Проект на тему: «Народное творчество в музыкальном воспитании старших дошкольников»

Шутова Оксана Геннадьевна
 

 

                      Проект на тему: «Народное творчество

в музыкальном воспитании старших дошкольников»

 Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего возраста, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки.

 Интерес и внимание к народному искусству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей.

Поэтому свою основную задачу как педагога я вижу в том, что бы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям.

Именно поэтому стала актуальным разработка проекта «Народное творчество

в музыкальном воспитании дошкольников»

Проблема

Проанализировав результаты работы с воспитанниками, я пришла к выводу, что у детей недостаточный багаж знаний музыкального фольклора, народного танцаДля решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» музыкального фольклора в жизнь ребенка.

Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к народной культуре.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором, танцем.

Задачи проекта:

1.            Формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2.            Познакомить детей с русскими народными песнями различных жанров, со звучанием и внешним видом русских народных инструментов.

3.            Формировать исполнительские навыки в области пения, движения, музицировали.

4.            Развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора.

5.            Развивать эмоциональное восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.

6.            Развивать воображение, творческие и актерские способности.

7.            Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

 

 

Тип проекта:

По продолжительности: долгосрочный.

По доминирующей линии: практико–ориентированный.

По содержанию: социально-педагогический.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный

·                     Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;

·                     Определение цели и задач проекта;

·                     Подбор литературы, пособий, атрибутов;

·                     Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией                   проекта.

II. Основной

·                     Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.

·                     Совместная деятельность

·                     Самостоятельная деятельность детей.

III. Заключительный

·                     Обобщение результатов работы;

·                     Итоговое фольклорное развлечение «Праздник русского платка».

Материально- технические ресурсы:

·                     музыкальный зал для занятий с детьми;

·                     музыкальные инструменты: бубен, трещотка и.т.д.;

·                     проектор

·                     экран

·                     технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, 

·                     наборы СD - дисков, микрофоны и др.;

·                     зал для проведения праздников;

·                     национальные костюмы.

·                     атрибуты для танцев

Методическое обеспечение:

·                     дидактический и материал;

·                     пособия по народному творчеству;

·                     комплект методической и теоретической литературы;

·                     Разработанные сценарии игр и праздников. 

·                     Картотека игр

·                     Литература

·                     Интернет ресурсы

Ожидаемые результаты:

Дети проявят активный интерес и желание заниматься музыкальным фольклором:

У детей будут сформированы навыки актёрского мастерства, коммуникативные способности;

Готовность воспринимать натронную музыку, танцы, эмоционально откликаться на выраженные в ни чувства и настроения.

Сформировать у детей представление о разнообразии народных инструментов и сформировать навык игры на них;

 

 

План мероприятий с детьми

 

Месяц

 

Форма

проведения

Репертуар

    задачи.

Сентябрь

 

Хоровод: « Во дворе то калина»,  «Ходила младешенька по борочку»

Разучивание оркестра под мелодию «Два веселых гуся»

Разучивание хороводов. Учить текст, мелодию с движениями. Научить детей свободно двигаться в манере русских народных хороводов

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях;

Октябрь

 

Танец с ложками «Ай, да берёзка»

Танец «Кадриль»

 

Разучивание оркестра  «Во дворе то калина»

Придумать варианты движений вместе с детьми. Пополнять знания детей.

Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.

Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности - сочинить совместно одну из фигур кадрили.

 

Развивать музыкальный слух и чувство ритма в русских народных мелодиях; прививать интерес к народной музыке и любовь к русскому искусству;

 

Ноябрь

 

«Русский танец»

 

Игра: «Ульи и пчёлы»

 

Песня  «Как у наших у ворот»

Развивать умение двигаться соответственно музыке, менять движения по фразам в русской пляске;

Знакомство детей с народными играми; Выучить движения с группой детей, которые будут «пчёлами» и «ульями».

Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.

Декабрь

 

Песня «Как на тоненький ледок»

Разучивание танца «Валенки»

Знакомство с народной песней, продолжить учить инсценировать игровую песню.

развивать танцевальные и импровизационные навыки и умения. 

 

освоить в процессе разучивания танцевальные движения для выразительного исполнения русского народного танца и создания музыкального образа.

Январь

Развлечение

«Рождество»

1 занятие:

Рассказ о рождественских песнях и колядках.

2 занятие:

Рассказ об обычаях на святки рядиться, чтобы изменить свою внешность.

Пение колядки

Проведение русских народных игр. Бабка Ёжка»

«Прялица»

Воспитывать интерес к русской народной культуре, традициям русского народа. Знакомство с народными играми.

Февраль

 

 

Фольклорный праздник

Частушки о валенках.

Танец  «Сударушка»

 

 «Масленица»

 

Проведение русских народных игр.«Горшки» и Гори, Гори ясно»

Знакомство детей с масленичными песнями.

Учить детей передавать движения, ритмический рисунок мелодий.                      

 

Отработать шаг, характерный для народного танца.

 

познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями,      самобытной культурой;

Знакомство с русскими играми. Знакомство с песнями которые пели в масляничные  дни.

Март

Развлечение

«Алексей с гор потоки» Рассказ о народном празднике.

Проведение русских народных игр»Кораблики,»Родничок»

Русская народная песня «как зима с весною

Разучивание колыбельной «Спи-ка, усни,

дитя,Ванюшенька…

Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми. Учить детей петь, передавая характер народной песни.

