Инновационная деятельность на базе КФУ
Проект
«Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность проекта.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. А наш регион Поволжья является уникальная лаборатория, где происходит развитие личности через взаимодействие народных культур.
С раннего детства, «впитывая с молоком матери» культурные ценности, ребенок живет в родной национальной среде. Взрослея, он - представитель своего народа, становится хранителем и продолжателем традиций. И каждый маленький представитель своего народа, будь он татарином или русским, должен иметь представление о культуре, быте, жизни своего и другого народа, доступное их возрасту.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, развитии и укреплении добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проект
«Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»
Составила: Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад №1 «Радуга» пгт.Камское Устье»
Камско – Устьинского муниципального района РТ
Мубариева Юлдуз Рифовна
Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста
Вид проекта:
Творческий
Продолжительность проекта:
Долгосрочный ( сентябрь - июнь)
Участники проекта:
Дети, родители, воспитатели по обучению татарскому языку, инструктор по физической культуре, учитель – логопед, музыкальный руководитель.
Автор проекта: Мубариева Юлдуз Рифовна, воспитатель I квалификационной категории.
Образовательные области, выраженные в направлениях:
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие;
Социальное – коммуникативное развитие.
Цель проекта: Формирование знаний и положительного отношения дошкольника к русской и татарской народной культуре, развитие основ билингвального обучения в детском саду.
Задачи проекта:
- Способствовать физическому, нравственному, эстетическому развитию детей.
- Формировать у детей эмоциональную отзывчивость к народной культуре, чувства причастности к своему народу и русской и татарской культуре.
-Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, богатую славными традициями, воспитывать у детей желания познавать русскую и татарскую народную культуру.
- Формировать познавательный интерес и обобщенные знания у детей об устном народном творчестве русского и татарского народов, их традициях и истории, народных игр, традиционных и обрядовых праздниках своего народа, о быте на Руси.
- Развитие умения рассказывать об истории и традициях народа, о его быте, об обрядовых и традиционных праздниках на Руси.
- Развивать умения создавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание при этом чувства ритма, формы, симметрии.
-Развитие активности детей посредством использования народных игр.
- Привлечение родителей в образовательно - воспитательную деятельность, сотрудничеству с детским садом в развитии основ билингвального обучения.
Направления:
- ознакомление детей с устным народным творчеством;
- ознакомление детей с традициями и историей русского народа;
- ознакомление детей с русским народным декоративно - прикладным искусством;
- знакомство с русскими и татарскими народными играми;
- знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками и русскими и татарскими народными музыкальными инструментами;
- знакомство с особенностями национального быта.
Актуальность проекта.
Россия – страна многонациональная, многокультурная, многоязычная. А наш регион Поволжья является уникальная лаборатория, где происходит развитие личности через взаимодействие народных культур.
С раннего детства, «впитывая с молоком матери» культурные ценности, ребенок живет в родной национальной среде. Взрослея, он - представитель своего народа, становится хранителем и продолжателем традиций. И каждый маленький представитель своего народа, будь он татарином или русским, должен иметь представление о культуре, быте, жизни своего и другого народа, доступное их возрасту.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, развитии и укреплении добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающему поколению житейского, производственного, духовного, в том числе и педагогического, опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Ситуация, в которой мы сейчас находимся, на самом деле очень серьезная по своей сути. В настоящее время мы столкнулись с деградацией населения. С истощением интереса к своей народной культуре к измельчанию душевных человеческих качеств. Интерес нашей современной молодежи к изучению народной культуры – изучение народных праздников, пение народных песен, традиций, знания прикладным народным творчеством - не так велик, как хотелось, как это было раньше – естественным для любого человека. Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями своего народа помогает воспитывать любовь к истории, культуре народа, помогает сохранить прошлое. Воспитание на народных традициях способствует формированию веротерпимости, межнациональной толерантности.
Фольклор – это дорожка от прошлого через настоящее в будущее. Поэтому, познание детьми народной культуры, народного творчества, народного фольклора находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает способности ребенка, формирует общую нравственную культуру.
Начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо с малых лет, и поэтому родилась идея создания проекта «Воспитание в национальных традициях детей старшего дошкольного возраста»
Из всего выше сказанного были определены следующие приоритеты в работе с детьми старшего дошкольного возраста:
1. Формировать чувство причастности к истории Родины через знакомство с народными праздниками и традициями, в которых фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
2. Накапливать опыт восприятия произведений малых фольклорных жанров. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к образцам русского народного декоративно-прикладного искусства, воспитывать желание заниматься подобной деятельностью.
4. Показать глубокий нравственный смысл сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировосприятия. Знакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, меткость).
5. Развивать двигательную активность детей, умение их сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
6. Использовать устное народное творчество для развития у детей правильного звукопроизношения, связной речи. Знакомясь с потешками, ребенок вслушивается в речь, улавливает ее ритм, отдельные звукосочетания и постепенно проникает в их смысл, таким образом, развивается фонематический слух малыша. Те дети, которых укачивали под колыбельные, развлекали прибаутками и сказками, с которыми играли, исполняя потешки, по многочисленным наблюдениям, стали наиболее творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образному меткому слову. А сказки оказывают огромное нравственное влияние, формируют творческое начало, самостоятельность мысли.
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции образовательных областей программы, развитие традиций проведения дней национальной культуры в ДОУ, приобщение детей к традициям и культуре русского и татарского народов.
При реализации проекта используемые методические приемы: беседа, чтение художественных произведений, экскурсии, прогулки, творческая деятельность детей (лепка, аппликация, театрализация, игры, разучивание потешек, танцы, и т.д.).
Этапы работы над проектом.
1.Подготовительный этап. ( сентябрь - октябрь)
- Планирование деятельности;
-подбор методической литературы;
- Оборудование национальных уголков в группах;
- создание предметно - развивающей среды ;
- обеспечение содействия родителей в реализации проекта.
- Создание дидактического, раздаточного материала для проведения народных игр.
2. Основный этап. Реализация проекта. (Ноябрь-май)
Направления | Виды деятельности | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Речевое развитие | Рассказ воспитателя | - «Народные приметы» ( как назывался текущий месяц в старину, какие приметы); -«Русский народный костюм» (Рассматривание русских народных костюмов) | - «Новый год встречаем» (происхождение праздника, как встречали раньше Новый год); -«Каз омэсе» (Продолжать знакомство с татарскими народными обычаями, играми, беседа о татарских народных играх) - «Цветы гжели» (Продолжать знакомить с гжельской росписью) | «Рождественские потехи» (о народных приметах, гуляниях); - «Аулак ой» (Знакомство с народными традициями татарского народа). | «Почему так называется?» (названия всех месяцев в старину, почему так назвали) - - «Сапожки , мои сапожки!» (татарская обувь) -«Масленица» ( обогащать знания детей о народных праздниках) | «Народные праздники» (Происхождение весенних народных праздников Науруз) - «Жестовская красота» ( как делали изделие) - «Белэзегем- йозегем» (о татарских украшениях). | «Апрель-водолей»-(обогащать знания детей); - «Карга боткасы» (о народном весеннем празднике) -«Во поле береза стояла» (о символах русского народа, о красоте природы) | - «Весенние деньки» (Народные приметы, как назывался) - «Чэчэк бэйрэме» (Татарский народный праздник ко дню цветения первых весенних цветов); - «Веселый Городец» (об изделиях, своеобразных рисунках) |
