предметы. Необходимо соотнести картинки предметов (ваза, шкатулка, кольцо, бусы, подсвечник и тд) с тремя камнями. 3) Где добывают эти камни? Соотнести с одной из трех картинок: горы, море, космос. (Проверяют) Воспитатель: Молодцы! Все справились с заданием. |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Задание 1. Провести анализ занятия, технологической карты урока с использованием информационных технологий.
Порядок выполнения:
1. Найдите на просторах Интернета по предметной области конспект / технологическую карту занятия с использованием информационных технологий.
Технологическая карта организованной образовательной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий
с детьми старшей группы
Тема: «Путешествие с Витаминкой»
Цель: создание положительного эмоционального комфорта у детей в процессе общения друг с другом; повышение уровня знаний по вопросам правильного питания.
Программные задачи:
Образовательные: Закрепить знания детей о витаминах, их обозначении и пользе для организма человека.
Развивающие: Развивать способность детей творчески использовать знания и умения по вопросам ЗОЖ в практических ситуациях. Развивать умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.
Воспитательные: Воспитывать участие, сострадание, отзывчивость и сотрудничество. Способствовать стремлению и желанию каждого ребенка восстанавливать и поддерживать здоровье. Прививать интерес ко всему новому и интересному.
Предварительная работа с детьми:
Беседа с детьми о здоровье, полезных и витаминосодержащих продуктах.
Чтение и разучивание с детьми поговорок, стихов, сказок, связанных со здоровым образом жизни, о пользе растений, овощей, фруктов и ягод, оформление выставки фотографий детей о здоровом образе жизни, рассматривание картинок с видами транспорта. Настольные игры «Аскорбинка и ее друзья». Беседа с детьми о здоровье, полезных и витаминосодержащих продуктах.
Материалы и оборудование: интерактивная доска и стол, компьютер, маркеры разноцветные, разделочные доски, ножи, фрукты, орехи, сметана, емкость для салата.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.
Образовательные технологии: ИКТ технология, игровая технология.
Подготовка к занятию: организация рабочих мест для группы детей.
Этапы последовательности деятельности | Содержание деятельности | Действия деятельности педагога | Действия деятельности детей | Планируемый результат |
Мотивационно-организованный Основная часть Рефлексия. | Звучит веселая песня: «Светит солнышко для всех» Воспитатель: Ребята, я так рада видеть вас всех здоровыми и счастливыми! Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. Вправо-влево повернись и соседу улыбнись! Ребята, скажите, а вы знаете для чего люди здороваются друг с другом? Чего они желают друг другу? Звуковой сигнал № 1. Ребята, вы слышите? Кажется, нам пришло сообщение. Давайте прочитаем и узнаем от кого оно. Слайд №1 (с изображением персонажа Витаминки) -«Здравствуйте, меня зовут Витаминка. Я из волшебной страны Витаминии. Мне очень грустно, потому что я не могу найти своих друзей. Помогите мне, пожалуйста!» Воспитатель: - Ребята, вы хотите помочь Витаминке? - Как же мы можем ей помочь? - Как вы думаете, кто ее друзья и где же их искать? - Что нужно делать, чтобы не заболеть? - Вы правы, ребята, нужно пить витамины, так как они укрепляют наш организм. - Ребята, мне очень жаль Витаминку и я очень хочу ей помочь. А вы? - Тогда нам нужно вместе с Витаминкой отправиться в путешествие и помочь найти ее друзей в волшебной стране под названием «Витаминия». Вы согласны? - А на каком виде транспорта вы хотели бы отправиться в путешествие? Давайте поиграем и выберем вид транспорта. http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-vidy-transporta (45 сек.) Слайд № 2 (с изображением города, героев из сказки «Три толстяка» Ю. Олеши) Воспитатель: Эта страна очень большая и в ней много городов, но я думаю, у нас с вами хватит сил совершить это путешествие. - Вот мы и приехали в город под названием «Обжоркино». Посмотрите, какие жители живут на этой станции. - Что вы можете о них рассказать? - Почему жители этого города такие упитанные? - Чем они питаются? - Как вы думаете, мы найдем в этом городе друзей Витаминки? - Давайте мы вместе с Витаминкой подскажем героям этой станции, как нужно правильно питаться и в каких продуктах содержатся полезные для нас витамины. Слайд № 3 Игра «Найди и обведи» Воспитатель: - Посмотрите на волшебные доски, которые лежат перед вами, что вы там видите? Обведите все полезные продукты - Почему вы не обвели торты, пирожные, конфеты? Послушайте пословицу: «Хочешь, не хочешь, а есть надо». - Почему так в пословице говорится, как вы думаете? - Зачем человеку еда? - Правильно, чтоб с болезнями не знаться, нужно правильно питаться. Воспитатель: Давайте мы пожелаем здоровья жителям страны «Обжоркино» и расскажем им на прощанье в чем разница между вкусной и здоровой пищей. Дети: -Чтобы правильно питаться, вы запомните совет: -Ешьте фрукты, кашу с маслом, рыбу, мед