Инновационная деятельность на базе КФУ

Курбанова Марина Наколаевна

На данной странице размещён материал по теме РИП "Обеспечение реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chestnost.docx28.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока "Честность и искренность".

Цель  формировать представление о понятиях: честность, искренность, добросовестность, безупречность, прямота, правдивость, надёжность;
– учиться сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях, оценивать позитивные качества честности;
– развивать умение рассуждать, высказывать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.

Результаты урока:

Личностные:
– развитие этических качеств личности: честности, доброжелательности, дружбы, эмоционально-нравственной отзывчивости;
– формирование целостного социально-ориентированного взгляда на мир.

Предметные: становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности.

– Метапредметные:
– формирование готовности признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
– формирование готовности слушать собеседника и вести диалог.

Ресурсы: презентация, карточки с синонимами и антонимами к слову “честность”, листы с заданиями для индивидуальной работы.


ХОД УРОКА.

1. Организационный момент.

- Здравствуй, друг! (слайд 2)

- Как ты тут?

- Я скучал…

-Ты пришёл?

- Хорошо!!!

2. Мотивация к учебной деятельности.

– Какую тему изучали на предыдущем уроке?

Дружба и порядочность.

– Какие качества помогают дружбе?

Дружбе помогают бескорыстие, доверие, интерес, искренность, милосердие, надёжность, равноправие, свобода, симпатия, честность. (Слайд 3)

3. Объявление темы урока.

– Сегодня я хочу обратить особое внимание только на 2 качества, которые помогают дружбе. Это честность и искренность. Тема нашего урока “Честность и искренность”. (Слайд 4)

4. Результаты исследования и уточнение целей урока.

– Готовясь к этому уроку, мы провели  исследование, о  результатах которого я вам сейчас  расскажу.

Цели исследования: (слайд 5)

  1. Определить, кого учащиеся считают честным человеком.
    - Узнать, всегда ли четвероклассники говорят правду.
    - Выяснить, какие чувства испытывают ребята, если им приходится кому-нибудь солгать.
    - Выяснить, какие чувства испытывают ребята, когда их кто-нибудь обманывает.
    -Узнать, хотят ли четвероклассники поговорить о честности.

Результаты:

  1. Из 26 опрошенных человек, только 4 говорят всегда правду.

- Если кому-нибудь приходиться солгать, то из 26 человек, 9 человек испытывают стыд, 11 человек – беспокойство на душе, 2 человек – мучает совесть, 4 человека испытывает страх.

            - При этом, когда обманывают самих ребят, 10 человек испытывают чувство злости и недовольства, 16 человек – чувство обиды.

            - Получив ответы на последний вопрос, я поняла, что 24 человека хотят поговорить о честности.

– По результатам исследования видно, что тема урока ребятам интересна, она их волнует.

Поэтому сегодня на уроке мы постараемся понять, что обозначает слово “честность”, будем учиться оценивать свои поступки и поступки других людей в различных жизненных ситуациях. Также нам надо разобраться, зачем людям нужна честность.

5. Работа над новой темой.
– Как вы считаете, что такое честность?

(Ответы учащихся.)

– Прочитаем, что же обозначат слово “честность”. (Слайд 7)

Честность – это искренность, добросовестность, безупречность. Честность подразумевает в отношениях с другими людьми прямоту и правдивость, надёжность в исполнении обещаний, отрицание обмана и воровства, честное поведение. (Данное правило есть в учебнике).

– Обратите внимание, что составной частью честности является искренность.
– Прочитайте, что обозначает слово “искренность”.
(Слайд 8)

Искренность проявляется в отсутствии противоречий между чувствами, намерениями человека и его действиями. (Данное правило есть в учебнике.)

