Работа с детьми
Работа педагога-психолога с детьми
Роль психолога в детском саду огромна. В его руках, в буквальном смысле, психическое здоровье и гармоничное развитие наших детей, ведь большую часть активного времени они проводят именно в детском саду. Поэтому, наверное, не нужно объяснять родителям, что не лишним будет поинтересоваться, что за специалист работает в вашем детском саду в должности педагога-психолога, какую он имеет квалификацию и в какой форме осуществляет свою деятельность.
В зависимости от запросов и установок администрации ДОУ психолог в детском саду может играть разные роли:
- консультанта, который занимает отдельный кабинет и при необходимости оказывает помощь детям и родителям по вопросам развития детей;
- наблюдателя, который посещает занятия в группах, диагностирует детей и консультирует воспитателей по работе с конкретными детьми;
- активного участника учебного процесса, который разрабатывает программы вместе с воспитателями, проводит занятия для детей;
- ведущего консультанта по вопросам организации учебного процесса, улучшает работу воспитателей, проводит семинары для педагогического состава, консультации воспитателям и т.д.;
- исследователя, наблюдателя, в целом, за учебным процессом.
От того, какая из этих ролей выбрана для психолога в детском саду, зависят и его основные обязанности, и его функции. Они могут быть очень разными в разных детских садах, но, в целом, их можно свести к нескольким пунктам:
- информационная функция - предоставление специализированных сведений;
- диагностическая-определение общих и индивидуальных особенностей развития детей, их готовности к школе , мониторинг личностного развития дошкольников и т.д.;
- профилактическая - создание условий для гармоничного развития детей, защита психологического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса;
- коррекционная - помощь в решении существующих психологических проблем у детей дошкольного возраста, психокоррекция отклонений в индивидуальном развитии и поведении;
- пропедевтика - обучение педагогического персонала, улучшение его работы, повышение психологической культуры родителей, педагогов, дошкольников.
Основные цели работы:
- оптимизация учебно-воспитательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе;
- профилактика дезадаптации новоприбывших детей;
- психологическое сопровождение детей «группы риска»;
-психологическая подготовка детей к школе;
- психологическое сопровождение когнитивной сферы дошкольников;
- психологическое развитие креативности у детей;
- консультирование родитеелей и консультирование педагогов по вопросам психологии, ее практического использования в организации начально-воспитательного процесса.
Что делает детский психолог?
Психодиагностика детей и педагогов
Цель психодиагностики – определение уровня развития тех или иных психических процессов у человека (памяти, внимания, мышления и т.д.), и, как следствие, дать представление об объективном состоянии человека. Многие, наверное, знают, что для проведения диагностики у взрослых используют тесты. Для детей тоже используют тесты, но особые - детские. Психолог может попросить дошкольника что-то нарисовать, рассказать, ответить на вопросы, даже поиграть с ним в интересную игру - а на самом деле с помощью этих действий соберет необходимые для работы данные. Детский психолог имеет на вооружении очень много психодиагностических средств и методик.
Многие дети нуждаются в развитии необходимых навыков и качеств, которые психолог поможет развить с помощью развивающих психологических игр. Очень часто они проводятся с группой детей, поэтому дошкольник овладевает навыками общения с другими детьми, учится свободно чувствовать себя в коллективе.
Коррекционно-востановительная работа
Если у ребенка выявлены серьезные эмоциональные или личностные трудности нужна специально организованная психотерапевтическая работа. Например, это могут быть занятия с детьми на снятие тревожности, страхов, повышение самооценки, на понижении агрессии. Детская психотерапия поможет если ребенок пережил сильный стресс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
starshiy_doshkolnyy_vozrast_zpr.doc | 239 КБ |
sredniy_kospekty_zpr.doc | 64 КБ |
2_mladshaya_zpr_konspekty.doc | 84 КБ |
Предварительный просмотр:
Протокол коррекционного занятия № 1
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Создание условий для снижения агрессивных проявлений в поведении ребенка. Коррекция эмоционально – волевой сферы. Развитие коммуникативных навыков.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Беседа с ребенком. Методика «Кактусы». 3.Тест неоконченных предложений 4. Игра «Обзывалки» 5. Упражнение «Мои обидчики» 6. Упражнение 1, 2, 3, 4, 5 7. Рефлексия. Прощание. | На листе бумаги ребенок рисует кактус. После того как закончит рисовать отвечает на несколько вопросов. Психолог начинает, а ребенок заканчивает предложение. Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме. Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги тех взрослых и сверстников, которые когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно. Разрядка, позитивные эмоции.1.стучит правой рукой, 2- на уровне головы, 3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз: «Хи!». |
|
Ход занятия.
