ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Попова Елена Викторовна

Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Интегрированные занятия в музыкальной деятельности детей помогают детям более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНТЕГРАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В МУЗЫКАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Интегрированные занятия в музыкальной деятельности детей помогают детям более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес, творческие способности и творческую самостоятельность. В разных видах искусств есть «родственные» средства

выразительности: Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка. Любой человек может понимать все виды

искусства.

Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему, но затем они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни.

Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка. В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль играет процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей. Интегрировать — значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части. Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко

переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой

ситуацией, игрой-драматизацией). Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности, исходя из задач и возможностей детей.

Интегрированные занятия в музыкальной деятельности детей помогают детям более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес, творческие способности и творческую самостоятельность. В разных видах искусств есть «родственные» средства

выразительности. Интонация — своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности — всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной

выразительности указывает использование терминов: мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т. д.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать музыкальную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс. Взаимодействие ребенка с миром звуков, литературных произведений по программе «Детство», элементами устного народного творчества, отражение впечатлений от этого взаимодействия в сценках на утренниках, вечерах-развлечений («Девочка чумазая», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» «Федорино горе», «Яблонька» и др.), в играх с пением («Теремок», «Колобок», «Васька Кот»), в песнях на стихи детских поэтов (С. Маршака, А. Барто и др.) — это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Интеграция происходит и в процессе слушания детьми музыки. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В литературе — через художественные средства выразительности в произве дениях А. С. Пушкина «Осень», А. Толстого «Осень» и др.

Интонация — своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности — всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке,  гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т. д.

Практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное художественное творческое развитие дошкольников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи. Основной формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.

В процессе интегрированного обучения ребенок учится: —  рассматривать явления с разных точек зрения; применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; выражать себя в каком-либо творчестве.

Интегрированный подход особенно актуален при ознакомлении с предметами изобразительного искусства, когда они представлены не в подлиннике. Мы не видим той яркости красок, четкости штриха, которые придают целостность работы мастера. Музыка, поэзия «оживляют», дополняют «недоуви денное». Сами собой «звучат» стихи М. Ю. Лермонтова при восприятии картины И. И. Шишкина «На Севере диком …»  или «Белая береза под моим окном…» С. Есенина — картины «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Выбор ассоциативных произведений — прерогатива педагога, который должен учитывать возрастные возможности детей. Наиболее гармонично сочетаются с русской пейзажной живописью поэтические произведения Ф. И. Тютчева, А. С. Пушкина, А. К. Толстого и других поэтов 19 века. От живого созерцания произведения изобразительного искусства, то есть от ощущений и воспри ятия, мы идем к практической деятельности детей. Важно учить детей «графической речи», т. е. умению рассказывать и передавать впечатления о произведении не только словами,  но и с помощью изображения (создание собственной работы,  глядя на произведение или по памяти).

Для закрепления знаний детей о произведении изобразительного искусства, используется творческая деятельность дошкольников по мотивам рассмотренной картины. После ознакомления с картиной Микеланджело да Караваджо «Корзина с фруктами» можно предложить ребенку нарисовать или слепить свой натюрморт. После общения с картинами И. К. Айвазовского, которые передают разные состояния моря в различное время суток, дети могут нарисовать (красками, пастелью, пластилином и пр.) такое море, какое больше понравилось.

В процессе такой работы и изобразительная деятельность детей становится оригинальной. Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему занятия. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству. Использование в работе произведений изобразительного искусства содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок.

На занятии можно использовать зрительный ряд репродукций или слайды с сопутствующей информацией (восемь — десять минут), что несет в себе необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка, побудить его к творчеству. Следующий шаг — тематическое рисование или импровизация

(тему для работы дети выбирают самостоятельно). Красивые изображения не оставляют детей равнодушными, свои впечатления от увиденного они отображают в своем рисунке. Например, при рисовании портрета мамы ребенок сначала рассматривает репродукции женских портретов, выполненных разными художниками (Дюрером, К. Петровом-Водкиным,

В. Серовом и др.), а затем создает свой близкий сердцу женский образ. К тому же задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке, как расположение отдаленных и близлежащих предметов показано размером, цветом, прорисовкой.

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку. Эмоциональное воздействие музыки таково,  что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание

подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того,  чтобы не увести ребенка от создаваемых образов. Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы, важно

создать соответствующую эмоциональную обстановку. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т. е., рассматривать картинный

ряд, в котором выделяются основные моменты текста.