– Искренность – очень важное качество. Оказывается, искренность приносит людям здоровье. Это явление один учёный объяснил так: “Если человек обнимает меня искренне, он даёт мне свою безусловную любовь, значит, с ним я нахожусь в состоянии безопасности…”
Бывают искренние объятия, искренние рукопожатия, искренние улыбки.
– Я хочу, чтобы вы сейчас подарили друг другу искренние улыбки, которые поднимут вам настроение, значит, принесут здоровье.
 (Слайд 9)

6. Работа над фразеологическим оборотом “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”.

О честности люди задумывались всегда. У многих народов в давние времена были свои правила и обычаи, по которым определяли честность, правду и ложь.
– Рассказ подготовленного ученика.
(Слайд 10)

В Древней Руси существовал довольно жестокий обычай определять честность, правду и ложь. Человека, заподозренного в плохом поступке, испытывали водой. Вода считалась стихией чистой, священной, потому и её суд считали справедливым и объективным. Для этого обвиняемого вели к реке и бросали в воду. Если несчастный начинал тонуть, то признавалось, что его напрасно обвинили, он не виновен. Если же всплывал, то считалось, что вода не принимает подозреваемого, он виновен. Так и появился фразеологический оборот “ВЫВЕСТИ НА ЧИСТУЮ ВОДУ”, т.е. узнать, виновен или нет. (Данная информация есть в учебнике.)

7. Выражения со словом “ЧЕСТНОСТЬ”.

– Со словом “честность” существуют выражения, которые мы часто используем в жизни. Сейчас мы с ними познакомимся.

– Как вы понимаете выражение “ЧЕСТНО ИСПОЛНЯТЬ СВОЙ ДОЛГ”?

Всегда добросовестно выполнять свои обязанности. Например, хорошо учиться в школе.

Беседа о том, как люди разных профессий исполняют свой долг. (Слайд 11)

– В народе есть выражение “ОН ПРИНЯЛ ЧЕСТНУЮ СМЕРТЬ”. Когда так говорят?

(Ответы учащихся.) (слайд 12)

Честная смерть – это смерть доблестная, благородная. Отдал свою жизнь за Родину – погиб, исполняя свой долг.

– Выражение “ДАЮ ЧЕСТНОЕ СЛОВО” довольно распространённое. Очень часто люди с лёгкостью дают честное слово и тут же о нём забывают.

В давние времена особенно крепким считалось честное купеческое слово.

Рассказ подготовленного ученика. (Слайд 13)

В 18–19 веках купцы, заключая договоры, не составляли письменных документов и не ставили печатей. Их честное слово было надёжней любого документа с печатью. Считалось, что нарушить слово, поступить нечестно и непорядочно – значит навсегда испортить свою репутацию, утратить хорошее мнение и добрую славу о себе. Человеку с испорченной репутацией никто и никогда больше не поверит. (Данная информация есть в учебнике.)

– Конечно, было бы хорошо, чтобы во все времена и взрослые и дети умели держать слово.

8. Видеозапись отрывка из мультфильма “Честное слово”.

(Рассказ Л. Пантелеева “Честное слово” был прочитан учащимися на уроке внеклассного чтения в 3 классе.)

– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. Постарайтесь вспомнить автора и название произведения. (Слайд 14)

– Как называется рассказ?
– Кто написал рассказ?
– Чем закончилась эта история?
– Что можно сказать об этом мальчике?
– Какое правило честного человека можно составить, прочитав рассказ “Честное слово”?

Честный человек всегда держит слово.

9. Физкультминутка. Игра “ЧЕСТНО – НЕЧЕСТНО”.

– Пришло время немного отдохнуть, а заодно задуматься, честно или не честно так поступать.
– Встаньте. Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли подсказывать другу на уроке?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
– Немного отдохнули, садитесь.

10. Анализ ситуаций.

– Иногда люди попадают в такие ситуации, когда трудно сделать правильный выбор.

Подумайте и скажите, как бы вы поступили в следующих  ситуациях. (Работа в группах)

1-я ситуация. (Слайд 15)

– Представьте, что вы нашли на улице кошелёк. Как вы поступите в этом случае?

