Статья по теме:"Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО"

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

Котко Полина Валерьевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ № 191

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx18.95 КБ

Предварительный просмотр:

Роль внеурочной деятельности в достижении личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС ООО

Котко Полина Валерьевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ № 191

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Римский философ и поэт Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Актуальность этих слов трудно оспорить. Современному обществу нужны молодые креативно мыслящие люди, способные самостоятельно получать информацию, анализировать ее и принимать важные решения. В связи с этим перед школой стоит задача не только дать обучающимся большой объем знаний, научив их учиться, но и, самое главное, вооружить арсеналом универсальных средств, которые позволят успешно решать проблемы, встречающиеся в повседневной жизни каждого человека. Поэтому одним из главных направлений в работе учителя является формирование у обучающихся личностных и метапредметных компетенций.

Метапредметные результаты – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. К метапредметным результатам относят сформированность познавательных, коммуникактивных, регулятивных универсальных способов деятельности, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Личностные результаты - система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе.

Огромную роль в достижении метапредметных результатов играет внеурочная деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности.

Одной из самых интересных форм является работа над проектами. Начинать любой проект следует с создания такой проблемной ситуации, которая заинтересует учащихся, заставит их искать правильное решение. Для этого необходимо на начальном этапе так преподнести саму идею проекта, чтобы у детей загорелись глаза, чтоб желание поскорее увидеть результат своего труда, продукт проекта, заставило действовать немедленно.

Например, толчком к созданию иллюстрированного «Словаря народных топонимов города Калининграда», послужил поход в краеведческий музей и знакомство со старыми фотографиями. Ребята узнали, что улица Ленина называлась Широкой, а площадь Воли – Базарной. Невольно возникли вопросы: «А как же назывались улицы, на которых живем мы? А как это узнать? А где найти информацию? А как потом эту информацию оформить? А будет ли это интересно другим людям?» Вот так и возникла идея начать работу над таким непростым проектом, как «Народная топонимия города Калининграда». Придя в школу, определили круг вопросов, на которые надо найти ответ, поставили цели, составили план действий. Первая группа учащихся отправилась в библиотеку, чтобы поработать со словарями топонимов, вторая, самая многочисленная, занялась опросом старожилов, третья приступила к поиску в сети Интернет старых фотографий города и съемке новых, четвертая занялась поиском информации в краеведческом музее, а архиве.

Самым сложным оказалось собрать информацию о старинных названиях улиц: старожилов осталось очень мало. И когда столкнулись с этой проблемой, вначале даже растерялись немного и расстроились. И в то же время поняли, как актуален наш проект, как важно сохранить для потомков информацию о родном городе. В работу включились бабушки, дедушки обучающихся, родители.

Естественно, мне, как учителю русского языка, хотелось, что это был не только краеведческий проект, но и лингвистический. В результате мы сделали классификацию этнотопонимов, классификацию топонимов с точки зрения этимологии, распределили все слова по типам наименований, по словообразовательному принципу, по морфологическому составу. Не скажу, что это было легко, научная работа требовала усидчивости, кропотливости, концентрации внимания, но результат превзошел все ожидания. Словарь, продукт проекта, получился интересный, информативный, красочно оформленный.

В результате работы над проектом были сформированы следующие метапредметные компетенции:

· регулятивные: умение самостоятельно приобретать новые знания, ставить цели, планировать свою деятельность, самокритично оценивать полученные результаты, уверенно преодолевать возникающие трудности;

· коммуникативные: умение общаться с людьми разных социальных слоев, способность слушать и слышать собеседника, признавать право другого человека на свое мнение; стремление находить общий язык с партнерами по команде при работе в группах;

· познавательные: ребята приобрели опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий, научились сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать.

И, конечно же, нельзя не сказать о личностных результатах, о чувстве патриотизма, гордости за родной край, об уважении к людям старшего поколения и благодарности им за их труд на благо стран. Важно и то, что, сделав такое благое дело, ребята испытали чувство радости, удовлетворения и гордости.

Обложка словаря.

Какое же практическое применение нашла эта работа?

Я использую словарь при изучении морфемики и словообразования в 5-6 классах, где тоже формируются метапредметные компетенции. Приведу пример.?

Интересна и такая форма внеурочных занятий, как благотворительная акция, потому что она способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся.

