Вести с курсов
материал по астрономии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_ege_s_resheniyami.doc | 2.84 МБ |
metodicheskie_rekomendatsii.doc | 272 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Раздел I.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
Цели и задачи изучения астрономии:
При изучении основ современной астрономической науки перед учащимися ставятся следующие цели:
- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;
- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;
- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;
- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике;
- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;
- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам.
Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии.
Личностные результаты:
уметь управлять своей познавательной деятельностью, ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию, а также осознанному построению индивидуальной образовательной деятельности на основе устойчивых познавательных интересов;
обладать познавательной и информационной культурой, в том числе навыками самостоятельной работы с книгами и техническими средствами информационных технологий;
обладать убежденностью в возможности познания законов природы и их использования на благо развития человеческой цивилизации;
владеть умениями находить адекватные способы поведения, взаимодействия и сотрудничества в процессе учебной и внеурочной деятельности, проявлять уважительное отношение к мнению оппонента в ходе обсуждения спорных проблем науки.
Предметные результаты:
Иметь представления о структуре и масштабах Вселенной и месте человека в ней. Знать о средствах, которые используют астрономы, чтобы заглянуть в самые удалённые уголки Вселенной и не только увидеть небесные тела в недоступных с Земли диапазонах длин волн электромагнитного излучения, но и узнать о новых каналах получения информации о небесных телах с помощью нейтринных и гравитационно-волновых телескопов.
Знать о наблюдаемом сложном движении планет, Луны и Солнца, их интерпретации. Какую роль играли наблюдения затмений Луны и Солнца в жизни общества и история их научного объяснения. Как на основе астрономических явлений люди научились измерять время и вести календарь.
Знать, как благодаря развитию астрономии люди перешли от представления геоцентрической системы мира к революционным представлениям гелиоцентрической системы мира. Как на основе последней были открыты законы, управляющие движением планет, и позднее, закон всемирного тяготения.
Знать о современном представлении, о строении Солнечной системы, о строении Земли как планеты и природе парникового эффекта, о свойствах планет земной группы и планет-гигантов и об исследованиях астероидов, комет, метеороидов и нового класса небесных тел карликовых планет.
Знать о методах астрофизических исследований и законах физики, которые используются для изучения физически свойств небесных тел.
Знать природу Солнца и его активности, как солнечная активность влияет на климат и биосферу Земли, как на основе законов физики можно рассчитать внутреннее строение Солнца и как наблюдения за потоками нейтрино от Солнца помогли заглянуть в центр Солнца и знать о термоядерном источнике энергии
Знать, как определяют основные характеристики звёзд и их взаимосвязь между собой, о внутреннем строении звёзд и источниках их энергии; о необычности свойств звёзд белых карликов, нейтронных звёзд и чёрных дыр. Знать, как рождаются, живут и умирают звёзды.
Знать, как по наблюдениям пульсирующих звёзд цефеид определять расстояния до других галактик, как астрономы по наблюдениям двойных и кратных звёзд определяют их массы.
Иметь представление о различных типах галактик, узнать о проявлениях активности галактик и квазаров, распределении галактик в пространстве и формировании скоплений и ячеистой структуры их распределения.
Знать о строении и эволюции уникального объекта Вселенной в целом. Проследить за развитием представлений о конечности и бесконечности Вселенной, о фундаментальных парадоксах, связанных с ними.
Знать об открытии экзопланет — планет около других звёзд и современном состоянии проблемы поиска внеземных цивилизаций и связи с ними.
Уметь на примере использования закона всемирного тяготения получить представления об определении масс космических тел, о космических скоростях, на основе которых рассчитываются траектории полётов космических аппаратов к планетам. Знать, как проявляет себя всемирное тяготение на явлениях в системе Земля-Луна, и эволюцию этой системы в будущем.
Уметь проводить простейшие астрономические наблюдения, ориентироваться среди ярких звёзд и созвездий, измерять высоты звёзд и Солнца, определять астрономическими методами время, широту и долготу места наблюдений, измерять диаметр Солнца и измерять солнечную активность и её зависимость от времени.
Метапредметные результаты:
- находить проблему исследования, ставить вопросы, выдвигать гипотезу,
- предлагать альтернативные способы решения проблемы и выбирать из
них наиболее эффективный;
- классифицировать объекты исследования, структурировать изучаемый материал, аргументировать свою позицию, формулировать выводы и заключения;
- анализировать наблюдаемые явления и объяснять причины их возникновения;
- на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, мысленного эксперимента, прогнозирования;
- выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
- извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации и интернет-ресурсы) и критически ее оценивать;
- готовить сообщения и презентации с использованием материалов, полученных из Интернета и других источников.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения астрономии ученик 10(11) класса:
Научится понимать:
смысл понятий: активность, астероид, астрология, астрономия, астрофизика, атмосфера, болид, возмущения, восход светила, вращение небесных тел, Вселенная, вспышка, Галактика, горизонт, гранулы, затмение, виды звезд, зодиак, календарь, космогония, космология, космонавтика, космос, кольца планет, кометы, кратер, кульминация, основные точки, линии и плоскости небесной сферы, магнитная буря, Метагалактика, метеор, метеорит, метеорное тело, дождь, поток, Млечный Путь, моря и материки на Луне, небесная механика, видимое и реальное движение небесных тел и их систем, обсерватория, орбита, планета, полярное сияние, протуберанец, скопление, созвездия (и их классификация), солнечная корона, солнцестояние, состав Солнечной системы, телескоп, терминатор, туманность, фазы Луны, фотосферные факелы, хромосфера, черная дыра, эволюция, эклиптика, ядро;
определения физических величин: астрономическая единица, афелий, блеск звезды, возраст небесного тела, параллакс, парсек, период, перигелий, физические характеристики планет и звезд, их химический состав, звездная величина, радиант, радиус светила, космические расстояния, светимость, световой год, сжатие планет, синодический и сидерический период, солнечная активность, солнечная постоянная, спектр светящихся тел Солнечной системы;
смысл работ и формулировку законов: Аристотеля, Птолемея, Галилея, Коперника, Бруно, Ломоносова, Гершеля, Браге, Кеплера, Ньютона, Леверье, Адамса, Галлея, Белопольского, Бредихина, Струве, Герцшпрунга-Рассела, Амбарцумяна, Барнарда, Хаббла, Доплера, Фридмана, Эйнштейна;
Получить возможность научиться:
использовать карту звездного неба для нахождения координат светила;
выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
приводить примеры практического использования астрономических знаний о небесных телах и их системах;
решать задачи на применение изученных астрономических законов;
осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с использованием различных источников, ее обработку и представление в разных формах;
владеть компетенциями: коммуникативной, рефлексивной, ценностно-ориентационной, смысло-поисковой, а также компетенциями личностного саморазвития и профессионально-трудового выбора.
Обобщённые результаты УУД;
Регулятивные:
Способен сосредоточено работать над задачей и не отвлекаться в процессе ее решения
Способен поставить перед собой учебную цель и последовательно добиваться ее достижения
Понимает требования учителя и старается их выполнять
Прилагает усилия для преодоления учебных трудностей на уроке, если они возникают
Умеет работать по образцу, инструкции, правилу
Понимает и выполняет указания учителя на уроке без напоминания
Способен выделить в задании основной вопрос и определить пути выполнения задания
Способен осуществлять мыслительные операции в уме, без опоры на наглядный материал
Контролирует свои эмоции
Владеет собой в ситуациях, требующих сосредоточенности, молчания и ограничения движений. При ответе у доски контролирует движения тела (позу, движения рук и ног)
Познавательные:
Может связно рассказать о происходящих событиях, описывать события и объекты
Ориентируется в основных понятиях времени (времена года, месяца, дни недели и т.д.)
Устанавливает причинно-следственные связи (что сначала, что потом)
Умеет решать задачи (создавать схемы решения, выстраивать последовательность операций, соотносить результат с исходным условием)
Умеет приводить аргументы, формулировать выводы, адекватно полученным результатам
Может творчески, нестандартно решать задачи
Умеет формулировать вопросы, составлять вопросы к тексту.
Коммуникативные:
Активен в общении со сверстниками
Не провоцирует конфликты со сверстниками, умеет мирно взаимодействовать
Умеет работать в паре и группе
Понимает возможность различных позиций и точек зрения на какой-либо вопрос, не совпадающих с собственными.
Умеет строить понятные для партнера высказывания, с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.
Умеет аргументировать, отстаивать свою точку зрения невраждебным образом.
