Мое самообразование

Мирвалеева Илюза Флюровна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 14 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЯНАУЛ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

САМООБРАЗОВАНИЕ

ПО ТЕМЕ:

«ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

НА 2022-2023 УЧ. ГОД

                                                                                      ВОСПИТАТЕЛЯ:

МИРВАЛЕЕВОЙ И.Ф.

ЯНАУЛ

2022

Самообразование на 2022-2023 учебный год

Тема: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста».

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
  2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  3. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  4. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приёмов;
  5. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр.

Форма отчётности:

  • Консультация для воспитателей по развитию мелкой моторики дошкольников;
  • Сообщение «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада»;
  • Картотека пальчиковых игр;
  • Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Формы работы:

  • Совместная деятельность воспитателя с детьми;
  • Индивидуальная работа с детьми;
  • Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Методы и приёмы работы:

  • Массаж кистей рук
  • Пальчиковая гимнастика, физкультминутки
  • Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
  • Пальчиковый театр
  • Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала (семена, крупы и т. д.)
  • Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечой и т. д.
  • Конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО
  • Различные виды аппликаций
  • Рисование по трафаретам
  • Штриховка
  • Дорисовка (по принципу симметрии)
  • Лабиринты
  • Дидактические игры
  • Шнуровка
  • Игры с мелкими предметами
  • Пазлы, мозаика

I ЭТАП. Информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

Изучение научной и учебно-методической литературы:

  1. Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. ООО «Издательство Астрель», 2006.
  2. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. - М.: «Карапуз», 2007.
  3.  Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4.  Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. СПб.: Изд. дом «Литера», 2006.
  5. Железнова Е. Пальчиковые игры.
  6. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. — М.: Просвещение, 1973.
  7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. — М.: Просвещение, 1979.
  8.  Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. - СПб.: Изд. Дом «Литера», 2007.
  9. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Издательство: ДЕТСТВО-ПРЕСС.2008.
  10. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2008. – 64.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
  11.  Пименова Е. П. Пальчиковые игры. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
  12. Савельева Е. А. Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. 64 с. (Кабинет логопеда).
  13. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. — М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
  14.  Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. - М.: Эксмо, 2006.
  15.  Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. - СПб.: Корона-Век, 2007. - 32 с. ил.
  16.  Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь - СПб.: ИЧП «Хардфорд», 1996.

II ЭТАП. Внедрение в практику.

Изготовление игр.

III ЭТАП. Представление опыта по теме самообразования.

  • Подготовка отчёта по теме;
  • Выступление на педсовете.

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могу застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, счетные палочки, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи. Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук. Доказано, что мысль и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. "Рука-это вышедший наружу мозг человека". От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

Я выбрала тему по самообразованию "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста", так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Детям очень нравится разучивать пальчиковые игры. Работа по развитию мелкой моторики тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

План работы по самообразованию

  1. Изучить работу по данной теме.
  2. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.
  3. Подобрать упражнения по совершенствованию статической и динамической координации движений пальцев рук.
  4. Внедрить в работу с детьми.
  5. Подготовить консультацию для воспитателей: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста».
  6. Подготовить консультацию для родителей: «Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

Консультация для родителей.

«Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать».

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать.

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны?

Дело в том, что наши предки общались  при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику?

Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

Развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

Полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н. П. Бутовой)

Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

Сложить ладони и разводить пальцы рук.

Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

  • плетение;
  • лепка (из пластилина, глины);
  • нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;
  • различные игры – шнуровки;
  • конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);
  • мозаики;
  • вырезание из бумаги и картона;
  • вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка...»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками.

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Подготовила: воспитатель Мирвалеева И.Ф.

 «Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе детского сада».

Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу детского сада – это предметно-развивающая среда. В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторике.

Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки (обычная, крестом, по кругу и т.д.).

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рифлёные, мягкие (набитые  пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.

Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:

  • кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
  • прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук;
  • клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • кастаньеты для отстукивания ритма;
  • шаблоны (лекало) по лексическим темам для обведения, раскрашивания, штриховки;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» для вытаскивания из сухого бассейна;
  • сухие бассейны, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей;
  • «моталочки» - верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика), к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
  • игры типа «китайских шариков»;
  • грецкие орехи для массажа;

Все эти пособия и игры должны находиться в свободном доступе для ребёнка.

 При этом взрослый объясняет, показывает, рассказывает, для чего нужны данные пособия и игры, как их использовать, соблюдая технику безопасности и руководствуясь принципами охраны жизни и здоровья воспитанника.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.).

 Начиная с младшей группы, можно организовать специальную полочку по изодеятельности. Она оборудуется таким образом, что ребенок в любое время самостоятельно может взять необходимые материалы и заниматься самостоятельной художественной деятельностью.

По мере того, как наши дети взрослеют, содержимое полочки меняется (большие кисточки – на маленькие, гуашь – на акварель, увеличивается цветовая гамма красок, карандашей, мелков, пластилина и т.д.).

Постарайтесь «привить» детям любовь к природным материалам, глине, пластилину. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук. Научитесь работать с бросовым материалом.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук занятия с использованием бумаги. Эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

В старшей группе можно использовать тетради-штриховки для подготовки руки к письму. У каждого ребенка своя тетрадь, он может работать в ней самостоятельно в свободное время.

Сначала можно использовать тетради в крупную клетку, в которой воспитатель пишет детям задание  для работы дома.

Затем можно применять готовые прописи-штриховки со специально подобранными графическими упражнениями (штриховка, обвод контуров, проведение различных линий, раскрашивание предметов и др.). Работа в таких тетрадях не только доставляет детям удовольствие, но и эффективно готовит руку к письму.

Также, в старшей и подготовительной группах, можно использовать нетрадиционные способы раскрашивания гелевыми ручками. На  каждого ребенка приобретается своя раскраска, но картинки он закрашивает не простым способом, а разными фигурами (овалами, треугольниками, ромбами, снежинками, сердечками, точками и т.д.). Вся работа в “веселых прописях” и раскрасках должна иметь дифференцированный подход (от простого к сложному)

Развивающую среду также дополняют разные виды театров, которые имеют немаловажное значение в развитии мелкой моторики. Популярен у детей «Театр пальчиков», «Театр рукавичек», «Театр Петрушек». Здесь требуются умелые руки и желание произносить монологи, даже самостоятельно создавать сценарии. Куклы двигаются в такт музыке, поворачивают голову, кланяются, выразительно действуют «руками» - детскими пальцами.

Для родителей в приемной можно оформить уголок, где размещается необходимая информация по развитию мелкой моторики,  фотовыставка, которая периодически меняется.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, мы, прежде всего, должны думать о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постараться донести до родителей необходимость и важность этого.

Литература:

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. «Игры с пальчиками для развития речи и творческих способностей детей». - М.: ООО «ИКТЦ ЛАДА», 2009.
  2. Анищенкова Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – АСТ, 2011. – 64с.
  3. Анищенкова Е.С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников. – Профиздат, 2007. – 62с.
  4. Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
  6. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. «Наши пальчики играют». – СПб.: «Паритет», 2003.
  7. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей». – М.: «ГНОМ и Д», 2002.
  8. Каплунова И., Новоскольцева И. «Ладушки» Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «Невская нота», 2010.
  9. Крупенчук  О.И., «Пальчиковые игры». Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2005.
  10. Маханёва М.Д., Рещикова С.В. «Игровые занятия с детьми от одного до трёх лет». - М.: Творческий центр Сфера, 2009.
  11. Черенкова Е.Н., «Оригинальные пальчиковые игры». «Рипол-классик» Москва, 2008.


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 14 “Дюймовочка” города Янаул муниципального района Янаульский район

Республики Башкортостан

План самообразования воспитателя за 2018-2019 уч.г.

Мирвалеевой Илюзы Флюровны

по теме:

 “Воспитание патриотических чувств у дошкольников через региональный компонент”

Янаул – 2018 г.