В начале апреля 2016 года я напомнила своим шестиклассникам о том, что приближается один из главных праздников России - День Победы, и предложила подумать, как поздравить людей старшего поколения с этой датой. Дала три дня на обсуждение. И была приятно удивлена: ребята разработали целую программу. Из всего класса выделилась группа в 15 человек. Решили провести две акции: «Георгиевская ленточка» и «Голубь мира», а также подготовить небольшую концертную программу для поздравления ветеранов войны и труда. Тут же распределили роли.

Одна группа приступила к изготовлению из бумаги белых голубей, вторая - к поиску в сети Интернет стихов о Великой Отечественной войне, третья - к разучиванию песен о войне и танца. Параллельно с подготовкой концерта занялись поиском ветеранов войны и труда, проживающих в микрорайоне школы. Конечно, одного дня в неделю, предоставляемых программой для внеурочных занятий, для такой работы мало, поэтому репетировали почти каждый день после уроков. К первому мая программа была готова. И тут кому - то пришла в голову идея надеть гимнастерки. Возникла проблема: где их взять? Группа ребят решила отправиться в Дом культуры и арендовать костюмы, что и было сделано.

Выступление перед ветеранами войны и труда доставило ребятам огромную радость. Я видела слезы на глазах ветеранов и счастливые лица детей. И когда в конце года я спросила, какие внеурочные занятия понравилось и запомнилось больше всего, все назвали именно этот благотворительный концерт.

В процессе этого коллективного дела шестиклассники научились ставить цель, формулировать задачи и осознанно выбирать наиболее эффективные способы их решения. Эта форма внеурочной деятельности позволила им реализовать свои лучшие личностные качества, продемонстрировать способности, талант, испытать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

В пятом классе уместна такая форма внеурочной деятельности, как творческая мастерская, целью которой является формирование умения рассказывать и сочинять сказки и делать куклы своими руками. Я назвала ее «Сказочники и кукольники». На первое занятие, оно самое важное, от него будет зависеть вся дальнейшая работа, принесла кукольный сундучок и попросила подумать, что или кто в нем. Когда ребята высказали много различных предположений, я достала Петрушку, пальчиковую куклу, и, читая отрывок из сказки - пьесы С. Я. Маршака «Петрушка», начала мини - спектакль:

- Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Прибыл я из Питера, был там у кондитера, накупил кренделей, заплатил сто рублей, сдачи дали пятак да в придачу тумак.

Я Петрушка, веселая игрушка, посмотрите в сундучок: я, ребята, одинок! Нет ни братьев, ни сестер, а ведь вас тут целый двор.

После такого начала учащиеся легко определяют тему занятий и ставят цель: сделать кукол, поселить их в сундучке и дать им жизнь в сказке. Ценность таких игровых приемов в том, что они позволяют развивать познавательные интересы, активизируют умственную деятельность и творческие способности обучающихся.

К следующему занятию пятиклассники подготовили небольшие презентации о видах кукол. Обсудив представленный материал, свои возможности и интересы, мы пришли к выводу, что начать следует с народных кукол. Открыть путь в мир народных кукол нам помогла книга Елены Берстеневой и Натальи Догаевой «Кукольный сундучок» На каждом занятии мы делали один из видов кукол и инсценировали одну сказку. Затем решили усложнить задачу: попробовать сочинять сказки, для чего восстановили в памяти информацию об особенностях сказок, полученную на уроках литературы Идея детям очень понравилась. Первую сказку сочиняли сообща, придумывая по очереди по одной –две строчки. Оказалось, что очень весело и интересно одновременно крутить тряпичных кукол и сочинять сказку.

Метапредметные результаты этой внеурочной деятельности трудно переоценить. Ровно через год, будучи в шестом классе, Грянко Даша, посещавшая творческую мастерскую «Сказочники и кукольники», смогла изготовить куклу по мотивам русской народной сказки «Царь Петр и солдат», ее работа заняла II место в областном конкурсе «Старая, старая сказка». А Костенко Соня, написавшая сказку «Белка, Еж и Петушок», стала победителем областного литературного конкурса «ЛиТворята»

Результативность изучения программы внеурочной деятельности определяется по итогам участия ребенка в конкурсных мероприятиях, фестивалях, соревнованиях, выполнение им исследовательских и творческих  работ.

              В ходе внеурочной деятельности учащиеся учатся анализировать, обобщать, подводить итоги,  проектировать, моделировать, сотрудничать,  самостоятельно принимать решения, действовать. Ребенок гармонично развивается, раскрывается его творческий потенциал, возрастает  познавательная активность, успешно достигаются метапредметные и личностные результаты.