МАТЕРИАЛЫ С КУРСОВ
МАТЕРИАЛЫ С КУРСОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
universalnatehnol_karta.docx | 16.38 КБ |
otlichie_sovremennogo_uroka_ot_traditsionnogo_uroka.docx | 15.21 КБ |
proektirovanie_uroka.docx | 28.43 КБ |
motivatsiya.docx | 55.61 КБ |
struktura_uroka_refleksii.ppt | 2.83 МБ |
urok_onz.doc | 79.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальная технологическая карта урока
Предмет | Класс | |||||||
Тема урока | ||||||||
Педагогические цели урока | 1. 2. 3. | |||||||
Задачи урока | ||||||||
Тип урока | ||||||||
Планируемые образовательные результаты (с учетом разделов «Ученик научится», «Ученик получит возможность научиться») | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: | ||||||||
Условия реализации урока | ||||||||
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии | Оборудование | |||||
Основные понятия | ||||||||
Форма проведения урока |
Этап урока (название, время, цель). Количество этапов зависит от типа урока. | ||||
Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | |||
Этап урока (название, время, цель) | ||||
Этап урока (название, время, цель) | ||||
Этап урока (название, время, цель) | ||||
Предварительный просмотр:
Отличие современного урока от традиционного урока (суть изменений, связанных с проведением урока и с позиции формирования УУД.)
Этапы урока | Традиционный урок | Урок современного типа | Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока | Учитель сообщает обучающимся тему урока | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию темы) | Познавательные общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач | Учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, определив границы знания и незнания | Формулируют сами обучающиеся (учитель подводит обучающихся к осознанию целей и задач) | Регулятивные целеполагания, коммуникативные |
Планирование | Учитель сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели | Планирование обучающимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) | Регулятивные |
Практическая деятельность обучающихся | Под руководством учителя обучающиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) | Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля | Учитель осуществляет контроль за выполнением обучающимися практической работы | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции | Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися осуществляет коррекцию | Обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает | Коммуникативные, регулятивные (коррекции |
Оценивание обучающихся | Учитель осуществляет оценивание работы обучающихся на уроке | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей) учитель консультирует | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока | Учитель выясняет у обучающихся, что они запомнили | Проводится рефлексия | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание | Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) | Обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей | Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Предварительный просмотр:
Тема: Проектирование урока с позиций требований системно-деятельностного подхода
Цель: проектирование урока с позиции системно-деятельностного подхода.
Задачи:
- Включиться в проектирование урока и получить опыт проектирования в соответствии с ФГОС.
- Расширить ориентировочную основу действия.
Материалы - возможные варианты технологических карт: технологическая карта урока по технологии Петерсон, технологическая карта урока по технологии развития критического мышления, технологическая карта урока по технологии эвристического образования и др.
Задание 2. Спроектируйте урок с позиции системно-деятельностного подхода.
Для этого:
- Выберите тему урока из курса учебного предмета 5 класса
- Определите педагогические цели и задачи урока с учетом требований к предметным, метапредметным и личностным результатам обучения.
- Спроектируйте основные этапы урока: организационно-мотивационный, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный.
- Определите средства обучения.
- Результаты работы оформите в виде таблицы (см. Приложение).
Методические рекомендации по проектированию урока
Основой процесса обучения как системы являются цель обучения, деятельность учителя (преподавание), деятельность учащихся (учение) и планируемый результат. Переменными составляющими выступают методы обучения, средства обучения и организационные формы. Эффективным признается процесс обучения, представляющий собой систему и обладающий целостностью.
В процессе проектирования урока выделяются следующие этапы:
- Определение темы учебного материала.
- Определение дидактической цели темы.
- Определение типа урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний; закрепления новых знаний; комплексного применения знаний, умений и навыков; обобщенияи систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.
- Продумывание структуры урока.
- Обеспеченность урока (таблица).
- Отбор содержания учебного материала.
- Выбор методов обучения.
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Оценка знаний, умений и навыков.
- Рефлексия урока.
Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:
- Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.Домашнее задание и инструктаж по его выполнению
Цель урока – главный системообразующий элемент урока.
Цель - это заранее запланированный конечный результат обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цель должна быть:
а) четко сформулированной;
б) понятной;
в) достижимой;
г) диагностичной;
д) конкретной.
С точки зрения управления образовательным процессом предпочтительнее определять одну цель урока или, по крайней мере, одну главную цель урока, реализация которой может привести к достижению различных видов результатов, представляющих педагогическую ценность.
Исходя из места урока в образовательном процессе, можно определить, какой вид результатов образовательной деятельности учащихся будет наиболее соответствовать данному месту.
Определив приоритетный результат образовательной деятельности учащихся, можно ответить на вопрос о том, к чему, прежде всего, надо стремиться учителю на данном уроке – информировать, инструктировать, научить, проблематизировать, воздействовать на эмоциональную сферу учащихся и т.д.