Цель: диагностика агрессивных проявлений
- Беседа с ребенком.
Методика «Кактусы».
Инструкция: На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, каким ты его себе представляешь!
Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?
2. Его можно потрогать? Он сильно колется?
3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?
- «Тест неоконченных предложений»
- моя семья – это…
- мне очень нравится, когда наша семья…
- моя мама говорит, что я…
- если я сделаю что-нибудь не так…
- если меня ударят, то я…
3. «Обзывалки»
Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме.
Взрослый и ребенок передают друг другу мяч, при этом называют друг друга всякими необидными словами. Это могут быть названия деревьев, грибов, рыб и т.п. Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты…!»
4.«Мои обидчики»
Ребенку предлагается изобразить на листе бумаги тех взрослых и сверстников, которые когда-либо обидели ребенка, и которым он хотел бы отомстить. Предлагается одеть своих обидчиков в смешные одежды, дорисовать им атрибуты, либо элемента, ситуации, в которых они бы выглядели смешно.
5.Упражнение 1, 2, 3, 4, 5
Разрядка, позитивные эмоции.
- стучит правой рукой, 2- на уровне головы, 3-4-на уровне пояса, наклоняются вперед и говорят пять раз: «Хи!», затем назад и пять раз: «Ха!». Убыстряя темп, делают это пять раз, затем 4, 3, 2 и 1.
6.Ритуал прощания.
Протокол коррекционного занятия №2
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Упражнение «Пары слов» 3. Физкультминутка «Шалтай-болтай» 4. Упражнение «Собери картинку» 5. Упражнение «Волшебное яйцо» 6. Подведение итогов. Прощание | Ребенку нужно запомнить вторые слова из пары слов. Ребенок поворачивает туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. Ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Он собирает, психолог при необходимости помогает. Ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. |
|
Ход занятия:
1. «Ритуал приветствия»
2. «Пары слов»
Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Ребенку нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, бул
ка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река -
мост.
Затем психолог говорит первое слово из пары, а ребенок второе слово. Психолог
объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между
словами.
3. Физкультминутка «Шалтай-болтай»
Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу.
Ход: Ребенок поворачивает туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как
у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела
вниз.
Психолог показывает пример, ребенок повторяет.
«Шалтай-болтай
сидел на стене
Шалтай-болтай
Свалился во сне»
4. «Собери картинку»
Цель: развитие мышления.
Ход: Ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Он соби
рает, психолог при необходимости помогает.
Второе задание усложняется.
5. «Волшебное яйцо».
Цель: развитие воображения. Ход: ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился но вый предмет. В конце занятия обсуждение. Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления.
6. Итог занятия.
Ритуал прощания.
Протокол коррекционного занятия № 3
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Развитие процессов мышления. Коррекция памяти, внимания, восприятия.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Упражнение «Вспомни пару» 3. Упражнение «Запомни нужные слова» 4. Упражнение «Пиктограмма» 5. Упражнение «Закончи словосочетание» 6. Упражнение «Сравнение понятий» 7. Упражнение «Новые словечки» 8. Упражнение «Угадайка» 9. Рефлексия. Прощание | Ребенок смотрит на бланк, запоминает расположение фигур, а на втором бланке фиксирует (воспроизводит) что запомнил. Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п. Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенок по его зарисовкам воспроизводит рассказ. Предлагаю ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания. Предлагаю ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением. Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по схеме. Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями. |
|
Ход занятия:
1) «Вспомни пару».
Предлагаются бланки с фигурами для запоминания и воспроизведения.
Объясняю ребенку, как ему предстоит вспомнить фигуры. Он смотрит на 1-й бланк и старается запомнить предложенные пары изображений (фигуру и знак). Затем бланк убирается и ему предлагается 2-й бланк — для воспроизведения, на котором он должен нарисовать в пустых клетках напротив каждой фигуры соответствующую ей пару.
2) «Запомни нужные слова».