Прислушивается к замечаниям и требованиям учителя, старается их выполнять.
Личностные:
Активность на уроках, стремится проявить свои знания
Проявление заинтересованности в получении новых знаний
Проявление заинтересованности в хорошей оценке
Сформирована учебно- познавательная мотивация
Сформированость самооценки
Знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность).
Развитые этические чувства (стыд, вина, совесть) как регуляторы морального поведения
Сформированность доброжелательности, доверия, внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, эмпатии, эмоциональной отзывчивости.
После изучения темы «Движение небесных тел»: находить планету на небе и отличать их от звезд.
— по чертежу определять конфигурации верхних и нижних планет;
— по формулам определять сидерические периоды обращения планет по известным большим полуосям их орбит (и решать обратную задачу);
— по формулам вычислять массу планеты, имеющую спутники.
После изучения темы «Природа тел Солнечной системы»:
— объяснять смену времен года на Земле и других планетах, смену фаз Луны, почему с Земли видна одна сторона Луны, как происходят Солнечные и Лунные затмения;
- работать с таблицами, содержащими сведения о планетах;
— находить на Луне Океан Бурь, Море Дождей, кратеры Тихо и Коперник;
- опровергать на основе научных данных суеверия, связанные с Луной, затмениями, появлениями комет и метеоров.
После изучения темы «Солнце и звезды»:
— объяснить причинно-следственные связи при объяснении влияния активности Солнца на околоземное пространство и явления в атмосфере Земли;
— сравнивать блеск звезд по их видимым звездным величинам;
— вычислять расстояние до звезд
а) по их годичному параллаксу,
б) по видимой и абсолютной звездной величине;
— вычислить светимость звезды по ее абсолютной величины;
— анализировать диаграмму спектр-светимость;
— пользоваться таблицей звездных характеристик;
—характеризовать звезду по ее спектральному классу.
После изучения темы «Строение и эволюция Вселенной»:
— вычислять по формуле расстояние до Галактики, скорости удаления которых известны;
— вычислять скорости звезд лучевую (по их красному смещению и расстоянию), полную (по собственному движению);
— отвечать на вопросы диалектико-материалистического характера.
Литература: Чаругин В.М. "Астрономия. 10-11 классы. Учебное пособие. Базовый уровень"
Раздел II.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО АСТРОНОМИИ
Введение. Астрометрия ( 8 час )
УРОК № 1
Содержание: Введение. Предмет астрономии, ее значение в жизни людей.
Наглядные пособия: фотографии, (презентация).
Задание на дом: §1,2.
УРОК № 2
Содержание: Созвездия. Суточное вращение неба.
Наглядные пособия: карта звездного неба, (презентация).
Формы контроля: фронтальный опрос.
Задание на дом: §3,5.
УРОК № 3
Содержание: Небесные координаты.
Наглядные пособия: армилярная сфера, (презентация).
Формы контроля: фронтальный опрос, решение задач
у доски.
Виды самостоятельной деятельности: работа в тетрадях по решению задач.
Задание на дом: §4.
УРОК № 4
Содержание: подвижная карта звездного неба.
Наглядные пособия: подвижная карта звездного неба.
Формы контроля: астрономический диктант, тестирование.
Виды самостоятельной деятельности: работа в тетрадях с подвижной картой по карточкам. Задание на дом: §3.
УРОК № 5
Содержание: Кульминация светил. Эклиптика.
Наглядные пособия: армилярная сфера, (презентация).
Формы контроля: работа у доски по карточкам, беседа по плакату, армилярной сфере.
Виды самостоятельной деятельности: работа в тетрадях по чертежу.
Задание на дом: § 5.
УРОК № 6
Содержание: счет времени, определение времени. Наглядные пособия: презентация.
Формы контроля: опрос по плакату, тестовый контроль, самостоятельная работа № 2.
Виды самостоятельной деятельности: Выполнение тестовых заданий, письменная работа в тетрадях. Задание на дом: §7, записи в тетрадях.
УРОК №7
Содержание: Определение географических координат. Вид звездного неба на разных широтах. Наглядные пособия: армилярная сфера, презентация.
Формы контроля: фронтальная беседа по плакату, решение задач у доски, тестовый контроль.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение тестовых заданий, решение задач в тетрадях. Задание на дом: §5, записи в тетрадях
УРОК № 8
Содержание: Применение астрономии. Календарь.
Формы контроля: Самостоятельная работа № 3, фронтальная беседа по буквенным обозначениям. Виды самостоятельной деятельности: выполнение письменной работы, решение задач. Домашнее задание: §7, записи в тетрадях.
Небесная механика ( 5 час).
УРОК № 9
Содержание: Развитие взглядов на строение Вселенной. (Урок — школьная лекция).
Наглядные пособия: К/ф «Развитие представлений о строении Вселенной», презентация.
Задание на дом: §8.
УРОК № 10
Содержание: Современное представление о Солнечной системе. Видимое движение планет, конфигурации.
Наглядные пособия: фотографии, таблица «Солнечная система», презентация.
Формы контроля: фронтальный опрос.
Виды самостоятельной деятельности: решение задач в тетрадях.
Задание на дом: §9,12.
Урок № 11
Содержание: Законы движения планет. Уточнение Ньютоном законов Кеплера. Определение масс планет.
Наглядные пособия: таблица «Солнечная система», презентация.
Формы контроля: Астрономический «бой» (словарная работа), решение задач у доски.
Виды самостоятельной деятельности: решение задач в тетрадях.
Задание на дом: §9.
УРОК № 12
Содержание: Решение задач. Контрольная работа №1
Формы контроля: Астрономический диктант, фронтальный спрос, решение задач у доски.
Виды самостоятельной деятельности: работа в тетрадях.
Задание на дом: §9.
УРОК № 13 Содержание: Основные этапы освоения космического пространства
Наглядные пособия: презентация, к/ф «Куда дальше? - человек на Луне, следующая остановка Марс».
Формы контроля: фронтальный опрос, тестовый контроль.
Задание на дом: §10,11, записи в тетрадях
Строение Солнечной системы (7 час)
УРОК № 14
Содержание: Планета Земля (школьная лекция).
Наглядные пособия: фотографии, к/ф «Земля», презентация, таблица «Строение атмосферы Земли».
Задание на дом: §13.
УРОК № 15
Содержание: Луна и ее движение. Фазы Луны. Лунные и солнечные затмения.
Наглядные пособия: таблица «Солнечные и лунные затмения», к/ф «Луна - спутник Земли».
Формы контроля: фронтальный опрос в конце урока, тестовый контроль.
Виды самостоятельной деятельности: работа с тестовыми заданиями.
Задание на дом: § 6,14.
УРОК № 16
Содержание: Планеты земной группы, (урок — конференция).
Наглядные пособия: фотографии, к/ф «Меркурий», «Венера», «Марс», презентация.
Виды самостоятельной деятельности: подготовка докладов к уроку (6 человек), выступление. Задание на дом: §15, 18.
УРОК № 17
Содержание: Природа Луны (урок-семинар).
Наглядные пособия: лунный глобус, фотографии, презентация, к/ф «Луна».
Формы контроля: Астрономический диктант, тестовый контроль.
Виды самостоятельной деятельности: подготовка докладов, работа с учебником, работа с тестовыми заданиями.
Задание на дом: §14.
Дополнительная литература: Г. Уэлс «Первые люди на Луне», А. Беляев «Звезда КЭЦ».
УРОК № 18
Содержание: Планеты-гиганты.
Наглядные пособия: к/ф «Юпитер», «Сатурн», «Уран», «Нептун» презентация.
Формы контроля: фронтальный опрос, тестовый контроль, проверка рефератов.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение тестовых заданий.
Задание на дом: §16, написание мини-реферата
УРОК № 19
Содержание: Спутники планет,
Наглядные пособия: презентация, к/ф «Планеты-гиганты».
Формы контроля: Астрономический «бой», фронтальный опрос, тестовый контроль.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение тестовых заданий.
Задание на дом: §15,16.
УРОК № 20
Содержание: Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы (Школьная лекция),
Наглядные пособия: презентация.
Формы контроля: Астрономический диктант.
Задание на дом: §16,17.
Астрофизика и звёздная астрономия ( 8 час ).
УРОК №21
Содержание: Методы астрофизических исследований.
Наглядные пособия: презентация «Методы астрофизических исследований», иллюстрации учебника.
Виды самостоятельной деятельности: подготовка докладов и выступления. (Темы: «Телескопы», «Спектральный анализ»).