Для формулировки цели важно выбрать глагол, наиболее точно отражающего смысл планируемой деятельности учителя.
В сравнительной таблице приведём слова-ориентиры, которые, естественно, не исчерпывают всех возможных вариантов целевых установок урока.
Слова — ориентиры для определения целей урока
Традиционный («знаниевый») подход | Компетентностный подход |
Понимать требования | Научить формулировать цель |
Знать (сформировать знание о...) | Сформировать потребность в знаниях (видеть проблему) |
Научить работать с различными источниками знаний | Научить выбирать источники знаний |
Систематизировать | Научить систематизировать |
Обобщать | Научить выявлять общее и особенное |
Научить выполнять определённые действия (сформировать умения) при решении задачи | Научить выбирать способы решения задачи |
Оценить | Сформировать критерии оценки, способность к независимой оценке |
Закрепить | Модифицировать, перегруппировать, научить применять |
Проверить | Научить приёмам самоконтроля |
Проанализировать (ошибки, достижения учащихся) | Сформировать способность к самооценке |
Принципиальная разница между двумя группами формулировок заключается в том, что в первом случае цели урока формулируются в терминах, характеризующих субъектную позицию учителя, который излагает новые знания, систематизирует, обобщает, проверяет, а во втором случае цели урока формулируются в терминах субъектной позиции учащихся, которые учатся видеть проблему, ставить цели, выбирать способы их реализации, анализировать достоинства и недостатки в собственной деятельности.
При постановке целей урока учителю также следует ориентироваться на используемую технологию, учитывать ее специфику.
Например, в технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон(«Школа 2000») учителю предлагается формулировать деятельностные и образовательные цели урока, учитывая тип урока.
1. Урок «открытия» нового знания.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
3. Урок общеметодологической направленности.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Примеры формулировок целей смотрите по ссылке:
http://www.sch2000.ru/employees/metodicheskaya-kopilka/osnovnaya-shkola/
В проблемно-диалоговой технологии («Школа 2100») целевые ориентации урока предлагается определять через формулирование предметных и метапредметных результатов, на достижение которых направлен урок.
Примеры формулировок смотрите по ссылке:
http://www.school2100.ru/pedagogam/lessons/general.php?SECTION_ID=1601
Цель урока разбивается на задачи. Задачи - это шаги по достижению поставленной цели, в них раскрыта последовательность ее достижения. Задачи урока нужно формулировать так, чтобы было видно, посредством чего достигались поставленные цели урока.
Пример:
Предмет: физика Класс: 7
Тема урока: Энергия. Виды энергий.
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: Перышкин А. В. Физика. 7 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений
Цель:Сформировать понятие «энергия» и ее видов.
Задачи:
1. Актуализировать знания по теме: «Механическая работа».
- Подвести обучающихся к формулировке проблемы (учебной задачи) с помощью проведения эксперимента.
- Организовать самостоятельную работу с текстом учебника на выявление основных признаков понятия энергия.
- Организовать систематизацию полученных знаний о видах механической энергии в диалоге
- Организовать решение экспериментальных задач на выявление существенных признаков потенциальной и кинетической энергии;
- Организовать работу обучающихся по составления рассказа с опорой на записи в тетради.
Организовать осознание обучающимися основных понятий урока посредством выполнения тестовой работы с последующей взаимопроверкой.
Пример:
Предмет: литература Класс: 5
Тема урока: Образ собаки в рассказе В.П. Астафьева «Жизнь Трезора»
Тип рока: урок анализа художественного произведения
УМК: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч./ авт.-сост. Г.С.Меркин. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013.
Цель урока: научить характеризовать образ литературного героя
Задачи урока:
- самостоятельно формулировать тему, цель и задачи урока;
- освоить алгоритм анализа образа литературного героя;
- извлекать информацию, представленную в художественном тексте для характеристики образа литературного героя;
- осуществлять анализ и синтез, устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
-учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- в диалоге с учителем выбирать критерии оценки своей работы.
Предмет: английский язык Класс: 5
Учебно-методический комплект: EnjoyEnglish 5 класс М.З._Биболетовой.
Темаурока Discovering new places.
Тип урока: урок открытия нового знания (Л. Г. Петерсон).
Цель урока
1. Расширить понятийную базу обучающихся в области времени PresentPerfect;
2. Научить самостоятельно задавать вопросы в PresentPerfect.
Задачи урока:
1. Включить обучающихся в учебную деятельность по изучению времени PresentPerfect на личностно значимом уровне;
2. Подвести обучающихся к пониманию необходимости изучения грамматической формы PresentPerfect;
3. Выявить неумение обучающихся задавать вопросы в PresentPerfect;
4. Подвести обучающихся к формулированию цели урока, выбору способа и средств ее реализации;
5. Подвести обучающихся к формулированию нового правила образования вопросительной конструкции в PresentPerfect .