Тема:  Воспитание патриотических чувств у дошкольников через региональный компонент.

Цель: Повышение компетентности в вопросах формирования патриотических чувств у дошкольников через региональный компонент.

Задачи: 

  1. повысить свой теоретический и научно – методический уровень. через подборку и изучение методической литературы;
  2. проанализировать условия. созданные в детском саду для патриотического воспитания;
  3. разработать консультации для педагогов;
  4. провести работу с родителями по патриотическому воспитанию;
  5. разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
  6. провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Актуализация выбранной темы:

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по патриотическому воспитанию дошкольников остается одним из актуальных направлений деятельности современного ДОУ. Важным в социализации ребенка является гуманистическое воспитание с опорой на общечеловеческие ценности: любовь к родителям, к своей семье, к людям, которые сопровождают ребёнка в первые годы жизни, к родному месту, где он вырос, и, безусловно, к Родине. Как сказал Сухомлинский: «Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».

Чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Первые годы жизни ребёнка имеют решающее значение в становлении основ его личности, поэтому важно правильно организовать воспитание и процесс усвоения ребёнком опыта общественной жизни, продумать условия для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности. Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что для каждого конкретного возраста ребёнка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности. Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня является одной из наиболее актуальных. Недооценка  патриотического  воспитания  приводит  к  ослаблению  социально экономических,  духовных  и  культурных  основ  развития  общества  и  государства.  Этим  и  определяется  приоритетность  патриотического  воспитания  в  общей  системе  воспитания  граждан  России.

Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, к родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации и толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труду, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Ожидаемые результаты:

Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно-патриотического воспитания дошкольников: формировать любовь к родному городу и интерес к его прошлому и настоящему, развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, районе, городу, крае, стране, воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому, развивать бережное отношение к городу, природе, формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл данной работы.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь-май

  1. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера 2007. – 224 с.
  2. Нравственноо-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО Издательство «Детство Пресс», 2011. – 192 с.
  3. Нравственно-патриотическое и духовное воспитание дошкольников. Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.
  4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред. Л.А. Кондрыкинской. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
  5. НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ http://martino.ucoz.ru/dok/nac_doktr.pdf
  6. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. — М.: АРКТИ, 2007.
  7. Логинова Л.В. Что может герб нам рассказать… — М.: Изд-во «Скрипторий», 2003.
  8. Как научить детей любить Родину: Руководство для воспитателей и учителей / Авторы — составители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.Щербакова. — М.: АРКТИ, 2005.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живём в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. Средняя группа. — М.: «Издательство Скрипторий», 2008.
  10. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. — М.: УЦ «Перспектива», 2008.

Работа с детьми

Сентябрь-май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях, слушание легенд, народных мелодий,

Сентябрь

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Картотека игр

Октябрь

Углубить знания детей об историческом прошлом и настоящем родной республики

НОД «Башҡортостан-гөлбостан»

Праздник «Цвети моя республика»

Ноябрь

Ознакомление с государственной символикой Республики

Башкортостан

Выставка работ детского творчества

Лэпбук «Башкортостан»

Декабрь

Ознакомление с обычаями и традициями, культурой башкирского народа

Национальные узоры

Лэпбук «Башкиры: быть и культура»

Выставка рисунков «Национальные узоры»

Январь

Животный и растительный мир Республики Башкортостан

НОД «Красная книга Республики Башкортостан»

Февраль

Интересные места нашей республики

( горы, памятники, храмы, мечети и др.)

Викторина в  подготовительной группе

«Семь чудес Башкортостана»

Март

Ознакомление с главные праздниками Республики Башкортостан»

Праздник «Наурыз»

Апрель

Салават Юлаев – национальный герой РБ

Беседы о храбрости

Башкирские народные подвижные игры

Май

Беседа «Город, в котором я живу»

Виртуальная экскурсия по г.Янаул

Работа с педагогами

Октябрь

Индивидуальные беседы с воспитателями ДОУ

Ноябрь

Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников»

Январь

Викторина для воспитателей ДОУ «Знатоки региональной культуры»

Апрель

Смотр-конкурс «Уголок по краеведению»

Март

Анкетирование «Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Работа с родителями

Ноябрь

Папка-передвижка для родителей на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников»

Декабрь

Изготовление памяток, буклетов для родителей

Февраль

Анкетирование «Патриотическое воспитание ребенка в семье»

Апрель

Конкурс «Родословная семьи»

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2018-2019 уч.г.