Задание на дом: §18.
УРОК № 22
Содержание: Определение расстояний в солнечной системе, определение расстояний до звезд.
Наглядные пособия: презентация, таблица «Определение расстояний в астрономии».
Формы контроля: Самостоятельная работа № 4.
Виды самостоятельной деятельности: письменная работа, решение задач в тетрадях.
Задание на дом: §18.
УРОК № 23
Содержание: Солнце. Общие сведения о Солнце.
Наглядные пособия: презентация.
Задание на дом: §19.
УРОК № 24
Содержание: Источники солнечной энергии. Солнечная активность (школьная лекция).
Наглядные пособия: к/ф «Солнце», презентация.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение тестовых заданий.
Задание на дом: §20, записи в тетрадях.
УРОК № 25
Содержание: Звезды. Основные характеристики звёзд (школьная лекция).
Наглядные пособия: презентация.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение тестовых заданий.
Задание на дом: §21, записи в тетрадях.
УРОК № 26
Содержание: Спектры звезд. Внутреннее строение звёзд (школьная лекция).
Наглядные пособия: презентация, «Диаграмма спектр-светимость».
Формы контроля: астрономический диктант. Виды самостоятельной деятельности: работа в тетрадях, работа с диаграммой спектр-светимость.
Задание на дом: §22
УРОК № 27
Содержание: Двойные звезды. Физически двойные и оптически двойные звезды. Переменные звезды. Пульсары, цефеиды и др.
Наглядные пособия: презентация.
Формы контроля: самостоятельная работа № 5.
Виды самостоятельной деятельности: письменная работа, решение задач в тетрадях.
Задание на дом: §24
УРОК №28
Содержание: Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звезд.
Наглядные пособия: презентация.
Виды самостоятельной деятельности: Практическая работа(творческие тесты).
Задание на дом: §25,26
Млечный путь. Наша Галактика - 2 час.
УРОК № 29
Содержание: Галактика. Межзвездная среда. Сверхмассивные чёрные дыры в центре Млечного пути
Наглядные пособия: презентация.
Формы контроля: Фронтальный опрос.
Виды самостоятельной деятельности: Работа с учебником.
Задание на дом: § 27, 28, 29.
УРОК № 30
Содержание: Другие Галактики. Виды Галактик.
Наглядные пособия: к/ф Галактики, презентация.
Формы контроля: проверка письменных работ.
Виды самостоятельной деятельности: решение задач, работа с учебником, написание мини-реферата, Задание на дом: § 27, 28.
Строение и эволюция Вселенной -1 час
УРОК № 31
Содержание: Конечная и бесконечная Вселенная. Расширяющаяся Вселенная, реликтовое излучение, модель горячей Вселенной (школьная лекция).
Наглядные пособия: презентация.
Задание на дом: § 30, 31,32.
УРОК № 32
Содержание: Опрос. Контрольная работа № 2.
Формы контроля: проверка контрольной работы.
Виды самостоятельной деятельности: выполнение контрольной работы.
УРОК М 33
Содержание: Современные проблемы астрофизики Обнаружение планет около других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной.(школьная лекция).
Наглядные пособия: к/ф «Есть ли жизнь в других звёздных мирах», презентация.
Задание на дом: §33,34,35.
УРОК № 34
Содержание: Обзорное повторение пройденного материала.
Виды самостоятельной деятельности: выступление с рефератами, тестовый итоговый контроль.
Раздел III.
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.
САИОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Самостоятельная работа №1 (Подвижная карта звёздного неба)
Вариант 1
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 1 ноября. В каком созвездии оно находится в этот день?
- Определите по карте, какие созвездия будут видны в этот день на небе в 21 час. Какое из созвездий будет видно в южной части неба?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 14 ч 15 м, а δ = 16°.
Вариант 2
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 1 января. В каком созвездии оно находится в этот день?
- Определите по карте какие созвездия будут видны в новогоднюю ночь на небе в полночь ( 24 час). Какое из созвездий будет видно в близи зенита ?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 16 ч 25 м, а δ = -25°.
Вариант 3
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 8 марта. В каком созвездии оно находится в этот день ?
- Определите по карте какие созвездия будут видны в этот день на небе в 22 часа. Какое из созвездий будет находится в этот момент на севере ?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 18 ч , а δ = 10°.
Вариант 4
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 1 мая. В каком созвездии оно находится в этот день ?
- Определите по карте, какие созвездия будут видны в этот день на небе в 23 часа. Какое из созвездий будет видно в это время на востоке ?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 4 ч 30 м, а δ = 15°.
Вариант 5
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 1 июня. В каком созвездии оно находится в этот день ?
- Определите по карте, какие созвездия будут видны в этот день на небе в 23 часа. Какое из созвездий будет видно в зените?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 5 ч 55 м, а δ = 10°.
Вариант 6
- По подвижной карте звездного неба определите положение Солнца 1 марта. В каком созвездии оно находится в этот день ?
- Определите по карте, какие созвездия будут видны в этот день на небе в 22 час. Какое из созвездий будет видно в южной части неба?
- В каком созвездии находится звезда, если ее координаты α = 22 ч 50 м, а δ = -30°.
Самостоятельная работа №2 (Звёздное небо)
Вариант № 1
- Как по виду звездного неба установить, что наблюдатель прибыл на северный полюс?
- Звезда Антарес δ = - 26° находится в верхней кульминации в Киеве ( ϕ = 50°). Чему равна высота звезды h в этот момент?
Вариант № 2
- Как движутся в течении суток звезды на земном экваторе?
- Высота звезды Альтаир в верхней кульминации h= 12°, склонение Альтаира δ = + 9°. Какова географическая широта места наблюдения?
Вариант № 3
- Какую часть суток находится над горизонтом светило, на широте экватора?
- В Москве (ϕ = 56°) звезда кульминирует на высоте h = 47°. Определите склонение звезды?
Вариант №4
- Как движется Солнце на северном полюсе?
- Какова высота Проциона (δ = + 5°) в верхней кульминации на широте ϕ = 52°?
Вариант № 5
- Как движется Солнце на Земном экваторе?
- В Одессе (ϕ = 46°) наблюдалась верхняя кульминация звезды на высоте h = 27°. Определите склонение звезды.
Вариант № 6
- В каком месте Земли не видно ни одной звезды северного небесного полушария?
- В Одессе (ϕ = 46°) в полдень Солнце наблюдалось на высоте h = 67 °. Определите склонение Солнца?
Самостоятельная работа №3 (Созвездия, время)
Вариант1.
1. Определите высоту звезды Кастор (δ = +31°57') в момент верхней кульминации, в Горно-Алтайске (φ =52°).
2. 15 июля, в Магадане ( n1 = 10) часы показывают 11ч15м. Какое время покажут в этот момент времени часы в Гринвиче? Чему равно в этот момент поясное, декретное и летнее время в Барнауле ( n2 = 6 )
Вариант 2.
1. Чему равна высота звезды Альтаир (δ = +31°48') в верхней кульминации в Ленинграде (φ = 59° 57')?
2. 30 августа в Горно-Алтайске ( n1 = 6 ), часы показывают 11ч20м. Какое время в этот момент показывают часы в Гринвиче? Чему равно в этот момент поясное, декретное и летнее время в Тбилиси ( n2 = 3 )?
Вариант 3.
1.На каком зенитном расстоянии бывает верхняя кульминация звезды Арктур (δ = +19°19') в Ташкенте (φ = 41° 20')?
2. 25 мая в Москве ( n1 = 2 )? часы показывают 10ч45м. Какое в этот момент время в Гринвиче? Чему равно в этот же момент поясное время в Барнауле( n2 = 6 )?
Вариант 4.
1. Определите высоту звезды Капелла (δ = +45°54') в верхней кульминации в Саратове (φ = 51° 32')?
2. 31 декабря, в Новосибирске( n1 = 6 ), часы показывают 24ч0 м (0ч 0 м). Чему равно в этот момент время в Гринвиче? Через сколько времени встретят Новый год жители Тбилиси ( n2 = 3 )? Чему равно в этот момент поясное время Новосибирска?
Вариант 5.
1. Определите склонение звезды, которая в Архангельске (φ = 64°32') наблюдалась на высоте (h=64°14')?
2. 20 октября в Свердловске (n1=4) часы показывают 9ч15м. Какое в этот момент время в Гринвиче? Чему равно в этот же момент время во Владивостоке (n1 = 9)? Определите для Владивостока поясное и декретное время.
