ПРАКТИКА: «Как привить ребенку интерес к чтению»

Барабаш Наталья Сергеевна

ПРАКТИКА:  «Как привить ребенку интерес к чтению»

 

 

Материалы практики

         Хорошее овладение навыком чтения в возрасте до 10 – 11 лет – основа  для дальнейшей успешной учебы. Все знают о пользе чтения, но проблема нечитающих детей, подростков, да и взрослых, в нашей стране становится все острее с каждым годом.

          По результатам анкетирования (Анкета «Интерес к чтению», Приложение 1).  Можно сделать вывод: дети младшего школьного возраста, в основном, любят читать. Но сами выбрать интересную книгу часто не могут или быстро теряют к ней интерес.

         Необходимо читать книги, доступные для возраста ребенка. Нельзя гордиться тем, если ребенок читает «взрослые книги» - объемные, с мелким шрифтом. Как правило, это поверхностное чтение, вырабатывающее вредную привычку читать, пропуская описание природы, характеристики героев и рассуждения автора.

         Стремиться читать книги разнообразной тематики, включая научно-популярную литературу. Для развития интереса можно использовать следующий прием: начать читать ребенку вслух, на самом интересном – прекратить. Увлеченный событиями, ребенок захочет узнать, что будет дальше и продолжит чтение самостоятельно. Важно обсудить с ребенком прочитанное, похвалить его за самостоятельность. Если он не может пересказать, задавать вопросы по тексту. Необходимо, чтобы ребенок запоминал ФИО автора, называл другие его произведения.

         Нельзя превращать чтение в наказание («Пока не прочитаешь пять страниц, гулять не пойдешь!») Такие фразы развивают ненависть к чтению, а не интерес.

         Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Многие дети, прочитав пять – шесть страниц, заглядывают в конец книги, и узнав концовку, читают дальше невнимательно, с большими пропусками. Необходимо следить, чтобы у детей не выработалась такая вредная привычка. Полезно обсуждать иллюстрации, т.к. они часто несут большую информационную и воспитательную задачу.

         Большую пользу приносит семейное домашнее чтение. Ведь не секрет, что многие взрослые почти не читают, дома нет книг. Откуда ребенку брать читательский пример? Как читать вместе? Выбрать интересную и занимательную книгу. Постараться создать атмосферу ожидания вечера чтения. Читать, собравшись вместе, по очереди родитель – ребенок. Читать вслух, громко и выразительно. Не более сорока минут, чтобы избежать утомления. Обязательно поделиться впечатлением. Обязательно – поделиться впечатлениями!

         Не забывать о воспитании аккуратного обращения с книгой, о гигиене чтения (сидя, при хорошем освещении, давать отдых глазам).

         Работа над проектом «Я – читатель» (Приложение 2).

         В школе мы работаем над основными параметрами чтения: осознанностью, правильностью, выразительностью. Наш учебник и тетрадь литературного чтения построены так, что каждое произведение мы долго обсуждаем, стараемся посмотреть на прочитанное «особым зрением» - вникнуть в самую суть.

 

Приложение 1  «Интерес к чтению»

Анкета для родителей

1. Любит  ли ваш ребенок  читать?

 а) читает охотно

 б) не очень

 в) не любит

2. Что чаще всего предпочитает  ваш ребенок?

а) читать сам 

б) слушать чтение взрослых

3. Как вы поступаете, когда читает ваш ребенок?

а) хвалите

б) ругаете

в) ничего не делаю

4. Принято ли в вашей семье читать книги вслух?

а) да

б) нет

5. сможете ли вы назвать книгу, которую недавно прочитал ваш ребенок?

а) да

б) нет

6. Пересказывает ли вам ребенок прочитанную книгу?

а) да

б) иногда

в) нет

7. Обсуждаете ли вы с ребенком прочитанную книгу?

а) очень часто

б) иногда

в) очень редко

8. Обращается ли ваш ребенок с вопросами познавательного характера?

а) очень часто

б) иногда

в) очень редко

Анкета для учащихся

1. Любишь ли ты читать?

 а) да

 б) нет

2. Что ты больше любишь?

а) читать сам 

б) слушать чтение взрослых

3. Какие книги ты читаешь? (возможно несколько ответов)

а) сказки

б) стихи

в) рассказы

г) книги о природе

4. Как часто ты читаешь?

а) каждый день

б) 2-3 раза в неделю

в) 1 раз в неделю

г) только на каникулах

д) не читаю совсем

5. Как ведут себя родители во время твоего чтения?

а) хвалят тебя

б) не обращают внимание на моё чтение

6. Читают ли взрослые в вашей семье книги?

а) читают

б) не читают

7. Кто вас заставляет читать?

а) никто, сам(а) читаю

б) учитель

в) родители

8. Где берешь книги? (возможно несколько ответов)

а) учитель

б) в магазине покупаем

в) в библиотеке

г) меняюсь с друзьями

9. Можешь  ли ты назвать книгу, которую недавно прочитал?

а) нет

б) (напишите название книги и автора) _________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2  «Проект  «Я – читатель»

 

Проект  «Я – читатель»

Автор:_____________________________________________________________

                                                 Ты читатель

1.Как называется книга, которую ты прочитал(а)?

________________________________________________________________

2.Кто её написал?

________________________________________________________________

3.Кто главный герой книги?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какой эпизод тебе наиболее запомнился? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ты языковед

5.Какие незнакомые слова тебе встретились? Выпиши их и узнай, что они обозначают.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты критик

6.Дай свою оценку книге, порекомендуй другу прочесть её или, наоборот, отговори. Используй слова: «Книга мне понравилась (не понравилась), потому что в ней…».

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты будущий(ая) папа (мама)

7. Порекомендовал бы ты прочесть эту книгу своему сыну или дочке? Объясни, почему

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ты автор

8. Попытайся написать продолжение прочитанной книги или измени конец. Что станет с любимыми героями в будущем?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ты художник

9.Попробуй изобразить главных героев, понравившийся эпизод или нарисуй обложку книги, так чтобы по ней можно было понять, о чём же эта книга.

 

 

 

 

Дневник читателя

 

Автор книги

Название книги

Дата

1

Носов Н.

Тук-тук-тук!

3.02.-9.02.