Раздел 3.7 Участие в проектах и программах в области образования

Бичел-оол Саида Хемер-ооловна

Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш -  камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным.   Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он  черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.

С 2006-2007 учебного года в школе начали вести занятия по резьбе из камня «Чонар-Даш». Разработана авторская программа по данному занятию. Программа предназначена для обучения уча­щихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 средняя общеобразовательная школа №2  г. Шагонара.

Дополнительная образовательная программа

«Чонар-Даш»

Программа рассчитана на учащихся  7-9 классов.

Срок реализации:3 года

Разработала  учительница дополнительного образования

МОУ СОШ №2 г. Шагонара Бичел-оол Саида Хемер-ооловна.

Шагонар

Содержание программы.

1.Пояснительная записка…………………………………………………  1-3

2.Цели программы………………………………………………………….2-3

3.Тематический план…………………………………………………………4

4.Содержание темы…………………………………………………………..5

5.Основные формы проведения занятий……………………………………6

6.Методика преподавания по основным этапам обучения………………..6

7. Методические рекомендации………………………………………….7-9

8.Рекомендуемая литература……………………………………………...10


Пояснительная записка

    Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш -  камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто- розовым, а порой почти красным.   Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он  черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. В различных ежегодных выставках Тувы скульптура из серпентинита выставляется очень мало. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Холла-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.

        С 2006-2007 учебного года в школе начали вести занятия по резьбе из камня «Чонар-Даш». Разработана программа по данному занятию. Программа предназначена для обучения учащихся 7 – 9 классов общеобразовательных школ, для развития камнерезного искусства.

       Цель занятий: Развитие воображения и творческих способностей учащихся.

      Учебные задачи:

    Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.

    Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.

    Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.

   Прививать любовь к труду и своему отчеству.

        Спецификой данного искусства является применение различных инструментов, приспособлений, в результате работы которых образуется пыль. Поэтому при обучении особое внимание следует обращать на соблюдение всеми детьми правил безопасности труда и личной гигиены.

        После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:

        - характерные особенности камнерезного искусства;

        - наименования и свойства камня мягких пород (агальматолит, серпентинит) применяемых для изготовления изделий;

        - правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня ;

        - правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми для камнерезных работ;

        - приемы ручной резьбы и способы механической обработки камня мягких пород;        

        - основы организации камнерезной резьбы;

        - основы композиции;

        - правила заточки режущего инструмента.

        Учащиеся должны уметь:

        - планировать, организовывать и контролировать свой труд;

        - выполнять художественную резьбу по камню простой формы с применением различных приспособлений;

        - подбирать камни по цвету;

        - выполнять сверление, раскалывание камня мягких пород.

Тематический план I-го года обучения

Темы занятий

Общие часы

В том числе

Дата

теория

практика

1.

1.1.

1.2.

Введение

Правила техники безопасности.

Организация рабочего места.

1

1

1

1

1

1

2.

2.1.

2.2.

История развития камнерезного искусства.

Ознакомление камнем.

Основные инструменты.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

3.

3.1.

3.2.

3.3.

3.4.

Эскиз.

Техника выполнения рисунка.

Лепка из пластилина.

Технология лепки из глины.

Ознакомление с различными эскизными материалами (гипс, глина, тополиная кора)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

4.

4.1.

4.2.

Рельефная резьба по камню.

Изготовление брелка.

Изготовление кулона.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.

5.1.

5.2

5.3.

Объемная резьба.

Изготовление скульптуры из гипса.

Резьба из тополиной коры.

Изготовление статичных одиночных фигур из камня.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.

6.1.

6.2.

Воспитывающее обучение

Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города,района,республики)

Анализ работ выполненных за год.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Итого

34

34

34

Содержание занятий 1-го года обучения.

        1. Тема: Введение.

        Изучение техники безопасности. Знакомство с образовательной программой и учебным планом кружка. Организация рабочего места.

        2. Тема: история камнерезного искусства.

        Общее понятие по камнерезному искусству Тувы. Ознакомление с камнем, с основными инструментами резьбы по камню.

        Практическая часть; Техника работы с основными инструментами. Знание техники безопасности при использовании с режущими инструментами.

                3. Тема: Эскиз.

        Особенности эскиза при выполнении творческих работ. Техника выполнения рисунка. Знакомство с эскизными материалами, как пластилин, глина, гипс, кора.

         Практическая часть; выполнение эскиза на бумаге, используя технику рисунка. Работа в мастерской по образцу. Вылепить фигуру, используя особенности лепки из пластилина и глины.

4. Тема: Рельефная резьба по камню.

        Особенности рельефной резьбы. Аккуратность в процессе работы.

        Практическая часть; составить эскиз рельефа. Изготовить простейшую форму кулона, брелка. Нанесение рельефа, шлифовка, полировка.

        5. Тема: Объемная резьба.

        Использование эскизных материалов.

        Практическая часть; Изготовление эскиза. Изготовление скульптуры из гипса и коры. Переход к более твердому материалу. Резьба по камню.

        6. Тема: Воспитывающее обучение.

        Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.         Практическая часть; Устранение ошибок в работах учащихся.         Доработка не оконченных работ.

Методика преподавания курса по основным этапам обучения:

              - В возрасте 11-14 лет, 1-м году обучения, дети стремятся все изучить в  наглядно-действенном в плане. Поэтому важна работа с наглядным материалом.