Самостоятельная работа № 4 (Солнце)
Вариант I.
- Какие основные химические элементы, и в каком соотношении входят в состав Солнца?
- Чем объясняется понижение температуры в области солнечных пятен?
- Определить диаметр самого большого пятна на данной фотографии.
Вариант 2.
- За счет каких источников энергии излучает Солнце? Какие при этом происходят изменения с его веществом?
2. Какой слой Солнца является основным источником видимого света?
3. Определить диаметр самого маленького пятна на данной фотографии.
Вариант 3.
1. Как изменяется температура Солнца от его центра до фотосферы?
2. Какие явления на Земле связаны с проявлением солнечной активности?
3.Определить диаметр самого большого солнечного пятна на данной фотографии.
Вариант 4.
1. Какими способами осуществляется перенос энергии из недр Солнца к его поверхности?
2. Какие проявления активности можно наблюдать на Солнце?
3. Определить диаметр самого маленького солнечного пятна фотографии.
Вариант 5.
1.Какова особенность вращения Солнца вокруг оси?
2.Охарактеризовать основные виды излучения Солнца.
3. Определить диаметр самого большого солнечного пятна на фотографии
Самостоятельная работа 5 (Звёзды)
Вариант 1.
1. В чем главная причина различия спектров звёзд?
2. Параллакс звезды Процион 0°28". Чему равно расстояние до этой звезды?
3. Охарактеризовать звезду Альтаир (класс А5,L=10). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится .
Вариант 2.
1. Во сколько раз звезда первой величины ярче самых слабых звёзд видимых невооружённым глазом? (шестой звёздной величины).
2. От чего зависит цвет звезды и как?
3. Охарактеризовать звезду Арктур (класс К0, L=15). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится?
Вариант 3.
1. Во сколько раз Beгa (m1=0,1m ) ярче Полярной звезды (m1=2,1m )?
2. Как определяется расстояние до звёзд?
3. Охарактеризовать звезду Капелла (класс G0, L=142). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится.
Вариант 4.
1. Во сколько раз планета, имеющая видимую звездную
величину -3m, ярче звезды +2m ?
2. В каких пределах меняется светимость звезд?
3. Охарактеризовать звезду Регул (класс B8, L=I54). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится.
Вариант 5.
1. Расстояние до звезды Бетельгейзе 652 световых года. Чему равен её параллакс?
2. О чем можно судить по светимости звезды?
3. Охарактеризовать звезду Ригель (класс B8, L=9100). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится.
Вариант 6.
Параллакс Альтаира 0,2". Чему равно расстояние до этой звезды?
2. Что можно определить по спектру звезды?
3. Охарактеризовать звезду Антарес (класс М0, L=9I00). Определить по диаграмме к какому типу звезд она относится.
КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ
Контрольная работа № 1
Вариант 1.
1. Определите синодический период обращения Меркурия, зная, что его звездный период обращения вокруг Солнца 0,24 года. Чему равна большая полуось орбиты Меркурия?
2. Вычислите массу Юпитера в массах Земли, зная, что его спутник Ганимед отстоит от центра планеты на 1070 тыс. км, а период его обращения равен 7,15 сут.
3. В чем заключается значение телескопических открытий Галилея для развития материалистических представлений о мире?
Вариант 2.
1. Через какой промежуток времени повторяются противостояния Марса, если звездный период его обращения вокруг
Солнца равен 1,9 года?
2. Вычислите массу Сатурна в массах Земли, зная, что его спутник Мимас отстоит от центра планеты на 185,4 тыс. км, а период его обращения равен 0,94 суткам.
3. В чем отличие системы Коперника от системы Птолемея?
Вариант 3.
1. Чему равна большая полуось орбиты Урана, если звездный период обращения этой планеты вокруг Солнца составляет 84 года. Как часто повторяются соединения Урана с Солнцем?
2. Вычислить массу Урана в массах Земли, зная, что его спутник Ариэль отстоит от центра планеты на 191,9 тыс. км, а период его обращения равен 2,5 суток.
3. В чем состоит уточнение Ньютоном законов Кеплера?
Вариант 4.
1. Определите синодический период малой планеты; если ее большая полуось равна 2 а.е.
2. Вычислите массу Урана в массах Земли, зная, что его спутник Титания обращается вокруг планеты с периодом 8,7 суток на расстоянии 438 тыс. км.
3. Кто являлся сторонником идей Коперника? Какой вклад они внесли в развитие его теории?
Вариант 5.
1. Найти звездный период и большую полуось орбиты Венеры, если ее верхние соединения повторяются через 1,6 года?
2. Вычислите массу Юпитера в массах Земли, зная, что один из его спутников Ио совершает оборот вокруг планеты за 1,77 суток на расстоянии 422 тыс. км от Юпитера.
3. Какова роль идей Коперника в развитии астрономии?
Контрольная работа № 2 (Итоговая)
Вариант 1.
1. Что является источником информации о состоянии небесных объектов? Опишите один из способов получения этой информации подробнее.
2. В чем состоит различие в свечении звезд, планет и туманностей?
3. Почему блеск некоторых звезд меняется?
4. Какие расстояния используются при измерении расстояний до звезд?
5. На каком расстоянии находится Галактика, если скорость ее удаления составляет 2∙10 4 км/с? Каков ее размер, если она видна как пятнышко 30"?
6. В чем различие визуально (оптически) двойных звезд от затменно переменных?
Вариант 2.
1. В каких видах материя встречается в Галактиках?
2. Что такое планета? Чем отличаются планеты от звезд по физическим характеристикам?
3. В чем главная причина различия спектров звезд?
4. Может ли Солнце закончить свою жизнь нейтронной звездой?
5. Какова скорость удаления Галактики, находящейся на расстояние 3∙108 пк? Каков ее размер, если мы видим ее как пятно 20"?
6. Чем различаются между собой рассеянные и шаровые звездные скопления?
Вариант 3.
1. Какую роль сыграли астрономические открытия для развития физики в прошлом и в настоящее время? Приведите несколько примеров.
2. Что такое звезда? Чем звезды отличаются от планет по физической природе?
3. С чем связано различие цвета звезд и каким образом?
4. Чем объясняется красное смещение в спектрах Галактик?
5. Определить скорость, с которой движется Галактика Лебедь А, находящаяся на расстоянии 200 Мпк? Чему равен размер этой Галактики, если мы видим ее на небе как пятнышко 12"?
6. По каким признакам различаются между собой диффузные и планетарные туманности?
Вариант 4.
1. Приведите примеры из астрономии, показывающие познаваемость мира и его закономерностей.
2. Чем отличаются по своим физическим характеристикам звезды, относящиеся к различным последовательностям на диаграмме Рессела?
3. Каков основной химический состав Солнца и звезд? Что является источником их энергии?
4. Что остается на месте сверхновой звезды?
5. На каком расстоянии находится от нас Галактика, имеющая скорость 1,5 ∙104 км/с, и каковы ее размеры, если мы видим ее как пятно 25"?
6. Перечислите этапы эволюции звезд. Может ли Солнце стать черной дырой?
Вариант 5.
1. Какие небесные светила и явления можно наблюдать без приборов, какие требуют телескопа? Приведите пример невидимого, но изученного объекта.
2. Какие газы легче обнаружить в атмосфере другой планеты, наблюдая ее с Земли: те, которые есть в земной атмосфере, или те, которых в земной атмосфере нет?
3. Перечислите физические характеристики звезд.
4. Какие вы знаете способы измерения расстояний до небесных тел?
5. Каково расстояние до Галактики и с какой скоростью она движется, если в ней обнаружена звезда, видимая звездная величина которой + 15m, а абсолютная звездная величина -5m ?
6. Чем отличаются визуально двойные звезды от спектрально-двойных ?
Вариант 6.
1. Какие достижения в освоении космического пространства и практическом освоении космоса вам известны?
2. В чем разница между свечением Солнца, планеты и кометы?
3. С чем связано различие звездных светимостей?
4. В спектре звезды наблюдаются интенсивные линии поглощения водорода, в спектре другой звезды - некоторых молекул (оксида, титана). Температура какой из звезд - ниже?
5. Какого углового размера d будет видеть нашу Галактику (диаметр которой 3∙104 пк) наблюдатель, находящийся в галактике М31 на расстоянии 6∙105 пк?
6. Какие объекты входят в состав нашей Галактики?
ТЕСТЫ
Элементы небесной сферы 1.
