Конспекты уроков
На данной странице размещены конспекты открытых уроков и педагогические разработки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Урок 25. Визуализация информации в текстовых документах.
Предмет/ класс: Информатика 7 класс
УМК: Информатика: учебник для 7 класса /Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 5-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. - 224 с. : ил.
Цель урока: Формирование представлений о разнообразии и целесообразности визуализации информации в текстовых процессорах.
Задачи урока:
Предметные
- познакомить обучающихся со средствами визуализации текстовой информации;
- сформировать представление о способах создания списков и возможностях их использования в текстовых документах;
- сформировать представление о способах создания таблиц и возможностях их использования в текстовых документах;
- научить составлять разноуровневые нумерованные и маркированные списки;
- сформировать представление о способах создания схем и возможностях их использования в текстовых документах;
Метапредметные
- сформировать потребность в знаниях по предмету;
- научить выбирать средства информационных и коммуникационных технологий для создания текстовых документов;
- сформировать навыки рационального использования имеющихся инструментов.
Личностные
- сформировать у учащихся готовность и способность к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформировать потребность в самовыражении и самореализации;
- привить навык самоконтроля и самооценки.
Материально-технические средства: презентация «Визуализация информации в текстовых документах», ПК, проектор, рабочая тетрадь, тетрадь на печатной основе, учебник, карточки для рефлексии урока.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. Организационный момент -1 мин | |||
Создание благоприятного климата на уроке | Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей. | Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение |
2. Проверка домашнего задания - 5мин | |||
Актуализация опорных знаний и способов действий | Проверка домашней работы ( в парах, взаимопроверка) | § 4.3, №197 и №198 в тетради на печатной основе | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Личностные: умение работать в парах. |
3. Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока – 4 мин | |||
Актуализация опорных знаний и способов действий | - С каким понятием мы с вами познакомились на прошлом уроке? Что это за процесс? - Что можно изменять в процессе форматирования символов? - Абзацев? - Какие параметры страницы можно задать для рабочего листа текстового редактора? - Чтобы узнать тему нашего урока, давайте посмотрим на слайды (на слайде текст с перечислением устройства компьютера через запятую и оформленный в списке; на слайде фрагмент классного журнала с отметками и та же информация, записанная текстом). - Какую информацию нам легче воспринимать? - К какому виду информации по способу восприятия можно отнести списки, диаграммы, таблицы? - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. | Отвечают на вопросы: - оформление текста - шрифт, размер шрифта, начертание, цвет; - выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал, отступы слева и справа, интервалы перед и после; - поля, ориентация, размер бумаги. Отвечают на вопросы: - список, таблица, схема; - зрительная (визуальная). Формулируют тему урока "Визуализация информации в текстовых документах". | Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм |
4. Усвоение новых знаний – 8 мин | |||
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы | - Известно, что текстовая информация воспринимается человеком лучше, если она визуализирована - организована в виде списков, диаграмм, таблиц, сопровождается графическими изображениями (рисунки, фото). По способу оформления различают нумерованные и маркированные списки (на слайде пример). По структуре: одноуровневые и многоуровневые (на слайде пример). - Для описания ряда объектов, обладающих одинаковыми наборами свойств, наиболее часто используются таблицы, состоящие из строк и столбцов (на слайде структура таблицы). - В таблицах могут размещены тексты, числа, изображения (на слайде пример таблицы содержащий и тексты, и числа, и изображения). Рисунки можно создавать самостоятельно в графических редакторах, можно использовать уже созданные или найденные в сети Интернет. Во многих текстовых процессорах можно создавать изображения из автофигур (на слайде пример графических примитивов в Word). | Просмотр презентации по теме, короткая запись важных аспектов материала в рабочую тетрадь. | Познавательные: развитие познавательной активности Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата. Личностные: развитие памяти, внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения Коммуникативные: развитие диалогической речи |
5. Физкультминутка | |||
Эмоциональная разрядка | Выполняют релаксирующее упражнение. | Здоровьесберегающая методика для снятия утомления | |
6. Первичное закрепление материала - 8 мин | |||
Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу | - Давайте вместе выполним задание в тетради на печатной основе №201, 203 (на слайде задания, затем ответы) | Обсуждают с педагогом решение задач, пишут ответы, сравнивают с ответами на слайдах. | Познавательные: выбор наиболее эффективных способов выполнения задания Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда Коммуникативные: умение работать в группах, развитие диалогической речи |
7. Компьютерный практикум -15 мин | |||
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | - Для закрепления полученных знаний, предлагаю визуализировать текстовую информацию. | Выполняют практическую работу. Задания: 1) создать нумерованный и маркированный списки 2) создать и заполнить таблицу «Города Челябинской области» 3) создать схему | Личностные: формирования умения достигать цели и оценивать результаты своего труда; формирование и развитие |
8.Итоги урока, рефлексия-2 мин. | |||
Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых | Оценка практической работы учащихся (отметки выставляются в журнал). Рефлексия | Представляют педагогу выполненные практические работы. | Познавательные: построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения Личностные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
9.Информация о домашнем задании.- 1мин | |||
Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Домашнее задание: § 4.4 РТ. №202 | Записывают домашнее задание в дневник | Личностные: формирование навыков самоорганизации |
Предварительный просмотр:
Урок 20. Компьютерная графика
Планируемые учебные результаты:
Предметные: систематизация представлений о растровой и векторной графике;
Метапредметные: формирование умения правильно выбирать формат (способ представления) графических файлов в зависимости от решаемой задачи;
Личностные: получение сведений о сферах применения компьютерной графики; развитие способности применять теоретические знания для решения практических задач; формирование интереса к изучению вопросов, связанных с компьютерной графикой.
