План-конспект образовательной деятельности по речевому развитию

Зоя Скрипка

Составление рассказа по картинке «Ежи» (старшая группа)

 

Цель: формирование умений составлять рассказ по картинке, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей). 

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_ezhi.docx15.32 КБ
Файл logika_ezhi.docx17.32 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект образовательной деятельности по речевому развитию.

Составление рассказа по картинке «Ежи» (старшая группа)

Цель: формирование умений составлять рассказ по картинке, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное.

I Программные задачи

  1. Образовательные задачи – расширяем знания детей о ежах, их повадках и среде обитания, через составление описательного рассказа.
  2. Речевое развитие – активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.
  3. Воспитательные задачи – воспитываем бережное отношение к диким животным.
  4. Развивающие задачи – уточняем и закрепляем правильное произношение звуков [ч’] и [щ’], закрепление звуков в словах и отчетливо их произношение.

II Подготовка к занятию

  1. Подготовка воспитателя: разработала конспект, подготовка наглядного материала по теме, подбор дидактических игр.
  2. Предварительная работа: беседа с детьми о животных леса, рассматривание альбома «Лесные животные», чтение интересных фактов о ежах из энциклопедии «Я познаю мир», рисование ежей, проведение дидактических игр, просмотр виртуальной экскурсии «Лес»
  3. Материалы и оборудование: иллюстрации по теме, магнитная доска, картинка-иголка.

Формы и методы организации совместной деятельности.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка «Весело в лесу»

Игровая

Игра-загадки

Игра «Найди звук ч’ или щ’ в словах»

Коммуникативная

Ответы на вопросы, составление рассказа

Познавательная

Узнали интересные факты о ежах


Список источников

  1. Ушакова О.С. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное вос-е, 2006 г., с. 47-50.
  2. Швайко Г.С. Игры и упражнения для развития речи. под редакцией В.В. Гербовой М, Просвещение; 2000 г.



Предварительный просмотр:

Логика образовательной деятельности

Части занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитателя

Ожидаемые результаты

Вводная часть

Здравствуйте ребята!

Воспитатель загадывает загадку

 Сердитый недотрога

 Живет в глуши лесной,

 Иголок очень много,

 А нитки не одной.

Воспитатель выставляет картину «Ежи»

Воспитатель задает вопросы:

  1. Кто нарисован на этой картине?
  2. Что делает ежиха? Ежата?
  3. Что едят ежи?
  4. Зачем ежу нужны иголки?
  5. Какими словами можно сказать о еже? Какой он?
  6. С чем можно сравнить ежа?

Дети здороваются и отгадывают загадку.

Дети внимательно рассматривают картину.

Дети отвечают. На картине нарисовано семейство ежей. Ежи едят червей, грибы. Иголки ему нужны, чтобы на него не нападали враги. Колючки ежа можно сравнить с иголками. Ежик колючий.

Сформирован интерес к предстоящей теме.

Основная часть

Воспитатель дает задание придумать рассказ по этой картине, использовав в нем слова, которые только что говорились о еже. Напоминают эти слова (колючий, колкий и т.д.). После 2-х рассказов ответы сравниваются детьми с помощью вопросов воспитателя.

Чем рассказ вам понравился? Интересный ли рассказ получился рассказ? Чем он начинался? И как закончился?

После высказываний детей воспитатель подводит итог (рассказ интересный, короткий, законченный).

Составление коллективного рассказа.

Ребята, вы устали? Давайте проведем физкультминутку «Весело в лесу».

Зайцы утром рано встали (ходьба на месте)

Весело в лесу играли.

По дорожкам прыг-прыг-прыг! (прыжки на месте)

Кто к зарядке не привык?

Вот лиса идет по лесу (имитация движений лисы)

Кто там скачет, интересно? (пожимаем плечами)

Чтоб ответить на вопрос (повороты голова вправо-влево)

Тянет лисонька свой нос (руки на поясе)

Но зайчата быстро скачут (прыжки на месте)

Как же может быть иначе?

Тренировки помогают

И зайчата убегают (бег на месте)

Воспитатель читает стихотворение

-Что ж ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи.

Чем покрыто тело ежа?

Да правильно, ежик покрыт иголками, он колючий. Вспомните загадку про ежа, почему ежа называют недотрогой.

Теперь послушайте еще загадку «Иглы при себе носит, а шить не умеет? Про кого загадка? Почему сказано, что «шить не умеет?», а в другой загадке говорится, что «иголок очень много, а нитки ни одной?»

Чем похожи иголки ежа и вот эта иголка (показывает картинку маски для шитья).

Ребята, а давайте поиграем в игру «Найди звук».

Послушайте звуки. (Громко произносит [ч’], а затем так же громко [щ’]. Какой звук вы услышали сначала? А потом какой?

А сейчас я буду произносить звук [ч’], потом [щ’]. Когда услышите [ч’] поднимите руку, а когда [щ’], спрячьте руки за спину.  

А сейчас играем в игру «Найди звук ч’ или щ’ в словах. (часы, щука, чай, чайник, часовщик, чемодан, человек, чемпион, щенок, щавель, щетка, щи, щегол, щетка, щипцы).

Молодцы, ребята!

Дети придумывают рассказы.

Ответы детей.

Дети составляют коллективный рассказ.

Дети выполняют физкультминутку.

Дети отвечают «иголками».

Потому что он весь в иголках, до него нельзя дотронуться, его нельзя взять голыми руками.

Дети отвечают. Потому, что есть иголки, которыми можно шить, вышивать.

Они тонкие, длинные и острые.

 

Дети соглашаются играть в игру.

Сначала мы услышали звук [ч’], а потом [щ’].

Дети играют в игру.

Дети соглашаются играть в игру.

Развитие связной речи.

Активизируем в речи сложноподчиненные предложения.

Снято мышечное напряжение.

Формирование умений понимать смысл образных выражений в загадках.

Уточняем и закрепляем правильно произношение звуков [ч’], [щ’] в словах.

Заключительная часть

Ребята, а что вы сегодня узнали нового и интересного?

В какие игры играли?

Что для вас было сложным?

Ребята, вы все большие молодцы!

Мы составляли рассказ по картинке «Ежи»

Играли в игру «Найди звук» и «Найди звук [ч’], [щ’] в словах».

Сложным было составлять рассказ и отгадывать звуки в словах.

Сформировано умение составлять рассказ по картинке.