Статьи

Попова Наталья Николаевна

Рисунок как средство диагностики нарушенных эмоциональных состояний у дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рисунок как средство диагностики нарушенных эмоциональных состояний у дошкольников.

                          Н.Н Попова,  воспитатель,

МБДОУ «Детский сад № 169

комбинированного вида» г.Красноярска

Эмоциональное неблагополучие детей и его причины.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребенка. Главная причина этого неудовлетворенность ребенка общением со взрослым и со сверстниками. Недостаток тепла, ласки, разлад между членами семьи, отсутствие тесных эмоциональных контактов с родителями приводит к формированию у ребенка тревожно- пессимистических личностных ожиданий. Появляется чувство незащищенности и неуверенности. Факторами риска могут быть индивидуальные и социальные. Причинами эмоционального неблагополучия в младенчестве чаще всего являются дефицит общения «синдром белого потолка», который ведет к недоверию к окружающему миру или, наоборот, переизбыток общения, которое приводит к тревожной привязанности. В раннем детстве важно развитие самостоятельности ребенка, факторами риска являются: резкое отделение ребенка от матери (отдача ребенка в детский сад, рождение второго ребенка) или продолжение постоянной опеки. Так же важно и взаимоотношения родителей, это пример для подражания. В дошкольном возрасте отсутствие одного из родителей или конфликтное отношение между ними ведет к невротическим состояниям ребенка, появляется боязливость, робость, так же страхи и истерики, ребенок может потерять чувство безопасности. От теории обратимся к практике.

Психологические возможности рисунка. Развитие рисования у дошкольников.

Рисование один из видов деятельности дошкольника, имеет сой продукт, который можно потрогать, рассмотреть и оценить. К трехлетнему возрасту ребенок овладевает карандашом, впервые он видит в нарисованных каракулях свои действия. Развитие рисования идет по определенным направлениям, ребенок постепенно усваивает:

  1. Собственно- изобразительную функцию рисования: рисунок должен передавать существенные признаки предмета
  2. знаково- символическую функцию: рисунок является заместителем, знаком определенного предмета
  3. эстетическую функцию: рисунок передает отношение автора к изображенному

В процессе рисования совершенствуется рисовальные движения руки, а также «техника» восприятия и анализа изображаемого предмета. В процессе развития рисования изменяются способы построения изображений, композиция и содержание детских рисунков. Рисование зависит от особенностей зрительного обследования предмета, от двигательно- осязательного опыта. На рисование существенное влияние оказывает слово, которое может затормозить дальнейший анализ предметов и привести к шаблонам.

Рисование в дошкольном возрасте зависит от мотивов и целей ребенка, от наличия самоконтроля и умения удерживать цель. Оно связано не только с восприятием, но и с воображением и мышлением. Так, в рисунках дошкольников можно выделить особые схематические изображения, которые свидетельствуют о стремлении ребенка передать наиболее важные признаки предмета.

По- особому ребенок относится к цвету, который для него часто выступает показателем эмоционально- эстетического отношения к действительности: красивое всегда яркое, красочное, а некрасивое темное, блеклое.

Как рождается цвет? Благодаря свету. Чем ярче свет, тем ярче краски окружающего мира. Чем больше света, тем больше радости. Но вот вопрос: одинаково ли все люди видят краски окружающего мира? Нас с вами больше интересуют конкретные вопросы: как воспринимают мир дети дошкольного возраста и как влияет качество восприятия на их психофизическое развитие?

За последние десятилетия наука расширила представления о природе детских восприятий и впечатлений, об их влиянии на развитие личности ребенка в целом. Так, например, ученые установили, что полноценную и устойчивую работу мозга определяют не его врожденные свойства, а впечатления и опыт, обретаемые ребенком после рождения. Установлено также и соответствие между качеством впечатлений и качеством процессов, происходящих в мозгу ребенка. Эксперименты показали, какое воздействие музыка и занятия живописью оказывают на понимание пространственно- временных соотношений; как эти занятия помогают собрать воедино разделенную на части фигурку животного, ориентироваться в незнакомой местности, запоминать причинно- следственные связи и т.д. А вот страх и стресс, наоборот, отнимают у ребенка те возможности, к развитию которых готов мозг малыша.

«Потеря всегда трагична- особенно если утрачено то, что могло бы возникнуть, но никогда уже не возникнет. Дети появляются на свет с мозгом, готовым воспринимать и учиться, но без нашей помощи им это не под силу» (ШаронБегли).

К сожалению, сегодня воспитатели и педагоги все чаще встречаются с детьми из неблагополучных семей, атмосфера которых не стимулирует развитие мозга, а наоборот, угнетает его. Вот почему нам педагогам, надо не жалеть для наших воспитанников звуков музыки и красок света. Если с воспроизведением музыки могут возникнуть проблемы, то цвет окружает нас повсюду. Знакомство с локальным цветом не должно стать итогом в процессе развития и обучения дошкольников. Мы обязаны успеть в первые семь лет жизни ребенка обратить его внимание не только на сам цвет, но и на его качество, то есть на цветовой оттенок, развивая и утончая зрительное восприятие малыша. Работая в этом направлении, мы научим детей отличать спелые ягоды и фрукты от неспелых, понимать и предсказывать погоду; ориентироваться на дорогах, так как цвет в определенных ситуациях представляет из себя символ. Все невозможно перечислить, потому что весь мир наполнен цветом, и только ночь скрывает его от нас, да и то не на совсем.