беседа | «Дымковская игрушка» (Беседа об изготовлении фигурки из глины) -«Золотая хохлома» (особенности узоров, кто и как все делает) | -«Как собираетесь провести Новый год?», -«Почему любите праздник Новый год?», -«Может ли Дед Мороз принести все что вам хочется, почему?» - «Пуховой платок моей мамы» (рассматривание узоров на платке, отметить особенностей рисунков) | -«Цветы гжели» (Беседа о гжельской росписи – закрепление материала) -«Тубетей» (отметить национальных узоров: цветы, листочки завитки); - «Русские матрешки» | -«Масленица» (уточнение знаний детей, заинтересовать народными обычаями) -«Волшебный лоскуток» (О разновидностях изобразительного искусства русских мастериц) | «Жестовские подносы» (Особенности украшения, раскрашивания подносов) - «Вышивки моей бабушки» (Вышивки с татарским орнаментом, куда и для чего вышивали); - «Боз озату» ( ледоход)-татарское народное развлечение. | -Озна-комление с творчеством народного поэта Г.Тукаем и его произведениями. -«Пасха» (разъяснение значения праздника); -«Жыен» (разъяснение значения праздника (праздник перед посевом) | - «Сабантуй» (Уточнение и обогащение знаний детей о народном празднике становившим всенародным); -«Мы любим играть!» ( о русских и татарских народных играх, схожесть игр) | |
Рассматривание иллюстраций; призентаций (ИКТ). | -«Моя семья отдыхает»; - «Дымковские игрушки» (ИКТ); - «Моя семья» (ИКТ) | -«Семейные обязанности» ; - «Татарский фартук» | -«Деревенская изба. Узоры на окне»; -«Гжельская красота» (ИКТ) | -«Красота татарской национальной обуви»; - узоры шитых из лоскутков (ИКТ); - иллюстраций к сказкам и стихам М.Джалиля. «Масленица» (ИКТ) | -«Пасха»; -«Нуаруз»; -«Жест-овские подносы» -(ИКТ). | -«Карга боткасы»; - иллюстраций к сказкам Г.Тукая. Просмотр Мультфильма на татарском языке по сказкам Тукая. | -«Как отдыхаем»; -«Цветы» | |
Познавательная деятельность | Поисково- исследовательская деятельность | Работа детей по созданию альбомов (подборка открыток, рисунков из журналов, газет); для выставок книжек, игрушек, посуд по тематикам. Сбор бросового материала для работы в исследовательском уголке, для продуктивной деятельности (листья, семена, коробки, фантики, палочки, пуговицы, крышки, пластмассовые бутылки и тд.) | ||||||
рисование, лепка, аппликация | Лепка хохломскую ложку; раскрашивание хохломскую посуду. | -Раскрашивание гжельских посуд; - Раскрашивание иллюстраций русских богатырей; - Лепка из соленого теста посуд(чашки) | Разукрашивание татарским орнаментом тубэтэй, сделанный из бумаги. - Раскрашивание матрешек. | Разукрашивание татарскую обувь – читек; - Лепка татарских национальных блюд из соленого теста. | раскрашивание жестовских подносов; -Лепка из соленого теста посуды для игр - раскрашивание яиц к празднику. | - Браслет (рисование на фольгу татарские узоры); «Украсим платье для Аленушки» | «Намазлык»; «Платочек» (аппликация); - Раскрашивание полотенец для сабантуя. | |
конструирование | «Дом в котором я живу» (строительный материал), «Панно из природного материала»(Семена, листочки, орешки итд) | «Замок деда Мороза»; «Снижинка» и(вырезывание узоров на салфетке) | -«Узоры на окне» ( приклеивание на картон из салфеток); «Украсим балалайку» (аппликация) | «Военный корабль»; «Шапка командира»(оригами) | «Дом в котором я живу», «Тюльпаны для мамы»(оригами) | -«Тубэтэй» (из бумаги); | «Букет цветов» (оригами) | |