6. Организовать первичное закрепление умения задавать вопросы в PresentPerfect;
7. Организовать самостоятельную работу обучающихся по проверке умения задавать вопросы в PresentPerfect;
8. Включить новые знания о PresentPerfect в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное (Iwouldlike, begoingto).
9. Организовать рефлексию учебной деятельности на уроке.
Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Например:
- реализацию учителем целей урока;
- использование развивающих методов, способов активизации познавательной деятельности обучающихся;
- осуществление оценивания и контроля.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций.
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты включает:
- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение
- цель освоения учебного содержания
- планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД)
- метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы)
- основные понятия темы
- технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения)
- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов
Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Наибольшие затруднения вызывает декомпозиция целей урока на задачи этапов, конкретизация содержания этапов своей деятельности и деятельности обучающихся на каждом этапе. В помощь учителю можно предложить возможные формулировки деятельности.
Формулировки деятельности учителя и обучающихся
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
Проверяет готовность обучающихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. Выдвигает проблему. Создает эмоциональный настрой на… Формулирует задание… Напоминает обучающимся, как… Предлагает индивидуальные задания. Проводит параллель с ранее изученным материалом. Обеспечивает мотивацию выполнения… Контролирует выполнение работы. Осуществляет:
Побуждает к высказыванию своего мнения. Отмечает степень вовлеченности учащихся Диктует. Дает:
Организует:
Подводит обучающихся к выводу о… Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в… Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке | Записывают слова, предложения. Делят (звуки, слова ит.д.) на группы. Выполняют упражнение в тетради. По очереди комментируют… Обосновывают выбор написания… Приводят примеры. Пишут под диктовку. Проговаривают по цепочке. Выделяют (находят, подчеркивают, комментируют) орфограммы. На слух определяют слова с изучаемой орфограммой. Составляют схемы слов (предложений). Проводят морфемный анализ слов. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задания по карточкам. Называют правило, на которое опирались Читают и запоминают правило, проговаривают его друг другу вслух. Озвучивают понятие… Выявляют закономерность… Анализируют… Определяют причины… Формулируют выводы наблюдений. Объясняют свой выбор. Высказывают свои предположения в паре. Сравнивают… Читают текст. Читают план описания… Подчеркивают характеристики… Находят в тексте понятие, информацию. Слушают стихотворение и определяют… Слушают доклад, делятся впечатлениями о… Высказывают свое мнение. Осуществляют:
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) |
Предварительный просмотр:
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Мотивация — начальный этап урока, призванный сконцентрировать внимание учащихся на изучаемом материале, заинтересовать их, показать необходимость или пользу изучения материала. От мотивации во многом зависит эффективность усвоения учащимися учебного материала.
Цель: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
Для реализации этой цели необходимо:
- создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
- установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Очень важна психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя: “Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”. Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Приёмы создания условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
• «Фантастическая добавка». Учащимся, например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки В.М. Гаршина «Лягушка-путешественница», и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
• «Удивляй». Например, учитель сообщает, что в Юго-Восточной Азии растут необычные пальмы. Листья достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки. Из них делают красивые и прочные зонты, расписные веера.
Иногда удивительное не просто привлекает внимание, но и удерживает интерес в течение длительного времени.
• интеллектуальный марафон;
• привлекательная цель;
• проблемная ситуация;
• прогнозирование;
• отсроченная отгадка. Загадка (удивительный факт) даётся в конце урока, чтобы начать с неё следующее занятие, например: «А на следующем уроке мы познакомимся с самым тяжёлым корнем и самой большой почкой, которые растут
у нас на огороде».
∙ погружение в урок
∙ театрализация;
∙ рифмованное начало уроков
На последних пунктах я остановлюсь подробнее
Философы утверждают, что всё во Вселенной построено на ритме: в основе движения, способа существования материи – ритм. Поэты обосновывают великую роль созвучий. Рифмы и ритм позволяют лучше усваивать изучаемый материал. В начальной школе можно использовать следующее рифмованное начало уроков, чтобы усилить мотивацию.
Русский язык
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
***
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу.
За посадкою слежу.
С чистотою я дружу,
На “отлично” напишу!
***
Мы в лес за наукой
Сегодня пойдём.
Смекалку, фантазию нашу возьмём.
Дорогой с пути никуда не свернём,
Но чтобы лес нам скорее достичь,
Должны мы по тропке
Красиво пройтись! (Чистописание)
***
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь.
За работу я возьмусь.
***
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять -
Буду грамотно писать.
***
Вот книжки на столе, а вот – тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!
***
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихохонько сидим.
Математика
***
Тут затеи, и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи -
За работу, в добрый час!
***
Беритесь, ребята,
Скорей за работу -
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту!
***
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
***
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать,
Прибавлять, вычитать.
Запомните все,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа!