1. Самая высокая точка небесной сферы…
1. зенит 2. точки востока и запада 3. полюс мира
- небесный меридиан 5. точки севера и юга
2. Линия пересечения небесной сферы плоскостью небесного меридиана…
1. зенит 2. плоскость горизонта 3. небесный экватор
- небесный меридиан 5. ось мира
3. Полуденная линия это
1. …линия пересечения небесного меридиана с небесной сферой.
2. …прямая, вокруг которой происходит вращение небесной сферы.
3…. линия пересечения небесной сферы плоскостью горизонта.
4…. линия пересечения небесной сферы плоскостью экватора.
- …линия, соединяющая точку севера с точкой юга.
4. Точки пересечения горизонта и небесного меридиана это
1. …зенит 2. …точки востока и запада 3. …полюс мира
- …небесный меридиан 5. …точки севера и юга
5. Точки пересечения небесной сферы с осью мира это
1. …зенит 2. …точки востока и запада 3. … полюсы мира
4. …точки севера и юга 5. …небесный меридиан
Тест № 2.
1. Горизонт…
1. линия пересечения небесной сферы плоскостью горизонта.
2. линия пересечения небесной сферы плоскостью небесного
экватора.
- точки пересечения горизонта и небесного меридиана.
- Зенит -
1. точка пересечения небесной сферы осью мира.
2. точка пересечения горизонта и небесного экватора.
- самая высокая точка небесной сферы.
- Небесный экватор -
1. самая высокая точка небесной сферы.
2. линия пересечения небесной сферы плоскостью небесного
экватора.
3. линия пересечения небесной сферы плоскостью горизонта.
- Полюс мира -
1. точка пересечения небесной сферы осью мира.
2. самая высокая точка небесной сферы.
3. точка пересечения горизонта и небесного экватора.
- Точки севера и юга -
1. точки пересечения горизонта и небесного экватора.
2. точки пересечения горизонта и небесного меридиана.
3.точки пересечения небесной сферы осью мира.
Луна
Тест№1
Закончите начатые предложения:
1.Так как Луна в 81 раз по массе меньше Земли, а размер в 3,7 раза меньше Земли, ускорение на Луне меньше ускорения на Земле…
1. …в 22 раза 2. …в 6 раз 3. …в 10 раз
2. Так как на Луне мала сила тяжести у неё…
1. …очень плотная атмосфера
2. … отсутствует атмосфера и нет водяных паров
3. … атмосфера очень схожа с Земной
3. Вследствие этого поверхность Луны …
1. …ничем не защищена от Солнечного и космического излучения и от метеоритных потоков.
2. …надёжно защищена от космических воздействий подобно земной поверхности.
4. В результате на Луне …
1. … сохраняется постоянная температура днём и ночью.
2. … имеют место сильные перепады между дневной и ночной температурой.
5. Как показали радио исследования и непосредственные измерения на Луне …
1. …уже на небольшой глубине под поверхностью сохраняется постоянная температура.
2. … сильные различия в температуре днём и ночью сохраняются и под поверхностным слоем Луны на небольшой глубине.
Тест№ 2
Продолжите начатые фразы:
1. Лунные моря- это …
2. Лунные цирки и кратеры представляют собой …
3. Светлые части на диске луны – это …
4. В некоторых местах лунные горы образуют…
5. Самыми многочисленными образованиями на поверхности Луны являются…
Ответы:
1….цирки и кратеры
- …низменные области на поверхности Луны.
- …горные цепи.
- …кольцевые горы.
- … материки и гористые области на поверхности нашего спутника.
Тест № 3
1. Размеры самого крупного на Луне Моря Дождей …
2. Самая высокая гора на Луне имеет высоту…
3. Диаметры наибольших кратеров Луны имеют диаметр более…
4. Самые маленькие кратеры имеют размеры…
5. Большинство кратеров имеет размеры до …
Ответы:
1. 100 км 2. 200 км 3 1000 км 4. 2км 5. 9 км 6. Несколько см
Тест № 4.
Продолжите начатые фразы:
1. Наиболее заметными, видимыми даже не вооружённым глазом деталями Лунной поверхности являются…
2. Самыми многочисленными образованиями на поверхности Луны являются …
3. Лунные горы на Луне образуют …
4. Непосредственные исследования показали, что составным элементом микро и макро структуры нашего спутника являются…
5. Самыми многочисленными деталями обратной строны Луны являются …
1. …цирки и кратеры.
2. …лунные моря.
3. ... горные цепи
4. …светлые лучи
5…. камни
Астероиды и метеорные тела
Тест № 1
- Какие из перечисленных ниже тел, входящих в состав Солнечной системы не движутся вокруг Солнца?
1. Астероиды 2. Кометы 3. Спутники 4. Метеориты 5. Планеты
2.Какие из приведённых утверждений являются не правильными?
- Все астероиды движутся вокруг Солнца.
- Все астероиды движутся вокруг Солнца в том же направлении, что и планеты.
- Орбиты некоторых астероидов выходят за пределы Солнечной системы.
- Большинство астероидов движется между Марсом и Юпитером.
3. Следует знать различие между понятиями : метеорное тело, метеор, метеорит. Какое из приведённых утверждений является неверным?
1. Метеорное тело - это тело или небольшая крупица вещества , которое движется вокруг Солнца.
2.Метеором называется явление сгорания метеорного тела в земной атмосфере.
3. Метеорит имеющий малые размеры иногда полностью сгорает не достигая Земли.
4. Метеорит- это остаток метеорного тела, выпавший на Землю.
4. Какие из указанных характеристик определяют основное различие между метеорным телом и астероидом?
1. Масса 2. Размеры 3. Плотность 4. Особенности движения вокруг Солнца.
Тест №2
Метеорное тело, метеорит, метеор, болид
- Метеорное тело - это ...
- Метеор - это...
- Болид - это ...
- Метеорит - это...
- Астероид - это ...
Ответы:
- Остаток метеорного тела, не сгоревший в атмосфере.
- ...световое явление, вызванное вторжением в земную атмосферу метеорного тела.
- ... небольшое тело, даже крупица вещества, движущаяся вокруг Солнца.
- ... малая планета, движущаяся вокруг Солнца.
- ...очень яркий метеор, похожий на летящий огненный шар.
- ...остаток кометы упавший на Землю.
Тест № 3.
Выберите неверный ответ:
- Какие тела кроме Солнца и больших планет, входят в Солнечную систему?
1. Звёзды 2. Кометы 3. Метеорные тела 4. Астероиды
2.Как движутся астероиды?
- Вокруг Солнца по эллиптическим и параболическим орбитам.
- Почти все между орбитами Марса и Юпитера.
- Большинство в плоскостях, наклоненных под небольшими углами к плоскости земной орбиты.
3. Как движутся кометы?
- По эллиптическим орбитам вокруг Солнца.
- Как в прямом так и в обратном направлении вокруг Солнца.
- По эллиптическим орбитам, наклонённым под небольшими углами к плоскости земной орбиты.
- Около каких тел в солнечной системе обращались искусственные небесные тела, созданные человеком?
1.Около Марса 2. Около Луны 3. Около Земли
4. Около Солнца 5. Около Юпитера 6. Около Венеры
Тест № 4
Размеры и массы комет
1. Кометы относятся к малым телам Солнечной системы, так, как ...
1. их размеры очень малы 2. их плотности очень малы 3. их массы ничтожно малы.
2. Вся масса кометы практически сосредоточена ...
1. в ядре 2. в оболочке 3. в хвосте.
- Масса комет ...
1. сравнима с массой Земли.
2. значительно меньше массы Земли.
- сравнима с массой Солнца
- Кометы с развитой оболочкой и хвостом ...
1. являются самыми большими телами в Солнечной системе.
- значительно меньше Земли
- достигают размеров Юпитера.
5. у больших комет ...
- оболочки и хвосты не превосходят размеров Земли
- хвосты тянутся на многие миллионы километров.
- оболочки и хвосты в несколько раз превосходят размеры Земли.
Тест № 5
Связь комет с метеорными телами.
- Периодическое образование оболочки и хвоста кометы ...
1. приводит к истощению кометного ядра и уменьшению массы кометы.
2. способствует укреплению связей между отдельными твёрдыми кусками и пылинками в ядре кометы.
2. В результате коротко-периодичные кометы тем быстрее перестают существовать как кометы ,чем ...
1. больше их период обращения вокруг Солнца.
2. чаще она возвращается к Солнцу.
3. Прекращение существования кометы как кометы не означает, однако, ее бесследного исчезновения, так как ...
1. твёрдые её остатки продолжают двигаться по орбите.