Дидактические игры | «Составь узор на платье», «Собери из частей дымковских игрушек». | « Найди не хватающейся часть одежды» | «Узнай узор по рисунку»; «Узнай по узор описанию». | «Мозаика цветов» (Мозаика) | «Одень куклу», «Собери узор» | «Узнай национальную одежду» | «Составь узоры из цветов» | |
Социально – коммуникативное развитие | труд | Подготовка к НОД, к творческой деятельности в утреннее и вечернее время, ухаживание за комнатными растениями, дежурства , самообслуживание после приема пищи и НОД, уборка в игровых площадках после игры, уборка в книжном уголке и тд. Изготовление атрибутов для сюжетно- ролевых игр(татарские блюда, кокошники, браслетики) | ||||||
Сюжетно- ролевые игры | «Дочки – матери», «Детский сад», «Мы едем в Казань» | «Больница», «К нам гости пришли», «Строители» | «Магазин посуды», « Продуктовый магазин» | «Мы военные», «Пограничники», «Медсестра», «Военный корабль» | «Концерт для кукол», «Мы строители» | «Мы едем отдыхать», «На пикнике»; «День рождение у куклы Маши» | «Едем на экскурсию в Казань», «Пароход». | |
безопасность | Учить соблюдать безопасность во время игр, во время продуктивной деятельности, во время прогулок в любое время года, формировать чувство уважения и толерантности к людям другой нации. | |||||||
Художественно- эстетическое развитие | Хороводные игры | «Чума урдэк-чума каз»; | «Тубэтэй» | « Кулъяулык» | «Карусель» | «Буяу сатыш», «Платочек» | «Плетень»; «Ак каен». | «Кэрия-Зэкэрия» |
Чтение худ. литературы | Сказки «Илья Муромец и соловей разбойник», «Василиса – Прекрасная», «Оч кыз» «Сер тотмас урдэк» А.Алиша, | сказки «12 Месяцев» С. Маршак, «Морозко», «Медведь и мужик», «Сказка о царе Салтане…» А.Пушкин, «Бик батыр белэн бик куркак» А.Алиш. | Чтение сказки В.Катаева «Девочка и дудочка», сказки « Как человек птичкам песню подарил», «Семь соломон…»; «Снегурочка». | Ознакомление с творчеством героя - писателя М,Джалиля, чтение его произведений. Сказки «Камыр Батыр хэм Аждаха»; «Марья Моревна», «Никита Кожемяка» | «Цареевна – лягушка», «Крошечка - Хаврошечка»; « Сказка о молодидльных яблоках и живой воде»; «Камыр Батыр», | Произведения Г.Тукая «Су анасы», «Шурале», «Кэжэ белэн сарык»; «Морской царь и Васелиса Премудрая» | Сказка-быль «Сак белэн Сок»; «Аю белэн хужа», «Нечкэбил» А.Алиш, сказка «Иван цареевич и серый волк» | |
Музыка слушание пение | Знакомство с музыкальным инструменом –баяном, слушание мелодии на татарские и русские мелодии, песни. | Знакомство с музыкальным инструментом – курай, слушание мелодии в исполнении на этих инстру-ментах. | Знакомство с муз инструментом –балалайкой. Слушание народного творчества-колядки, зазывалки (аудиозапись) | Слушание и разучивание частушек, потешек к празднику Масленица. | Разучивание и слушание закличек , зазывалок для праздника Нэуруз. | Знакомство с металлофоном, разучивание исполнения на металлофоне мелодий частушек. | Слушание и разучивание колыбельных песен (русские и татарские); народных песен к празднику сабантуй. | |
физическая культура | Подвижные игры Соревновательные игры | «Зайцы и волк», «Казлар», «Огородник»,
«Пробеги между флажков» , «Кто быстрее?», «Кто пер-вый?» | «Два Мороза», «Зайцы и охотник»; «Совушка» «Мороз -Красный нос», «Заморожу!». «Кто дальше бросит?», «Кто дальше прыгнет?» | «Буш урын», «Мэликэ», «Веселый воробышки»; «Карусель» «Сбей кеглю!», «Попади в цель»; «Хитрая лиса» | «Тритий лишний»; «Метелица»; «Снежная карусель» «Довези до ворот» (санками); «Ловкие ребята»; «Забей гол!» | «Цепи-Цепи», «Ворота»; «Меткие стрелки» «Мы веселые ребята!»; «Паук и мухи» | «Буяу сатучы», «Колечко» «Собака и вороны». «Пройди – не упади!»; «Кто быстрее?» | «Ал кирэк,гол кирэк», «На рыбалке»; «Бездомный заяц»; «Жмурки»; «Волк во рву». «Медведи пчелы»; «Лягушки и цапля» |