***
Считайте, ребята,
Точнее считайте,
Хорошее дело
Смелей прибавляйте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела
Поскорей вычитайте.
***
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.
***
Без счёта не будет
На улице света,
Без счёта не сможет
Подняться ракета,
Без счёта письмо
Не найдёт адресата
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
***
Вот опять звенит звонок,
Приглашает на урок.
Будем дружно мы считать,
И делить, и умножать.
Обучение грамоте
***
Изучение звука [Р].
Ра-ра-ра- начинается...( игра)
Ри-ри-ри- на ветках ...(снегири)
Ре-ре-ре- стоит домик на ...(горе)
Ре-ре-ре- метём снег во ...(дворе)
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, ...(три).
(На основе чистоговорок можно строить весь урок)
***
Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор-
Поиграем в волейбол.
(Изучение звука, буквы Н можно продолжить в виде спортивных соревнований)
***
Изучение буквы, звука Ё.
Убежал от друзей
Без оглядки.
Сказал:
- Поищите!
Играю я в прятки.
Сначала в норе
Ёж укрылся
В одёжке.
Затем покатился
Клубочком
По стёжке.
Нашёл под берёзкой
Кудряшки-серёжки.
Решил подарить их
Мальчишке Серёжке.
А дальше?
А дальше и вы
Поищите.
Где ёж?
Догадались?
Да он в алфавите!
АБВГДЕЁЖЗИ...
Начало урока с элементами театрализации.
Русский язык
(Обучение грамоте. Закрыли глаза, представьте, что вы оказались в цирке. Учитель в шляпке.)
Здравствуйте, друзья!
Я – конферансье.
Знают дети меня не все.
Я выступленья в цирке объявляю,
Артистов на арену приглашаю.
Но чтобы номер первый объявить
Должны вы контролёрам билетик предъявить.
Билетом вашим будут ваши знания.
Скажите, нам без напоминания
Что знаете о букве Ц?
***
Входит Незнайка в класс.
Дорогие ребятишки!
И я взял нынче в руки книжки.
Приглашаю я вас путешествовать,
Знания свои совершенствовать.
***
Я – весёлый Снеговик.
К зиме холодной я привык.
В Сочиняй-ке я живу
И со всеми там дружу.
Я каждый день смотрю вокруг:
“Не придёт ли новый друг?”
Сильный и умелый,
Да к тому же смелый!
Математика
Незнайка.
Хоть ты смейся,
Хоть ты плачь,
Не могу решить задач!
Может быть – плохой учебник?
Может быть таланта нет?
Но нашёл я способ верный -
Сразу посмотреть в ответ.
Занимайтесь на здоровье,
Если вам не жалко сил,
Ну, зачем читать условие?
Раз – умножил, два – сложил.
Я и вычел, разделил.
Ну, всё, как полагается,
Но только правильный ответ
Никак не получается.
Помогите мне, ребята,
Всё расставить по местам.
Научусь решать задачи –
Буду благодарен вам!
Чтение
Бабушка – сказительница.
Жили-были
Старик и старуха...
Любишь ты сказки?
Так слушай, молчи.
Добрая сказка,
Тёплая,
Только, что из печи.
А что может быть
Правдивее хлеба?
Отрежешь ломоть -
И сразу тепло.
В сказках, как в жизни,
Земля и небо,
Солнце и тучи,
Добро и зло.
Добрую сказку
Помню с детства.
Хочу, чтобы сказку
Послушал и ты.
Чтобы подкралась
К самому сердцу
И заронила зерно доброты.
Погружение в урок.
Математика
***
- Закройте глаза. Представьте, что вы смотрите на звёздное небо. Бесчисленное количество звёзд поражает нас своим сиянием. А вот желтоглазая Луна, которая манит к себе.
Вдруг одна звезда упала с небосклона. Можно загадать желание. Загадайте. (Урок – путешествие на Луну)
***
- За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.
...Я раз за дровами
В лодке поехал - их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, -
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой -
Зайцы на нём собралися гурьбой.
(Продолжается на уроке счёт зверей на основе содержания стихотворения)
***
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Кто из вас догадался о каком времени года говорится в стихотворении? Сегодня мы отправимся на прогулку в осенний лес.
(Материал урока подчинён одной теме: счету предметов в осеннем лесу)
***
Железные избушки
Держатся друг за дружку,
Одна, с трубой,
Тянет всех за собой. (Поезд)
Весь день на вокзале много народу. Одни приезжают, другие уезжают. Поезда привозят пассажиров и разные грузы. А ещё одни привозят почту для всех нас.
Рядом стоянка такси и автобусов. Они забирают или выгружают багаж и пассажиров.
(Счёт предметов на вокзале)
***
Не птица, а летит,
Не жук, а гудит. (Самолёт)
В аэропорту много самолётов. Одни стоят под крышей в ангаре, другие готовятся взлететь. Есть самолёты пассажирские, грузовые, военные.