Май

Отчет по теме самообразования

Выступление на МО


Результат работы позволил сделать вывод, что использование регионального компонента в целях формирования нравственно-патриотических качеств у дошкольников является действенным и эффективным. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.



Предварительный просмотр:

    Консультация для воспитателей        

«Патриотическое воспитание дошкольников»

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
        Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
        Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
       

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,     детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.


У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это — первые
и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.д. Ушинский подчеркивал, что “... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.


Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей
и символами.


Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту работы по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
Задача педагога — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события
и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.


Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.


Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано
мя удобства людей.  диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.


В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и  бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству’!, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.


Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.

 
Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)


Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.


Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица

Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.


Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с
формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания

.
Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка
в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поiщержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.


К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство
и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подход; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

 
Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам
— праздники.


Тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

Основной формой нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можно предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.


Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной
и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того1 необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, “Мой город”, “Столица нашей Родины — Москва”).
Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Большой интерес вызывают у детей игры в “поездки и путешествия” (по Волге, в прошлое города и т.д.). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).


Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям1, — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.


В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

 
Необходимо отметить, что в настоящее время у
людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края
и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

Не менее интересно провести “мини- исследование”. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки1’, например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и
т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей.

«Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

1.Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

2.Возможно ли патриотическое воспитание в детском саду?

3.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста?

4.Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

5.Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

6.Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо за сотрудничество!

Анкета для родителей

«Патриотическое воспитание ребенка»

Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию), поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны.

  1. Считаете ли вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?
  1. Да.
  2. Нет.
  1. Что для вас означает выражение «быть патриотом»? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  1. Считаете ли вы важным воспитание у детей дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств?  
  1. Да.
  2. Нет.
  1. Где, по-вашему,  ребенок получает основы патриотизма?
  1. В школе.
  2. В семье.
  3. В детском саду.
  1. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать о своем родном городе?
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Иногда.
  1. Рассказываете ли вы своему ребенку о Железнодорожном, его истории, достопримечательностях, знаменитых людях?
  1. Да.
  2. Нет.
  3. Иногда.
  1. В каких местах нашего города вы любите бывать со своим ребенком?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что лично вы делаете для воспитания у своего ребенка любви к родному городу?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой помощи в этом направлении ждете от детского сада?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас!



Предварительный просмотр:

Анкета для воспитателей.

«Моя система работы по патриотическому воспитанию дошкольников»

Вопрос

Да

нет

1

Актуальна ли в наше время проблема патриотического воспитания?

2

Правомерно ли говорить о патриотическом воспитании применительно к детям дошкольного возраста?

3

Обладаете ли Вы личностными качествами, которые могут служить положительным примером в воспитании патриотизма у детей?

4

Считаете ли Вы нужным увеличить запас знаний по истории и географии Республики Башкортостан?

5

Хорошо ли Вы знаете народную культуру, традиции?

6

Достаточно ли у Вас знаний о городе, в котором вы живете?

7

Позволяет ли Вам ясность, образность и выразительность речи донести до сознания детей информацию по проблеме патриотического воспитания?

8

Можете ли Вы проектировать и планировать работу по данному направлению с детьми той возрастной группы, с которой работаете?

9

Владеете ли Вы соответствующими методиками и технологиями?

10

Правильно ли организована в групповой комнате предметно- развивающая среда: подобран демонстрационный материал, дидактические игры по патриотическому воспитанию?

11

Проводите ли вы досуги и развлечения по теме?

12

Востребована ли тема патриотического воспитания детей в работе с семьей?