(Ответы учащихся.)

Честный человек никогда не берёт чужого.

2-я ситуация. (Слайд 28)

Представьте, что ваш лучший друг кого-то обманул, а вы были свидетелем обмана. Что вы будете делать?

Честный человек не боится сказать правду.

3-я ситуация

Во время войны, человек, попавший в плен, сказал врагам неправду о местоположении наших войск, завел врага в тупик. Вы осуждаете его за ложь?

Есть ситуации, когда правда считается изменой Родине, а ложь во спасение своей страны.

– Сегодня на уроке мы составили несколько правил честного человека, а народ составил таких правил очень много. Прочитать некоторые из них мы сможем, если нам удастся составить пословицы.

11. Пословицы о честности. Работа в группах.

– Перед вами пословицы о честности, но чтобы прочитать их, надо правильно соединить левую и правую части каждой пословицы. (Слайд 16)

(Учащиеся работают на листах для индивидуальной работы.)

Кто вчера солгал,
Как бы ни пряталась ложь,
Ложь до добра
Маленькая ложь
Ложь

дружбу губит.
за собой большую ведёт.
правда её отыщет.
тому и завтра не поверят.
не доведёт.

Проверка выполненной работы. (Слайд 17)

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.
Как бы ни пряталась ложь, правда ее отыщет.
Ложь до добра не доведет.
Маленькая ложь за собой большую ведёт.
Ложь дружбу губит.

(Учащиеся читают пословицы и объясняют их смысл.)

12. Подбор синонимов к слову “ЧЕСТНОСТЬ”.

– Сегодня на протяжении всего урока мы говорили о честности. Я хочу проверить, как вы поняли, что включает в себя понятие “честность”. (Слайд 18)

 Обучающиеся называют синонимы к слову “честность”.

Искренность, правдивость, добросовестность, безупречность, надёжность.

– Так значит, какие качества надо воспитывать в себе всю жизнь?

– А ещё я хочу добавить, что необходимо научиться быть честным самим с собой, уметь смотреть правде в глаза и бороться со своими недостатками.

13. Высказывание Н.Г. Чернышевского о честности. (Слайд 19)

– Русский писатель, учёный и философ Николай Гаврилович Чернышевский о честности сказал так: “Если человек утратит любовь к честности, он быстро вовлечется в такое множество дурных поступков, что приобретет привычку к бесчестным правилам жизни”.
– Попадая в какую-либо ситуацию, человек стоит перед выбором, как поступить, а выбор этот не всегда легко сделать.
– Можно ли сказать, что честность – это проявление смелости?

(Ответы учащихся.)

– Давайте послушаем об этом стихотворение.

14. Стихотворение Р.Миннуллина о честности.

Этот мальчишка такой сознательный,-

Даже если никто не увидит,

 Даже если никто не узнает,-

Он всё равно малыша не обидит,

Он не бросит камнем в окно,

Веток у дерева не обломает,-

Даже когда и не видит никто,

Даже если никто не узнает…

15. Подведение итогов урока.

– Ребята, как вы считаете, мы нашли ответ на поставленный вопрос: “Зачем людям нужна честность?”. (Ответы детей.)

Честность обеспечивает понимание со стороны окружающих.

Честность помогает добиться торжества справедливости.

Честность вызывает уважение, задаёт направление развитию человека.

(Слайд 20)

 Так давайте становиться лучше, чище, давайте дарить окружающим нам людям тепло наших сердец, заботу и любовь.
– У вас на партах лежат сердечки. Пусть каждый из вас напишет искреннее пожелание своему другу.

Звучит фонограмма песни “Дорогою добра”. (Слайд 21)

16. Домашнее задание.

Составить правила честности, записать их в тетради.

На следующем уроке мы продолжим разговор о честности и постараемся разобраться, всегда ли надо говорить правду.