Решаемые учебные задачи:
- расширение представлений о сферах применения компьютерной графики;
- обобщение представлений о способах создания цифровых графических объектов;
- расширение и систематизация представлений о растровой и векторной графике;
- формирование представлений о разнообразии и целесообразности использования тех или иных графических форматов.
Электронное приложение к учебнику: Презентация «Компьютерная графика».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: анимация «Цветовая модель CMYK» (179601), анимация «Изображения на компьютере» (196610), тренажер «Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации»(125772).
Ход урока.
- Организационный момент-1 мин.
- Проверка изученного материала -10 мин
Отвечают устно на вопросы п.3.1, проводится визуальная проверка выполнения домашнего задания в РТ №128-132.
Работают с тренажером «Интерактивный задачник: раздел «Представление графической информации» в режиме зачета.
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление материала-14 мин.
Новая информация излагается с использованием презентации «Компьютерная графика» из электронного приложения к учебнику. По ходу изучения выполняются задания из рабочей тетради №155, 157, 160, 161.
- Компьютерный практикум -15 мин
Выполняют задания в графическом редакторе задания 3.2-3.4.
- Подведение итогов, рефлексия, информация о домашнем задании-5 мин
Я знаю…
Я умею…
Я хотел бы научиться…
Д/з п.3.2, РТ №158, 152.
Предварительный просмотр:
Урок 14. Алгоритмы и исполнители.
Цель: формировать понятия «алгоритм», «исполнитель»; умения анализировать предлагаемые последовательности команд на предмет наличия у них свойств алгоритма, как дискретность, определенность, понятность, результативность, массовость; умений исполнять и создавать алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд.
Задачи:
- обобщить первоначальные представления учащихся о понятиях «алгоритм» и «исполнитель»;
- рассмотреть свойства алгоритма;
- рассмотреть возможности автоматизации деятельности человека за счет возможности формального исполнения алгоритма;
- формировать навыки записи алгоритмов на формальных языках.
Средства ИКТ: ПК учителя, проектор, экран
Электронное приложение к учебнику: презентация «Алгоритмы и исполнители»
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: «Происхождение и определение понятия алгоритм» (126137), «Свойства алгоритма» (128655), «Исполнитель алгоритма» (128639).
Ход урока:
- Организационный момент - 1 мин.
- Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока – 5 мин
Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна составить подробную инструкцию для какого-либо действия: открывания двери ключом, нахождения среднего арифметического двух чисел, покупка кофе в автомате. Инструкцию ученики оформляют на альбомных листах или ватмане (раздает учитель).
Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуждаются по следующим вопросам:
- Что общего во всех инструкциях? (Пошаговое выполнение - свойство дискретности.)
- Что получается после выполнения инструкции? (Конкретный результат - свойство результативности.)
- Можно ли один алгоритм, например, инструкцию по совершению покупки кофе в автомате, применить для выполнения аналогичного действия, например, покупки шоколадки в автомате? (Свойство массовости.)
- Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выполнимости и понятности команд.)
- Все ли команды четко прописаны и в правильной последовательности? (Свойство детерминированности.)
- Усвоение новых знаний - 10 мин
Изложение нового материала ведётся на основании презентации «Алгоритмы и исполнители» с привлечением дополнительных демонстраций из ЕКЦОР. Определение алгоритма и свойства ученики записывают в тетрадь.
Рассматриваются определения:
Процесс создания алгоритмов называется –алгоритмизацией.
Всякий алгоритм составляется в расчете на определенного исполнителя. Им может быть человек, робот, компьютер и др.
Исполнитель алгоритма – это человек или автоматическое устройство, которое способно воспринимать и исполнять алгоритм.
Чтобы составить алгоритм для исполнителя, нужно знать, какие команды исполнитель может понять и исполнить, а какие нет.
Система команд исполнителя (СКИ) – это перечень элементарных предписаний (команд), которые исполнитель может исполнять.