Из предложенных фраз (рассказов) ребенок запоминает только те слова, которые обозначают: погодные условия, транспорт, растения и т. п.
3) «Пиктограмма».
Ребенку читается текст. Для того чтобы его запомнить, он должен каждый смысловой фрагмент как-то изобразить (зарисовать). Затем ребенка просят по его зарисовкам воспроизвести рассказ.
4) «Закончи словосочетания».
Предлагаю ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания:
хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п.
5) «Сравнение понятий».
Предлагаю ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением.
Морковь сладкая, а редька...
Молоко жидкое, а сметана...
Трава низкая, а дерево...
Зима холодная, а лето...
Сажа черная, а мел...
Сахар сладкий, а перец...
6). «Новые словечки».
Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме:
Какого он цвета (каких цветов еще бывает)?
На что он похож? От чего сильно отличается?
Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)?
Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус?
Где встречается?
Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать?
К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)?
Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. «Ребенок при этом следит за правильностью ответов.
7) «Угадайка».
Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями.
Протокол коррекционного занятия №4
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Активировать познавательные психические процессы: мышление, память, внимание, восприятие. Развитие воображения, мелкой моторики и речи.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
| Педагог произносит слово «Земля», ребенок должен назвать животное, педагог называет «небо», ребенок должен назвать птицу, педагог называет слово «вода» ребенок должен назвать рыбу или морское животное. Рассмотри картинки и назови все признаки зимы. Собрать пазлы сюжета сказки «Репка». Расскажи сказку. Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам. Слепи из пластилина колобка. Дорисуй каждому домику окошко. |
|
Конспект занятия.
1. Игра «Земля, небо, вода»
Мышление, внимание
Педагог произносит слово «Земля», ребенок должен назвать животное, педагог называет «небо», ребенок должен назвать птицу, педагог называет слово «вода» ребенок должен назвать рыбу или морское животное.
2. Упражнение «Назови все признаки зимы»
Мышление. Воображение.
Психолог предлагает ребенку рассмотреть несколько картинок зимы и назовать все признаки зимы.
3. Упражнение «Собери пазлы»
Восприятие, внимание, память, мышление, развитие речи.
Ребенку необходимо собрать пазлы сюжета сказки «Репка» и рассказать эту сказку.
4. Упражнение «Колобок»
Память, речь, мышление.
Развитие мелкой моторики.
Воспроизведение сказки «Колобок» по вопросам.
Слепить из пластилина колобка.
5. Упражнение «Дорисуй»
Мелкая моторика, Внимание.
Дорисуй каждому домику окошко.
Протокол коррекционного занятия № 5
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Развитие процессов мышления. Коррекция памяти, внимания, восприятия.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Упражнение «Найди 5 отличий» 3. Упражнение «Запомни стихотворение» 4. Упражнение «Дай ответ на вопрос» 5. Игра «Изобрази животных» 6. Упражнение «Третий лишний» 9. Рефлексия. Прощание | Ребенку дается карточка с изображением 2 картинок, ему нужно найти 5 отличий. Стихотворение зачитывается 2-3 раза, ребенок после этого должен воспроизвести его сам. Я задаю вопрос и бросаю мяч, ребенок ловит мяч и отвечает на вопрос. Ребенок встает из-за стола, я называю животных, а ему нужно изобразить этих животных. Я зачитываю по три слова, задача ребенка, найти одно лишнее и объяснить почему. |
|
Конспект занятия
Приветствие.
1. Упражнение «Найди 5 отличий».
Психолог дает ребенку карточку, предлагает рассмотреть и сравнить картинки, и найти между ними отличия.
2. Упражнение «Запомни стихотворение».
Психолог зачитывает 2-3 раза стихотворение и просит ребенка запомнить его.
-Расколол ледок
Маленький подснежник,
И расцвел цветок –
Голубой и нежный.
После этого ребенок рассказывает сам стихотворение, или то, что запомнил.
3. Упражнение «Дай ответ на вопрос».
Психолог берет мяч и говорит ребенку:
Я буду бросать мяч, твоя задача его поймать и правильно ответить на мой вопрос, потом бросаешь мяч обратно мне.
Вопросы:
-Кто водит автобус?
-Кто готовит еду?
-Кто шьет одежду?
-Кто лечит людей?
-Кто строит дома?
-Кто пишет картины?
-Кто поет песни?
-Кто играет в кино?
-Кто работает в магазине?
-Кто продает биллеты?
-Кто смешит нас в цирке?
-Кто учит детей в школе?
-Кто заботится о нас в детском саду?
4. Игра «Изобрази животных».
Психолог предлагает ребенку встать из-за стола и с помощью выразительных движений изобразить различных животных: лису, волка, курицу, медведя, сороку, зайца, пчелу и т.д.
5. Упражнение «Третий лишний».
Психолог объясняет:
-я буду говорить по три слова. Твоя задача – найти «лишнее» слово – то, которое не подходит к остальным словам, и объяснить свое решение.
Ребенку предлагаются ряды слов:
Медведь, лев, ворон;
Чай, кофе, торт;
Панама, сапоги, сандалии;
Бабочка, сачок, муравей и т.д.
Рефлексия. Прощание.
Протокол коррекционного занятия №6
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания, мелкой моторики.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Игра-разминка «Овощи» 3. Упражнение «Найди недостающий предмет» 4. Пальчиковая гимнастика «Замок» 5. Упражнение «Нос, пол, полоток» 6. Подведение итогов. Прощание. | Ритуал приветствия «Давайте порадуемся» Бросаю мяч ребенку, поймав его, она называет овощ, игра продолжается пока не будут названы все известные ребенку овощи. Ребенок просматривает серию картинок и говорит какого предмета на них не достает и почему. Ребенок встает около стула и выполняет команды, которые говорит психолог, не обращая внимание на то что показывает. |
|
Конспект занятия.
Тема: «Найди недостающий предмет»
Цель: развитие слуховой памяти, произвольного внимания, мелкой моторики.
Оборудование: мяч, карточки, бланк для корректурной пробы, цветные карандаши.
Ход занятия:
1. Ритуал приветствия «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(поднимаем руки вверх) А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаемся друг другу) И всем, кто живет на этой планете,
(разводим руками) «Доброе утро!» скажем мы вместе
(беремся за руки) «Доброе утро!» — маме и папе «Доброе утро!» — останется с нами
2. Игра – разминка «Овощи» (развитие слуховой памяти)
(бросаю мяч Вике, поймав его, она называет слово, обозначающее какой-то овощ и бросает мяч обратно психологу. Игра продолжается до тех пор, пока все известные слова «овощи» не будут названы»)
3. Упражнение «Найди недостающий предмет»
(Показываю серию картинок. Вика должна назвать, какого предмета там не достает, и объяснить почему).
4. Пальчиковая гимнастика (развитие моторики) «Замок»
На двери весит замок (Сложить пальцы в замок)
Кто его открыть бы смог?
Постучали, (постучать рука об руку)
Покрутили, (покрутить кистями рук, не разжимая пальцы)
Потянули (потянуть кисти в разные стороны, не разжимая пальцы)
И открыли! (резко расцепить пальцы)
Повторить 3 раза.
5. Игра «Нос – пол - потолок»(развитие внимания)
(Девочка встает около своего стульчика около своего стульчика и выполняет команды, которые говорит и показывает психолог. Нос – показывают пальцем на нос, пол – опускают руки вниз, потолок – поднимают руки вверх. Психолог называет и выполняет все команды вместе с Викой, но при этом специально ошибается. Задача Вики внимательно слушать и точно выполнять только те команды, которые называет психолог).
7. Рефлексия (Психолог бросает мяч ребенку и спрашивает, что понравилось на занятии больше всего)
Протокол коррекционного занятия №7
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 20 мин.
Цель: Активизация и развитие познавательных психических процессов: внимание, память, мышление, восприятие. Развитие речи ребенка.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
| Определить последовательность событий по сюжетным картинкам. Расскажи, что получилось. Сосчитай предметы в каждой рамочке и запомни их количество. Переверни страницу. Выложить из палочек домик по памяти. Какой предмет в каждом ряду лишний? Обведи его, почему ты так думаешь? Внимательно посмотри на кртинку. Что перепутал художник? Почему ты так думаешь? |
|
Конспект занятия
1. События.
Восприятие, речь
Ребенку необходимо определить последовательность событий по сюжетным картинкам. Рассказать, что получилось.
2.Сосчитай и запомни.
Память
Ребенку необходимо сосчитать предметы в каждой рамочке на рисунке и запомнить их количество. Перевернув страницу ему необходимо назвать сколько предметов было в каждой рамочке.
3. Д/и «Строители»
Домик
Внимание, Память
Ребенку дается задание выложить из палочек домик по памяти.
4.Что лишнее?
Мышление, речь
Ребенку предлагается картинка с несколькими рядами предметов. Ему необходимо определить какой предмет в каждом ряду лишний? Обвести его и объяснить почему онтак думает?
5. Ошибки художника.
Внимание, речь
Психолог говорит ребенку: -Внимательно посмотри на картинку. Что перепутал художник? Почему ты так думаешь?
Предварительный просмотр:
Протокол коррекционного занятия №1
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Развитие памяти, мышления, пространственной координации, взаимодействие со взрослым, социализации, социальных ролей ребенка. Учить счету и цифрам.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
| Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Под стихотворение психолог сжимает и разжимает руки с ребенком, имитируя рукопожатие. Психолог и ребёнок, поочередно входят в центр круга и приветствуют друг друга словами из четверостишья. Разыгрывается сюжетно-ролевая игра с куклой « Идем в гости» Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры. Дана таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку. |
Конспект занятия.
Игра «Ручки».
Ход игры. Ребёнок располагается перед психологом. Психолог берет ребенка за руку и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя «Рука моя, рука твоя…». Если ребенок активно сопротивляется, отнимает свою руку, тогда психолог продолжает похлопывание себе. При согласии ребенка на контакт с помощью рук продолжается похлопывание руки психолога по руке ребенка по типу.
Игра «Ладушки», предлагается такое четверостишье:
Ручки наши ручки поиграйте вы за нас,
Постучите, да пожмите вы покрепче прям сейчас
Будем с вами мы дружить и за руки всех ловить.
Игра «Хоровод».
Ход игры: психолог, ребёнок, поочередно входят в центр круга и приветствуют такими словами:
Станьте, дети,
Станьте в круг,
Станьте в круг,
Я твой друг
И ты мой друг,
Старый добрый друг.
Игра «Поиграй с куклой».
Ход игры: проведение сюжетно–ролевой игры на различные темы, например: «Идем за покупками», «В гостях». Кукла в этом случае является помощником в развитии социальных ролей ребенка.
Упражнение «Мы сейчас пойдем…»
Упражнение на развитие пространственной координации (понятия слева, справа, перед, за и т.д.) проходит в виде игры.
Мы сейчас пойдем направо! Раз, два, три!
А теперь пойдем налево! Раз, два, три!
Быстро за руки возьмемся! Раз, два, три!
Так же быстро разомкнемся! Раз, два, три!
Мы тихонечко присядем! Раз, два, три!
И легонечко привстанем! Раз, два, три!
Руки спрячем мы за спину! Раз, два, три!
Повертим над головой!! Раз, два, три!
И потопаем ногой! Раз, два, три!
Таблица.
Ребенку дается таблица цифр, расположенных в разброс, задача ребенка найти и назвать их по порядку.
Протокол коррекционного занятия №2
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель:
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
| Ребенку нужно раскрасить ракеты, которые летят вверх-зеленым цветом, вниз-красным, направо-синим, налево-желтым. Рассмотри картинку. Кто нарисован в правом верхнем, в левом верхнем, в правом нижнем, в левом нижнем углу? Кто в середине листа? Ребенок внимательно слушает рассказ, а после воспроизводит рассказ по вопросам. Ребенок внимательно слушает и отвечает, можно есть то что я назову, или нет. Ребенок смотрит на рисунок 3 минуты и запоминает его. Потом я убираю рисунок, а ребенок называет все предметы, которые там были нарисованы. |
Конспект занятия.
Приветствие. Здравствуй, сегодня у нас в гостях кукла Маша и она очень хочет с тобой поиграть, ты согласен? Отлично!
1 Упражнение «Вверх-вниз, направо –налево»
Цель: Развитие ориентировки в пространстве.
Смотри какой рисунок нам принесла Маша. Давай раскрасим ракеты? Раскрась ракеты, которые летят вверх, зеленым цветом, вниз-красным, направо-синим, налево - желтым.
2 Упражнение «В каком углу спрятался…?»
Цель: Развитие мышление
Смотри кто это на картинке, Маша не знает, давай ей расскажем? Рассмотри картинку. Кто нарисован в правом верхнем, в левом верхнем, в правом нижнем, в левом нижнем углу? Кто в середине листа?
3 Упражнение «Воспроизведение рассказа по вопросам».
Цель: Развитие памяти, внимания и речи.
Слушай внимательно, я прочитаю тебе рассказ про нашу куклу Машу. А тебе нужно будет потом ответить на вопросы.
4 Упражнение «Съедобное, несъедобное»
Цель: Развитие мышления и внимания.
Слушай внимательно, я буду называть тебе слова и бросать мяч, а ты должен поймать мяч и ответить можно есть или нельзя. Наша Маша путается и ей нужно помочь!
5 Упражнение «Запомни».
Цель: Развитие внимания и памяти.
Посмотри на рисунок три минуты и постарайся запомнить как можно больше предметов. Затем Маша заберет рисунок себе, а тебе нужно будет назвать, какие предметы ты запомнил.
Ты такой молодец! Маша так довольна нашим занятием, очень хочет прийти к нам еще! Ты пригласишь к нам Машу!? Умничка! Теперь попрощайся с Машей!
Протокол коррекционного занятия №3
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Цель: Активизировать познавательные психические процессы (внимание, восприятие, логическое мышление). Развивать общую и мелкую моторику, зрительно-моторную координацию. Учить согласовывать речь с движениями. Развивать умение сотрудничать, позитивно взаимодействовать со взрослым. Воспитывать познавательный интерес.
Этапы занятия | Ход занятия | Примечания |
2. Дидактическое упражнение «Скользящие фигуры» 3. Дидактическая игра «Заборчик» 4. Речевая игра «Наши ручки» 5. Упражнение с волчками 6. Упражнение «Раскрась мишку» 7. Упражнение на балансире «Покатай шарики» 8. Подведение итогов. Прощание | Показать мишке фигуры красного цвета, желтого, синего, зеленого, оранжевого. Построить заборчик для мишки из разноцветных палочек Кюизенера. Предлагаю встать и выйти на коврик. Предлагаю ребенку гимнастику «Наши ручки» Запустить волчки правой, а потом левой рукой. Предлагаю ребенку раскрасить изображение мишки. Предлагаю ребенку покатать шарики на балансире. |
|
Ход занятия:
Ввожу ребенка в кабинет. За столом сидит Мишка. Обращаю внимание на Мишку:
– Смотри, кто это нас встречает? (Мишка). Он приготовил для нас интересные задания. Сам он не справился. Хитро так смотрит, думает, справимся ли мы. Как думаешь? Поможем ему разобраться? (Поможем).
Приглашаю ребенка сесть. Обращаю внимание на стоящий на столе лабиринт.
1. Дидактическое упражнение «Скользящие фигуры»
– Смотри, какой беспорядок. Все цвета перемешались. Поможем Мишке разобраться? (Поможем). Покажи мишке фигуры красного цвета, желтого, синего, зеленого, оранжевого. Молодец! Теперь переведи фигуры с одной дорожек на другую. Сначала одной рукой. А теперь двумя руками одновременно. Умничка!
2. Дидактическая игра «Заборчик»
– Смотри, какое еще задание приготовил для нас Мишка.
Кладу перед ребенком палочки Кюизенера
– Он хочет, чтобы мы помогли ему построить заборчик. Но заборчик непростой. Посмотри из каких деталей он состоит? (Ответ ребенка). Ну что, поможем Мишке? (Поможем).
Выполнение задания. По окончанию выполнения:
– Как ты думаешь, получился заборчик? (Ответ ребенка). Он понравится Мишке? (Ответ ребенка). И я так думаю, очень хороший, красивый, большой заборчик получился – такой обязательно понравится. Теперь мы его уберем, Мишка уже знает, как такой заборчик строить, потом сам себе построит.
Убираем оборудование.
3. Речевая игра «Наши ручки»
– Давай немножко отдохнем и покажем Мишке, как мы умеем играть.
Предлагаю встать и выйти на коврик.
– Для начала приготовим наши ручки…
Где же наши ручки? – 3 раза (руки вытянуты вперед, поворачиваем кисти вправо – влево).
Нету наших ручек! (Спрятать руки за спину).
Вот, вот наши ручки! (Одна рука вперед – фонарик).
Вот наши ручки. (Вторая рука вперед – фонарик).
Пляшут, пляшут наши ручки. (Покачать руками над головой).
Пляшут наши ручки. (Покачать руками внизу).
Умничка, посмотри – и Мишка рад, что ты справился.
4. Упражнение с волчками
Предлагаю снова присесть, на столе приготовлены волчки.
– Смотри, что еще придумал Мишка: он хочет, чтобы мы запустили для него волчки. Сначала правой рукой. Потом левой. А теперь двумя руками одновременно. Попробуй запустить как можно больше волчков. Какой ты молодец!
5. Упражнение «Раскрась мишку»
– Так, что это тут у Мишки?
Достаю раскраску, баночку с водой, кисть.
– Да тут сам Мишка, только он какой-то грустный, некрасивый, черно-белый. Поможем ему развеселиться? (Поможем). Раскрасим его.
Раскрашиваем изображение мишки.
– Ух ты, какой Мишка красивый получился. Тебе нравится? (Нравится). Теперь Мишка какой? (Веселый).
6. Упражнение на балансире «Покатай шарики»
– Мишка так повеселел, что хочет нам что-то интересное показать.
Подвожу ребенка с помощью игрушки к балансиру.
– Вот это да, покажем Мишке, как мы умеем? (Да).
Выполнение упражнения (катание шариков по балансиру).
7. Подведение итогов– Мишка считает, что ты здорово справился со всеми заданиями. Я думаю, что он многому научился у тебя. А что мы сегодня для Мишки делали? (Ответ ребенка). Мишка был рад с тобой поиграть. А теперь тебе пора возвращаться домой. До свидания, Мишка!
Предварительный просмотр:
Протокол коррекционного занятия №1
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Тема: Домашние животные.
Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.
Задачи:
- учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
- формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
- развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
- развитие импрессивной речи;
- формирование первичных навыков экспрессивной речи;
- воспитание учебного поведения и общеучебных умений.
Педагогический инструментарий:
- модели игрушек домашних животных (корова, собака, овца);
- фотографии моделей игрушек животных, фотографии настоящих животных;
- изображение в рисунках животных разнообразных по окрасу и позе;
- компьютерное приложение (звуковая запись реально издаваемых звуков животными).
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Примечание |
Орг.момент
– Формирование навыка смотреть в лицо. | – Федя, привет. Посмотри на меня. – Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо. | Ребенок позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями. | Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку» |
– Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве. | – Молодец! Дай пять! Лови руки. | Ищет руки педагога. | Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога. |
Основная часть
– Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией | Будем заниматься. Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией. | Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории | Перед ребенком выкладываются три фотографии животных (корова, овца, собака). |
– Соотнесение моделей игрушек животных с их фотографией, фотографией настоящего животного и нарисованного изображения | Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки. | Ребенок сортирует изображения по категориям. | Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. |
– Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек животных с их изображением на экране монитора и звучанием голосов животных. | Педагог выделяет на мониторе изображения одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!» | Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
– Работа по подражательной деятельности | – Федя, сделай как я. | Ребенок выполняет подражательные движения. | Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку. |
– Слухо-зрительное соотнесение фотографий животных. | Педагог выделяет на мониторе изображение одного из животных, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Корова - муу, дай», «Собака- Ава, ава, дай», «Овечка - Бе, дай» | Ребенок дает соответствующую фотографию. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
– Слуховое соотнесение рисунков животных с игрушками изображающими этих животных. | Педагог включает звучание голосов животных и произносит: «Корова- Му, возьми», «Собака - Ава, ава, возьми», «Овечка - Бе, возьми» | Ребенок берет соответствующую игрушку. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
– Формирование навыков экспрессивной речи.
| Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му,скажи, Корова», «Ава, ава, дай, скажи Собака», «Бе, возьми, скажи Овца» | Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
Заключительный этап | – Саша, молодец. | Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога. | Выполняются игровые действия |
Протокол коррекционного занятия №2
ФИО ребенка:
Дата:
Общее время: 30 мин.
Тема: Птицы.
Цель: развить единство сенсорного восприятия как базы для формирования экспрессивной и импрессивной речи.
Задачи:
- учить воспринимать в единой совокупности (зрительно, тактильно, на слух) реалии окружающего мира на материале занятия;
- формировать навык слежения за перемещением предмета в пространстве;
- развитие мыслительных операций: конкретизация, обобщение;
- развитие импрессивной речи;
- формирование первичных навыков экспрессивной речи;
- воспитание учебного поведения и общеучебных умений.
Педагогический инструментарий:
- модели игрушек птиц (утка, курицы, индюк);
- фотографии моделей игрушек птиц, фотографии настоящих птиц;
- изображение в рисунках птиц разнообразных по окрасу и позе;
- компьютерное приложение (звуковая запись реально издаваемых звуков птицами).
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность учащегося | Примечание |
Орг.момент
– Формирование навыка смотреть в лицо. | – Саша, привет. Посмотри на меня. – Вот нос. А это щеки. Хорошо смотришь, молодец. Вот глазки. Ку-ку. Это глазки. Хорошо. | Ребенок позволяет педагогу выполнять манипуляции. Смотрит в лицо педагогу и следит за своими движениями. | Педагог берет руки ребенка в свои руки, исследует ими свое лицо. Надувает щеки и лопает указательными пальцами ребенка свои надутые щеки. Трогает пальцами ребенка свои ресницы. Педагог закрывает свои глаза руками ребенка, затем открывает и говорит: «Ку-ку» |
– Формирование навыка следить за передвижение предмета в пространстве. | – Молодец! Дай пять! Лови руки. | Ищет руки педагога. | Педагог и ребенок хлопают друг друга в ладошки, аккомпанируя: «Мо-ло-дец!», педагог на последнем слове неожиданно либо убирает руки в сторону, либо щекочет, что провоцирует ребенка следить за действиями педагога. |
Основная часть
– Соотнесение моделей игрушек птиц с их фотографией | Будем заниматься. Педагог по одной протягивает игрушку-модель для соотнесения с фотографией. | Ребенок соотносит игрушку и фотографию, раскладывает по категории | Перед ребенком выкладываются три фотографии птиц (утка, курица, индюк). |
– Соотнесение моделей игрушек птиц с их фотографией, фотографией настоящей птицы, нарисованного изображения | Педагог по одной протягивает фотографию или рисунок для дальнейшей сортировки. | Ребенок сортирует изображения по категориям. | Если ребенок допускает ошибки, педагог руками ребенка исследует игрушку, а затем, обводит контур как сомой игрушки, так и контур изображения. |
– Слухо-зрительное соотнесение моделей игрушек птиц с их изображением на экране монитора и звучанием голосов птиц. | Педагог выделяет на мониторе изображения одной из птиц, включает звуковое оформление голоса животного и произносит: «Где? Покажи!» | Ребенок указывает указательным жестом на соответствующую игрушку. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек птиц. |
– Работа по подражательной деятельности | – Саша, сделай как я. | Ребенок выполняет подражательные движения. | Педагог хлопает в ладоши, дотрагивается до своего носа, стучит кубиком по столу. Инструкции выполняются поочередно. При возникновении затруднений педагог использует тактильную подсказку. |
– Слухо-зрительное соотнесение фотографий птиц. | Педагог выделяет на мониторе изображение одной из птиц, включает звуковое оформление голоса птицы и произносит: «Утка- кря-кря, дай», «Курица- ко-ко-ко, дай», «Индюк- бал-бал-бал-балды-балды, дай» | Ребенок дает соответствующую фотографию. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек птиц. |
– Слуховое соотнесение рисунков птиц с игрушками изображающими этих птиц. | Педагог включает звучание голосов птиц и произносит: «Утка- кря-кря, возьми», «Курица- ко-ко-ко, возьми», «Индюк- бал-бал-бал-балды-балды, возьми» | Ребенок берет соответствующую игрушку. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек птиц. |
– Формирование навыков экспрессивной речи.
| Педагог, провоцируя ребенка к повторению, произносит: «Му,скажи, Корова», «Ава, ава, дай, скажи Собака», «Бе, возьми, скажи Овца» | Ребенок повторяет за педагогом и выполняет инструкции. | Перед ребенком на столе стоят модели игрушек животных. |
Заключительный этап | – Саша, молодец. | Ребенок пытается увильнуть от щекотки и перехватить руки педагога. | Выполняются игровые действия |