Итоговое мероприятие | «День матери». | «Новогодний праздник». | «Рождественсике потехи (Спортивный праздник на свежем воздухе) | Праздник Масленица | Праздник Нэуруз, вечер «Веселая ярмарка» | «Проведение группового праздника «Дуслар жыелган жирдэ» | Проведение праздника «Чэчэк бэйрэме», «Сабантуй» |
Взаимодействие с родителями:
Работа с родителями | |||
1. | Проведение родительского собрания на тему: «Изучаем родной язык» | Октябрь | Заведующий, воспитатель |
2. | Анкетирование родителей «Патриотическое воспитание в семье» (см.Приложение1) | Февраль Апрель | воспитатель |
3. | Дни открытых дверей для родителей с посещением НОД по обучению детей татарскому языку | 1 раз в квартал | преподаватель татарского языка |
4. | Размещение информации о содержании УМК в групповых , раздевальных комнатах | Постоянно | Воспитатель , воспитатель татарского языка. |
5. | Предоставление для домашнего просмотра и слушания видео и аудио дисков с мультфильмами на татарском языке, детскими песнями | Постоянно | Воспитатель, воспитатель татарского языка, музыкальный руководитель |
6. | Оформление фотовыставки «Творческая радуга» (Иҗат күпере) | Апрель | Воспитатель |
7. | Публикации в СМИ о проведенных мероприятиях | Постоянно | воспитатель |
8. | Мастер – класс по лепке: «Волшебный мир сказок в изделиях из солёного теста» | Март | воспитатель |
9. | Конкурс стенгазет «Откуда я родом» | Февраль | Воспитатель |
10. | Конкурс презентаций « Моя семья – моя опора» (с уклоном на национальное воспитание) | май | Воспитатель, логопед. |
11. | Консультация «Как учить другой язык» | Ноябрь | Воспитатель, логопед. |
12. | Привлечение родителей в участии в развлечениях, утренниках | В течение года | Воспитатель, логопед, муз. руководитель. |
13. | Привлечение в создании предметно - развивающей среды в группе (национальный уголок, игровой уголок, уголок творчества); выставок книг, картин, народных игрушек, народных игр. | В течение года | Воспитатель |
14. | «День дегустации национальных блюд» (чаепитие, в рамках сладкого стола) | Март | Воспитатель, родители |
15. | Выставка «Бабушкин сундук» | Ноябрь-декабрь | Воспитатель, логопед, родители |
16. | Выставка «Традиции и обычаи нашей семьи», «Герб моей семьи» | Май | воспитатель, родители |
Работа с социумом | |||
1. | Размещение информации о новых формах и методах обучения детей татарскому языку на сайте учреждения | 1 раз в квартал |
|
2. | Публикация информации о проведенных мероприятиях в газете «Волжские зори», “Идел таңнары” | В течение года | Воспитатель, логопед |
3. | Приглашение учителей по татарскому языку на НОД, посещение воспитанниками старшей группы уроков в МБОУ « Татарская основная общеобразовательная школа пгт. Камское Устье» | Ноябрь Май | завуч школы, воспитатель, воспитатель татарского языка |
4. | Посещение воспитанниками подготовительной к школе группы поселковой детской библиотеки | Февраль, май | воспитатель, директор библиотеки |
5. | Посещение краеведческого музея | Апрель-май | Заведующая, воспитатель, директор музея. |
6. | Участие и выступление в разнообразных мероприятиях , организованных Домом культуры | В течение года | Воспитатель, музыкальный руководитель. |
3 этап. Итоговые мероприятия по основному этапу проекта.
Июнь. Подведение итога, анализ проекта, отчет по проекту.
Ожидаемый результат:
Данный проект позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.
Дети знают и называют:
• Домашний адрес; испытывают любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад.