- Первичное закрепление материала – 11 мин
Выполняют задания на определение системы команд исполнителя. Задание №10.
Выполнение алгоритма для исполнителей Чертежник в РТ №98 (а) и Черепаха РТ №99 (а).
- Компьютерный практикум- 15 мин
Работают в среде КуМир.
Создают алгоритм для исполнителей Чертежник РТ №98 (б) и Черепаха РТ № 99(б).
- Итоги урока, рефлексия-3 мин
-Можете ли вы назвать тему урока?
- Вам было легко или были трудности?
- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
- Какое задание было самым интересным и почему?
- Как бы вы оценили свою работу?
Домашнее задание § 2.1 У № 18.
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме
«Алгоритмическая конструкция «повторение». Цикл с заданным числом повторений.
Класс: 8.
Цель: формирование у учащихся умения решать задачи с алгоритмическими конструкциями «цикл».
Задачи:
1) обобщить представления об алгоритмической конструкции «цикл»;
2) получить навыки записи циклов с заданным условием продолжения работы;
3) получить навыки выполнения циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей;
4) получить навыки разработки циклов с заданным условием продолжения работы для различных формальных исполнителей с заданной системой команд.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – представления об алгоритмической конструкции «цикл», о цикле с заданным условием продолжения работы; умение исполнять циклический
алгоритм для формального исполнителя с заданной системой команд; умение составлять простые (короткие) циклические алгоритмы для формального
исполнителя с заданной системой команд;
метапредметные – умение выделять циклические алгоритмы в различных процессах;
личностные – алгоритмическое мышление, необходимое для профессиональной деятельности в современном обществе.
Используемое на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, проектор, интерактивная доска.
Электронные образовательные ресурсы: презентация «Основные алгоритмические конструкции. Повторение».
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: программа «Конструктор алгоритмов» (127435), модуль для коллективной работы «Циклические алгоритмы с параметром» (217024).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент (1 мин)
Приветствие. Проверка к готовности урока.
2. Актуализация знаний и умений (5 мин)
Какие циклические конструкции вы знаете?
В каких случаях их нужно использовать?
Что их объединяет?
Какой вариант мы ещё не рассматривали? (когда известно количество повторений).
3. Изучение и первичное закрепление нового материала (20 мин)
Изучение нового материала сопровождается презентацией «Основные алгоритмические конструкции. Повторение» .
Учащиеся записывают в тетрадь блок-схему алгоритма и его общий вид на алгоритмическом языке.
Рассматривают пример в учебнике: Алгоритм переправы через реку воинского отряда из 5 человек.
Выполняют задания в РТ №163, 165.
4. Практическая работа на компьютере (15 мин).
Работа с модулем «Циклические алгоритмы с параметром» и в программе «Конструктор алгоритмов»
5. Подведение итогов урока (3 мин)
Я знаю...
Я умею...
Я хочу научиться...
6. Домашнее задание (1 мин)
§ 2.4.3 (п.3); вопросы и задания №33-34, РТ №164, 166.
Предварительный просмотр:
Урок 5. Информационные процессы. Хранение и передача информации.
Цель урока: составить представление об инфомационных процессах: хранение и передача.
Задачи урока:
- расширить представления учащихся об информационных процессах;
- систематизировать представления учащихся о носителях информации; схеме передачи информации;
- рассмотреть приемы хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе и технике;
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Метапредметные: навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыкиквалификации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации;
Личностные-понимание значимости информационной деятельности.
Используемые на уроке средства ИКТ:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Ход урока:
- Организационный момент.
Приветствие. Проверка к готовности урока.
- Проверка домашнего задания.
Визуальная проверка выполнения заданий в РТ.
- Актуализация знаний, формулировка темы и целей урока.
Фронтальный опрос по определениям.
Какие информационные процессы вы знаете?
Какие виды обработки информации есть? Приведите примеры.
Какие действия с информацией, кроме получения и обработки, можно ещё сделать?
- Объяснение нового материала.
Новый материал излагается в сопровождении презентации «Информационные процессы», анимаций из ЕКЦОР «История хранения информации»(125863), «Информация в человеческом обществе» (135083), «Информация в технике» (134950), «Информация в живой природе» (134839), «Информация в неживой природе» (135142).
- Первичное закрепление материала.
Выполнение в РТ № 15, 16.
- Практическая часть.
Тест по темам «Источник и приемник информации», «Информация и её носитель»- «Система тестов и заданий №8».
- Рефлексия/Подведение итогов урока.
- Какие информационные процессы мы изучили сегодня на уроке?
- Назовите современные носители информации.
- Назовите схему передачи информации.
-Понравился ли вам урок?
-Было всё понятно?
Выставление оценок.
8. Домашнее задание. : п.1.2.4- 1.2.6, вопросы №9-11, РТ №17, 18.