«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»
В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.
Речь рождается в общении. Организуя общение детей, мы стимулируем речевую деятельность и с помощью речевых средств развиваем коммуникацию детей.
По мнению ученых (Л.С.Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева) для возникновения речи необходимы две составляющие:
- Врожденный толчок (генетический фактор)
- Поддержка среды (социальный фактор)
Мы в работе с детьми по речевой стимуляции создаем эту поддержку среды», т.е. с первых дней пребывания ребенка в детском саду организуем речевую среду.
М.И. Лисина определила основные формы общения ребенка от рождения до семи лет. Знания онтогенеза коммуникативной деятельности помогает нам в практической деятельности.
Потребность в общении у наших детей на разных уровнях зависит от познавательной активности ребенка и от состояния его эмоциональной сферы и т.д.
Одни дети находятся на эмоционально-личностном уровне общения, что соответствует младенчеству.
Другая группа детей – на ситуативно-деловом уровне (до 3 лет). Ситуативно-деловая форма общения – это взаимодействие ребенка со взрослыми, потребность быть вместе, стремление к сверстникам. Общение взрослого с ребенком – это не просто действие (показ) со стороны педагога, а взаимодействие с ребенком, формирование диалога простыми средствами.
Занятия, происходящие сидя за столом – не эффективны. Произвольное внимание еще очень слабое, в стадии формирования. Необходимо опираться на занятиях на непроизвольное внимание, использовать двигательную активность детей, их эмоциональную отзывчивость.
Как в процессе ситуативно-делового общения мы стимулируем речь? В такую форму общения очень легко вписываются логоритмические упражнения.
Логоритмика – это речь и ритм; музыка и речь; речь и движение. Это целая система музыкально-двигательно-речевых ритмичных упражнений и заданий. Дети легко на эмоциональном уровне вступают в этой ситуации в контакт, по подражанию производят простые движения, понимают простой смысл текста и непроизвольно выдают элементарный речевой ответ. Наша задача закрепить их в памяти. Детям нравятся эти задания, они с удовольствием повторяют их, воспроизводят отдельные звуки, ударные слоги, сочетая их с движением.
Слухоречевую память закрепляет память тела.
Дети с кохлеарным имплантом после операции способны воспринимать звуковые сигналы, воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако продолжаю вести себя как глухие дети, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный статус). Внимание, доброжелательность, ласковый голос – все помогает детям пережить этот трудный период.
Привлечь внимание детей с КИ достаточно сложно: они не реагируют на голос, долго к нему привыкают, не различают шумы окружающей среды, что позволяет им быстро адаптироваться.
Чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо взять его за руки, привлечь внимание к лицу, выполнить с ним действие. Они не ищут контакта с детьми, уединяются. На индивидуальных коррекционных занятиях долго вырабатываются слуховые ориентировочные реакции на неречевые звуки, на музыкальные инструменты. Реакции эти очень неустойчивые. Многие звуки вызывают повышенные реакции. Трудно различают, далеко или близко находится источник шума. Восприятие звуков речи отрабатывается еще медленнее. Понимание названия игрушек, частей лица закрепляется долго. Дети быстро устают, негативируют, закрывают уши, уединяются. Постепенно эти дети вступают в контакт с помощью тех же логоритмических упражнений. По подражанию производят отдельные действия, эмоционально реагируют, понимают отдельные названия предметов, действий, воспроизводят элементарную речевую продукцию в виде ударного гласного, слога.
Результаты нашей работы позволили нам сделать следующий вывод: ранняя коррекционно-развивающая помощь развивает импрессивную и экспрессивную формы речи, активизирует формирование речевой деятельности у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_olesya_attestatsiya.docx | 15.84 КБ |
Предварительный просмотр:
«Коммуникативно-речевое общение неговорящих детей раннего возраста»
В детском саду, в котором я работаю, сложный контингент воспитанников. Это дети раннего дошкольного возраста с кохлеарными имплантами, с тяжелыми нарушениями речи, с синдромом Дауна.