2. после временного отдыха комета возрождается вновь.
3. ядро кометы падает на Землю.
4. Твёрдые остатки кометы...
- Постепенно равномерно распределяются по прежней орбите кометы в виде метеорного потока.
- постепенно падают на Землю.
- падают на Солнце.
Тест № 6
Физическая природа и строение комет.
1.Основной частью кометы как небесного тела является ...
1.хвост 2.кома 3.ядро
2. Ядро кометы ...
1.похоже на маленькую планету.
2. представляет собой совокупность твёрдых тел и пылинок, удерживаемых взаимным притяжением.
3. состоит из совокупности отдельных твёрдых тел и пылинок , слепленных в единую глыбу замороженными газами.
3. Кома кометы...
1. наряду с ядром является постоянной частью кометы.
2. образуется под действием солнечного тепла при сближении кометы с Солнцем.
- является основной частью кометы.
4. Размеры ядра кометы не превосходят нескольких десятков километров, а голова кометы достигает размеров Солнца. Поэтому ...
- комета доступна наблюдениям только вблизи Солнца.
- комета доступна наблюдениям в любой точке орбиты.
3. в любой точке орбиты комета является очень ярким образованием.
5.Хвост кометы подобно её оболочке ...
1. является постоянной частью кометы.
2. образуется в непосредственной близости от Солнца, в любой точке орбиты доступен наблюдениям
ПЛАНЕТЫ
Большие планеты Солнечной системы
Тест № 1
I. Почему девять больших планет являются после Солнца основными телами Солнечной системы?
1. Потому, что после Солнца это самые массивные тела в Солнечной системе.
- Потому, что некоторые планеты видны невооруженным глазом.
- Потому, что некоторые планеты имеют собственные системы спутников.
II. По каким орбитам движутся планеты вокруг Солнца?
1. По окружностям.
2. По эллипсам близким к окружностям.
- По параболам.
- Как располагаются плоскости планетных орбит в Солнечной системе? ( укажите неправильный ответ )
- Проходят через Солнце.
- Наклонены под малыми углами к плоскости движения Земли.
- Наклонены к плоскости Земной орбиты под самыми различными углами от 0° до 180°.
- В каком направлении движутся планеты по своим орбитам?
- Все планеты движутся вокруг Солнца в одном направлении, как Земля.
- Все планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, кроме Венеры и Урана.
- Некоторые планеты движутся вокруг Солнца в прямом направлении, некоторые в противоположном.
- Как изменяются периоды обращения планет с удалением планеты от Солнца.
- Чем дальше планета от Солнца, тем больше ее период обращения вокруг него.
- Период обращения планеты не зависит от расстояния от Солнца.
- Чем дальше планета от Солнца, тем меньше ее период обращения вокруг него.
Тест № 2
Разделение планет на две группы.
Закончите предложение
- Большие массы имеют...
- Отсутствием или незначительной протяженностью атмосфер отличаются ...
- Малыми размерами обладают...
- Большие плотности имеют...
- Быстро вращаются...
- Много спутников имеют ...
- Ближе к Солнцу расположены ...
Ответы:
Тест №3
Планеты земной группы.
Закончите предложение
- Самая большая по размерам и массе в этой группе планет ...
- Самая маленькая планета ...
- Самую плотную атмосферу из планет этой группы имеет ...
- Магнитным полем и радиационными поясами обладает только ...
- Наибольшее число естественных спутников имеет ...
Ответы:
1. Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс
Тест № 4
Планеты солнечной системы.
- Самая большая планета в солнечной системе ...
- Самая массивная планета...
- Самая маленькая планета ...
- Самая похожая на Землю по размерам и массе...
- Самое большое число спутников у планеты...
- Самая удаленная планета...
- Самая близкая к Солнцу планета...
- Меркурий 2. Венера 3. Земля 4. Марс
- Юпитер 6. Сатурн 7. Уран 8. Нептун 9. Плутон
Тест № 5
Физические условия на Марсе
1.Так как Марс в полтора раза дальше от Солнца, чем Земля...
- он получает от Солнца примерно столько же тепла, сколько и Земля.
- он получает от Солнца тепла в 2 с лишним раза меньше, чем Земля.
2. Температурные условия на Марсе ...
- примерно такие же, как на Земле.
- отличаются стабильной температурой в течении дня и ночи.
- суровы и характеризуются резкими колебаниями в течении суток.
3. Марс окружен атмосферой, которая ...
- крайне разрежена.
- очень схожа с земной
- достаточно плотна.
- Последние измерения давления в марсианской атмосфере показывают...
1.давление на Марсе примерно равно Земному.
- давление на Марсе значительно больше земного.
- примерно в 100 раз меньше чем на Земле.
5. Основным компонентом марсианской атмосферы является ...
1. углекислый газ как и в атмосфере Венеры.
2 .азот, как и в атмосфере Земли.
3. метан, как и в атмосфере Юпитера.
Тест № 6
Поверхность Марса
- На поверхности Марса ...
1. имеется большое количество деталей.
2. наблюдается два вида деталей.
3. все покрыто слоем льда.
2. Эти детали ...
- стали доступны наблюдениям после фотографирования поверхности Марса автоматическими станциями.
- хорошо изучены.
- были хорошо заметны земным наблюдателям.
3. Большая часть поверхности Марса представляет собой...
1. яркие области оранжевого цвета - «материки»/
- темные пятна - « моря».
- цирки и кратеры подобные лунным.
- Вокруг полюсов расположены ...
1. открытые недавно с помощью станций кольцевые горы.
- низменные области, называемые морями.
- наиболее заметные детали марсианской поверхности - полярные шапки.
5. Благодаря тому, что оранжевые « материки» занимают большую часть планеты, а белые шапки расположены около полюсов...
- Марс представляется нам в виде красного светила.
- Марс светит белым светом.
- Цвет Марса меняется в течении года.
Тест № 7.
Планета Венера.
- Среди планет земной группы планета Венера обладает...
1. самой плотной атмосферой.
- такой же как у Земли атмосферой.
- очень разреженной атмосферой.
2. Поэтому на поверхности Венеры...
- не удается рассмотреть никаких деталей.
- хорошо виден рельеф
- можно рассмотреть некоторые детали рельефа
3. Вследствие этого период вращения Венеры...
- определен уже давно
- определили совсем недавно с помощью радиолокационных исследований.
- до сих пор не определен
- Оказалось, что Венера..
1.подобно остальным планетам вращается в прямом направлении
2. в отличие от остальных планет земной группы вращается в обратном направлении
- Период вращения Венеры вокруг оси...
1. равен периоду ее обращения вокруг Солнца
- больше периода ее обращения вокруг Солнца
- намного меньше периода ее обращения вокруг Солнца
СОЛНЦЕ
Тест № 1
Продолжите начатые фразы:
Ι. Около центра Солнца расположена . . .
ΙΙ. Непосредственно под фотосферой находится . . .
ΙΙΙ. Выше фотосферы расположена . . .
ΙV. За пределами видимого диска Солнца простирается . . .
V. Слои расположенные выше фотосферы называются . . .
Ответы:
1. конвективная зона. 2. солнечная атмосфера. 3. солнечная корона.
4. хромосфера. 5. зона ядерных реакций. 6. фотосфера.
Тест № 2
Закончите начатые фразы:
Ι. Солнечные пятна образуются . . .
ΙΙ. Хромосферные вспышки возникают . . .
ΙΙΙ. Протуберанцы наблюдаются . . .
ΙV. Гранулы имеются. . .
V. Факелы образуются . . .
VΙ. Солнечные вспышки - это процессы взрывного характера . . .
Ответы:
1. в фотосфере 2. в хромосфере 3. в короне
ЗВЁЗДЫ
Спектры звёзд и их химический состав
I. Спектры почти всех звёзд являются…
- непрерывными спектрами.
- спектрами поглощения, как спектр Солнца
I I. Линии поглощения в спектрах звёзд…
- в отличие от спектра Солнца вообще отсутствуют.
- Образуются во внешних оболочках звёзд (атмосферах).
III. Поэтому по спектру звезды…
- можно определить химический состав её атмосферы.
- ничего нельзя сказать о химическом составе звезды.
IV. Основными элементами в атмосферах звёзд являются…
- азот и кислород как в земной атмосфере.
- водород и гелий как в солнечной атмосфере.
V. Таким образом, между звёздами и Солнцем …
1. нет принципиального различия.
2. нет ничего общего.
Температура звёзд
I. Температуры звёзд…
1. примерно одинаковы, у разных звёзд.