Вот большой грузовой самолёт. Он уже взлетает. Он полетит далеко- далеко, через океан. (Счёт самолётов в аэропорту)
***
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко....
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко...
Как, одним словом можно назвать этих животных? Каких ещё домашних животных знаете?
(Решение задач про домашних животных в деревне)
***
Нет друга лучше, чем родная матушка.
Как мы должны помогать маме по дому? (Счет предметов, накрывая на стол, моем посуду, гладим свои вещи)
Чтение
***
С.А.Есенин “Черёмуха”
- Вспомните весну. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Воздух прозрачен, чист и влажен. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный приятный запах, запах цветущей черёмухи.
Будто девушка, выбежала на берег лесной реки черёмуха. Выбежала и загляделась в синие воды. Потрепал по плечу её ветер, и вот уже шумит над речной отмелью белый буран лепестков.
Как красива черёмуха в майскую пору цветов, радуг и гроз!
***
Ф.И.Тютчев “Зима недаром злится...”
- Свет и снег! Это примета марта. Небывалая дружба холода и тепла. По народной поговорке “ март и снегом сеет, и солнцем греет”. Ясен и лучист прозрачный воздух – примета весны, света. Солнечный луч – “золотой ключик тепла” - всюду заводит тихую музыку весны.
Рушится трон снежной королевы – зимы.
***
И.А.Бунин “Лес , точно терем расписной...”
- Отправимся в путешествие по осеннему лесу.
Берёзки последнее золото своё осыпают на ели и на уснувшие муравейники. Мы идём по лесной тропе, и осенний лес нам становится как море, а полянка в лесу – как остров.
На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними мы сядем отдохнуть.
Окружающий мир
***
Тема: “Путешествие по карте полушарий”.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок - путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто - то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.
(Звучит космическая музыка “Спейс” Д.Маруани “Волшебный полёт”)
***
Тема: “Явления природы”.
- Прослушайте запись (звучит муз. П.И.Чайковского “Октябрь”). Какое время года изобразил композитор?
- Какое сейчас время года? Как вы думаете, уда лось передать признаки осени П.И.Чайковскому? Как, докажите.
- Действительно, сейчас у нас гостит осень. Вы знаете, она и к нам заглядывала в класс и оставила для вас корзиночку осенних листьев. Но просила передать их только тем ребятам, которые будут хорошо работать на уроке.
Дети, осень оставила для вас сюрприз. Вот этот кроссворд (работа в группах).
1. “Белая кошка лезет в окошко”. (Рассвет)
2. “Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло:
Скользко, весело, светло” (Лед)
3. “Без рук, без ног
А ворота отворяет”. (Ветер)
4. “Лежал, лежал да убежал”. (Снег)
5. “Не колючий светло - синий
По ветвям развешан ...”. (Иней)
Проверка. Назовите слово по горизонтали. (Явления)
- Что обозначает это слово? (Высказывания уч-ся)
- Явление (от слова) явь, то, что бывает в действительности.
- Какие же явления вы записали в кроссворд?
- Какая же тема сегодняшнего занятия? (Явления природы)
***
Тема: “Знакомство с лесом. Что такое лес?”
- Сегодня мы совершим увлекательную прогулку. А вот куда? Вы мне скажете сами.
- Назовите самые яркие изменения в природе.
Можно отправляться на прогулку. Но прежде угадайте имя таинственного жителя, с которым мы обязательно повстречаемся. Его имя мы будем узнавать так: я называю вопрос, вы ответ. Если ответ правильный, то тот, кто его сказал, может открыть любую букву в имени гостя. На доске карточки с буквами (как в “Поле чудес”).
Вопросы:
- Как могут называться рыхлый верхний слой зем ли, на котором растут или могут расти растения?
- Из чего состоит почва?
- Какие виды почв вы знаете?
- Основное свойство почвы?
- Что имеется в почве, необходимое для жизни растений?
- Что делают для защиты почвы от выдувания и смыва?
- Кто может сказать, как зовут таинственного гостя? (Лесовичок)
- А где он живет? (В лесу)
- Вот туда мы и совершим прогулку. Вспомним растения и животных леса, поговорим о взаимосвязи леса и человека, о пользе леса. А в конце урока ответим на вопрос: “Что мы сажаем, сажая леса?”.
История
***
Тема: “В мастерской художника. Русская музыка”.
Вход учащихся в класс под “Вальс цветов” П.И.Чайковского.
Сегодня мы побываем в художественно-музыкальном салоне.
Чтобы приобрести билеты в салон, ответьте на мои вопросы.
- Что такое живопись?
- Какие жанры живописи знаете?
- С творчеством каких русских художников мы познакомились?
Приёмы актуализации требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»)
Эпиграф к уроку. Пословицы, поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства.