и винегрет. -Нет полезнее продуктов-вкусных овощей и фруктов! -И Сереже, и Ирине-всем полезны витамины! -Если хочешь быть здоровым, правильно питайся! -Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся! Воспитатель: - Ребята, где же живут друзья Витаминки? - Давайте мы спросим у нее, куда нам дальше идти. Слайд №4 Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, куда зовет нас Витаминка? - Хотите поиграть в игру? Может в этой игре мы и найдем подсказку. http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/poznavatelnye-igry/igra-chto-gde-rastet (43 сек.) Слайд № 5 (с изображением фруктов, овощей и ягод) Воспитатель: - Ребята, вы нашли подсказку в игре, как выглядят друзья Витаминки? - Вы хотите узнать, где они живут? Сейчас я предлагаю всем сесть на подушки и посмотреть фильм «Где живут витамины». Видеопрезентация «Где живут витамины»
Воспитатель: Вот мы с вами и узнали где живут витамины. Посмотрите, ребята, сколько у нас витаминов собралось в одной корзине? Вы сможете выяснить в каком продукте спрятался какой витамин? Хорошо, сейчас мы это проверим. Проводится игра «Угадай витамин» Воспитатель: принесите, пожалуйста в эту корзину витамин «А». (дети по одному бегают и выбирают продукт питания, который содержит этот витамин, следующий витамин «С», «В», «Д») Воспитатель: Посмотрите, сколько витаминов мы собрали, а где еще, кроме продуктов содержится витамин «Д»? -Правильно, этот витамин мы получаем от солнышка, во время игр, песен, и конечно же зарядки! Это самый веселый витамин! Слайд № 6 Проводится музыкальная разминка «Солнышко лучистое» Воспитатель: - Теперь мы с вами стали не только сильными, ловкими, энергичными, здоровыми, но еще и самыми веселыми! Ребята, а что можно приготовить из овощей и фруктов? Сейчас я предлагаю вам приготовить салат, а для того, чтобы узнать из чего мы будем его готовить, предлагаю вам поиграть. Вы согласны? Слайд-шоу с алгоритмом действий для приготовления салата. (Готовим салат) - А какой витамин живет в апельсине и киви? - А какие фрукты защищают нас от вредных микробов? -Чем полезны орехи? -А чем мы заправим наш салат? - Как вы думаете, чем полезна сметана? -Посмотрите, какой красивый, разноцветный получился у нас салат! Ребята, как мы его назовем? Давайте объединим все наши названия и назовем наш салат «Праздник витаминов». Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы, помогли отыскать Витаминке своих друзей, выполнили все задания! Как вы считаете, вы узнали что-то новое и интересное из нашего путешествия в страну Витаминию? Какие витамины живут в Витаминиии? А в чем они содержатся? Полезно- ли есть витамины и почему? Вам понравилось наше путешествие? А что из нашего путешествия вам понравилось больше всего? Спасибо вам, друзья! | Вызывает интерес, чувство любопытства Побуждает детей высказывать свое мнение Привлекает внимание детей Вызывает у детей желание помочь персонажу Побуждает детей размышлять, делать выводы Вызывает положительный настрой на выполнение дальнейших действий. Побуждает детей к размышлению. Призывает детей к сотрудничеству. Вызывает интерес, побуждает к действиям. Вызывает интерес, побуждает детей к получению новых знаний с помощью просмотра презентации. Побуждает детей принять участие в игре. Побуждает детей к активной деятельности Эмоционально включает в действие, предупреждает утомляемость. Педагог помогает детям, наталкивает на мысль. Воспитатель подводит детей к выражению эмоций от занятия, с помощью вопросов выясняет что нового и интересного узнали дети. | Дети высказывают свое мнение, делятся информацией Дети предлагают варианты действий. Дети высказывают свое мнение. Делятся знаниями. Дети рассказывают стихи. Получение нового игрового опыта. Дети внимательно смотрят и слушают. Дети работают над заданием, высказывают свое мнение. Активно играют. Демонстрируют физическую активность Дети с удовольствием выполняют движения разминки под музыку Дети перечисляют названия витаминов, предлагают разные варианты ответов Дети высказывают свое мнение, впечатления, делятся полученными знаниями. | Стремление участвовать в диалоге, эмоциональный отклик на беседу Желание помочь, сопереживание по отношению к своим товарищам Закреплять знания о вреде чрезмерного употребления мучных и кондитерских изделий. Закреплять знания о витаминах, содержащихся в овощах, фруктах и ягодах. Умение использовать речь для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения. Закреплять знания о продуктах питания, в которых есть витамины А, В, С, D. Развивать память, внимание. Снять напряжение, вызванное перегрузками мышц, нервной системы. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас. Закреплять знания о названиях витаминов, содержащихся в различных продуктах. Вызывать положительные эмоции от совместной деятельности.Закрепление знаний о мерах профилактики болезней, развитие памяти, логического мышления, наблюдатель-ности. |
2. Проведите анализ данного занятия. Результаты анализа занесите в карту анализа (приложение 1).