2. сильно различаются у разных звёзд.
I I. Так как температуры звёзд определяют их цвет…
- звёзды различаются цветом.
- все звёзды примерно одного цвета.
III. Самую низкую температуру имеют …
- белые звёзды.
- жёлтые звёзды.
- красные звёзды.
IV. Температура белых звёзд составляет…
- 6000.
- 10000.
- 30000.
V. Жёлтые звёзды типа Солнца имеют температуру…
- 3000.
- 6000.
- 10000.
Знаете ли вы эти понятия.
I. Светимость звезды это …
II. Видимый блеск звезды это…
III. Парсек это …
IV. Абсолютный блеск звезды это …
V. Абсолютная звёздная величина это…
Ответы:
1. освещённость создаваемая светом звезды на Земле.
2. расстояние равное 3,26 светового года.
3. количество энергии излучаемое звездой за единицу времени.
4. освещённость, которую создавал бы свет звезды на Земле, если бы расстояние до звезды равнялось 10 пс.
5. та видимая звёздная величина, которую звезда имела бы, находясь от нас на расстоянии 10 пс.
Разделение звёзд на гиганты и карлики
I. Для звёзд- гигантов характерна очень высокая…
II. Звёздам- карликам присуща очень не большая …
III. У звёзда- карликов положительная …
IV. У звёзд- гигантов отрицательная…
V. У звёзд- сверхгигантов самая высокая …
Ответы:
1. абсолютная звёздная величина. 2. светимость.
Знаете ли вы эти термины
I. Алголь это…
II. Цефеида это …
III. Новая звезда это …
IV. Сверхновая звезда это …
V. Двойная звезда это…
Ответы:
1. совокупность двух звёзд, связанных силой взаимного тяготения.
2. затменно-двойная звезда.
3. звезда, блеск которой в результате вспышки увеличивается в десятки тысяч раз.
4. звезда, блеск которой в результате вспышки может возрасти даже в миллиарды раз.
5. пульсирующие звёзды.
Знаете ли вы эти понятия (2)
I. Млечный Путь – это …
II. Галактика - это…
III. Галактическая плоскость - это -
IV. Ядро Галактики – это…
V. Диск Галактики – это …
Ответы:
1. наша пространственная звёздная система.
2. уплотнённое скопление из звёзд в центре Галактики.
3. основная часть нашей Галактики, плоскость которой совпадает с плоскостью Млечного Пути.
4. светлая полоса опоясывающая небо по большому кругу.
5. плоскость, которая проходит через середину Млечного Пути и является основной плоскостью галактического диска.
Форма и размеры Галактики
I. Галактика – это …
1. одно из шаровых звёздных скоплений.
2. гигантская пространственная звёздная система, включающая в себя различные типы звёзд и рассеянные звёздные скопления.
3. Млечный Путь, который в виде светлой полосы тянется по большому кругу через всё небо.
II. Галактику можно представить в виде…
- гигантского звёздного шара.
- огромного сплюснутого диска из звёзд.
- огромной , не имеющей определённой формы, совокупности звёзд.
III. В диске Галактики звёзды распределяются…
- равномерно, только в центре образуют плотное скопление – ядро.
- Не равномерно, а так что облака из звёзд образуют спирали, закручивающиеся вокруг ядра Галактики.
IV. Диаметр диска нашей Галактики составляет …
- 100000 а.е. 2. 100000 световых лет. 3. 100000 пс.
V. В нашу Галактику входят…
1. 2 миллиарда звёзд. 2. больше 100 миллиардов звёзд.
3. столько же звёзд, сколько в шаровые скопления.
Знаете ли вы эти термины (3)
I. Галактиками называют …
II. Метагалактикой называют …
III. Радиогалактикой называют…
IV. Красным смещением Галактик называют…
V. Квазарами называют…
1. внегалактические объекты, которые являются мощными источниками радиоизлучения, в оптических лучах похожи на голубые звёзды с очень большим красным смещением.
2. Галактику, которая наряду со светом очень сильно излучает в радиодиапазоне.
3. ту часть Вселенной, которая доступна сейчас для наблюдения в оптическом, и других диапазонах шкалы электромагнитных волн.
4. звёздные системы, подобные нашё Галактике .
5. явление разбегания Галактик, которое вызывает красное смещение спектральных линий в их спектрах .
ОБРАЗЦЫ РЕШЕНИЯ НЕКОТОРЫХ ЗАДАЧ
Задача №1
Какой наибольшей высоты достигает звезда Вега (δ =+38°42' ) в Москве
(φ = 55° 45' )?
Решение:
Высота звезды в верхней кульминации определяется по формуле h = 90° - φ + δ
h = 90° - 55° 45' + 38°42' = 72°57'
Задача №2
25 мая, в Москве (n1 = 2) часы показывают 10 ч 45 мин Чему равно местное, поясное и декретное время в этот момент в Новосибирске? ( n2 = 5, λ = 5 ч 31 м)
Решение:
Зная московское время (Тмос) найдем Всемирное (Т0 ) Т0 = Тмос - n1 – 1ч . Всемирное время отличается от московского на номер часового пояса и на 1 ч декретного времени.
Т0 = 10 ч 45м – 2ч – 1ч = 7ч 45 м.
Поясное время в Новосибирске найдём по формуле ТНП = Т0 + n1
ТНП = 7ч 45 м + 5ч = 12ч 45 м
Декретное время в Новосибирске найдём по формуле ТНД = Т0 + n1 + 1ч
ТНД = 7ч 45 м + 5 + 1ч = 13 ч 45 м
Местное время в Новосибирске найдём по формуле ТНМ = Т0 + λ
ТНМ = 7ч 45 м +5 ч 31 м = 13ч 11м
Задача №3
Зная горизонтальный параллакс Луны рЛ = 57' 02'' и экваториальный радиус Земли RЗ = 6378 км, найти расстояние от Земли до Луны DЛ.
Решение:
DЛ = 206265'' ∙ RЗ / рЛ DЛ = 206265'' ∙ 6378 км / 57' 02''= 384 400 км
Задача №4
Во сколько раз линейный радиус Солнца превышает радиус Земли, если угловой радиус Солнца ρС = 16', параллакс Солнца рс = 8,8'' ?
Решение:
Воспользуемся формулой RС = ρС∙ RЗ / рс RС = 16'∙ RЗ/8,8'' ≈ 109 RЗ
Ответ: в 109 раз
Задача №5
Определить пространственную скорость звезды, лучевая и тангенциальная составляющие которой, соответственно равны 30 км/с и 29 км/с.
Решение:
Пространственная скорость звезды
ГЛОССАИЙ.
Определение важнейших общенаучных понятий в астрономии
Вселенная (с точки зрения философии) - это весь объективно существующий мир; все сущее; все, что мы можем наблюдать и все, что мы можем представить себе на основе современных научных теорий. Вселенная не имеет ни начала, ни конца, она всегда существовала и будет существовать; она бесконечна в пространстве и вечна во времени. Вселенная непрерывно изменяется, развивается, эволюционирует
Материя - это все, что реально и независимо от нас существует в окружающем мире (Вселенной); все, что мы можем узнать из своих ощущений и показаний научных приборов. Материя несотворима и неуничтожима: она всегда была, есть и будет. Видимое исчезновение материи всегда означает лишь ее переход в качественно иное состояние. Материя постоянно изменяется, эволюционирует, переходит в качественно иные, более высокие и сложные формы.
Закон сохранения материи: общее количество материи во Вселенной никогда не изменяется: материя не исчезает бесследно и не появляется из "ниоткуда", а лишь переходит из одного состояния в другое. Пространство и время обозначают основные формы материи.
Пространство выражает порядок сосуществования отдельных объектов. Выделяемая часть пространства ограничивает, а иногда и образует отдельные объекты природы.
Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.
Эволюция - всеобщее упорядоченное развитие; процесс, посредством которого различные материальные элементы развиваются из ранее существовавших форм, изменяясь из поколения в поколение на основе постепенного непрерывного количественного изменения чего-нибудь, подготавливающий качественные изменения.
Космогония - исследует происхождение и развитие космических тел и космических систем. В зависимости объектов исследования подразделяется на космогонию звезд, планетных систем и т.д.
Космология - изучает происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной. Её теоретической основой являются современные физические теории, данные астрофизики и внегалактической астрономии.
Астрофотометрия определяет энергетические характеристики космических объектов путем измерения энергии их электромагнитного излучения.