Мотивационный этап урока в начальной школе играет важную роль. Это связано с возрастными особенностями младших школьников. Дети в младших классах ещё живут в своём особенном мире, где проблемы возникают и понимаются иначе, чем в более старшем возрасте. Здесь важно не упустить то, что ценно именно для младших школьников.
Целеполагание на уроке
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок!Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик
- сам себе их поставил
- они понятны ему
- очевидны
- с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Цели должны быть:
- Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные.
- Конкретные.
- Понятные.
- Осознанные.
- Описывающие желаемый результат.
- Реальные. Достижимы, конкретны, т.е. контролируемы
- Побудительные (побуждать к действию).
- Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», « понять».
- Сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемыцелеполагания классифицирую на:
1. Визуальные:
- Тема-вопрос
- Работа над понятием
- Ситуация яркого пятна
- Исключение
- Домысливание
- Проблемная ситуация
- Группировка.
2. Аудиальные:
- Подводящий диалог
- Собери слово
- Исключение
- Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
– учет уровня знаний и опыта детей,
– доступность, т.е. разрешимая степень трудности,
– толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных,
– вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Поясним некоторые приемыцелеполагания
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъек-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Как изменяются имена прилагательные?" построили план действий:
1. Повторить знания об имени прилагательном.
2. Определить, с какими частями речи сочетается.
3. Изменить несколько прилагательных вместе с именами существительными.
4. Определить закономерность изменений, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Спряжение глаголов". Далее, от значения слова определяем цель урока. Аналогичное можно сделать через подбор родственных слов или через поиск в сложном слове словосоставляющих основ. Например, темы уроков "Словосочетание", "Прямоугольник".
Подводящий диалог
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подвожу к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.
Ситуация Яркого пятна
Среди множества однотипных предметов, слов, цифр, букв, фигур одно выделено цветом или размером. Через зрительное восприятие внимание концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина обособленности и общности всего предложенного. Далее определяется тема и цели урока.
Например, тема урока в 1 классе "Число и цифра 6".
Группировка
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагаю детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: "Почему имеют такие признаки?" будет задачей урока.
Например: тему урока "Мягкий знак в именах существительных после шипящих" можно рассмотреть на классификации слов: луч, ночь, речь, сторож, ключ, вещь, мышь, хвощ, печь. Урок математики в 1 классе по теме "Двузначные числа" можно начать с предложения: "Разделите на две группы числа: 6, 12, 17, 5, 46, 1, 21, 72, 9.
Исключение
Прием можно использовать чрез зрительное или слуховое восприятие.
Первый вид. Повторяется основа приема "Яркое пятно", но в этом случае детям необходимо через анализ общего и отличного, найти лишнее, обосновывая свой выбор.
Например, тема урока "Дикие животные".
Второй вид. Задаю детям ряд загадок или просто слов, с обязательным неоднократным повтором отгадок или предложенного ряда слов. Анализируя, дети легко определяют лишнее.
Например, Окружающий мир в 1классе по теме урока "Насекомые".
– Прослушайте и запомните ряд слов: "Собака, ласточка, медведь, корова, воробей, заяц, бабочка, кошка".
– Что общего во всех словах? (Названия животных)
– Кто лишний в этом ряде? (Из множества, обоснованных мнений, обязательно прозвучит правильный ответ.) Формулируется учебная цель.
Домысливание
1. Предлагается тема урока и слова "помощники":
Повторим
Изучим
Узнаем
Проверим
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
2.На урок русского языка по теме "Будущее время глаголов" предлагаю детям ряды слов:
Играть – играл – играю –…
Читать – читал – читаю –…
3. Определить причину объединения слов, букв, предметов, проводя анализ закономерности и опираясь на свои знания. Для урока математика по теме "Порядок арифметических действий в выражениях со скобками" предлагаю детям ряд выражений и ставлю вопрос: "Что объединяет все выражения? Как провести вычисление?".
(63 + 7)/10
24/(16 – 4 * 2)
(42 – 12 + 5)/7
8 * (7 – 2 * 3)
Проблемная ситуация (по М.И.Махмутову).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– Самостоятельное решение
– Коллективная проверка результатов
– Выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения
– Постановка цели урока.
Например, на урок математика по теме "Деление на двузначное число" для самостоятельной работы предлагаю ряд выражений:
12 * 6 14 * 3
32 : 16 3 * 16
15 * 4 50 : 10
70 : 7 81 : 27
Проблема предыдущего урока
В конце урока детям предлагается задание, в ходе которого должны возникнуть трудности с выполнением, из-за недостаточности знаний или недостаточностью времени, что подразумевает продолжение работы на следующем уроке. Таким образом, тему урока можно сформулировать накануне, а на следующем уроке лишь восстановить в памяти и обосновать.
Например, на уроках русского языка и литературы можно употребить множество приемов целеполагания, которые подсказаны методической литературой (вставить буквы, слова, знаки; найти ключевые слова, ошибки; собрать текст, восстановить; составить собственный текст, привести примеры, составить план, алгоритм и т.д.). Вот некоторые из таких приемов целеполагания.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания– это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганиюявляется эффективным и современным.