Приложение 1
Карта анализа занятия
с применением информационных технологий
Ссылка на конспект/технологическую карту урока ________ https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2018/07/10/tehnologicheskaya-karta-zanyatie-s-ikt-puteshestvie-s
Предмет_______ познавательное развитие ____________
Класс_______ старший дошкольный возраст 6-7 лет____________________
1. Тема урока________ «путешествие с Витаминкой»
2. Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
3. Форма урока: интегрированный
4. Метод использования средств ИКТ служит для: усиления
положительной мотивации обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, позволяет проводить занятия на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка),обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала, повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза, обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к воспитаннику, применяя разноуровневые задания), расширяет возможность самостоятельной деятельности, формирует навык исследовательской деятельности; обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам,
- а в общем, способствует повышению качества образования.
5. Использование информационных технологий на этапах урока: В начале занятия используется музыкальная запись для благоприятного настроя детей на занятие, так же звучит сигнал, заинтересовывая детей на дальнейшие действия. Далее, чтобы приступить к основной части заданий и отправиться в путешествие, воспитатель предлагает детям выбрать на каком виде транспорта они поедут и предлагает задание с использованием ИТ. Воспитатель обращает внимание на слайды, где изображен наглядный материал и задание, так же с использованием ИТ. Происходит постоянная смена деятельности, что позволяет детям безопасно пользоваться ИТ.
6. Форма использования программного обеспечения:
- полностью программа;
- фрагмент; используются отдельные задания, что способствует мотивации детей.
- отдельные кадры.
7. Организация учащихся при работе с использованием ИКТ:
- целеполагание;
- организация деятельности; с детьми заранее проговариваются правила поведения и техника безопасности при работе с компьютером, интерактивной доской.
- управление учебной деятельностью
8. Целесообразность применения информационных технологий. Обоснованное их использование с учётом:
- поставленной цели; Цель реализована в полном объеме.
- содержания урока; Содержание насыщенное, задания разнообразные с постоянно меняющимися видами детской деятельности. Благодаря ИТ возможен охват большей по объему информации и сохранение мотивации детей на протяжении всего занятия.
- материала предыдущего и последующего уроков;
- особенностей класса;
- научно – методической подготовки учителя;
- индивидуального стиля работы преподавателя.
9. Соблюдение санитарно – гигиенических требований:
- правил техники безопасности;
- воздушно – теплового режима;
- чередования различных видов деятельности учащихся.
10 Учебно-методическое обеспечение урока наличие· календарно-тематического плана педагога; план занятия (конспект);· комплект материалов по разнообразным видам контроля (в данном случае отдельные задания, наличие презентации, музыкальное сопровождение); дидактический и раздаточный материал;· задания для самостоятельной работы;· презентации и другие материалы на электронных носителях.
11. Влияние информационных технологий на результативность урока:
- мотивацию учащихся;
- самостоятельную работу учащихся;
- достижение поставленных целей урока.
ВЫВОДЫ Детский сад –это часть общества, и в нём, как в капле воды, отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался во время образовательной деятельности. Помочь педагогу в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Повышается качество образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий в соответствии с ФГОС ДО. Происходит облегчение реализации образовательной деятельности ( за счёт интернет-ресурсов, медиатеки, радио и телевидения,аудиосистем); облегчение методической работы (электронные методические библиотеки; помогает привлекать пассивных слушателей к активной деятельности; помогает формировать информационную культуру у детей; предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; предоставляет возможность индивидуализации обучения; помогает реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении; помогает активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.); ИКТ – это дополнительные возможности работы с детьми, имеющими ограниченные возможности; компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.
