Педагогические разработки

Мои педагогические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

интерактивного занятия для детей  дошкольного возраста

 с использованием цифровых технологий

"Мобильное электронное образование"«Наш дом-Россия».

Программа №44. «Развитие коммуникативных навыков у детей 4-5 лет»

Тема: Мы вместе.

Цель: сформировать у детей представление о доме, о Родине.

Педагогические задачи:

  • Закрепление знаний о народах России, воспитание чувства любви к Родине;
  • Развитие речи и совершенствование его грамматического строя;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка;
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе;
  • Развитие умения слушать музыкальные произведения, воспринимать их настроение.

  1. Вступительное слово. Начало работы с объектами.

Педагог рассказывает, что все мы живем в большом доме. Наш дом -Россия. Россия-наша страна. Она самая большая страна мира. Это наша Родина. Разные народы населяют Россию русские, татары, коми, башкиры и многие другие.

Объект  Знакомлюсь с народами России-1. (Тема №10. Родная страна-Россия. Занятие 2. День народного единства. Что объединяет людей?)

Педагог обращает внимание ребят, что у нашей страны есть свой герб, гимн, флаг. Педагог организует беседу о символических значениях цветов флага.

Объект Государственные символы . (Тема №10. Родная страна-Россия. Занятие 1. Герб, флаг, гимн.)

  1. Интерактивный этап.   

Педагог  приглашает отправиться в путешествие по нашей стране. И предлагает посмотреть какими строили свои дома, в давние времена, народы, населявшие Россию.

См. презентацию.. 

Педагог рассказывает детям, что Дом пространство, где человек находится в безопасности. Это место, где мы родились и куда мы возвращаемся из любых странствий.

Педагог может задать вопросы для обсуждения?

  • На что похожи дома?
  • В каком доме вы живете?
  • На что похож ваш дом?
  • Что вам нравится в своем доме?
  • Каким вы хотите видеть свой дом?
  1. Завершение занятия.

Педагог предлагает детям из имеющихся «подручных» материалов (мягких модулей, матов и т.д.), построить «дом».

 Педагог стимулирует детей на объединение детей в группы и совместную деятельность.

Если группа работает активно можно предложить детям сходить в гости к друг другу.

Для индивидуальной работы с ребенком можно использовать Объект Построй дом. (Тема№11 Мой город/село/дом.  Занятие 1. У кого какой дом?)

Работа с родителями:

Предложить совместно с родителями выполнить проект «Мой родной дом».  Предложить нарисовать свой дом, или сделать макет, фотоколлаж.

Предложить совместно с родителями выполнить исследовательскую работу  «Моя-Россия» с привлечением фотографий, рисунков, памятных подарков и др. Предложить детям с родителями вспомнить в каких местах, городах нашей родины был ребенок вместе с родителями и сделать плакат или карту путешествий.



Предварительный просмотр:

Конспект

интерактивного занятия для детей  дошкольного возраста

«Мы идем в поход» с использованием «МЭШ»

Программа №54. «Формирование навыков общения у дошкольников»

Тема: Мы идем в поход. Дощкольный блок. Тема №33: Праздник весны и труда. Занятие 5. «Как правильно вести себя на природе?

Цель: сформировать у детей представление о правилах поведения на природе.

Педагогические задачи:

  • Воспитание чувства любви к природе и необходимости ее сохранения и бережного отношения к ней;
  • Закрепление знаний о природных явлениях: гроза, радуга.
  • Развитие речи и совершенствование его грамматического строя;
  • Развитие эмоциональной отзывчивости ребенка;
  • Создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе;
  • Развитие умения слушать звуки природы, воспринимать их настроение.

  1. Вступительное слово. Начало работы с объектами.

 Беседа «Что такое поход?»

Психолог сообщает, что сегодня детей ожидает совместный поход и спрашивает,

что они знают о походе? Что это такое? Чем там можно заниматься – во что играть и т.д. Какие правила нужно соблюдать во время похода? И для того, чтобы в походе жилось хорошо – нужно взять с собой необходимые вещи.

Упражнение «Собери рюкзак»

Психолог просит детей подумать, что можно взять с собой в дорогу. По кругу дети собирают «походный рюкзачок». Первый «походник» называет предмет, который он возьмёт с собой, второй повторит то, что сказал первый, а затем назовёт свой предмет. Третий припомнит, что взял второй «походник» и добавит свой предмет и так далее.

Психолог сообщает детям, что повторяться нельзя.

  1. Продолжение работы с объектами. Интерактивный этап.  

 

Педагог  приглашает отправиться в поход. И предлагает посмотреть  

Объект  Гроза. (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 5. Как правильно вести себя на природе?)

Объект Любуюсь радугой. (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 4. Любуемся радугой.)