Речь рождается в общении. Организуя общение детей, мы стимулируем речевую деятельность и с помощью речевых средств развиваем коммуникацию детей.
По мнению ученых (Л.С.Выготского, А.А. Леонтьева, А.Н. Гвоздева) для возникновения речи необходимы две составляющие:
- Врожденный толчок (генетический фактор)
- Поддержка среды (социальный фактор)
Мы в работе с детьми по речевой стимуляции создаем эту поддержку среды», т.е. с первых дней пребывания ребенка в детском саду организуем речевую среду.
М.И. Лисина определила основные формы общения ребенка от рождения до семи лет. Знания онтогенеза коммуникативной деятельности помогает нам в практической деятельности.
Потребность в общении у наших детей на разных уровнях зависит от познавательной активности ребенка и от состояния его эмоциональной сферы и т.д.
Одни дети находятся на эмоционально-личностном уровне общения, что соответствует младенчеству.
Другая группа детей – на ситуативно-деловом уровне (до 3 лет). Ситуативно-деловая форма общения – это взаимодействие ребенка со взрослыми, потребность быть вместе, стремление к сверстникам. Общение взрослого с ребенком – это не просто действие (показ) со стороны педагога, а взаимодействие с ребенком, формирование диалога простыми средствами.
Занятия, происходящие сидя за столом – не эффективны. Произвольное внимание еще очень слабое, в стадии формирования. Необходимо опираться на занятиях на непроизвольное внимание, использовать двигательную активность детей, их эмоциональную отзывчивость.
Как в процессе ситуативно-делового общения мы стимулируем речь? В такую форму общения очень легко вписываются логоритмические упражнения.
Логоритмика – это речь и ритм; музыка и речь; речь и движение. Это целая система музыкально-двигательно-речевых ритмичных упражнений и заданий. Дети легко на эмоциональном уровне вступают в этой ситуации в контакт, по подражанию производят простые движения, понимают простой смысл текста и непроизвольно выдают элементарный речевой ответ. Наша задача закрепить их в памяти. Детям нравятся эти задания, они с удовольствием повторяют их, воспроизводят отдельные звуки, ударные слоги, сочетая их с движением.
Слухоречевую память закрепляет память тела.
Дети с кохлеарным имплантом после операции способны воспринимать звуковые сигналы, воспринимать неречевые звучания и реагировать на них. Однако продолжаю вести себя как глухие дети, опираясь на умения и навыки, сформированные ранее в условиях тяжелого нарушения слуха. До тех пор, пока не завершится первоначальный этап реабилитации, т.е. пока не произойдет перестройка коммуникации и взаимодействия ребенка с близкими на естественный лад, он сохраняет этот особый (переходный статус). Внимание, доброжелательность, ласковый голос – все помогает детям пережить этот трудный период.
Привлечь внимание детей с КИ достаточно сложно: они не реагируют на голос, долго к нему привыкают, не различают шумы окружающей среды, что позволяет им быстро адаптироваться.
Чтобы привлечь внимание ребенка, необходимо взять его за руки, привлечь внимание к лицу, выполнить с ним действие. Они не ищут контакта с детьми, уединяются. На индивидуальных коррекционных занятиях долго вырабатываются слуховые ориентировочные реакции на неречевые звуки, на музыкальные инструменты. Реакции эти очень неустойчивые. Многие звуки вызывают повышенные реакции. Трудно различают, далеко или близко находится источник шума. Восприятие звуков речи отрабатывается еще медленнее. Понимание названия игрушек, частей лица закрепляется долго. Дети быстро устают, негативируют, закрывают уши, уединяются. Постепенно эти дети вступают в контакт с помощью тех же логоритмических упражнений. По подражанию производят отдельные действия, эмоционально реагируют, понимают отдельные названия предметов, действий, воспроизводят элементарную речевую продукцию в виде ударного гласного, слога.
Результаты нашей работы позволили нам сделать следующий вывод: ранняя коррекционно-развивающая помощь развивает импрессивную и экспрессивную формы речи, активизирует формирование речевой деятельности у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.