Памятка "Цели урока"
Учебные цели
1) Формировать знания учащихся о…
2) Способствовать усвоению учащимися знаний о…
3) Закрепить знания о…
4) Обобщить и систематизировать знания учащихся о…
5) Подвести учащихся к выводу о…
6) Обеспечить усвоение учащимися
7) Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных, сформулированных на предыдущих уроках
8) Уяснить сущность
9) Усвоить учащимися материал о
10) Изучить
11) Раскрыть основные особенности и главные итоги
12) Раскрыть сущность и значение
13) Показать роль
14) Ознакомить учащихся с…
15) Повторить и закрепить
16) В ходе изучения учебного материала раскрыть (уяснить, обеспечить понимание)
17) Формировать глубокую убежденность в…
18) Стимулировать активность
19) Углубить и расширить знания о
20) Добиваться более полного усвоения
21) Расширить представления о
22) Раскрыть закономерности
23) Актуализировать знания учащихся по
24) Проверить степень овладения
25) Проверить глубину усвоения (осмысления) знаний по
26) Выяснить причины
Развивающие цели (навыки)
1) Учить учащихся анализировать
2) Учить применять знания при выполнении
3) Формировать умения добывать самостоятельно знания о
4) Продолжить формирование умений конспектировать учебный материал, составлять план, пользоваться таблицами. Осуществлять самоконтроль…
5) Учить учащихся оценивать
6) Развивать умения работать в коллективе, в парах, индивидуально…
7) Продолжить развитие умений сравнивать, выявлять различия…
8) Способствовать выработке умения выделять главное в учебном материале…
9) Развивать умение выделять главное
10) Учить логически излагать…
11) Учить преодолевать трудности в учении
12) Учить дискутировать
13) Развивать интерес к учению
14) Развивать познавательные интересы учащихся
15) Учить выполнять творческие задания
16) Учить правильно строить вывод, критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения, правильно строить доказательство или опровержения…
17) Учить комментировать
18) Учить обобщать результаты урока
19) Учить работать с книгой, справочником, периодической печатью
20) Тренировать память, внимание
Воспитательные цели
1) Воспитывать чувство гордости за успехи Родины
2) Воспитывать желание достичь наивысших успехов в развитии, чтобы приносить пользу Родине
3) Воспитывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания
4) Воспитывать дисциплинированность и собранность, честность и усердие
5) Воспитывать бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям
6) Воспитывать максимальную трудоспособность на уроке
7) Воспитывать чувство долга, ответственности, трудолюбия, добросовестности
8) Воспитывать озабоченность трудами товарищей, с радостью сопереживания их успехам
9) Воспитывать скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства
Задачи
1) Формировать такие качества личности как творческий подход к решению познавательных задач
2) Формировать четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь
3) Воспитывать благожелательное отношение, определяющее характер взаимоотношений в коллективе
4) Формировать психологический климат, оказывающий положительное влияние на характер
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ УРОК РЕФЛЕКСИИ УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ Типология уроков (Л.Г. Петерсон) УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
СТРУКТУРА УРОКА РЕФЛЕКСИИ Отличительной особенностью урока рефлексии является фиксирование и преодоление затруднений обучающимися в собственных учебных действиях.
ЦЕЛИ УРОКА РЕФЛЕКСИИ Деятельностная цель : формирование у обучающихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.). Образовательная цель : коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.
Структура урока рефлексии I Мотивация к коррекционной деятельности II Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности III Локализация затруднения IV Коррекция выявленных затруднений V Обобщение затруднений во внешней речи VI Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону VII Включение в систему знаний и повторение VIII Рефлексия деятельности на уроке
Этапы урока рефлексии
I ЭТАП. Мотивация к коррекционной деятельности Цели: – формирование положительного самоопределения к деятельности на уроке; – обозначение области содержания урока (тематические рамки) - формулирование основной образовательной цели урока Результат: внутренняя актуализация. Доброе пожелание, моральная поддержка, девиз, загадка… Беседа, сообщение, самопроверка домашнего задания по готовому образцу и т.д. Включить эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте предыдущих уроков.
II ЭТАП Актуализация знаний и фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности Цель - повторение необходимых знаний, умений и навыков Результат - фиксация затруднений Повторение способов действий (определений, алгоритмов, правил, свойств…) Самостоятельная работа №1 Самопроверка по образцу Фиксация результатов
III этап Локализация затруднений Цель: определение места и причины затруднения Результат: место и причина затруднения Определяют место ошибки ( где? ). Указывают способы действий. Уточняют цель дальнейшей деятельности и тему урока . Сравнивают с эталоном Выполняют задания творческого уровня
IV этап Коррекция выявленных затруднений ЦЕЛЬ: Построение проекта выхода из затруднения и формирование способности к его выполнению. Результат: ликвидация затруднений. Конструируют алгоритм Выявляют, в чем именно заключается ошибки Знаково фиксируется причина ошибки Исправляют ошибки самостоятельно, пользуясь алгоритмом исправления или эталоном
V этап Обобщение затруднений во внешней речи Цель: вербальное фиксирование затруднений, объяснение механизма использования алгоритма. Результат: осознание механизма использования алгоритма. Обсуждение типовых затруднений. Проговаривание формулировок способов действий, которые вызвали затруднение. Коммуникативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию.