Объект  Фонограмма пения птиц  (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 5. Как правильно вести себя на природе?)

3.  Объект  Физкультминутка  (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 4. Любуемся радугой)

4. Беседа «Как себя вести на природе?

Педагог организует детей на обсуждение в группе.

Объект  Как поступить (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 5. Как правильно вести себя на природе?)

Объект  Правильно или нет (Тема №33. Праздник весны и труда. Занятие 5. Как правильно вести себя на природе?)

5.Упражнение «Искры».

Психолог раздаёт листы бумаги и предлагает порвать их на мелкие кусочки, а затем,

собрав их вместе, подбросить вверх.

После        того,        как        дети        услышат        звон        бубна,        они        начинают        бегать        по        комнате,

изображая летящие искры, с началом звучания медленной музыки – ложатся на ковёр.

6. Игра «На кого я похож?»

Психолог сообщает детям, что во время похода, сидя у костра, люди любят играть в разные игры и предлагает им поиграть в такую игру.

С  помощью  считалки  выбирается  водящий,  который  выходит  в  центр  круга,  а

остальные игроки отвечают на вопросы психолога:

-На какое животное он похож?

- На какую птицу?

-На какое дерево?

- На какой цветок?

Водящий тоже даёт свои варианты ответов. В роли водящего должен побывать каждый ребёнок.

7. Упражнение «что вы слышали?»

Психолог просит детей закрыть глаза и прислушаться к звукам ночного леса.

Объект  Гроза. 

Объект  Фонограмма пения птиц

Через 2 минуты дети открывают глаза и поочерёдно рассказывают, что им удалось услышать.

8. Завершение занятия. Ритуал прощания «Хоровод».

Работа с родителями:

Предложить совместно с родителями выполнить проект «Мой поход».  Предложить нарисовать карту своего похода или придумать знак, который можно установить в лесу о правилах поведения на природе.

Предложить совместно с родителями выполнить исследовательскую работу  «Поход» с привлечением фотографий, рисунков и др.




Предварительный просмотр:

Опыт работы с детьми-инвалидами в ГБУ ГППЦ ДО г. Москвы.

Автор педагог-психолог Гударева О.В.

В последнее время проблемы семей, имеющих детей-инвалидов, зачастую становятся неразрешимыми, поскольку большинство организаций работают с ними платно, а государственные бесплатные не могут подобрать достаточный каждому такому ребенку комплекс мероприятий. Многие семьи просто не знают, куда можно и нужно обратиться.

ГБУ ГППЦ ДО г. Москвы оказывает комплексную психолого-медико-педагогическую помощь детям, начиная с 3 лет и до 18 лет. В нашем Центре ребенка и его семью сопровождают и консультируют педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды и дефектологи.

Среди них -  дети-инвалиды с различными проблемами психо-физического развития – с детским церебральным параличом, детским аутизмом, последствиями оперативного вмешательства, врожденными и генетическими пороками. Как правило, у этих детей наблюдается и «целый букет» психологических проблем – неразвитые игровые навыки и проблемы в общении со сверстниками, неравномерное общее психическое развитие (в т.ч. интеллектуальное, эмоциональное, личностное), задержка речевого и психического развития и т.п..

Наиболее эффективно строится работа с теми семьями, которые обращаются в Центр сразу, как только обнаруживают какие-то проблемы в развитии ребенка (т.е. в раннем возрасте). В таком случае составляется длительная (на несколько лет) программа сопровождения ребенка и его семью.

Таким образом, мы предлагаем как индивидуальные консультации для родителей и коррекционно-развивающие занятия для детей, так и групповые занятия. В них участвуют дети с проблемами в общении со сверстниками, формировании и развитии игровых навыков и речевом развитии. Специализированных групп для детей-инвалидов в Центре не проводится, т.к. основная задача данных групповых занятий – социализация и развитие определенных навыков игры и общения.

Как правило, наши группы являются открытыми, т.к. при появлении новых участников «старожилы» группы не только готовы их принять, но и активно используют полученные новые навыки общения (как познакомиться, как привлечь к игре, как соблюдать чужие границы и т.п.), сразу начиная «обучать» этому «новичков». Появление в таких группах «особенных» (не похожих на других) детей постепенно стимулирует проявление у остальных участников сопереживания и заботы о них.

Цели групп:

  • приобретение социальных навыков;
  • преодоление симбиотической связи с матерью;
  • адаптация к новой среде, с новыми взрослыми и сверстниками.

Задачи групп:

  • установление и исследование границ собственного и чужого Я;
  • формирование доверия к себе и другим, к окружающему миру;
  • разрешение конфликтных ситуаций, поиск разных способов их решения (страх перед окружающими - желание общаться; примеривание ролей лидера и пассивного исполнителя; участие в чужих конфликтах);
  • развитие игры, речи, воображения;
  • закрепление приобретенных социальных навыков.

