Проект на тему: «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»
Проект на тему: «Народное творчество
в музыкальном воспитании старших дошкольников»
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.
Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям.
Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Народное творчество
в музыкальном воспитании дошкольников»
Проблема
Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний музыкального фольклора, народного танца. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором, танцем.
Задачи проекта:
1. Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.
2. Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.
3. Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.
4. Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.
5. Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
6. Развивать воображение, творческие и актерские способности.
7. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.
Тип проекта:
По продолжительности: долгосрочный.
По доминирующей линии: практико–ориентированный.
По содержанию: социально-педагогический.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный
· Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
· Определение цели и задач проекта;
· Подбор литературы, пособий, атрибутов;
· Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной
· Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
· Совместная деятельность
· Самостоятельная деятельность детей.
III. Заключительный
· Обобщение результатов работы;
· Итоговое фольклорное развлечение «Праздник русского платка».
Материально- технические ресурсы:
· музыкальный зал для занятий с детьми;
· музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;
· проектор
· экран
· технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура,
· наборы СD - дисков, микрофоны и др.;
· зал для проведения праздников;
· национальные костюмы.
· атрибуты для танцев
Методическое обеспечение:
· дидактический и материал;
· пособия по народному творчеству;
· комплект методической и теоретической литературы;
· Разработанные сценарии игр и праздников.
· Картотека игр
· Литература
· Интернет ресурсы
Ожидаемые результаты:
Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:
У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;
Готовность воспринимать натронную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в ни чувства и настроения.
Сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них;
План мероприятий с детьми
Месяц |
Форма проведения | Репертуар | задачи. | |
Сентябрь |
| Хоровод: « Во дворе то калина», «Ходила младешенька по борочку» Разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся» | Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями. Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; | |
Октябрь |
| Танец с ложками «Ай, да берёзка» Танец «Кадриль»
Разучивание оркестра «Во дворе то калина» | Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей. Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа. Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.
Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;
| |
Ноябрь |
| «Русский танец»
Игра: «Ульи и пчёлы»
Песня «Как у наших у ворот» | Развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске; Знакомство детей с народными играми; Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями». Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню. | |
Декабрь |
| Песня «Как на тоненький ледок» Разучивание танца «Валенки» | Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню. развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения.
освоить в процессе разучивания танцевальные движения для выразительного исполнения русского народного танца и создания музыкального образа. | |
Январь | Развлечение | «Рождество» 1 занятие: Рассказ о рождественских песнях и колядках. 2 занятие: Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность. Пение колядки Проведение русских народных игр. Бабка Ёжка» «Прялица» | Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа. Знакомство с народными играми. | |
Февраль |
Фольклорный праздник | Частушки о валенках. Танец «Сударушка»
«Масленица»
Проведение русских народных игр.«Горшки» и Гори, Гори ясно» Знакомство детей с масленичными песнями. | Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.
Отработать шаг, характерный для народного танца.
познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой; Знакомство с русскими играми. Знакомство с песнями которые пели в масляничные дни. | |
Март | Развлечение | «Алексей с гор потоки» Рассказ о народном празднике. Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок» Русская народная песня «как зима с весною Разучивание колыбельной «Спи-ка, усни, дитя,Ванюшенька… | Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми. Учить детей петь, передавая характер народной песни.
Знакомсво с народной песней
Знакомство с колыбельными, Учить детей сочинять свои колыбельные песни. | |
Апрель | Развлечение | «Вербное воскресенье». Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах. Проведение русских народных игр: Верба -вербочка, «Заря –заряница»
Разучивание заклички 1. «Весна-красна» 2. «Жаворонушки, | Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми, атрибутами. Продолжить знакомство детей с народными играми, развивать ловкость, быстроту.
1. Закреплять знания детей об Особенностях закличек. 2. Учить детей при-думывать короткие заклички (обращениек дождю, солнцу). | |
Май |
Итоговое развлечение | Русская народная песня «Как за нашим, за двором» Частушки. Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»
«Праздник русского платка» | Продолжать учить петь песню напевно, в умеренном темпе. Учить детей чисто интонировать скачки мелодии. Продолжать учить петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки. Выучить движения к хороводу. Развивать воображение, творческие и актерские способности. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу. Развивать творческие способности детей. | |
План мероприятий для родителей и педагогов.
Этап | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организационно подготовительный | Наблюдения творческих способностей, | Сентябрь | Музыкальный Руководитель, воспитатели |
Основной | Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» | Октябрь | Музыкальный руководитель |
Конкурс знатоков народной музыки Анкетирование воспитателей анкетирование родителей | Ноябрь | Музыкальный руководитель | |
Консультация для родителей «Как можно познакомить детей с русским народным творчеством». | Декабрь | Музыкальный руководитель | |
Консультация для родителей и воспитателей « «Знакомство дошкольников с русской народной песней». | Январь | Музыкальный руководитель воспитатели | |
Семинар- практикум для педагогов «Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа» | Февраль | Музыкальный руководитель | |
«Мастер-класс» для родителей «По изготовлению кукол оберегов» | Апрель | Музыкальный руководитель | |
Мониторинг творческих способностей, Наблюдения | Май | Музыкальный руководитель воспитатель | |
Итоговое мероприятие: «Праздник русского платка» | Май | Музыкальный руководитель воспитатель |
Ресурсное обеспечение проекта
1.Нормативно – правовой ресурс
· согласование проекта с администрацией детского сада;
· утверждение проекта с администрацией детского сада;
Материально- технический ресурс
· приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания специальной среды в музыкальном зале и в группах
3. Информационный ресурс:
· подбор методической и познавательной литературы по теме;
Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберид-зе, О.В.Солнцевой.
Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д Маханёва.
Программа « Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.
Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)
Система работы по формированию культуры здорового образа жизни
«Наша традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)
Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.
Материально-техническое;
Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.
Оформление мини музея ,иллюстраций, картотек .
Список литературы
1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\
2. Боронина,Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999
3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988
4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот
5.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004
6.Закон РФ» Об образовании( в редакции 20.07.2004 года)
7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006
8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников. Управление дошкольного образования №5/2005
9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002
10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008
11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993
12.Князева О. Л. Маханёва, М. Д Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987
14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.
15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.
16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.
17. Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)
Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»