Анализ работы воспитателя по патриотическому воспитанию дошкольников.

Критерии оценки

Оценка старшего воспитателя

Оценка педагога

1

Создает условия для развития эмоционально положительного отношения к родному городу, культуре, традициям, символике, природе России.

2

Представляет детям возможность осваивать предлагаемую в доступной форме информацию(художественная литература, иллюстрации, наглядные пособия, экскурсии)

3

Создает условия для самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

4

Дает детям элементарные представления:

Об истории государства

Об истории быта народов России

О традициях

О народных праздниках

О народной игрушке, истории ее возникновения

5

Знакомит с устным народным творчеством

6

Дает представления об историко- географических и природных компонентах:

Размерах страны и ее природных богатствах,

Природно- климатических зонах и условиях жизни людей в них

7

Формирует бережное отношение к природе

8

Рассказывает о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе (Земля- наш общий дом, а человек- часть природы)

9

Знакомит детей с символикой государства:

Флагами (государственный, военно- морской, знамя Победы) и гербами (государственный, герб города, района), их назначением

10

Знакомит с историей родного города, его улицами, площадями, проспектами, достопримечательностями, зелеными зонами

11

Организует совместную деятельность детей и взрослых: игры, досуги и развлечения

12

Создает в группе соответствующую предметно- развивающую среду: дидактические игры, демонстрационный материал.




Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр

по нравственно-  патриотическому воспитаниюhttp://apruo.ru/images/stories/statiy/puti-sredstva-i-metodi-patrioticheskogo-vospitaniya-detey-oshkolnogo-vozrasta-chast-2.jpg

 Дидактическая игра позволяет шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах нравственных переживаний. Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. Предлагаемые игры и упражнения могут проводить воспитатель, педагог на прогулке во время утреннего приема, в вечерние часы, в период свободной деятельности детей

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.  

«Наш детский сад ».

Цель: закрепить знаний детей о дет. саде, о работниках дет сада..  Какие обязанности они выполняют. Где находятся группа, столовая, и т.д. .Закрепить умение ориентироваться по плану в пространстве

Материал: фотографии и иллюстрации  детского сада, работников дет.сада. Планы дет сада, 1, 2 этажа, группы 

Ход игры: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о работниках дет.сада .По плану дети ориентируются в пространстве

«Поиски добрых слов» .»

  Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства  правоты и справедливости., связь слова и поступка, слово и отношение

Материал:

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует извиняться , где и когда, как применяются эти вежливые слова

«Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений».

  Цель:  обратить внимание детей на то, что добрые чувства, поступки и дела вызывают чувство уважения, дружбу и любовь. Формировать дружеские отношения, закреплять правила этикета, правила поведения.

Материал: картинки с разными сюжетами добрых поступков, хорошего и плохого поведения

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том ,как следует себя вести в том или ином месте, какие поступки хорошие.. 

«Наша страна».

Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице

Материал:.

иллюстраций, фотографий

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях республики Башкортостан

Материал:  иллюстрации, фотографии

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают 

   

« Флаг России»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал: полосы красного, синего и белого цвета

Ход игры : Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России

   

«Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом  , составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семь

«Найти флаг России, Республики Башкортостан»

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры :  среди 4-6  предложенных флагов  найти нужный

«Путешествие по городу Янаулу»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры .

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей г орода

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

 

«Назови кто»

Цель: знакомить детей с  главными людьми   РФ,

Материал: портреты известных соотечественников

Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Наш микрорайон». 

Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона  

Ход работы : По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

«Назови виды спорта».

Цель: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что  занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.

Материал: картинки с разными видами спорта, пиктограммы видов спорта, символическое изображение человечков

Ход  игры : Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.

«Моих родителей зовут…»

Цель:  Закрепляем знания имени и отчества родителей, дедушек , бабушек…

Материал:  семейные фотоальбомы

Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.

   

«Вчера- сегодня»

Цель: развивать чувство времени у детей.

Ход игры : Взрослый предлагает детям выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.