VI этап Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель: самоконтроль усвоения знаний; фиксации знания в сознании ученика (ситуации успеха) * индивидуальная деятельность Выполняют самостоятельную работу №2, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки Самопроверка по образцу Выполняют самопроверку заданий творческого уровня Результат: индивидуальная рефлексия, самоощущение успеха, адекватная самооценка.
VII ЭТАП Включение знаний в систему Цель: включение уточненного знания в систему; установка локальных связей уточненного знания с имеющимися. Выполняют задания, в которых рассматриваются способы действий, связанные с ранее изученными и между собой. Повторяют предыдущий этап для другого варианта Результат: выявление границ использования знаний.
VIII ЭТАП . Рефлексия Цель: Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания , преодоления затруднений Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления Проговариваются способы действий, вызвавшие затруднение Оценивается деятельность на уроке Результат: анализ собственной познавательной деятельности.
Предварительный просмотр:
Урок ОНЗ на основе системно-деятельностного подхода (базовый уровень),
Название и цели каждого этапа в структуре урока | |
I Организационный момент | |
1) Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок. 2) Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс. | |
II Актуализация знаний | |
| |
III Проблемное объяснение нового знания | |
9) Организовать фиксацию преодоления затруднения. | |
IV Первичное закрепление во внешней речи | |
1) Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: - фронтально; - в парах или группах. | |
V Самостоятельная работа с самопроверкой | |
1) Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия. 2) Организовать самопроверку самостоятельной работы. 3) По результатам выполнения самостоятельной работы организовать выявление и исправление допущенных ошибок. 4) По результатам выполнения самостоятельной работы создать ситуацию успеха. * В случае, когда при выполнении самостоятельной работы допущена ошибка, ситуация успеха заключается в ее выявлении и исправлении. | |
VI Включение нового знания в систему знаний и повторение | |
1) Организовать выявление типов заданий, где возможно использование нового способа действия. 2) Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | |
VII Итог урока | |
1) Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке. 2) Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели. 3) Организовать проведение самооценки учениками работы на уроке. 4) По результатам анализа работы на уроке зафиксировать направления будущей деятельности. 5) Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | |
УРОК ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ (адаптированный вариант восприятия структуры учебной деятельности), по материалам, разработанным в центре системо-деятельностной педагогики «Школа 2000…» (составители: Л.В. Селькина, М.А.Худякова)
Основные цели:
1) Расширение понятийной базы (предметной и метапредметной).
2) Формирование умения самостоятельно строить и применять новое знание.
- Мотивация к учебной деятельности (1–2 мин)
Цель этапа: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
- Актуализация знаний и пробное учебное действие (4–5 мин)
Цель этапа:
- готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия;
- актуализация необходимых ЗУН;
- обобщение ЗУН;
- пробное учебное действие;
- фиксация затруднения;
- организовать фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении учащимися пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения (3–4 мин)
Цель этапа: выявление и фиксация места и причины затруднения.
(Учащиеся) А) Перестаю действовать – начинаю думать.
Б) Что я делал, какие знания применял?
В) Где возникло затруднение? (место)
Г) Почему оно возникло? (причина)
4. Построение проекта выхода из затруднения (4–6 мин)
Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
(Учащиеся) Какое знание строю, чему учусь? (цель проекта)
Как строю и с помощью чего? (выбор способа и средств)
План построения нового знания.
Вариант плана построения нового знания
1. Воспользоваться выбранным средством.
2. Построить новый способ.
3. Проверить правильность полученного результата.
5. Реализация построенного проекта (5 – 8 мин)
Цель этапа: построение и фиксация нового знания.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи (4–5 мин)
Цель этапа: применение нового знания в типовых заданиях.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (3–5 мин)
Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.
8. Включение в систему знаний и повторение (5–8 мин)
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного при выполнении заданий практико-ориентированного, познавательного и компетентностного характера.
1. Границы применимости нового знания;
2. Задания, в которых новое знание связывается с ранее изученными;
3. Задания на повторение;
4. Задания на пропедевтику изучения последующих тем.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2–3 мин)
Цель этапа: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.
1. Фиксация нового содержания
2. Рефлексия учебной деятельности (затруднение, цель, результат, как достигнут результат)
3. Самооценка деятельности на уроке
4. Домашнее задание