Опыт работы

Методы и приемы, используемые в коррекционно - развивающей деятельности с детьми ОВЗ.

 Мои публикации на сайте 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры играют важную роль в развитии познавательных способностей детей раннего возраста. Значимость и ценность дидактических игр заключаются в том, что они создаются и используются в развивающих целях.

В раннем возрасте ребенок еще незнаком с окружающим миром. Этот мир он познает с помощью наблюдения, ощущения через определенные действия с предметом. Ему все хочется потрогать руками, внимательно рассмотреть и узнать, для чего нужен тот или иной предмет, поэтому дидактические игры становятся одним из важнейших средств познавательного развития, которое также способствует развитию и эмоциональной сферы ребенка.

Воздействуя на интеллектуальную и эмоциональную сферу малыша через дидактические игры, у ребенка формируются навыки и умения осваивать признаки предметов, учиться их обобщать, сравнивать, классифицировать.

Познакомившись с новым предметом, ребёнок может узнать, что это за предмет и для чего он нужен? Совершенствовать свое представление о нем. В ходе игры педагог может предать дидактической игре творческий характер, что способствует развитию воображения  у ребенка.

В самостоятельной деятельности дидактические игры позволяют расширять у детей раннего возраста познавательные интересы, развивать такие черты характера ребенка, которые позволяют ему полноценно и активно развиваться.

Основные задачи дидактических игр вытекают из их содержания, то есть зависят от вида игры. В зависимости от содержания дидактические игры в раннем возрасте могут быть:

  • по формированию сенсорных эталонов (цвет, форма, величина);
  • по развитию мелкой моторики (движение пальцев, ладоней);
  • по развитию речи (пополнению и активизации словаря);
  • по ознакомлению с природой;
  • по ознакомлению с предметным миром.

Помимо этого, дидактические игры решают ряд других задач:

  • развитие коммуникативных навыков, взаимодействия со сверстниками;
  • нравственное воспитание малышей;
  • развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления).

В своей практической работе я использую разные дидактические игры, как приобретенные в магазине, так и сделанные своими руками, которые обогащают жизнь детей новыми впечатлениями, способствуют развитию умственного, эстетического воспитания, создают условия для детского экспериментирования, то есть способствуют развитию познавательных способностей детей раннего возраста.

Дидактические  игры для детей раннего возраста разделяют на три вида :

  • Игры с предметами
  • Настольно-печатные игры
  • Словесные игры.

К играм с предметами относятся такие игры, как:  «Цветные башенки» «Рамки вкладыши», «Курочка - матрешки»,  «Накорми животных», «Одень медвежонка»,  «Разноцветные бусы», «Поймай рыбу»,  «Четыре чемодана», «Шнуровка», «Геометрические пирамидки», «Веселые цыплята», «Цветные медвежата»,  «Кто спрятался?», «Чудесный мешочек?», «Орешки для белочки», Блоки Дьенеша, игры с прищепками и т. д

Авторские пособия: «Сказочный город», книга «Времена года», «Искалочка».

Настольно-печатные игры — более сложные, в них ребёнку необходимо «переключиться» с предмета на его изображение, то есть задействовать мыслительные процессы. Необходимо помнить, что изображения предметов и существ в играх для раннего возраста должны максимально соответствовать естественным, иметь характерные настоящим объектам цвет, пропорции, части.

Детям раннего возраста я предлагаю следующие настольно – печатные игры: «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Картинки и игрушки», «Лото», «Найди заплатку» игры с липучками и т. д

Словесная игра наиболее трудна для детей раннего возраста, поскольку их речь не развита в достаточной степени, как и произношение звуков, и память. Вначале малыши могут выполнять только простейшие задания (повторить услышанные звуки, имитировать знакомые, например игра «Дождик», «Кто как кричит?», а в последствии им доступны игры на образование новых слов, составление коротких предложений, подбор простых слов для описания качества предмета («Назови ласково», «Какая, какой?», «Опиши, что видишь»).

Словесные дидактические игры в раннем возрасте выполняют такие задачи:

  • способствуют формированию правильного звукопроизношения и появлению первых звуков;
  • развивают начатки связной речи;
  • активизируют уже имеющийся словарный запас ребёнка;
  • способствуют обогащению, пополнению словаря;
  • учат слушать и воспринимать речь, отвечать на поставленные вопросы;
  • развивают силу голоса, темп речи, речевое дыхание.

