Проект «Биоэнергопластика – фундамент развития артикуляционного аппарата»
Актуальность проекта:
В настоящее время наблюдается значительное увеличение количества детей с речевой патологией. Артикуляционная гимнастика способствует развитию и укреплению речевых мышц, однако, ежедневное выполнение гимнастики для языка снижают интерес детей к занятиям. Для улучшения результата работы над артикуляцией мы решили использовать метод – биоэнергопластики.
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики – сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов. Цель – развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи.
Гипотеза. Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будет способствовать увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшит эффективность артикуляционной гимнастики. Так же будет способствовать развитию артикуляционной и пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Задачи: 1) Исследовать индивидуальные особенности развития артикуляционного аппарата детей; 2) Создать благоприятные условия для проведения коррекционных занятий; 3) Адаптировать упражнения биоэнергопластики к индивидуальным особенностям детей с речевыми нарушениями; 4) Автоматизировать полученные навыки у детей.
Внедрение проекта:
1 этап – диагностический. Мы выбрали 8 детей подготовительных групп с дизартрическими расстройствами. Все дети испытывают трудности в нарушении произносительной стороны речи, обусловленные нарушением иннервации речевой мускулатуры. Далее нами подобраны диагностические методики. Обследование проводилось по следующим направлениям: 1 Исследование анатомического строения артикуляционного аппарата 2 Исследование состояния мимической мускулатуры в покое и динамике 3 Исследование состояния тонуса мышц непроизвольной и произвольно артикуляционной моторики: лицевой, губной, язычной мускулатуры: - Исследование двигательной функции артикуляционного аппарата - Исследование динамической организации движений артикуляционного аппарата. 4 Состояние звукопроизношения По всем направлениям исследования высокого уровня обнаружено не было, преимущественно преобладал низкий уровень.
Вывод. Таким образом, в результате обследования строения и подвижности органов артикуляции, диагностики звукопроизношения дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность, появляются синкенезии. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2 этап – подготовительный. Главная задача – установление доверительных отношений с ребенком, создание положительного эмоционального настроя, стимулирование интереса к занятиям. На этом этапе дети знакомятся с упражнениями для губ, языка или челюсти по классической методике, перед зеркалом. Рука ребёнка в упражнение не "участвует". При этом учитель-логопед, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ движением кисти одной руки (ведущей руки). Затем подключается вторая рука. Ребенок по желанию может повторять движения логопеда. Для повышения интереса к занятиям используются разноцветные перчатки и модель челюсти.
3 этап – основной. Индивидуальные занятия биоэнергопластики сначала проводятся с использованием ведущей руки ребенка, потом другой руки, использование обеих рук ребенка. Педагог может самостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это сделает. Необходимо привлечь внимание ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой руки, их ритмичности и четкости. В биоэнергопластике мы давали хорошо знакомые, отработанные упражнения. Сначала в комплекс входило одно такое упражнение. По мере овладения детьми техникой синхронного движения, все упражнения комплекса выполнялись с движением рук.
Опыт показал, что одновременность работы рук и языка значительно облегчают детям освоение нового упражнения. При этом они сами стараются придумать движения рук. К тому же такую гимнастику язычка и пальцев можно проводить в любых условиях: в группе, на прогулке, дома…
Артикуляционную гимнастику с биоэнергопластикой необходимо выполнять ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись более эффективно. При этом важным аспектом является ритмичность и чёткость выполнения упражнений. С этой целью применяются счет, музыка, стихотворные строки. Знакомые упражнения дети закрепляют самостоятельно дома с родителями. Большую помощь на этом этапе оказывают родители. Правильно организовать домашнюю работу им помогают тетради для домашних заданий.
4 Этап –Контрольный. Так как проект еще не завершен, промежуточный срез подводим методом наблюдения за детьми.
Вывод: В результате применения артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой существенно повысился интерес детей к занятиям, к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координации движений, развитию памяти, внимания, мышления. Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчает постановку и введение звуков в речь. Заключение И в заключении можно сказать. Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности и интереса детей к занятиям, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности. Позволяет достичь положительных результатов в развитии артикуляционной и пальчиковой моторики. Облегчает постановку, введение звуков в речь. Способствует более быстрому преодолению речевых нарушений. Проведенная работа доказывает, что применение биоэнергопластики способствует увеличению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно улучшает эффективность артикуляционной гимнастики.