Используемые методы работы – арт-, игро-, пескотерапия  дают возможность:

  • преодоления языкового барьера между «говорящими» и «неговорящими» детьми, могут использоваться невербальные способы общения;
  • символизации образов и действий, отражения эмоций, чувств;
  • развивать ориентацию в пространстве, моторные умения, восприятие,

                        осознание собственного тела;

  • развивать воображения;
  • создавать атмосферу взаимного доверия и принятия;
  • развивать самоконтроль - произвольное поведение;
  • развивать коммуникативные навыки.

Вот лишь несколько детей, продолжающих проходить программу сопровождения в нашем Центре – с чем они к нам обратились и какие изменения в их развитии произошли.

Надя Б., 2012 г.р., пришла на консультацию в центр в  2016 году. Во время консультации бабушка жаловалась на нарушение контакта с ребёнком, на наличие у Нади аутических проявлений и задержку речевого развития (отсутствие слов в речи ребенка, произносит только отдельные звуки). С апреля 2016 данный ребёнок регулярно посещает коррекционно-развивающие занятия (в среднем одно занятие в неделю) с психологом. Занятия с педагогом-психологом направлены на развитие эмоциональной сферы, навыков общения и элементов игры.

В настоящий момент произошли следующие положительные изменения: появился стабильный зрительный контакт, взаимодействие со взрослым носит более длительный характер, активизировался  интерес к окружающему миру и сверстникам. Появилось желание пробовать новые развивающие игры, рассматривать новые предметы и знать их название. Происходит формирование личности ребёнка, появилась избирательность  и предпочтения: в еде, видах деятельности и контакте. Речевое развитие: в большинстве присутствуют повторяющиеся слоги в виде непрерывного ряда («да», «ла») из слов периодически появляется «да». Сохраняются аутические проявления: покачивания, монотонное повторение слогов, поглаживание стен, разрывание бумаги, элементы аутоагрессии.

Миша С., 2012 г.р., посещает Центр с 2015 года (перенес сложную операцию на сердце). Мама обратилась в Центр с жалобами на плохую усидчивость ребенка во время домашних занятий и робость в общении со сверстниками. Ребенок посещает индивидуальные занятия с психологом на развитие эмоциональной сферы, группы общения со сверстниками, наблюдается у логопеда. Слабо развита мелкая моторика – неправильно держит карандаш и прилагает излишние усилия к его использованию. Поверхностное внимание, быстро утомляется.

За время сопровождения в Центре стал более активным и самостоятельным, легко контактирует с другими детьми, активен и проявляет инициативу в общении. Осталась физическая ослабленность и утомляемость, но ребенок стал более сосредоточенным и больше времени проводит в различных развивающих занятиях.

Святослав К., 2012 г.р., наблюдается специалистами Центра с 2017 года (социальный педагог,  психолог, логопед, дефектолог). Пришел с диагнозом РДА (ранний детский аутизм), задержка психо-речевого развития. Наблюдаются стереотипные действия, следует определенным ритуалам. Слова старается не использовать, общается звуками. С детьми не общался, предпочитал наблюдать за ними со стороны. Ребенок посещает индивидуальные занятия с психологами и группы общения. Святослав начал общаться со взрослыми, используя минимальный набор слов (около 10), проявляет интерес к сверстникам, самостоятельно вступает с ними в контакт, принимает участие в общих играх, повысился общий эмоциональный фон, появился интерес к различным развивающим занятиям.

Таким образом, можно сделать несколько выводов об особенностях работы с детьми-инвалидами в нашем Центре.

  • При не таком значительном количестве детей-инвалидов от общего числа детей, посещающих Центр, работа с ними проходит максимально эффективно  (согласно возможностям Центра) и рассчитана на длительный период, что позволяет осуществлять индивидуальный в каждом случае.
  • Над проблемами каждого ребенка работают несколько специалистов одновременно, причем социальные педагоги помогают родителям найти центры или организации для дополнительных занятий с ребенком.
  • Раннее выявление детей-инвалидов также позволяет оказывать им своевременную помощь
  • Проведение в Центре первичных приемов-консилиумов дает возможность сразу определить необходимые мероприятия по сопровождению детей-инвалидов и их семей на ближайшие полгода-год и далее.
  • Проведение групп общения и развития способствует формированию навыков коммуникации и игры со сверстниками у детей-инвалидов, повышает их уверенность в себе, помогает адаптироваться к различным жизненным ситуациям (поскольку такие дети много времени проводят дома и их опыт общения с окружающим миром ограничен).
  • В итоге планомерных, комплексных и целенаправленных усилий удается добиться положительной динамики в развитии и решении проблем каждого ребенка-инвалида, посещающего Центр.