Играя в словесные игры с детьми раннего возраста необходимо помнить:

  • Речь педагога — образец для ребёнка. Она должна быть грамотной, правильной, эмоционально окрашенной.
  • Педагог должен владеть выразительностью речи, уметь говорить в разном темпе, тихо и громко, но в то же время чётко.
  • Игра всегда проходит с использованием наглядности (иллюстраций, предметов, предметных картинок).

Дидактическая  игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение знаний, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, речь, способности и умения.

Требования к их проведению дидактических игр в раннем возрасте.

К организации дидактических игр в раннем возрасте предъявляются такие общие требования, основанные на психологических особенностях воспитанников:

• Игра должна соответствовать возрасту детей и требованиям ФГОС.

• Участие в игре должно быть добровольным.

• У маленьких детей очень развита подражательность. Словесной инструкции и пояснения правил в раннем возрасте недостаточно. Необходимо обязательное руководство игрой взрослого (воспитателя). Он показывает, как играть, последовательность действий.

• Игра строится с непременной опорой на личный опыт детей. Не стоит брать незнакомые предметы, иначе малыши отвлекутся от игры, начнут рассматривать их, а наиболее робкие просто откажутся играть.

• С малышами раннего возраста предпочтительнее проводить знакомые игры с постепенным усложнением. Частое повторение уже знакомых действий вызывает у детей чувство комфорта, уверенности в себе.

• Игра должна быть достаточно простой, чтобы малыш мог выполнить игровое задание, то есть необходимо создать гарантированную «ситуацию успеха». Это побудит ребёнка и в дальнейшем принимать активное участие в играх.

• Очень важен положительный эмоциональный фон.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Октябрь 4 неделя «Осень»

Разделы работы

Дни недели

понедельник

вторник

четверг

пятница

Зрительное и слуховое внимание

Зрительное внимание. Игра

 «Найди два одинаковых зонтика»

Слуховое   внимание. Игра

«Повтори не ошибись»

Слуховое внимание. «Не ошибись» - хлопни в ладоши, когда будут названы овощи.

Зрительное внимание.

Игра «Собери картинку»

Восприятие

Игра «Подбери картинку»

Величина. Игра «Можно - нельзя» по теме «Осень»

Ориентировка во времени. Игра «Времена года»

Ориентировка в пространстве

Игра «Узор из листьев» - по словесной инструкции.

Зрительная и слуховая память

Слуховая память. Игра «Запомни и повтори»

Зрительная память. Игра «Что изменилось на картинке» (по памяти)

Слуховая память. Игра «Телефон» какие слова ты услышал?  По теме «Осень»

Зрительная память. Игра «Запомни и повтори» - запомни последовательность картинок и повтори.

 Мышление

Д/игра «Добавь картинку»

Игра «Четвертый   лишний»   (по теме «Осень»)

Игра « Бывает – не бывает» по теме «Осень»

Игра «Назови отличия».

ФЭМП

№1 Цель: Продолжать знакомить детей с составом числа 3. Учить раскладывать на два меньших числа.

№2 Цель: Знакомить детей со способами образования числа 4. Учить соотносить число 4 с количеством и цифрой, устанавливать последовательность чисел в пределах 4.

      ФЦКМ

«Осень» Цели: Наблюдать за уменьшением продолжительности дня, листопадом; учить составлять рассказ – сравнение признаков осени и лета, развивать память, внимание, мышление, мелкую моторику.

Общая моторика. Речь с движением

Подвижная игра «Осенние листики»

Мелкая моторика

Пальчиковая  гимнастика «Осенние листья»

Обводка по контуру;

 Штриховка «Зонтик»;

Пальчиковая  гимнастика «Осенние листья»

Конструктивная

деятельность

Конструирование из сухих листьев. Пазлы,  выкладывание по схеме из палочек Кюизенера.  

Лексика.  Грамматика

Связная речь.

Актуализация словаря по теме. Отгадывание и толкование загадок.  

Составление рассказа-описания по плану по теме «Осень»

Образование множественного числа сущ. Игра «Один-много» по теме «Осень»    

Полные ответы на вопросы по теме «Осень».