Раздел 3.7 Участие в проектах и программах в области образования
Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным. Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.
С 2006-2007 учебного года в школе начали вести занятия по резьбе из камня «Чонар-Даш». Разработана авторская программа по данному занятию. Программа предназначена для обучения учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа по дополнительному занятию "Чонар-Даш" | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Шагонара.
Дополнительная образовательная программа
«Чонар-Даш»
Программа рассчитана на учащихся 7-9 классов.
Срок реализации:3 года
Разработала учительница дополнительного образования
МОУ СОШ №2 г. Шагонара Бичел-оол Саида Хемер-ооловна.
Шагонар
Содержание программы.
1.Пояснительная записка………………………………………………… 1-3
2.Цели программы………………………………………………………….2-3
3.Тематический план…………………………………………………………4
4.Содержание темы…………………………………………………………..5
5.Основные формы проведения занятий……………………………………6
6.Методика преподавания по основным этапам обучения………………..6
7. Методические рекомендации………………………………………….7-9
8.Рекомендуемая литература……………………………………………...10
Пояснительная записка
Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным. Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.
С 2006-2007 учебного года в школе начали вести занятия по резьбе из камня «Чонар-Даш». Разработана программа по данному занятию. Программа предназначена для обучения учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.
Цель занятий: Развитие воображения и творческих способностей учащихся.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Прививать любовь к труду и своему отчеству.
Спецификой данного искусства является применение различных инструментов, приспособлений, в результате работы которых образуется пыль. Поэтому при обучении особое внимание следует обращать на соблюдение всеми детьми правил безопасности труда и личной гигиены.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- характерные особенности камнерезного искусства;
- наименования и свойства камня мягких пород (агальматолит, серпентинит) применяемых для изготовления изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня ;
- правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми для камнерезных работ;
- приемы ручной резьбы и способы механической обработки камня мягких пород;
- основы организации камнерезной резьбы;
- основы композиции;
- правила заточки режущего инструмента.
Учащиеся должны уметь:
- планировать, организовывать и контролировать свой труд;
- выполнять художественную резьбу по камню простой формы с применением различных приспособлений;
- подбирать камни по цвету;
- выполнять сверление, раскалывание камня мягких пород.
Тематический план I-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | Дата | |
теория | практика | ||||
1. 1.1. 1.2. | Введение Правила техники безопасности. Организация рабочего места. | 1 1 1 | 1 1 1 | ||
2. 2.1. 2.2. | История развития камнерезного искусства. Ознакомление камнем. Основные инструменты. | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | Эскиз. Техника выполнения рисунка. Лепка из пластилина. Технология лепки из глины. Ознакомление с различными эскизными материалами (гипс, глина, тополиная кора) | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
4. 4.1. 4.2. | Рельефная резьба по камню. Изготовление брелка. Изготовление кулона. | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
5. 5.1. 5.2 5.3. | Объемная резьба. Изготовление скульптуры из гипса. Резьба из тополиной коры. Изготовление статичных одиночных фигур из камня. | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | 1 1 1 1 | |
6. 6.1. 6.2. | Воспитывающее обучение Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города,района,республики) Анализ работ выполненных за год. | 1 1 1 | 1 1 1 | 1 1 1 | |
Итого | 34 | 34 | 34 |
Содержание занятий 1-го года обучения.
1. Тема: Введение.
Изучение техники безопасности. Знакомство с образовательной программой и учебным планом кружка. Организация рабочего места.
2. Тема: история камнерезного искусства.
Общее понятие по камнерезному искусству Тувы. Ознакомление с камнем, с основными инструментами резьбы по камню.
Практическая часть; Техника работы с основными инструментами. Знание техники безопасности при использовании с режущими инструментами.
3. Тема: Эскиз.
Особенности эскиза при выполнении творческих работ. Техника выполнения рисунка. Знакомство с эскизными материалами, как пластилин, глина, гипс, кора.
Практическая часть; выполнение эскиза на бумаге, используя технику рисунка. Работа в мастерской по образцу. Вылепить фигуру, используя особенности лепки из пластилина и глины.
4. Тема: Рельефная резьба по камню.
Особенности рельефной резьбы. Аккуратность в процессе работы.
Практическая часть; составить эскиз рельефа. Изготовить простейшую форму кулона, брелка. Нанесение рельефа, шлифовка, полировка.
5. Тема: Объемная резьба.
Использование эскизных материалов.
Практическая часть; Изготовление эскиза. Изготовление скульптуры из гипса и коры. Переход к более твердому материалу. Резьба по камню.
6. Тема: Воспитывающее обучение.
Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год. Практическая часть; Устранение ошибок в работах учащихся. Доработка не оконченных работ.
Методика преподавания курса по основным этапам обучения:
- В возрасте 11-14 лет, 1-м году обучения, дети стремятся все изучить в наглядно-действенном в плане. Поэтому важна работа с наглядным материалом.