РЕКОМЕНДАЦИИ: Рациональное использование.
Задание 2. Разработать технологическую карту урока с использованием информационных технологий.
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Информационные процессы и информационные технологии". 5-й класс
Учебный предмет: информатика
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
- содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (в текстовом процессоре и графическом редакторе);
- деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из затруднений при работе за ПК.
Решаемые учебные задачи:
- закрепить знания об основный понятиях (информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии);
- сформировать у учащихся умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;
- развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, ИД, мяч, листы с заданием, папка с файлами для работы на ПК.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов; умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять;
- личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.
Структура урока:
- Этап мотивации к деятельности (1 минута)
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 минут)
- Формулирование темы и целей (2 минуты)
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Этап включения изученного в систему знаний (15 минут)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1. Этап мотивации к деятельности | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Запишите ДЗ – стр.83-86. Мы начинаем работу. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Записывают ДЗ в дневник. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, - воспитание требований безопасности на рабочем месте. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Как называется наш учебный предмет? - А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем? - Какие процессы над информацией мы выполняем на уроках? - Как называются эти процессы? - С помощью чего на информатике мы работаем с информацией? - Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Слово “универсальная” подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить, использовать, передавать различную информацию. - С помощью чего компьютер работает с Информационными процессами? - Как можно назвать методы, способы, действия работы с информацией с помощью ПК? (предлагается ребус). | Дети отвечают на вопросы. - Информатика. - ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации. - Получаем, обрабатываем, храним, передаем, ищем. - Информационные процессы. - С помощью ПК.
- С помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации. - Технологии. | Личностные УУД: - выработка учебной мотивации, - ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, - применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
3. Формулирование темы и целей | - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке? | - Информационные процессы и способы работы с ИП средствами ПК. | |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Назови ИП”. Учащиеся встают рядом со своим рабочим местом, образуя круг. Первый учащийся называет информационный процесс (не должны повторяться), приводит на него пример, называет имя следующего одноклассника и бросает ему мяч, сам садится. Если учащийся неверно привел пример ИП, то он остается в кругу. - Игра закончилась. Теперь я вас прошу написать в тетради все ИП, которые вы проговорили и услышали в ходе игры. Попросить одного учащегося прочитать перечисленные ИП. | Бросают мяч с проговариванием ИП во внешней речи.
Записывают в тетради ИП. | Личностные УУД: - определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Познавательные УУД: - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм). - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа). |
5. Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук |
| Выполняют упражнения | Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни (снять общую усталость). |
6. Этап включения изученного в систему знаний (индивидуальная или работа в парах за ПК) Звучит релаксирующая музыка | - А теперь мы повторим информационные технологии обработки информации. Ребятам выдаются Листы с заданием <Приложение1> + файлы на ПК <Приложение2> и <Приложение3>. После выполнения упражнений учитель оценивает работу каждого. | Выполняют упражнения на ПК | Личностные УУД: - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Итоги: Сегодня на уроке.... - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? Рефлексия: - Как бы вы оценили свою работу? - Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на доске подписать человечка своим именем и оценить своё эмоциональное состояние (нарисовать человечку лицо) и свою работу на уроке (поставить отметку на человечке). | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные УУД: - оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные УУД: - структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5-7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Интернет-ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
- Другие ресурсы сети Internet.
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики (по ФГОС) на тему "Информационные процессы и информационные технологии". 5-й класс
Учебный предмет: информатика
Класс: 5
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Цель урока:
- содержательная – закрепление и отработка знаний об информационных процессах, отработка на практике умений работать с информационными технологиями (в текстовом процессоре и графическом редакторе);
- деятельностная – формирование у учащихся способностей к рефлексии, фиксирование собственных затруднений, построение и реализация выхода из затруднений при работе за ПК.
Решаемые учебные задачи:
- закрепить знания об основный понятиях (информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии);
- сформировать у учащихся умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- обратить внимание учащихся на умение преодолевать трудности, воспитание у учащихся самостоятельности;
- развить творческие способности и познавательный интерес у учащихся.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке: информатика, ПК, информационные процессы, информационные технологии.
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, ИД, мяч, листы с заданием, папка с файлами для работы на ПК.
Планируемые образовательные результаты:
- предметные – общие представления об информатике, ПК; умение приводить примеры информационных процессов; умение работать с текстовым процессором, графическим редактором;
- метапредметные – пополнять знания детей о процессах, происходящих в жизни, природе, обществе; расширять словарный запас детей, формирование умения размышлять;
- личностные – развитие наглядно-образного мышления, творчества, фантазии, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое; интерес к изучению информатики.
