Методическая страничка

Угорец Елена Львовна

Здесь размещены материалы для повышения педагогической компетенции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx33.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на ГПС логопедов и дефектологов

Организация и содержание  работы  учителя – дефектолога с обучающимися  ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

В последнее время отмечается увеличение число  детей с особыми образовательными потребностями, поэтому проблема трудности в обучении детей, имеющих задержку психического развития,  стала одной из актуальных психолого-педагогических проблем сегодняшнего времени,  в  нашей школе, в которой сформирована классы по обучению  детей VII вида, в 2019 году была введена ставка учителя – дефектолога.

1Слайд

Целью деятельности учителя – дефектолога является Обеспечение  своевременной  специализированной помощи учащимся  с  ОВЗ, испытывающих  трудности в обучении, в освоении ими обязательного минимума содержания образования в  условиях общеобразовательной школы.

 СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА НАПРАВЛЕНО НА РЕШЕНИЕ СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ: 

 

2 Слайд 

Основные принципы деятельности учителя-дефектолога

Коррекционно-развивающая работа учителя-дефектолога с детьми, основывается на принципах коррекционной педагогики, строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, в соответствии со структурой и характером нарушений, их влиянием на учебную деятельность и общее развитие ребенка.

 3 Слайд

Классификация детей с задержкой психического развития по К.С.Лебединской

К.С. Лебединская выделяет 4 основных типа ЗПР: ♦ конституционального характера; ♦ соматогенного характера; ♦ психогенного характера; ♦ церебрально-органического характера.

4 Слайд

Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР.

  • Все 4 типа имеют свои особенности. Отличительная черта данных типов

состоит в их эмоциональной незрелости и нарушении познавательной деятельности.   но основное отличие — в особенности и характере соотношений двух важных составляющих этой аномалии развития: структуры инфантилизма и особенностей развития всех психических функций.

5 Слайд  

Основное содержание дефектологической работы с  детьми с ОВЗ

исходит из  классификаций и характеристик контингента обучающихся

  1. Слайд

Направления работы.

Содержание деятельности  реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

Организационно-методическое

Цель  организация   и подготовка к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации, организацию обследования отдельных учащихся на ППк

Диагностическое

Цель — определение уровня актуального развития ребенка, выявление причин и механизмов трудностей в обучении, а также определение мер коррекционного воздействия.

Коррекционно-развивающее

Цель — определение содержания и форм коррекционно-развивающей работы; а также непосредственно проведение комплекса мер по преодолению недостатков и трудностей в обучении

Аналитическое

Цель — проведение анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценки взаимодействия специалистов

Консультативно – просветительское и профилактическое

Цель — обеспечение сотрудничества и взаимодействия между всеми участниками коррекционного и образовательного процесса. Основные направления работы с родителями:

 

8 Слайд

 Формы работы учителя – дефектолога с родителями

Цель  работа дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ:

оказать квалифицированную поддержку родителям;
помочь близким взрослым создать комфортную для развития ребенка семейную среду;
создать условия для активного участия родителей в воспитании и обучении ребенка;
формировать адекватные взаимоотношения между взрослыми и их детьми.

Консультативно-рекомендательная работа

Лекционно-просветительская работа

Практические занятия для родителей

Индивидуальные   занятия с родителям

 9 Слайд 

В связи с обновленным содержанием работы изменяется некоторая текущая документация специалиста.

Перечень документации учителя-дефектолога

1.Должностные инструкции

2.   Карта динамического развития ребенка:

-протокол обследования;

-дефектологическое представление на учащегося;

-лист наблюдений за учащимися (отражает этапы и результат коррекционной работы, динамику занятий).

3. Список учащихся, нуждающихся в занятиях у учителя – дефектолога

4.   Состав групп.

5.   Журнал посещаемости занятий.

6.   Журнал консультаций.

7. Программа  коррекционно – развивающейся  работы с группой (по ведущему нарушению).

8.  Индивидуальный план  работы с учащимся.

9. План работы учителя - дефектолога на год.

10.Расписание коррекционных занятий, утвержденное директором.

11.Циклограмма (график) работы специалиста.

12.Паспорт дефектологического кабинета.

13. Годовой отчет учителя-дефектолога.

14.. Журнал учета обследуемых учащихся.

15. Согласие на дефектологическое сопровождение ребенка.

10 Слайд 

Алгоритм и внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка

 

Составлены алгоритм и  внутришкольная модель дефектологического сопровождения развития ребенка, которая позволяет выстроить деятельность специалиста учителя – дефектолога в образовательном учреждении с детьми овз

     

  • В учебном плане данный курс является и проводится во внеурочное время.

