Методическая страничка
Здесь размещены материалы для повышения педагогической компетенции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на ГПС логопедов и дефектологов
Организация и содержание работы учителя – дефектолога с обучающимися ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.
В последнее время отмечается увеличение число детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития, стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени, в нашей школе, в которой сформирована классы по обучению детей VII вида, в 2019 году была введена ставка учителя – дефектолога.
1Слайд
Целью деятельности учителя – дефектолога является Обеспечение своевременной специализированной помощи учащимся с ОВЗ, испытывающих трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в условиях общеобразовательной школы.
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НАПРАВЛЕНО НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
2 Слайд
Основные принципы деятельности учителя-дефектолога
Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, основывается на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.
3 Слайд
Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской
К.С. Лебединская выделяет 4 основных типа ЗПР: ♦ конституционального характера; ♦ соматогенного характера; ♦ психогенного характера; ♦ церебрально-органического характера.
4 Слайд
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.
- Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов
состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности. но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.
5 Слайд
Основное содержание дефектологической работы с детьми с ОВЗ
исходит из классификаций и характеристик контингента обучающихся
- Слайд
Направления работы.
Содержание деятельности реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:
Организационно-методическое
Цель организация и подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ППк
Диагностическое
Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.
Коррекционно-развивающее
Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении
Аналитическое
Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов
Консультативно – просветительское и профилактическое
Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса. Основные направления работы с родителями:
8 Слайд
Формы работы учителя – дефектолога с родителями
Цель работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:
оказать квалифицированную поддержку родителям;
помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.
Консультативно-рекомендательная работа
Лекционно-просветительская работа
Практические занятия для родителей
Индивидуальные занятия с родителям
9 Слайд
В связи с обновленным содержанием работы изменяется некоторая текущая документация специалиста.
Перечень документации учителя-дефектолога
1.Должностные инструкции
2. Карта динамического развития ребенка:
-протокол обследования;
-дефектологическое представление на учащегося;
-лист наблюдений за учащимися (отражает этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий).
3. Список учащихся, нуждающихся в занятиях у учителя – дефектолога
4. Состав групп.
5. Журнал посещаемости занятий.
6. Журнал консультаций.
7. Программа коррекционно – развивающейся работы с группой (по ведущему нарушению).
8. Индивидуальный план работы с учащимся.
9. План работы учителя - дефектолога на год.
10.Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором.
11.Циклограмма (график) работы специалиста.
12.Паспорт дефектологического кабинета.
13. Годовой отчет учителя-дефектолога.
14.. Журнал учета обследуемых учащихся.
15. Согласие на дефектологическое сопровождение ребенка.
10 Слайд
Алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка
Составлены алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка, которая позволяет выстроить деятельность специалиста учителя – дефектолога в образовательном учреждении с детьми овз
- В учебном плане данный курс является и проводится во внеурочное время.
Отбор детей на занятия к учителю-дефектологу осуществляется по заключению ТПМПК города Лангепаса.
Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповая или индивидуальная. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (до 5 человек), продолжительность групповых занятий-40 минут, индивидуальные занятия, продолжительностью до 15 минут.
11Слайд. Следует выделить основные направления коррекционно-развивающей работы:
Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:
В тексте
на развитие познавательных возможностей ребёнка;
на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности;
на развитие его интересов и склонностей;
на повышение общего уровня развития ученика;
на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;
на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи,
направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала;
на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции.
12Слайд Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР
1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.
2.Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3.Индивидуальный подход
4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий
6.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий
7.Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9.Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
13Слайд Методы формирования мотивации на уроке:
Эмоциональные методы 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 – дидактическая игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 – выбор
Познавательные методы 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - выполнение творческих заданий, 5 – «мозговая атака».
Регулятивные методы 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование о критериях оценивания результатов, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 – нахождение путей решения познавательного затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.
Социальные методы 1 - развитие желания быть полезным обществу, 2 - создание ситуации взаимопомощи, 3 – поиск путей сотрудничества, 4 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 5 - взаимопроверка.
- Коррекционное обучение по формированию приемов умственной
деятельности предполагает соблюдение ряда психолого-педагогических условий
Для успешного усвоения образовательной программы на каждом уроке я (учитель-дефектолог) развиваю и корригирую определенные умения ребенка
Дефектологическое сопровождение учащихся начальной школы я осуществляю по двум типам программ:
индивидуально – ориентированные (направлено на решение проблем конкретной личности);
системно – ориентированные (предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей).
14 Слайд
Индивидуальные коррекционно-развивающие занятия
В начале учебного года, по результатам психолого- педагогического обследования, составляется индивидуальное перспективное планирование с учетом уровня знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут. Каждый ребенок посещает дефектолога 2 раза в неделю.
План индивидуального занятия:
1)Задания для развития общей и мелкой моторики.
2)Артикуляционная гимнастика, звуковая работа.
3)Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.
4)Развитие экспрессивной речи (фразовая речь) и импрессивной речи (понимание).
5)Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина, пространственное представление).
6)Формирование мышления.
7)Счет (выделение по образцу, по слову).
15 Слайд Инструкция с несколькими заданиями
Навыки самостоятельной работы
16Слайд «Математика»
Особое внимание отводится предметным заданиям, упражнениям . Изучение математики направлено не только на усвоение системы знаний, не только на формирование умений и навыков, но и на развитие мыслительной деятельности, на общее развитие.
17 Слайд «Русский язык»
Упражнения по русскому языку мы работаем над грамматическим строем речи, орфографической зоркостью, пунктуацией, усвоением правил и норм правописания.
19 Слайд
На уроках литературного чтения деятельность учителя-дефектолога направлена на формирование осознанного чтения, активизацию речевой деятельности, развитие речи детей .
18 Слайд «Здоровьесберегающие технологии»
В заключении
В сопровождении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения важно то, какой социальный опыт и запас знаний приобретет ученик, как научится выстраивать отношения со сверстниками и с окружающим миром.
Апробация модели дефектологического развития личности учащихся младшего школьного возраста на практике подтвердила ее эффективность.