        Дети учатся азам лепки, изучают ее способы и приемы, основу лепки фигур животных и их декорирование. Их учат чувствовать объем, динамику. Постепенно переходит из пластилина к другим материалам, таким как гипс, глина, тополиная кора.

              -В период 11-14 лет, на 2-м году обучения, у ребенка меняются интересы, идет развитие личности. Дети с удовольствием  выполняют задания для получения конкретных знаний, умений. В этот период для них  важен результат, оценка деятельности.

          На занятиях 2-го года обучения усложняются. Изучают виды рельефных изображений, способы резьбы статичной фигуры животного. В этот период учащиеся знакомятся с произведениями мастеров-камнерезов современности, работами старых мастеров и работами своих сверстников из других объединений. Знания, запас энергии и откровение души, вложенные в произведения народного искусства, одухотворяют детей, дают эмоциональный настрой для решения творческих задач. Старинные образцы резьбы по камню учат своеобразной народной графике, выразительности фигуры, символическому обобщению самой скульптуры.

               Возраст учащихся 3-года обучения - подростковый. В 13-18лет идет перестройка организма учащихся, поиск собственного «Я». Освоив методы и принципы построения анималистистической скульптуры, овладев техникой резьбы по камню, на 3-м году обучения дети приступают к выполнению произведений по собственным эскизам. Большое внимание педагог уделяет самостоятельной и индивидуальной работе учащихся. Поиск композиционного решения по тематике, пластики, декорирование требуют развитого  образного и творческого мышления. Основные виды работ:

                             

Методические рекомендации

        Основу программы курса резьбы по камню «Юный камнерез» составляет резьба статичных  и композиционных фигур анималистического жанра. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта патриотического и нравственного воспитания, через изучение декоративно-прикладных ремесел в частности резьбы по поделочным камням, как агальматолит и серпентинит.

           Резьба по камню – самобытное явление, материальной и духовной культуры тувинского народа. Оно служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение деятельности по созданию фигурки животного – важная предпосылка творческого развития учащихся.

          По типу программа – информационно-когнитивная, основана на изучении технологии резьбы по камню. Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами резьбы по камню. Результат работ зависит еще от того как дети продолжают работу дома.          

        По структуре она ступенчатая:

            В первый год обучения идет процесс знакомства с видами резьбы по камню и основами знаний         по декоративно-прикладному искусству, приемами декорирования. Приоритеты отданы изучению технологии резьбы по камню.

           В последующие 2 года обучения разрабатываются темы, связанные с художественным краеведением. Ведущий компонент – тематическая сторона работы. Способы резьбы выбираются самим ребенком, соответственно его творческому замыслу. В основе программы – четкое соблюдение режима труда и отдыха, техники безопасности

          Для первого года обучения: лепка из пластилина, создание формы животных. При помощи лепки, экскурсии в Краеведческий музей и на различные художественные выставки.

          Для второго года обучения: статичные фигурки различных животных, декорирование с различными узорами, рельефная, барельефная резьба.

          Для третьего года обучения: творческий подход по  созданию художественного образа в авторских композициях, изучение материалов по истории камнерезного искусства.

        Больше самостоятельности в авторских работах. Выполнение выпускной работы.

        Занятие по камнерезному искусству – педагогически организованное общение.

        Программа 3-го года обучения продолжает тему композиционных фигур, но изменяется степень сложности. Работы увеличиваются в размере, обогащается пластика, динамика, в эскизах ведется активный поиск образа героев. Меняется форма занятий, используются исследовательские и эвристические методы, дающие возможность раскрыть тувинский фольклор, через сказания и сказки, понять душу народа и в творческих композициях выразить свое отношение к героям.

В творческом поиске важна поддержка

замыслов учащихся педагогом.

        Сотворчество воспитанников и педагога создает благоприятные условия для раскрытия творческих способностей детей.

        Программа 3-года обучения ставит задачей пробуждение интереса учащихся к истории Родного края, развитие чувства гражданственности, гордости за свою малую Родину. Творческое осмысление новой тематики, раскрытие образов, использование навыков и умений, полученных ранее, дают возможность учащимся создать работы и композиции с собственным видением.

        В этот период очень важна поддержка педагога, его вера в способности детей, в их творческий потенциал. Искренности, радости творчества, вдохновению научить нельзя – ими, используя слова Льва Толстого, можно только «заразить».

        Время реализации программы - 1  учебный  год.

        Продолжительность учебных занятий:

        На 1-м году обучения -  1 раз в неделю по 2 часа

        На 2-м году обучения - 1 раз по 2 часа  

        На 3-м году обучения  - 1 раз по 2 часа  

        

        Количество учащихся по I  году обучения в кабинете составляет 25 учащихся в группе.

         Рекомендуемая литература

Ванюхичев А.Г. Сказы о самородках. — Архангельск, 1978.

Василенко В. М. Русское современное народное искусство и художественная промышленность. — М., 1980.

Неверов О. Я- Геммы античного мира. — М., 1983.

Рыбин А. А., Штиглиц С. Л. Мягкие камни, их свойства, обработка и применение. — М., 1959.

Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. — М., 1961. —Т. 1.

Червонная С.М. «Художники Республики Тыва», Москва 1995

Т. Будегечи «Художественное наследие тувинцев», Москва 1995г

С.И. Вайнштейн «История народного искусства Тувы», Москва 1973г