Конспект ООД по рисованию "Уж небо осенью дышвло..."

Бирюкова Наталья Петровна

Закрепить знания детей о характерных признаках осени, о явлениях осенней природы, умение самостоятельно находить их в окружающей природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект ООД по рисованию53.5 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное         учреждение                                             «Центр развития ребенка – детский сад №282»                                                                 городского округа Самары                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  КОНСПЕКТ ООД                                                   в старшей группе «Уж небо осенью дышало…»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Подготовила: Бирюкова Н.П.                                                        воспитатель высшей категории                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        2018 год                                                                                                                                                                Конспект ООД по рисованию «Уж небо осенью дышало…»

Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках осени, о явлениях осенней природы, умение самостоятельно находить их в окружающей природе.

                                                                                                        

Задачи:         

        1. Довести до детей содержание художественной формы рассказа. Закрепить понимание специфики жанра рассказа.                                                2. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы.                                3.Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, эстетическими и искусствоведческими терминами (грустная, радостная, восхищенная, спокойная, печальная и т.д.), наименование цветов и цветосочетаний (лимонная желтизна, золотая парча, ярко-красная, темно-зеленая).                        4. Закреплять и расширять представления о приметах осени.                5. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»).                        6.  Совершенствовать навыки пользования кистью, размещению на листе.                                                                                                        7. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.

Материал и оборудование:  гуашевые краски, альбомные листы, подставки для кистей, кисти, баночки с водой, поролон, восковые мелки, акварельные краски, музыкальное сопровождение (аудиодиск произведений П.И. Чайковского «Времена года»)

Ход занятия.                                                                                                Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка (звучит музыка). Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень). А теперь послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

        Уж небо осенью дышало,                                                                                 Уж реже солнышко блистало,                                                                Короче становился день,                                                                        Лесов таинственная сень                                                                        С печальным шумом обнажалась,                                                        Ложился на поля туман,                                                                        Гусей крикливых караван                                                                Тянулся к югу. Приближалась                                                                Довольно скучная пора:                                                                        Стоял ноябрь уж у двора.                                                                                                                                                                                                                   Ребята, о каком времени года это стихотворение? О каком месяце? Какие еще осенние месяцы вы знаете? Как называют сентябрь (ранняя осень), октябрь (золотая осень), ноябрь (поздняя осень).         

А сейчас давайте разгадаем кроссворд (см. Приложение 1).

                                                        

                        

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Л

Е

С

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Л

И

С

Т

Ь

Я

                                                                                                        1. Все мрачней лицо природы:

        Почернели огороды,

        Оголяются леса,

        Молкнут птичьи голоса,

        Мишка в спячку завалился,

             Что за месяц к нам явился?                (Октябрь)                                                                                                                                                2. Дом со всех сторон открыт.                                                                Он резною крышей крыт.                                                                        Заходи в этот дом -                                                                                Чудеса увидишь в нем.                                 (Лес)                                                                                                                                                3. Опустел колхозный сад,                                                                        Паутинки вдаль летят,                                                                                И на южный край земли                                                                        Потянулись журавли.                                                                                Распахнулись двери школ.                                                                        Что за месяц к нам пришел?                         (Сентябрь)                                                                                                                                                4. Поле черно – белым стало:                                                                        Падает то дождь, то снег.                                                                        И еще похолодало -                                                                                Льдом сковало воды рек.                                                                        Меркнет в поле озимь ржи                                                                        Что за месяц, подскажи?                        (Ноябрь)                                                                                                                                                5. Сидят – зеленеют,                                                                                Падают – желтеют,                                                                                Лягут – почернеют.                                (Листья)                                                                                                                                        Дети читают ключевое слово «ОСЕНЬ».                                                Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какая бывает осень?» (Дети передают волшебную палочку друг другу, называя прилагательное про осень)        

Каждому месяцу народ посвящал свои пословицы, приметы, загадки, песни. Какие вы знаете пословицы и поговорки про осень? (Дети называют знакомые пословицы и поговорки)                                                                        Воспитатель: Плачет октябрь холодными слезами. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу. (Дети объясняют пословицу)

Воспитатель: Ребята, мы наблюдали,  как поэты через стихи, композиторы через музыку, художники через картины позволяют нам увидеть, представить осень. Осень нас радует разноцветьем листьев, листопадом. А сейчас послушайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника».

Воспитатель читает отрывок из рассказа.                                                        Вопросы по содержанию.                                                                        1. Что я вам прочитала?                                                                        2. Кто написал?                                                                                        3. О чем говорится в рассказе?                                                                4. Какой показана осень в рассказе?                                                        5. Какой краской покрасила осень березы и клены? Осинки? Дуб? Липы? Сосны и ели?                                                                                        6. А какого цвета листья вы видели?                                                        7. Какие слова или выражения вам особенно запомнились?                                                                                                                                                                Физминутка «Осенью»

По дороге мы идем,                                                                          Листья сыплются дождем.                                                                              Красно – желтый листопад                                                                            Обсыпает всех ребят.                         (Ходьба на месте)

А по небу ходят тучи,                                                                                         Не пробьется солнца лучик.                                                                                 Ветер дует с высоты,                                                                                            Вянут травы и цветы.                         (Руки вверх - качание)

Мы к плечам прижали руки,                                                                              Начинаем их вращать.                                                                           Прочь, усталость, лень и скука.                                                                           Будем листья собирать.                 (Вращение руками)

То налево посмотрели,                                                                                            То направо поглядели.                                                                                              Лист дубовый, клена лист                                                                                     Ты сорвать поторопись.                 (Повороты влево, вправо)

Низко – низко приседаем,                                                                                            И листочки собираем.                                                                                      Соберем большой букет                                                                                 Славной осени привет.                         (Приседание)

Мы последний раз присели,                                                                          Отдохнули, посвежели.                                                                                     А теперь домой идем,                                                                                            Листья желтые несем.                         (Ходьба на месте)                                                                                                                                                 Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать осенний лес разными способами. (Дети рисуют осенний лес разными способами на выбор: мятой бумагой, тычком жесткой  кистью, восковыми мелками и акварель)                                                                                                Итог занятия: Ребята, вот какой у нас получился красивый осенний лес. А что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (Дети называют, что им больше всего понравилось на занятии)                                                                Список литературы:                                                                                                                                                                1. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г.                                 2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г.                                                 3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.                                                                                         4.  От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. – 368 с.                                                                                        5. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007                                                                        6.  Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Приложение                                                        

                                 Пословицы и поговорки про осень:

        1. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой                                  2. В сентябре синица осень в гости просит                                          3. В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина  

4. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется                                  5. Теплая осень – к долгой зиме                                                          6. Осень идет и за собою дождь ведет  

7. В ноябре снег надует – хлеба прибудет

8. Ноябрь – ворота зимы  

9. Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы – из глаз слезы  

10. Холоден сентябрь – да сыт                                                           11. Весной дождь растит, а осенью гноит                                         12. Первый снежок – не лежок  

13. В ноябре зима с осенью борется                                                 14. День прозевал – урожай прозевал

Рассказ из книги «Четыре художника»                 Г. Скребицкий

Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.

Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.