Телескоп - астрономический прибор, приемник излучения космических объектов, предназначенный для регистрации электромагнитною излучения и потоков элементарных частиц, испускаемых исследуемыми объектами, усиления создаваемой ими освещенности и увеличения их видимых угловых размеров.
Астрономические обсерватории специальные научно- исследовательские учреждения, оснащенные различными астрономическими инструментами и приборами дня обработки результатов наблюдений.
Вспомогательные астрономические понятия
Небесные тела - космические тела, рассматриваемые в рамках понятийного аппарата небесной механики без учета особенностей их физической природы, как материальные точки или шары однородной плотности.
Небесные светила - проекции космических тел на небесную сферу, рассматриваемые без учета особенностей их физической природы, как источники оптического излучения.
Небесной сферой - называется воображаемая вспомогательная сфера произвольного радиуса, на которую проецируются все космические объекты так, как их видит наблюдатель в определенный момент времени из определенной точки пространства.
Созвездие – основная структурная единица разделения звёздного неба, участок небесной сферы в строго определённых границах.
Блеск – освещённость, создаваемая светилом в точке наблюдения.
Звёздная величина ( m ) – условная безразмерная величина испускаемого светового потока, характеризующая блеск небесного светила.
Абсолютная звездная величина (М) - звездная величина, которой обладало бы светило па расстоянии 10 парсек от Земли.
Светимость (L) - количество энергии, излучаемой поверхностью светила в единицу времени.
Астрономическая единица (а) - мера измерения межпланетных расстояний, численно равная длине большой полуоси земной орбиты (среднему расстоянию Земли от Солнца).
Световой год (св. год) — мера измерения межзвездных расстояний, численно равная расстоянию, которое электромагнитное излучение в вакууме (свободном пространстве) преодолевает за 1 год.
Парсек (пк) - мера измерения межзвездных расстояний, численно равная расстоянию, с которого большая полуось земной орбиты, перпендикулярная лучу зрения, видна под углом в 1".
Сутки - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира.
Звездные сутки - период вращения Земли вокруг своей оси относительно неподвижных звезд, определяется как промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия.
Истинные солнечные сутки — период вращения Земли вокруг своей оси относительно центра диска Солнца, определяемый как промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями центра диска Солнца.
Всемирное время определяется как местное среднее солнечное время на нулевом (Гринвичском) меридиане.
Поясное время – время данного часового пояса
Декретное время - поясное время, измененное на целое число часов правительственным распоряжением.
Календарь - непрерывная система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы.
Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток.
Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год, принят в качестве мирового календаря.
Основы классификации космических объектов
Космические тела - физические тела, рассматриваемые в рамках понятийного аппарата науки астрономии как структурные единицы (элементы) Вселенной.
Протогалактики - галактики в стадии формирования.
Квазаги - квазизвездные источники оптического излучения мощностью до 1039 Дж/с.
Квазары - квазизвездные источники радиоизлучения мощностью 1031-1035 Дж/с.
Протозвезды и протопланеты (планетезимали) формируются в ходе эволюции протозвездного и протопланетных облаков в результате гравитационного сжатия с последующей конденсацией и слипанием вещества.
Туманности - тип космических объектов: гравитационно-связанные скопления газопылевой материи массами от 1028 до 1036 кг (10-2 - 104 Мс ), размерами от 0,1 до 1000 пк и средней плотностью вещества 102 -106 частиц/см3.
Планетарные туманности образуются при вспышках Новых и Новоподобных звезд в результате сброса внешних газовых оболочек звезд - красных гигантов.
Волокнистые туманности образуются при вспышках Сверхновых звезд в результате сброса внешних газовых оболочек звезд - красных сверхгигантов с массой свыше 1,5 МС.
Диффузные газопылевые туманности - скопления газопылевой материи массой 1033 - 1034 кг, сжимающиеся под действием сил тяготения в начальных стадиях звездообразования.
Звезды - пространственно-обособленные, гравитационно-связанные, непрозрачные для излучения массы вещества в интервале от 1,3· I028 до 2·1032 кг (0,065-100 МС), в недрах которых в значительных масштабах происходили, происходят или будут происходить термоядерные реакции превращения водорода в гелий.
Нейтронные звёзды – звездоподобные объекты («вырожденные звёзды») массой до 3·1030 кг. Конечный этап эволюции звёзд гигантов и субгигантов, сжавшиеся до размеров 8 -15 км после нарушения условий гидростатического равновесия и сброса внешних звёздных оболочек при завершении протекания термоядерных реакций.
Пульсары - молодые вращающиеся нейтронные звезды, магнитная ось которых не совпадает с осью вращения. Являются источниками импульсного рентгеновского или радиоизлучения.
Магнетары - молодые нейтронные звезды, обладающие сверхмощными магнитными полями напряженностью до 1015 Гс.
Белые карлики звездоподобные объекты («вырожденные звезды») массой до 2,4·1030 кг. Конечный этап и результат эволюции нормальных звезд массами до 1,5 МС . Вещество находится в состоянии вырожденного (полностью ионизированного) электронного газа при температуре до 107К.
Черные дыры - тип космических тел: гравитационно-связанные, непрозрачные для излучения, пространственно-обособленные сгустки материи массой до 1038кг.
Планетные тела – тип космических объектов: пространственно обособленные, гравитационно-связанные, непрозрачные для излучения массы вещества в интервале от 1017 до 1027 кг.
Планеты – класс планетных тел с массами 1023 – 1027 кг, обладающие сферической формой и ярко выраженным дифференцированным внутренним строением.
Планетоиды - класс планетных тел с массами 1022 – 1023 кг, обладающих сферической формой, но сравнительно однородным или слабо дифференцированным внутренним строением.
Meтеороиды - планетные тела с массой от 1017 до 1022 кг, имеющие произвольную форму и однородное строение.
Астероиды (малые планеты) массами до 7·1022 кг, размерами менее 2,5·105 м, образовавшиеся при дроблении и распаде планетезималей на границе горячей и холодной зон протопланетного облака и состоящие из силикатных пород и соединений металлов.
Кометы - метеороиды массами 1011-1017 кг, сформировавшиеся во внешних областях холодной .зоны протопланетного облака и состоящие в основном из смеси водяного и метанового льда и замерзших газов с вмороженными обломками горных пород и мелкой пылью.
ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
- Астрономия служит людям.
- Наука и религия о земле и космосе.
- Современные исследования космического пространства.
- Жизнь и разум во Вселенной.
- Солнце и его влияние на жизнь Земли.
- Источники энергии звезд.
- Звезды - рождение , жизнь и смерть .
- Кометы - мифы и реальность.
- Малые планеты солнечной системы .
- Мифы Земли и звездное небо.
- Происхождение жизни на Земле.
- Земля вчера, сегодня, завтра.
- Исследование планет Солнечной системы.
- Методы астрофизических исследований.
- Закон Всемирного тяготения и его роль в астрономии.
- Тунгусский метеорит - загадка ХХ века.
- Спутники планет.
- Космос - Земле.
- Исследования Луны.
- Геомагнитные явления и их влияния на климат Земли.
- Двойные звезды.
- Теория Большого взрыва.
- Звезды второго поколения.
- Климат Земли.
Основные требования к выполнению реферата:
- Объем реферата должен быть не менее 10- 12 страниц.
- В начале реферата должен быть представлен план.
- Начинается реферат с введения, в котором рассматривается актуальность проблемы .
- В содержании желательно рассматривать историю вопроса, современное состояние, различные точки зрения на данную проблему.
- В заключении к реферату делаются краткие выводы по содержанию.
- В конце реферата необходимо поместить список используемой литературы.
- Для защиты реферата необходимо продумать средства наглядности.
Аннотация к книге "Астрономия. 10-11 классы. Учебное пособие. Базовый уровень"
Учебное пособие входит в новый учебно-методический комплекс "Сферы 1-11" по Астрономии для старшей школы. Издание подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
Курс направлен на формирование у учащихся на базовом уровне представлений об астрономии, раскрывает основы и последние достижения науки, рассказывает о методах изучения Вселенной, в том числе - с помощью гравитационно-волновых и нейтринных телескопов.
Главными особенностями данного учебника являются фиксированный в тематических разворотах формат, лаконичная структурированность текста, обширный и разнообразный иллюстративный ряд, а также наличие системы практических заданий.
Дополнительные материалы к учебному пособию размещены в электронном каталоге издательства "Просвещение".
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/583840/
Астрономия. Методическое пособие. 10-11 классы. Базовый уровень
Электронные приложения