Главные вкладки
Петрова Евгения Александровна
«Здравствуй, урок! Я люблю тебя, урок!
Без тебя свою жизнь представить не могу.
Ты бываешь и весёлым, и сложным,
и хитрым, и светлым, порой и грустным».
Ш. Амонашвили
Когда ученики приходят из начальной школы в старшую школу, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у детей интереса. Увлекательность учебного процесса, новый учитель и новое в предмете не оставляют ребят равнодушными. Но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у большинства учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения языку и литературе. Почему я не уточняю «по русскому языку»? Да потому что до 1 сентября 2014 года я преподавала в школе украинский язык – и знаю на личном опыте: заинтересовать ученика учить язык и читать литературу (русскую ли, украинскую, на английском языке или немецком) очень трудно
Поэтому задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. Каждый урок стараюсь строить с учётом всех принципов обучения русскому языку и литературе. Поэтому для меня всегда было очень важно соблюдать следующие правила:
общение имеет свою специфику, нужно быть хорошим речевым партнером;
атмосфера урока. Учитель должен стараться создать на уроке такую атмосферу, чтобы каждый ученик поверил в свои силы, в свою способность и возможность быть лучшим;
то чему учат ученика, должно быть понятным и занимательным;
нужно избегать длинного и сложного объяснения, урок может стать неприятным и незанимательным;
ребенок не должен стыдиться учителя и одноклассников (преодоление психологического барьера);
интересные, красочные книги, учебники;
ученик не должен бояться наказания за непонимание. Ум человека может действовать тогда, когда он не подавляется внешними влияниями;
урок должен быть соразмерен силам ученика (не лёгок, не труден). Труден – ученик потеряет надежду исполнить заданное, займется чем-нибудь другим, не будет делать никаких усилий.
Ученику нужно давать такую работу, чтобы каждый урок чувствовался шагом вперед.
Чем легче учителю учить, тем труднее ученику трудиться. И наоборот. Чем больше будет учиться сам учитель, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами учеников, тем легче будет учиться ученику. Чем больше ученик будет предоставлен самому себе и занятиям, не требующим внимания учителя: переписыванию, диктованию, чтению вслух без понимания, тем труднее будет ученику. Учитель должен быть всегда собой недоволен. Именно с этим качеством учитель приобретает недостающие знания.
Всем этим правилам стараюсь следовать на протяжении многих лет. Могу с уверенностью сказать, что урок должен быть направлен на учёбу. Что это значит?
мотивация ученика - у него должен быть интерес к уроку;
активное участие в уроке;
самостоятельная творческая работа;
ритм работы и уровень;
обучающие игры на уроках;
групповая работа на уроке или в парах;
ученики говорят – учитель молчит. Изменение роли учителя – больше ведущих и помощников, меньше контролеров;
связь с жизненным опытом ученика;
самооценка и самоконтроль;
цель – Ученик!
Урок был и по-прежнему остаётся основным звеном учебно-воспитательного процесса. Поэтому и формирование новых подходов в воспитании должно начинаться, прежде всего, с урока. Творчество учителя плюс творчество учащихся, воплощенные в общем деле, - это простая ёмкая формула урока. Большую помощь, новые идеи, нестандартные подходы в организации и проведении уроков дают семинары, интересные курсы.
Вернувшись в 2011 году к преподаванию русского языка и литературы, я прекрасно понимала, что необходимо начинать все с начала: накапливать материал, создавать тематические папки по разным направлениям. Началась кропотливая работа по подбору раздаточного материала, как к урокам языка, так и литературы. На сегодняшний день мною создано тематических папки, которые включают в себя подбор раздаточного материала, разноуровневые тесты, интересные задания как по текущему контролю, так и по итоговому. Такие папки намного упростили подготовку к урокам. Их я использую не только для уроков, но и при подготовке учеников к олимпиадам по русскому языку.
В последнее время работаю над проблемой чтения на уроках. Факт, что сегодняшние школьники теряют интерес к чтению, к книгам и это очень плохо, так как чтение не только даёт новую информацию, но и является источником и средством эмоционального душевного и умственного развития. Много полезной информации по данной проблеме можно получить в печатных изданиях.
Немаловажную роль на уроке играет эмоциональный настрой класса. Этому должны способствовать все аспекты урока: педагогические (хорошее настроение, доброжелательность, артистичность учителя), методические (интересные формы урока, их новизна, доступность для обучающихся).