«Почта»

Цель: закрепить знания детей о городах России.

Материал: почтовые конверты, открытки

Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта- связь между людьми.

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.

Материал : картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффик -ец

Ход Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут

Китай-китаец, африка-африканец…

«Путешествие по планете Земля»

 Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем - как к планете.

  Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты,  

 

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира .

 Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают,

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры: Медведю – берлога

                   Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев и кустарников  и листьев

 Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

               

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности  

Материал :»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц  

 

Ход игры: Воспитатель показывает

 картинку с изображением редких животных и растений

,дети называют

.Воспитатель

 рассказывает о  них

«Страны и народы"

   Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.  

Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира

 Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира .Рассказывает о них

«Как найти дорожку в детский сад?»

  Цель: Закрепить умение детей ориентироваться по плану местности, уметь объяснять расположение объектов по отношению друг к другу. Закреплять умение  определять направление движения. Развивать абстрактное мышление.

Материал: план местности (микрорайона) макет местности микрорайона.

Ход игры : дети ориентируются по плану и на макете.

        

« Узнай о ком я говорю»

Цель: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.

Материал

Ход игры: ведущий описывает портрет ребенка, дети отгадывают не примут в ней участие.    

 

   

«Продолжи пословицу»

Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память , логическое мышление.

Материал:

Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промыслов.-  

Дети называют

             

«Мир предметов»

 Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать  слова прилагательные.

Материал: Картинки и изображения предметов обихода

Ход игры:  чугун - чугунный, дерево- деревянный……

«Собери узор».

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

 Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных  фрагментов.

«На суше, в небе, по воде, под водой (транспорт)»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: поезд, самолет, пароход, грузовая машина, легковая машина, автобус.

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«На суше, в небе, по воде, под водой (животный мир )»

Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов.

Материал; таблица, на которой изображены небо, море,   картинки: животного мира

Ход игры: Воспитатель просит детей назвать маленькие картинки, а потом найти место для каждой из них на большой картине и составить предложение

«Скажи какой»

 Цель:  закрепление умения   образовывать  прилагательные от существительных , формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое

Материал:  Картинки и иллюстрации людей разных национальностей

Мышление

Ход игры ; татарин-  татарский, мордвин -  мордовский…..

«Отгадай профессию»

Цель: Закреплять знания детей о профессиях. Формировать умения разделять профессии на мужские и женские.

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры: Взрослый перечисляет действия человека определенной профессии, а дети отгадывают, что это за профессия.

«Я имею право...»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).  

Ход игры 

Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Кто что делает?»

Цель: формировать навык  на подбор глаголов к существительным. Развивать речь, логическое мышление, память

Материал: карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры: Повар - варит, жарит и т. д. 
  

«Путешествие в страну часов.»

  Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов Рассказать о том , что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.  .

Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов

Ход игры  Воспитатель  рассказывает   о том , что раньше люди узнавали время по крику петуха,

по цветам, затем изобрели часы…..

«Какой подарок (букет) ты хотел бы подарить маме, бабушке,….

  Цель: воспитывать внимание , доброжелательность, готовность доставлять близким удовольствие и радость. Закреплять умение общаться в вежливой форме, считаться с интересами другого..

Материал: картинки и иллюстрации праздников и праздничных подарков.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том, что все любят получать подарки, как их следует преподносить и когда..

«Какие праздники ты знаешь ?»

  Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах.  

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку

«Жилище  человека»

  Цель: Закрепить знания детей о жилище человека., о том из чего они сделаны, Прививать любовь к родному  дому, Родине, .

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища человека

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ в том где живет человек,  что жилище бывает  разное яранга, хата, изба…. 



Предварительный просмотр:

 План по самообразованию

«Книгоиздание, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Развитие связной речи является наиболее важной и сложной задачей речевого развития дошкольников. Связное высказывание показывает, насколько ребёнок овладел богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного развития ребёнка.