Структура урока:
- Этап мотивации к деятельности (1 минута)
- Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии (10 минут)
- Формулирование темы и целей (2 минуты)
- Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 минут)
- Физкультминутка (2 минуты)
- Этап включения изученного в систему знаний (15 минут)
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке (5 минут)
Ход урока
Этапы урока | Материал ведения урока | Деятельность учащихся | УУД на этапах урока |
1. Этап мотивации к деятельности | Приветствие учащихся. - Здравствуйте, ребята! Пожалуйста, садитесь. Запишите ДЗ – стр.83-86. Мы начинаем работу. | Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Записывают ДЗ в дневник. | Личностные УУД: - формирование навыков самоорганизации, - воспитание требований безопасности на рабочем месте. |
2. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии | - Как называется наш учебный предмет? - А чем мы занимаемся на информатике, что изучаем, что выполняем, с чем работаем? - Какие процессы над информацией мы выполняем на уроках? - Как называются эти процессы? - С помощью чего на информатике мы работаем с информацией? - Компьютер – это универсальная машина для работы с информацией. Слово “универсальная” подчеркивает, что компьютер может применяться для многих целей: обрабатывать, хранить, использовать, передавать различную информацию. - С помощью чего компьютер работает с Информационными процессами? - Как можно назвать методы, способы, действия работы с информацией с помощью ПК? (предлагается ребус). | Дети отвечают на вопросы. - Информатика. - ИНФОРМАТИКА – это наука о способах получения, хранения, обработки и передачи информации. - Получаем, обрабатываем, храним, передаем, ищем. - Информационные процессы. - С помощью ПК.
- С помощью специальных программ, которые позволяют работать с различными видами информации. - Технологии. | Личностные УУД: - выработка учебной мотивации, - ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеют для меня полученные знания – и уметь на него отвечать. Познавательные УУД: - поиск и выделение необходимой информации, - применение методов информационного поиска. Регулятивные УУД: - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: - уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю, - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели и функций участников учебного процесса, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
3. Формулирование темы и целей | - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. - Что мы должны повторить и научиться выполнять на уроке? | - Информационные процессы и способы работы с ИП средствами ПК. | |
4. Этап закрепления с проговариванием во внешней речи | - Ребята, сейчас мы поиграем в игру “Назови ИП”. Учащиеся встают рядом со своим рабочим местом, образуя круг. Первый учащийся называет информационный процесс (не должны повторяться), приводит на него пример, называет имя следующего одноклассника и бросает ему мяч, сам садится. Если учащийся неверно привел пример ИП, то он остается в кругу. - Игра закончилась. Теперь я вас прошу написать в тетради все ИП, которые вы проговорили и услышали в ходе игры. Попросить одного учащегося прочитать перечисленные ИП. | Бросают мяч с проговариванием ИП во внешней речи.
Записывают в тетради ИП. | Личностные УУД: - определять под руководством учителя общие правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). Познавательные УУД: - применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - умение в сотрудничестве работать по намеченному плану действий (алгоритм). - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. - владение грамотной речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (индивидуальная и коллективная работа). |
5. Физкультминутка для тела, глаз, кистей рук |
| Выполняют упражнения | Личностные УУД: - формирование здорового образа жизни (снять общую усталость). |
6. Этап включения изученного в систему знаний (индивидуальная или работа в парах за ПК) Звучит релаксирующая музыка | - А теперь мы повторим информационные технологии обработки информации. Ребятам выдаются Листы с заданием <Приложение1> + файлы на ПК <Приложение2> и <Приложение3>. После выполнения упражнений учитель оценивает работу каждого. | Выполняют упражнения на ПК | Личностные УУД: - оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Регулятивные УУД: - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Коммуникативные УУД: - умение работать в парах, развитие диалогической речи |
7. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке | Итоги: Сегодня на уроке.... - Вам было легко или были трудности? - Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? - Какое задание было самым интересным и почему? Рефлексия: - Как бы вы оценили свою работу? - Ребята, а теперь я прошу каждого из вас на доске подписать человечка своим именем и оценить своё эмоциональное состояние (нарисовать человечку лицо) и свою работу на уроке (поставить отметку на человечке). | Отвечают на вопросы. | Личностные УУД: - умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные УУД: - оценивание учащимися собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные УУД: - структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Литература
- Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов “Информатика 5-7”. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
Интернет-ресурсы
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru).
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika).
- Другие ресурсы сети Internet.