Петрова Евгения Александровна

 

«Здравствуй, урок! Я люблю тебя, урок!

Без тебя свою жизнь представить не могу.

Ты бываешь и весёлым, и сложным,

и хитрым, и светлым, порой и грустным».

Ш. Амонашвили

Когда ученики приходят из начальной школы в старшую школу, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у детей интереса. Увлекательность учебного процесса, новый учитель и новое в предмете не оставляют ребят равнодушными. Но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у большинства учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения языку и литературе. Почему я не уточняю «по русскому языку»? Да потому что до 1 сентября 2014 года я преподавала в школе украинский язык – и знаю на личном опыте: заинтересовать ученика учить язык и читать литературу (русскую ли, украинскую, на английском языке или немецком) очень трудно

Поэтому задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Каждый урок стараюсь строить с учётом всех принципов обучения русскому языку и литературе. Поэтому для меня всегда было очень важно соблюдать следующие правила:

  • общение имеет свою специфику, нужно быть хорошим речевым партнером;

  • атмосфера урока. Учитель должен стараться создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик поверил в свои силы, в свою способность и возможность быть лучшим;

  • то чему учат ученика, должно быть понятным и занимательным;

  • нужно избегать длинного и сложного объяснения, урок может стать неприятным и незанимательным;

  • ребенок не должен стыдиться учителя и одноклассников (преодоление психологического барьера);

  • интересные, красочные книги, учебники;

  • ученик не должен бояться наказания за непонимание. Ум человека может действовать тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;

  • урок должен быть соразмерен силам ученика (не лёгок, не труден). Труден – ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется чем-нибудь другим, не будет делать никаких усилий.

Ученику нужно давать такую работу, чтобы каждый урок чувствовался шагом вперед.

Чем легче учителю учить, тем труднее ученику трудиться. И наоборот. Чем больше будет учиться сам учитель, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами учеников, тем легче будет учиться ученику. Чем больше ученик будет предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, тем труднее будет ученику. Учитель должен быть всегда собой недоволен. Именно с этим качеством учитель приобретает недостающие знания.

Всем этим правилам стараюсь следовать на протяжении многих лет. Могу с уверенностью сказать, что урок должен быть направлен на учёбу. Что это значит?

  1. мотивация ученика - у него должен быть интерес к уроку;

  2. активное участие в уроке;

  3. самостоятельная творческая работа;

  4. ритм работы и уровень;

  5. обучающие игры на уроках;

  6. групповая работа на уроке или в парах;

  7. ученики говорят – учитель молчит. Изменение роли учителя – больше ведущих и помощников, меньше контролеров;

  8. связь с жизненным опытом ученика;

  9. самооценка и самоконтроль;

  10. цель – Ученик!

Урок был и по-прежнему остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Поэтому и формирование новых подходов в воспитании должно начинаться, прежде всего, с урока. Творчество учителя плюс творчество учащихся, воплощенные в общем деле, - это простая ёмкая формула урока. Большую помощь, новые идеи, нестандартные подходы в организации и проведении уроков дают семинары, интересные курсы.

Вернувшись в 2011 году к преподаванию русского языка и литературы, я прекрасно понимала, что необходимо начинать все с начала: накапливать материал, создавать тематические папки по разным направлениям. Началась кропотливая работа по подбору раздаточного материала, как к урокам языка, так и литературы. На сегодняшний день мною создано  тематических папки, которые включают в себя подбор раздаточного материала, разноуровневые тесты, интересные задания как по текущему контролю, так и по итоговому. Такие папки намного упростили подготовку к урокам. Их я использую не только для уроков, но и при подготовке учеников к олимпиадам по русскому языку.

В последнее время работаю над проблемой чтения на уроках. Факт, что сегодняшние школьники теряют интерес к чтению, к книгам и это очень плохо, так как чтение не только даёт новую информацию, но и является источником и средством эмоционального душевного и умственного развития. Много полезной информации по данной проблеме можно получить в печатных изданиях.

Немаловажную роль на уроке играет эмоциональный настрой класса. Этому должны способствовать все аспекты урока: педагогические (хорошее настроение, доброжелательность, артистичность учителя), методические (интересные формы урока, их новизна, доступность для обучающихся).

Добавить запись

Защита от спам-роботов