Дети учатся азам лепки, изучают ее способы и приемы, основу лепки фигур животных и их декорирование. Их учат чувствовать объем, динамику. Постепенно переходит из пластилина к другим материалам, таким как гипс, глина, тополиная кора.
-В период 11-14 лет, на 2-м году обучения, у ребенка меняются интересы, идет развитие личности. Дети с удовольствием выполняют задания для получения конкретных знаний, умений. В этот период для них важен результат, оценка деятельности.
На занятиях 2-го года обучения усложняются. Изучают виды рельефных изображений, способы резьбы статичной фигуры животного. В этот период учащиеся знакомятся с произведениями мастеров-камнерезов современности, работами старых мастеров и работами своих сверстников из других объединений. Знания, запас энергии и откровение души, вложенные в произведения народного искусства, одухотворяют детей, дают эмоциональный настрой для решения творческих задач. Старинные образцы резьбы по камню учат своеобразной народной графике, выразительности фигуры, символическому обобщению самой скульптуры.
Возраст учащихся 3-года обучения - подростковый. В 13-18лет идет перестройка организма учащихся, поиск собственного «Я». Освоив методы и принципы построения анималистистической скульптуры, овладев техникой резьбы по камню, на 3-м году обучения дети приступают к выполнению произведений по собственным эскизам. Большое внимание педагог уделяет самостоятельной и индивидуальной работе учащихся. Поиск композиционного решения по тематике, пластики, декорирование требуют развитого образного и творческого мышления. Основные виды работ:
Методические рекомендации
Основу программы курса резьбы по камню «Юный камнерез» составляет резьба статичных и композиционных фигур анималистического жанра. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта патриотического и нравственного воспитания, через изучение декоративно-прикладных ремесел в частности резьбы по поделочным камням, как агальматолит и серпентинит.
Резьба по камню – самобытное явление, материальной и духовной культуры тувинского народа. Оно служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение деятельности по созданию фигурки животного – важная предпосылка творческого развития учащихся.
По типу программа – информационно-когнитивная, основана на изучении технологии резьбы по камню. Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами резьбы по камню. Результат работ зависит еще от того как дети продолжают работу дома.
По структуре она ступенчатая:
В первый год обучения идет процесс знакомства с видами резьбы по камню и основами знаний по декоративно-прикладному искусству, приемами декорирования. Приоритеты отданы изучению технологии резьбы по камню.
В последующие 2 года обучения разрабатываются темы, связанные с художественным краеведением. Ведущий компонент – тематическая сторона работы. Способы резьбы выбираются самим ребенком, соответственно его творческому замыслу. В основе программы – четкое соблюдение режима труда и отдыха, техники безопасности
Для первого года обучения: лепка из пластилина, создание формы животных. При помощи лепки, экскурсии в Краеведческий музей и на различные художественные выставки.
Для второго года обучения: статичные фигурки различных животных, декорирование с различными узорами, рельефная, барельефная резьба.
Для третьего года обучения: творческий подход по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение материалов по истории камнерезного искусства.
Больше самостоятельности в авторских работах. Выполнение выпускной работы.
Занятие по камнерезному искусству – педагогически организованное общение.
Программа 3-го года обучения продолжает тему композиционных фигур, но изменяется степень сложности. Работы увеличиваются в размере, обогащается пластика, динамика, в эскизах ведется активный поиск образа героев. Меняется форма занятий, используются исследовательские и эвристические методы, дающие возможность раскрыть тувинский фольклор, через сказания и сказки, понять душу народа и в творческих композициях выразить свое отношение к героям.
В творческом поиске важна поддержка
замыслов учащихся педагогом.
Сотворчество воспитанников и педагога создает благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.
Программа 3-года обучения ставит задачей пробуждение интереса учащихся к истории Родного края, развитие чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. Творческое осмысление новой тематики, раскрытие образов, использование навыков и умений, полученных ранее, дают возможность учащимся создать работы и композиции с собственным видением.
В этот период очень важна поддержка педагога, его вера в способности детей, в их творческий потенциал. Искренности, радости творчества, вдохновению научить нельзя – ими, используя слова Льва Толстого, можно только «заразить».
Время реализации программы - 1 учебный год.
Продолжительность учебных занятий:
На 1-м году обучения - 1 раз в неделю по 2 часа
На 2-м году обучения - 1 раз по 2 часа
На 3-м году обучения - 1 раз по 2 часа
Количество учащихся по I году обучения в кабинете составляет 25 учащихся в группе.
Рекомендуемая литература
Ванюхичев А.Г. Сказы о самородках. — Архангельск, 1978.
Василенко В. М. Русское современное народное искусство и художественная промышленность. — М., 1980.
Неверов О. Я- Геммы античного мира. — М., 1983.
Рыбин А. А., Штиглиц С. Л. Мягкие камни, их свойства, обработка и применение. — М., 1959.
Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. — М., 1961. —Т. 1.
Червонная С.М. «Художники Республики Тыва», Москва 1995
Т. Будегечи «Художественное наследие тувинцев», Москва 1995г
С.И. Вайнштейн «История народного искусства Тувы», Москва 1973г