 

Знакомсво с народной песней

 

 

 

Знакомство с колыбельными, Учить детей

сочинять свои колыбельные песни.

Апрель

Развлечение

«Вербное воскресенье». Посещение «избы».рассказ Хозяюшки о празднике Вербного воскресенья и вербе, обычаях, приметах.

Проведение русских народных игр:

Верба -вербочка,

«Заря –заряница»

 

Разучивание заклички

1. «Весна-красна»

2. «Жаворонушки,

Продолжить знакомство с народными праздниками, традициями и сопровождающими их песнями, танцами, играми, атрибутами.

Продолжить знакомство детей с народными играми, развивать ловкость, быстроту.

 

1. Закреплять знания детей об

Особенностях закличек.

2. Учить детей при-думывать короткие

заклички (обращениек дождю, солнцу).

Май

 

 

 

 

Итоговое развлечение

Русская народная песня «Как за нашим, за двором»

Частушки.                              Хоровод: «Ой бежит ручьём вода»

 

«Праздник русского платка»

Продолжать учить петь песню напевно, в умеренном темпе.

Учить детей чисто интонировать скачки мелодии.                                                             Продолжать учить петь умеренно громко, выполнять динамические оттенки.     Выучить движения к хороводу.

Развивать воображение, творческие и актерские способности.

Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу. Развивать творческие способности детей.

     

 

План мероприятий для родителей и педагогов.

Этап

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно

подготовительный

Наблюдения творческих способностей,

Сентябрь

Музыкальный

Руководитель,

воспитатели

Основной

Консультация для воспитателей «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»

Октябрь

Музыкальный

руководитель

Конкурс знатоков народной музыки

Анкетирование воспитателей анкетирование родителей

Ноябрь

Музыкальный

руководитель

Консультация для родителей  «Как можно познакомить детей с русским народным творчеством».

Декабрь

Музыкальный

руководитель

Консультация для родителей  и воспитателей   « «Знакомство дошкольников с русской

                            народной песней».

Январь

Музыкальный

руководитель

воспитатели

Семинар- практикум для педагогов

«Знакомим детей с народными традициями и культурой русского народа»

Февраль

Музыкальный

руководитель

«Мастер-класс» для родителей

«По изготовлению кукол оберегов»

Апрель

Музыкальный

руководитель

Мониторинг творческих способностей,

Наблюдения

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатель

Итоговое мероприятие: «Праздник русского платка»

Май

Музыкальный

руководитель

воспитатель

 

 

 

 

 

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс

·                     согласование проекта с администрацией детского сада;

·                     утверждение проекта с администрацией детского сада;

 Материально- технический ресурс

·                     приобретение инвентаря, расходного материала для изготовления пособий и создания  специальной среды  в музыкальном зале и в группах

3. Информационный ресурс:

·         подбор методической и познавательной литературы по теме;

Примерная образовательная программа «Детство», под редакцией Т.И.Бабаевой, А.Г.Гогоберид-зе, О.В.Солнцевой.

Программа « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Л.Князева, М.Д Маханёва.

Программа « Школа этнической социализации»( Л.В Суровяк, Новосибирск 2014.

Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)

Система работы по формированию культуры здорового образа жизни

«Наша традиция -Быть здоровыми!» ( Жуковин И.Ю. Карепова Т.Г)

Сбор информации по теме проекта из Интернета и периодических изданий.

Материально-техническое;

Реализация проекта требует изготовления информационных материалов для родителей воспитанников.

Оформление мини музея ,иллюстраций, картотек . 

Список литературы

1. Бундарина Т.А Знакомство детей с русским народным творчеством С.Петербург,1998\

2. Боронина,Е.Г.»Оберег» Программа комплексного изучения музыкального фольклора в детском саду.‒ М.:, ‒Владос,1999

3.Ветлугина Н.А.Музыкальное развитие ребёнка М.Просвещение,1988

4.Дзержинская,И.Л.,Музыкальное воспитание младших дошкольников: Пособие для воспитателя и музыкальных руководителей детского сада(из опыта работы)-М.:Просвещение,1985-160с.,нот

5.Дошкольная педагогика,5 - издание, С. Л. Козлова, Т. А. Куликова, Москва, Академия 2004

6.Закон РФ» Об образовании( в редакции 20.07.2004 года)

7.Картушина М.Ю.Русские народные праздники в детском саду. М.,2006

8.Картушина.М.Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников.  Управление дошкольного образования №5/2005

9.Калинина Р.Р.Программа творческо-эстетического развития ребёнка. С.-Петербург, 2002

10.Калинина Т.В.Новые информационные технологии в дошкольном детсве Ж. Управление ДОу 2008

11 .Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. Дошкольное воспитание №5.1993

12.Князева О. Л. Маханёва, М. Д  Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

13.Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики, Новосибирск, Просвещение, 1987

14.Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство музыкальных способностей детей. Дошкольное воспитание №1994.

15. Старикова К.Л.У истоков народной мудрости, Екатеренбург, Свер. Область Отделение педагогического общества 1994.

16.Старикова К.Л.Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеренбург. Отделение педагогического общества 1994.

     17. Рабочая программа «Наш дом- Южный Урал» (Бабунова)

 

Консультация на тему «Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников»