1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития адаптации обучающихся и воспитанников
1.1. Наличие стабильных положительных результатов коррекции развития адаптации обучающихся и воспитанников
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога Корнеевой Татьяны Альбертовны в МКДОУ «Детский сад №30» проводится системно на основе годового плана работы в форме групповых и индивидуальных занятий. Наличие положительной динамики и устойчивости результата коррекции и развития ребенка, с которым работает педагог-психолог можно определить по итогам работы над данным видом деятельности. Приоритетными направлениями деятельности педагога-психолога ДОУ является психологическое сопровождение:
- групп раннего возраста в период адаптации;
- подготовительных групп дошкольной организации;
- социально-коммуникативное развитие дошкольников.
Психологическое сопровождение заключается в следующем:
- оказание консультативной помощи педагогам, родителям воспитанников;
- тесное взаимодействие с воспитателями и родителями групп;
- организация и проведение родительских собраний, семинаров-практикумов по подготовке детей к детскому саду, школе, обучению психологическим, развивающим, коммуникативным играм;
- выпуск наглядно-информационных материалов (памятки, рекомендации, брошюры, буклеты)
- организация групповых и индивидуальных развивающих занятий ведется коррекционно-развивающая работа на основе Программы психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой, коррекционно-развивающих занятий под ред. В.Л.Шарохиной, Л.И. Катаева, а с детьми раннего возраста по программе А.С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению», для работы с детьми с особенностями в развитии разработаны индивидуальные адаптированные образовательные маршруты в соответствии с рекомендациями ЦПМПК.
Всесторонний обхват всех участников воспитательно-образовательного процесса в группах раннего возраста позволяет пройти период адаптации детьми более успешно, в подготовительной группе подготовится к школьному обучению, что выявляется в результате диагностических обследований детей.
Адаптация. В период поступления воспитанников в дошкольное учреждение в группах проводилось наблюдение, целью которого было определение особенностей привыкания детей к условиям дошкольного образовательного учреждения. В процессе наблюдения фиксировались следующие показатели психического здоровья ребенка:
- эмоциональное состояние;
- социальные контакты со взрослыми и детьми;
- познавательная и игровая деятельность;
- реакция на изменение привычной ситуации.
Показатели уровня адаптированности к дошкольному учреждению
по программе А.С. Роньжиной «Диагностика уровня адаптированности ребёнка к дошкольному учреждению»
п/п | Период | Поступило детей в ДОУ | Количество детей с разным уровнем адаптации (по степени) | ||
Легкая | Средняя | Тяжелая | |||
1 | 2019-2020 уч.г. | 42 | 35 | 7 | - |
2 | 2020-2021 уч.г. | 44 | 37 | 7 | 1 |
3 | 2021-2022 уч.г. | 47 | 41 | 6 | - |
4 | 2022-2023уч.г. | 46 | 44 | 2 | - |
| Итого | 179 | 157 | 22 | 1 |
Таким образом за отчетный период:
157 детей адаптировались в легкой форме, у таких детей нормализовался сон, они нормально начинали есть. Настроение бодрое, приподнятое, дети спокойно прощались утром с родителями. Высокий уровень интереса к окружающему, хорошая речевая и познавательная активность. Заболеваемость на среднем уровне.
У 22 детей острая фаза адаптационного процесса проходила в степени средней тяжести: они переболели по 1-2 раза; у них наблюдались признаки психического стресса: страх, упрямство, плаксивость, капризность. Но по истечению 2 месяцев поведение у них нормализовалось и самочувствие улучшилось.
Дети с тяжелой формой адаптации практически отсутствуют.
У большинства детей эмоциональное состояние стало стабильное, во взаимоотношениях с взрослыми начинали проявлять инициативу, в деятельности либо подражали взрослым, либо наблюдали за действиями взрослых и сверстников, стремясь познать новое, у многих детей появились элементы сюжетно – ролевой игры.
Выводы: Таким образом можно сделать вывод, что для большинства детей процесс адаптации проходил на высоком и среднем уровне. Этому способствовала совместная работа всех участников образовательного процесса и проведённые мероприятия:
1. Занятия психолога с детьми в адаптационный период по программе Роньжина А.С.
2. Систематическое консультирование родителей и педагогов.
3. Распространение информации по адаптации: памятки, буклеты, стендовая информация.
4. Прием детей в группу осуществлялся по индивидуальному графику, с постепенным увеличением времени пребывания ребенка в ДОУ - с 2 часов до перехода на полный день.
5. Учёт индивидуальных особенностей детей.
6. Организация игровой деятельности, которая способствовала формированию у детей уверенности в самих себе и своих возможностях и закладывала основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю, а также основы доброжелательного отношения детей друг к другу.
С детьми, имеющими низкий уровень адаптации были продолжены занятия в индивидуальной форме, а также были проведены дополнительные консультации с родителями с целью выявления причин и оказания помощи.
Основными причинами низкого уровня адаптированности послужили: не соблюдение режима дня и частые пропуски.
Готовность к школьному обучению.
Одним из направлений работы педагога-психолога ДОУ является психодиагностика, где важное место отводится диагностике готовности к школе. От уровня готовности к школе зависит успешность обучения в школе и его адаптация к новым условиям. Это делает актуальным проведение диагностики готовности к школе. Используемая методика: Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду.
Важным компонентом школьной готовности является интеллектуальная готовность. В таблицах 1-4 представлены данные об уровне развития познавательных процессов за 2019 – 2023 учебные года.
Таблица 1. Развитие памяти.
Период | Общее количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | ||
2019-20 уг | 69 | 40 чел. | 58% | 23 чел. | 33% | 6 чел. | 9% |
2020-21 уг | 74 | 58 чел. | 78% | 12 чел. | 16% | 4 чел. | 6% |
2021-22 уг | 76 | 59 чел. | 78% | 14 чел. | 18% | 3 чел. | 4% |
2022-23 уг | 81 | 62 чел. | 77% | 15 чел. | 18% | 4 чел. | 5% |
Таблица 2. Развитие внимания.
Период | Общее количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | ||
2019-20 уг | 69 | 38 чел. | 55% | 22 чел. | 32% | 9 чел. | 13% |
2020-21 уг | 74 | 42 чел. | 57% | 26 чел. | 28% | 6 чел. | 15% |
2021-22 уг | 76 | 46 чел. | 61% | 24 чел. | 32% | 6 чел. | 7% |
2022-23 уг | 81 | 49 чел. | 60% | 24 чел. | 30% | 8 чел. | 10% |
Таблица 3. Развитие мышления.
Период | Общее количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | ||
2019-20 уг | 69 | 45 чел. | 65% | 22 чел. | 32% | 2 чел. | 2% |
2020-21 уг | 74 | 52 чел. | 70% | 19 чел. | 26% | 3 чел. | 4% |
2021-22 уг | 76 | 55 чел. | 72% | 17 чел. | 23% | 4 чел. | 5% |
2022-23 уг | 81 | 61 чел. | 75% | 16 чел. | 20% | 4 чел. | 5% |
Таблица 4. Развитие воображения.
Период | Общее количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
| Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | |
2019-20 уг | 69 | 50 чел. | 48% | 17 чел. | 48% | 2 чел. | 4% |
2020-21 уг | 74 | 54 чел. | 52% | 20 чел. | 48% | 0 чел. | 0% |
2021-22 уг | 76 | 53 чел. | 70% | 22 чел. | 29% | 1 чел. | 1% |
2022-23 уг | 81 | 64 чел. | 79% | 15 чел. | 19% | 2 чел. | 2% |
В таблице 5 представлены результаты диагностики познавательных процессов.
Период | Общее количество детей | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень | |||
| Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | Количество детей | Процент | |
2019-20 уг | 69 | 52 чел. | 75% | 14 чел. | 20% | 3 чел. | 4% |
2020-21 уг | 74 | 59 чел. | 80% | 11 чел. | 15% | 4 чел. | 5% |
2021-22 уг | 76 | 58 чел. | 76% | 15 чел. | 20% | 3 чел. | 4% |
2022-23 уг | 81 | 62 чел. | 77% | 15 чел. | 18% | 4 чел. | 5% |
Таблица 5. Общие показатели готовности к школе.
Важным компонентом готовности к школьному обучению является мотивационная и
Выводы:
Диагностика в начале учебного года позволила определить общий уровень готовности к школе, включающих в себя личностный, мотивационный и познавательный компонент, выявить сильные и слабые стороны в развитии ребёнка, а также выявить детей, нуждающихся в коррекционно-развивающей работе. Были выявлены основные проблемы в развитии произвольного внимания, словесно-логического мышления, воображения. У большинства детей хорошо развита кратковременная слуховая память и наглядно-образное мышление. Таким образом по результатам диагностики в начале учебного года была сформирована коррекционно-развивающая группа детей с низким уровнем развития познавательных процессов.
Диагностика в конце учебного года позволила выявить динамику в развитии познавательных процесс и в формировании мотивационной, личностной готовности. Результаты, полученные в конце учебного года, говорят о положительной динамике в развитии познавательных процессов детей подготовительных групп, а также о динамике в мотивационной и личностной готовности.
Достичь положительной динами позволили:
- Систематические коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими низкий уровень развития, направленные на предупреждение школьной дезадаптации;
- Совместная работа всех участников образовательных отношений;
- Высокая посещаемость детей коррекционно-развивающих занятий;
- Вовлеченность родителей (законных представителей) в коррекционно-развивающий процесс.
Процент детей, имеющих низкий уровень развития познавательных процессов на конец учебного года составил 10 % (4 человека). Отсутствие динамики у этих детей связано с частыми пропусками занятий и отсутствуем интереса родителей (законных представителей) к коррекционно-развивающему процессу.
Психокоррекционная работа проводится в двух направлениях: индивидуальная и групповая. Индивидуальная психокоррекционная работа педагога-психолога осуществляется на основе выборки воспитанников, нуждающихся в коррекционной работе. Опираясь на результаты проведённой диагностики, а также по запросам родителей, педагогов и администрации ДОУ, проводились занятия с детьми, имеющими трудности в обучении, поведении и адаптации.
Общее количество групповых и индивидуальных занятий
по Программе психолого-педагогических занятий для дошкольников «Цветик- семицветик» под ред. Н.Ю.Куражевой.
п/п | Период | Количество занятий | ||
групповых | индивидуальных | всего | ||
1 | 2019-2020 уч.г. | 224 | 56 | 280 |
2 | 2020-2021 уч.г. | 224 | 53 | 277 |
3 | 2021-2022 уч.г. | 224 | 62 | 286 |
4 | 2022-2023уч.г. | 224 | 58 | 282 |
| Итого | 896 | 229 | 1125 |
Групповая коррекционно-развивающая работа проводится в соответствии с планом работы педагога- психолога.
Представленные результаты работы демонстрируют улучшение показателей развития познавательной активности, повышения уровня развития внимания, памяти, мышления.
Особое место в работе педагога-психолога занимает индивидуальная работа. Занятия посещают дети с трудностями обучения и воспитания.
Количество воспитанников
с индивидуальным образовательным маршрутом
п/п | Период | Количество детей | |
На начало учебного года | На конец учебного года | ||
1 | 2019-2020 уч.г. | - | - |
2 | 2020-2021 уч.г. | 1 | 4 |
3 | 2021-2022 уч.г. | 5 | 7 |
4 | 2022-2023 уч.г. | 7 | 10 |
Оценка эффективности работы показала, что индивидуальные и групповые занятия интересны и актуальны для детей. В ходе анализа коррекционной и развивающей работы в ДОУ можно сделать вывод о тенденции повышения положительной динамики за отчетный период.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nalichie_stabilnyh_rezultatov_pp.pdf | 2.36 МБ |