Чтобы связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять

объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать различные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Кроме того, необходимо уметь подбирать наиболее подходящие слова для выражения мысли, уметь строить простые и сложные предложения, использовать разнообразные средства для связей не только предложений, но и частей высказывания.

Одним из эффективных средств развития связной речи является книгоиздательство. Заинтересовав детей книгоизданием, можно решить сразу несколько задач:

  • Развивать связную речь
  • Обучать грамоте (знакомство с буквами, умение составлять слово, предложение)
  • Формировать ручную умелость (работа с ножницами, красками, тестом, конструирование)

Месяц

Формы работы с детьми

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме

Подбор материала для изготовления книг с детьми

Октябрь

Оформление альбома «Летние истории».

Рассказы детей в совместной деятельности по фото-снимкам, рисункам о летнем отдыхе.

Ноябрь

ООД: «Создание книги» Изготовление книжки-малышки, оформление обложки по желанию детей.

Цель: - Развитие речи, мелкой моторики рук, воображения, пространственного мышления; Развитие творчества детей;

- Формирование усидчивости, умение планировать работу по реализации замысла.

Декабрь

Презентация «Путешествие в типографию»

Оформление в книжном уголке: книжная аптека; творческая мастерская

Январь

НОД: «Путешествие по русским народным сказкам»

Цель: -Воспитывать интерес к чтению, любовь к русскому народному творчеству. -Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Изготовление с детьми книг «Любимые герои сказок» Цель: Продолжать учить детей делать книги, правильно держать и пользоваться ножницами, развивать речь, мелкую моторику рук, мышление, творческую фантазию.

Февраль

Краткосрочный проект «Зимние радости»

Создание книги «Морозные узоры»

Цель: -Формировать представления о видах художественной литературы и фольклора, изобразительного и музыкального искусства -Стимулировать сопереживание персонажам художественных произведений.

-Развивать эстетический, эмоциональный, оценочный опыт детей.

-Продолжать развивать изобразительные умения в процессе оформления общей книги.

Март

Презентация: «Знакомство с библиотекой»

Цель: - Самая простая и самая сложная – воспитать человека, который будет приобретать жизненный опыт с помощью книг, находить ответы на все вопросы и знать, что книга источник знаний.

-Прививать любовь к детской литературе.

 СКР: Сюжетно - ролевая игра «Библиотека»

Цель: -Продолжать знакомство с библиотекой: многообразием книг, трудом работников библиотеки.

 -Формировать интерес к книге.

-Закреплять правила поведения в библиотеке.

 -Учить бережному отношению к книге.

-Развивать диалогическую и монологическую речь.

Апрель-май

Изготовление книг по пройденным темам (выбор детей) Цель: Закреплять умение и желание создавать книги своими руками, отражать тему, самостоятельно делать надписи, с помощью взрослого записать в виде рассказа, сказки, загадок и пословиц, комментариев.

Конкурс:  «Моя любимая книга»

                                                                   

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Юбилейная, 3, тел. 8(34760)5-61-62, det_sad_14@mail.ru , https://yanaul-detsad14/edu-rb.ru

Принято:                                                                     Утверждено:

На заседании Педагогического совета                    Заведующий МАДОУ ДС № 14

МАДОУ ДС № 14 «Дюймовочка» г. Янаул           «Дюймовочка» г. Янаул

Протокол № ____от «___»_____202___г.                __________Г.Б. Нургалиева  

                                                                                      Приказ №____от «___»_____202___г.                            

План самообразования

Мирвалеевой Илюзы Флюровны

воспитателя первой квалификационной категории

Тема: «Книгоиздание, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Янаул, 2023 г.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 14 «Дюймовочка» г. Янаул муниципального района

Янаульский район Республики Башкортостан

452800, Республика Башкортостан, г. Янаул, ул. Юбилейная, 3, тел. 8(34760)5-61-62, det_sad_14@mail.ru , https://yanaul-detsad14/edu-rb.ru

Отчет самообразования

Мирвалеевой Илюзы Флюровны

воспитателя первой квалификационной категории

Тема: «Книгоиздание, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Янаул, 2023 г.