• Место работы родителей, значимость их труда; испытывают гордость и уважение к труду взрослых. Дети имеют посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, несут ответственность за их выполнение.
• Знают: национальную одежду, орнаменты, игрушки, блюда, праздники, песни, сказки.
• Свою нацию, культуру, язык, традиции, гордятся своим народом, его достижениями.
• Умеют любоваться природой, бережно относиться к ней.
• Национальные игры, с удовольствием в них играют.
Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Данный проект помогает воспитателям раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Список литературы:
1. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью».
2 Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.
3. Богомолова М.И. «Интернациональное воспитание дошкольников». - М.: Просвещение, 1988;
4. Богатеева З. «Аппликации по мотивам народного орнамента», А.Челябинск: Взгляд. 2007.
5. В.П. Ватаман «Воспитание детей на традициях народной культуры» – Волгоград: Учитель, 2008;
6. Гаранина Т.П. «Семейные традиции и их роль в воспитании детей». - Мн., 1983.
7. Грибовская А.А. «Народное искусство и детское творчество», издательство Просвещение-2006;
8. Дошкольная педагогика./Под ред. В.И.Логиновой, Т.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 1980
9. Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990
10. Козлова С.А. «Воспитание патриотических чувств.// Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников». Под ред. Н.Ф. Виноградовой, - М.: Просвещение, 1980.
11. Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством СПб: Детство – Пресс, 2003.
12. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002
13. Панько Е.А. и др. «Развитие познавательных процессов дошкольника»./ Уч. пособие. Мн.: МПИ, 1984.
14. О.А. Скоролупова «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством». – М.: ООО «Издательство скрипторий2003». 2006.
15. «Народное искусство в воспитании дошкольников» / под ред. Т.С. Комаровой. М.: Педагогическое общество России, 2005;
16 . «Формирование межнациональной толерантности детей дошкольного возраста в условиях поликультурного образовательного пространства Прикамья: метод. Пособие/ под ред. Л.В. Коломийченко. – Пермь: Книжный формат, 2009.
17. Г.С.Швайко. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»-издательский центр «Владос» -2002.
18. «На полянке детства» Хрестоматия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей – Казань,2011;
19. «Детские подвижные игры народов СССР»- Москва, издательство «Просвещение»-1988.
20. Интернет сайт «Лукошко сказок», «Интернет- гномик», «Тазбаш»
Приложение1
Анкета для родителей
Уважаемые родители! Просим Вас ответить на следующие вопросы анкеты и оценить интерес своего ребенка к историческому прошлому нашей страны. Просим Вас помнить о том, что самым желательным для нас будет правдивый ответ. Мы очень надеемся на Вашу помощь!
№ п/п | Вопросы анкеты | Да | Нет | Затрудняюсь ответить | Примечание |
1. | Поддерживается ли интерес в семье к историческому прошлому своей Родины? | ||||
2. | Рассказывается ли детям о традициях своей семьи и предков? | ||||
3. | Совершаются ли совместные прогулки по памятным местам поселка, города? | ||||
4. | Читаете ли своим детям народные сказки, потешки; стихи татарских и русских поэтов? | ||||
5. | Просматриваются ли вместе с детьми по телевидению передачи об историческом прошлом народа своей нации? | ||||
6. | Придерживаетесь ли традициям, культуре своего народа? | ||||
7 | Сохранились ли в вашей семье старинные вещи ваших бабушек и дедушек? |
Приложение 2
Конспект
Занятие по рисованию в старшей группе
«Декоративное рисование по мотивам Дымковской росписи»
Программные задачи: Закрепить знания о дымковских игрушках;
закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, сетка, кольцо, волнистые дуги);
закрепить умение детей создавать декоративную композицию в жанре дымковской росписи;
учить самостоятельно, составлять узор на изделии новой формы из знакомых элементов, располагать его возле оборки в соответствии с формой юбки, платья;
закрепить приёмы рисования плавных линий при работе кистью и умение рисовать кончиком кисти.
Воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.
