Конспект ООД по рисованию "Уж небо осенью дышвло..."
Закрепить знания детей о характерных признаках осени, о явлениях осенней природы, умение самостоятельно находить их в окружающей природе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД по рисованию | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №282» городского округа Самары КОНСПЕКТ ООД в старшей группе «Уж небо осенью дышало…» Подготовила: Бирюкова Н.П. воспитатель высшей категории 2018 год Конспект ООД по рисованию «Уж небо осенью дышало…»
Цель: Закрепить знания детей о характерных признаках осени, о явлениях осенней природы, умение самостоятельно находить их в окружающей природе.
Задачи:
1. Довести до детей содержание художественной формы рассказа. Закрепить понимание специфики жанра рассказа. 2. Продолжать учить правильно отвечать на вопросы. 3.Активизировать словарь детей, обогатить его словами, обозначающими эмоциональные состояния, эстетическими и искусствоведческими терминами (грустная, радостная, восхищенная, спокойная, печальная и т.д.), наименование цветов и цветосочетаний (лимонная желтизна, золотая парча, ярко-красная, темно-зеленая). 4. Закреплять и расширять представления о приметах осени. 5. Обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, прослушивая произведения П. И. Чайковского (цикл «Времена года»). 6. Совершенствовать навыки пользования кистью, размещению на листе. 7. Воспитывать у детей интерес к осенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на красоту осени.
Материал и оборудование: гуашевые краски, альбомные листы, подставки для кистей, кисти, баночки с водой, поролон, восковые мелки, акварельные краски, музыкальное сопровождение (аудиодиск произведений П.И. Чайковского «Времена года»)
Ход занятия. Воспитатель: У нас сегодня необычное занятие. Проходите и садитесь на стульчики. Послушайте, как звучит красиво музыка (звучит музыка). Какие слова можно подобрать к этой музыке? (задумчивая, яркая, замечательная) А какое время года она вам напоминает? (осень). А теперь послушайте стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»
Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу. Приближалась Довольно скучная пора: Стоял ноябрь уж у двора. Ребята, о каком времени года это стихотворение? О каком месяце? Какие еще осенние месяцы вы знаете? Как называют сентябрь (ранняя осень), октябрь (золотая осень), ноябрь (поздняя осень).
А сейчас давайте разгадаем кроссворд (см. Приложение 1).
О | К | Т | Я | Б | Р | Ь | ||||
Л | Е | С | ||||||||
С | Е | Н | Т | Я | Б | Р | Ь | |||
Н | О | Я | Б | Р | Ь | |||||
Л | И | С | Т | Ь | Я |
1. Все мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к нам явился? (Октябрь) 2. Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в этот дом - Чудеса увидишь в нем. (Лес) 3. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь) 4. Поле черно – белым стало: Падает то дождь, то снег. И еще похолодало - Льдом сковало воды рек. Меркнет в поле озимь ржи Что за месяц, подскажи? (Ноябрь) 5. Сидят – зеленеют, Падают – желтеют, Лягут – почернеют. (Листья) Дети читают ключевое слово «ОСЕНЬ». Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в игру «Какая бывает осень?» (Дети передают волшебную палочку друг другу, называя прилагательное про осень)
Каждому месяцу народ посвящал свои пословицы, приметы, загадки, песни. Какие вы знаете пословицы и поговорки про осень? (Дети называют знакомые пословицы и поговорки) Воспитатель: Плачет октябрь холодными слезами. Объясните, пожалуйста, как вы понимаете эту пословицу. (Дети объясняют пословицу)
Воспитатель: Ребята, мы наблюдали, как поэты через стихи, композиторы через музыку, художники через картины позволяют нам увидеть, представить осень. Осень нас радует разноцветьем листьев, листопадом. А сейчас послушайте отрывок из рассказа Г.Скребицкого «Четыре художника».
Воспитатель читает отрывок из рассказа. Вопросы по содержанию. 1. Что я вам прочитала? 2. Кто написал? 3. О чем говорится в рассказе? 4. Какой показана осень в рассказе? 5. Какой краской покрасила осень березы и клены? Осинки? Дуб? Липы? Сосны и ели? 6. А какого цвета листья вы видели? 7. Какие слова или выражения вам особенно запомнились? Физминутка «Осенью»
По дороге мы идем, Листья сыплются дождем. Красно – желтый листопад Обсыпает всех ребят. (Ходьба на месте)
А по небу ходят тучи, Не пробьется солнца лучик. Ветер дует с высоты, Вянут травы и цветы. (Руки вверх - качание)
Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь, усталость, лень и скука. Будем листья собирать. (Вращение руками)
То налево посмотрели, То направо поглядели. Лист дубовый, клена лист Ты сорвать поторопись. (Повороты влево, вправо)
Низко – низко приседаем, И листочки собираем. Соберем большой букет Славной осени привет. (Приседание)
Мы последний раз присели, Отдохнули, посвежели. А теперь домой идем, Листья желтые несем. (Ходьба на месте) Воспитатель: А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать осенний лес разными способами. (Дети рисуют осенний лес разными способами на выбор: мятой бумагой, тычком жесткой кистью, восковыми мелками и акварель) Итог занятия: Ребята, вот какой у нас получился красивый осенний лес. А что вам больше всего запомнилось на нашем занятии? (Дети называют, что им больше всего понравилось на занятии) Список литературы: 1. Давыдова Г.И. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003», 2008 г. 2. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидатика», 2007 г. 3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с. 4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014 г. – 368 с. 5. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007 6. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.
Приложение
Пословицы и поговорки про осень:
1. Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой 2. В сентябре синица осень в гости просит 3. В сентябре одна ягода, и та – горькая рябина
4. Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется 5. Теплая осень – к долгой зиме 6. Осень идет и за собою дождь ведет
7. В ноябре снег надует – хлеба прибудет
8. Ноябрь – ворота зимы
9. Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы – из глаз слезы
10. Холоден сентябрь – да сыт 11. Весной дождь растит, а осенью гноит 12. Первый снежок – не лежок
13. В ноябре зима с осенью борется 14. День прозевал – урожай прозевал
Рассказ из книги «Четыре художника» Г. Скребицкий
Для своей работы Художник-Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.
Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.
Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё дуб-богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.
«Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила старика.
Глядит – а неподалёку, с краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».
Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.
Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.