Наблюдение за ребенком дошкольного возраста показывает богатство его воображения. Создается впечатление, что ребенок существует как бы одновременно в двух мирах- в реальном мире и мире собственного воображения, которое проявляется в рисунках. Образы воображения у ребенка ярки, наглядны, эмоционально насыщены, но недостаточно управляемы. Дошкольное детство- это так же возраст преобладания непроизвольного внимания и памяти. Ребенок внимателен к тому, что представляет для него непосредственный интерес, возбуждает эмоции, запоминает то, что привлекает его внимание и «запоминается само». Поэтому важно создать вокруг ребенка атмосферу доброжелательности и любви, относиться к нему позитивно.

Методики диагностики эмоциональных состояний у детей.

Существуют различные методики диагностики эмоционального состояния детей. Изучать ребенка важно, ориентируясь не на научную психологию, а на практическое ее направление, цель которой в том, чтобы понять неповторимость человека в конкретных обстоятельствах его жизни.

Изучая методики, характеризующиеся на анализе рисунков детей важно помнить, что, тревожные, неуверенные в себе дети по нескольку раз могут перерисовывать свой рисунок, стирать отдельные его элементы. Кроме того, они предпочитают занимать не все пространство листа, а лишь его часть. Необходимо обращать внимание на преобладающие цвета рисунка. Яркие, жизнерадостные тона (желтые, зеленые, голубые) говорят о положительном состоянии ребенка, а использование «мрачных» красок (черных, темно- синих) о сниженном эмоциональном фоне.

Изучение отношений дошкольников к взрослым и сверстникам.

Подготовка исследования. Подготовить листы бумаги различного цвета, краски.

Проведение исследования. Исследование проводится индивидуально с детьми 4-7 лет и состоит из 3 серий.

I серия. Рисование на тему «Мой воспитатель»

II серия. Рисование на тему «Моя семья»

III серия. Рисование на тему «Ребенок- детское общество»

Состоит из трех ситуаций: 1- изображение себя, 2- изображение своего друга, 3- изображение сверстника (экспериментатор называет его имя, фамилию), к которому испытуемый проявляет негативное отношение.

До начала рисования ребенку дают разноцветные листы бумаги (серый, коричневый, зеленый, красный, желтый, фиолетовый, черный) и предлагают сказать, какой цвет из предложенных больше всего нравится и какой не нравится. Затем вновь дают такие же листы бумаги, на любом из которых предлагают нарисовать рисунок на ту или иную тему.

Обработка данных I серия «Мой воспитатель»

Рисунки анализируют со следующих позиций:

1 Проявление отношения к воспитателю: старательность или небрежность рисунков, удовольствие или нежелание рисовать, использование красок, место расположение в общей композиции, тщательность прорисовки линий, степень приближенности или отдаленности от детей.

2 Восприятие детьми разных сторон деятельности воспитателя. Обращают внимание на сюжеты и содержание рисунков, на то, каким видам деятельности воспитателя дети отдают предпочтение.

3 Мотивация выбора воспитателя в рисовании. Сравнивают (по возрастам) мотивы отношения к воспитателю.

II серия «Моя семья»

1 Реальные и воображаемые члены семьи.

2 Содержание рисунков: портреты, изображение совместной деятельности, взаимодействие ребенка с «самым любимым» человеком, изображение профессионально- трудовой деятельности взрослых, изображение бытового труда, отдыха, развлечений.

3 Процесс рисования: увлеченность или равнодушие к изображаемому, старательность, аккуратность или небрежность при изображении членов семьи.

4 Возрастные различия в изображении членов семьи: разнообразие и богатство содержания рисунков, техника выполнения, использование выразительных функций цвета, линий, число элементов в образах,

5 Словесные комментарии к рисунку.

Ш серия «Ребенок- детское общество»

Рисунки анализируют по следующим позициям:

1 Выбор цвета и связь с эмоциями (желтый, красный, зеленый- ассоциируются с положительными эмоциями; коричневый, черный, серый- негативные эмоциональные состояния), предпочитаемые цвета.

2 Старательность рисования.

3 Отражение желаний детей в своих рисунках («Я Тане котика нарисовала, она его любит», «Занимаюсь с папой зарядкой- хочу быть сильным»)

4 Выражение отношения к сверстнику с помощью содержания рисунка, линии, аксессуаров, деталей. На основании анализа рисунков делаются выводы об отношении ребенка к родителям, воспитателю, сверстникам.

При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место занимает сам ребенок, выполняющий тест и т.д.

Интерпретируя трест «Рисунок семьи», на основании особенностей изображения можно определить:

- степень развития изобразительной культуры. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность- те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки.

- особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применение ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности

- особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка в семье можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или изображены далеко друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.)

При интерпретации результатов надо обращать внимание на случаи, когда испытуемый рисует большую или маленькую семью, чем она есть на самом деле, чем больше несовпадений, тем больше неудовлетворенность существующей ситуации.

Анализ рисунков показывает, что дети вкладывают в рисунки свое определенное эмоциональное отношение. Характерно, что дети адекватно осознают и оценивают свое одиночество в семье, улавливают симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, передают в рисунке отношение к членам семьи.

Методика «Рисунка семьи» доступна и удобна в применении, она дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи.

В рисунках дети могут выразить то, что или трудно высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.

Вследствии привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем дошкольном возрасте, т.к. полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализировать свои переживания, от способности «вжиться» в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.

Для того чтобы мы могли поглубже заглянуть в душу ребенка и понять о чем он думает, о чем мечтает и существует множество рисуночных методик диагностики эмоциональных состояний у детей.