Оборудование: Несколько рисунков дымковских игрушек, картинки с элементами дымковского узора; акварельные краски, кисточки, вода, салфетки, готовые шаблонные рисунки дымковской барышни.
Предварительная работа: Рассказ воспитателя, рассматривание альбомов, картин о дымковских игрушках; беседы; лепка из глины дымковских игрушек; раскрашивание книжек-раскрасок, беседы о дымковской игрушке.
Ход занятия.
Воспитатель: Сегодня, дети, я приглашаю вас на галерею рисунков дымковской игрушки.. Посмотрите как здесь красиво! А как много разных барышень! Давайте их рассмотрим. (Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки). Какие они все яркие, красивые и очень разные. Но что-то у них есть и общее! Ребята, подумайте и скажите, как называются все эти игрушки? (Дымковские)
- А почему они так называются?
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стояло большое село. Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок. Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить.
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими.
- послушайте, пожалуйста, какие красивые стихи об этих игрушках написали! (Читают дети)
Водоноска
За студеною водицей
Водоноска - молодица,
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет
На коромысле не спеша.
Посмотри, как хороша
Эта девица - краса,
Тугая черная коса,
Щечки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво,
Как лебедушка плывет,
Песню тихую поет.
Няня
В кокошнике няня,
На руках Ваня.
И хорош, и пригож Ваня,
Не забудь няню,
Когда подрастешь.
Всадник на коне
Бока крутые, рога золотые,
Копытца с оборкой,
А на спине - Егорка.
- Какого цвета бывают дымковские игрушки? (Всегда только белые)
- А какие узоры на дымковских игрушках? (Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка)
- Какого цвета больше? Какие цвета использованы?
- Какими приёмами выполняются узоры? (Примакиванием, концом кисти, кистью плашмя по ворсу)
- Посмотрите на эти барышни: чем они друг на друга похожи? ( У всех широкие платья, юбки, фартуки, красиво разукрашены)
- Правильно! А вот у этих платья белыми остались! Они обиженные стоят на стороне. Давайте поможем барышням, разрисуем их платья. Пусть они тоже гордо стоят на этой выставке, и радуются, что их тоже нарядили красивыми красками. Постарайтесь сделать яркими и нарядными. Не забудьте: линии проводим кончиком кисточки, а узоры на кругах наносим только после высыхания кругов.
- Сядьте поудобнее и начинаем работу.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, помогать затрудняющимся в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультпауза.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
- А теперь заканчивайте свои работы, дорисовывайте узоры, а потом посмотрим рисунков.
Подводя итог, воспитатель вывешивает все рисунки, предлагает выбрать самых нарядных барышень и ответить на вопросы:
- Какая работа тебе больше всего понравилась? Почему?
- Что тебе больше всего здесь понравилось?
- Что особенного в этой работе?
- Чем отличается от других эта работа
Воспитатель читает стих: Все игрушки не простые,
А волшебно расписные,
Белоснежны, как березки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы узор,
Но отвести не в силах взор.
Молодцы, все старались создать новые красивые дымковские узоры. Занятие окончено.
Приложение 3.
Татарские игры.
«Тубэтэй».
Правила игры: дети стоя в кругу, передают друг другу тубэтэй (головной убор татарского парня)говорят:
«Тубэтэй,тубэтэй,
тубэтэем укалы,
шундый матур тубэтэем
менэ кемдэ тукталды»
У кого останется тубэтэй, тому придумывают наказание, например, танцевать или стих прочитать.
Утыр-утыр, Мәликә
Правила игры: Дети ходят по кругу и говорят (поют), а один ребенок с завязанными глазами сидит в центре.
Утыр, утыр, Мәликә, алмагачның төбенә,
Кем утырган каршыңа, әйтеп бирче тиз генә.
(Перевод: Сядь, сядь, Малика. Посиди под яблоней, кто-то к тебе присел, угадай ты быстренько!»)
Один ребенок садится около него. И тот кто в середине должен угадать на ощупь. Если не угадает, то ему назначают наказание.