Отбор детей на занятия к учителю-дефектологу осуществляется по заключению ТПМПК города Лангепаса.

Частота занятий – 2 раза в неделю, форма организации – групповая или индивидуальная. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (до 5 человек), продолжительность групповых занятий-40 минут, индивидуальные занятия, продолжительностью до 15 минут.

11Слайд. Следует выделить  основные направления коррекционно-развивающей работы:

Коррекционная деятельность учителя-дефектолога направлена:

В тексте

на развитие познавательных возможностей ребёнка;

на улучшение индивидуальных личностных качеств ученика: дисциплинированности, собранности, организованности;

на развитие его интересов и склонностей;

на повышение общего уровня развития ученика;

на восполнение пробелов предшествующего развития и обучения;

на коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы и речи,

направленную на подготовку к восприятию нового учебного материала;

на формирование и развитие навыков собственной жизненной компетенции.

12Слайд  Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР 

1.Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка.

2.Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

3.Индивидуальный подход

4.Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.

5.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий

6.Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий

7.Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9.Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10.Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций
 

13Слайд Методы   формирования мотивации на уроке:

Эмоциональные методы 1 - поощрение, 2 - порицание, 3 – дидактическая игра, 4 - создание ярких наглядно-образных представлений, 5 - создание ситуации успеха, 6 - стимулирующее оценивание, 7 – выбор

Познавательные методы 1 - опора на жизненный опыт, 2 -познавательный интерес, 3 - создание проблемной ситуации, 4 - выполнение творческих заданий, 5 – «мозговая атака».

Регулятивные методы 1- предъявление учебных требований, 2 -информирование о критериях оценивания результатов, 3 - формирование ответственного отношения к учению, 4 – нахождение путей решения познавательного затруднения, 5 - самооценка деятельности и коррекция, 6 - рефлексия поведения, 7 - прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы 1 - развитие желания быть полезным обществу, 2 - создание ситуации взаимопомощи, 3 – поиск путей сотрудничества, 4 - заинтересованность в результатах коллективной работы, 5 - взаимопроверка.

  • Коррекционное обучение по формированию приемов умственной

деятельности предполагает соблюдение ряда психолого-педагогических условий

 

Для успешного усвоения образовательной программы на каждом уроке я (учитель-дефектолог) развиваю и корригирую определенные умения ребенка

Дефектологическое  сопровождение учащихся начальной школы я осуществляю по двум типам программ:

индивидуально – ориентированные (направлено на решение проблем конкретной личности);

системно – ориентированные (предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы детей).

14 Слайд

Индивидуальные  коррекционно-развивающие занятия

  В начале учебного года, по результатам психолого- педагогического обследования, составляется индивидуальное перспективное планирование с учетом уровня знаний, умений и навыков каждого воспитанника. Продолжительность индивидуального занятия составляет 15-20 минут. Каждый ребенок посещает дефектолога 2 раза в неделю.

План индивидуального занятия:

1)Задания для развития общей и мелкой моторики.

2)Артикуляционная гимнастика, звуковая работа.

3)Развитие слухового восприятия, фонематического слуха.

4)Развитие экспрессивной речи (фразовая речь) и импрессивной речи (понимание).

5)Развитие сенсорного восприятия (цвет, форма, величина, пространственное представление).

6)Формирование мышления.

7)Счет (выделение по образцу, по слову).

15 Слайд Инструкция с несколькими заданиями

Навыки самостоятельной работы

16Слайд «Математика»

Особое внимание отводится предметным заданиям, упражнениям .  Изучение математики  направлено не только на усвоение системы знаний, не только на формирование умений и навыков, но и на развитие мыслительной деятельности, на общее развитие.  

17 Слайд «Русский язык»

Упражнения по  русскому языку  мы  работаем  над грамматическим строем речи, орфографической зоркостью, пунктуацией, усвоением правил и норм правописания.

19 Слайд

На уроках литературного чтения деятельность учителя-дефектолога направлена на формирование осознанного чтения, активизацию речевой деятельности, развитие речи детей .

18 Слайд «Здоровьесберегающие технологии»

В заключении

В сопровождении детей с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения важно то, какой социальный опыт и запас знаний приобретет ученик, как научится выстраивать отношения со сверстниками и с окружающим миром.  

     Апробация модели дефектологического развития личности учащихся младшего школьного возраста на практике подтвердила ее эффективность.