Гергела Лариса Робертовна

Семинар-практикум

для педагогов МДОУ  «Цветик-семицветик»

п.Беркакит Нерюнгринского района РС(Я)

 

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

на примере обучения рассказыванию

 по сюжетной картине»

 

подготовила и провела учитель-логопед

Гергела Лариса Робертовна

 

Дети дошкольного возраста испытывают затруднения в составлении развернутого рассказа по картине, иногда затрудняются выделить основную мысль повествования, определить логику и последовательность в изложении событий. Рассказы составляют с акцентом на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения действующих лиц.

При составлении рассказа по картине от детей требуется умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.

Рассмотрим вопрос развития связной речи у детей на примере обучения рассказыванию по сюжетной картине со зрительной опорой на готовый сюжет.

Система обучения начинается в такой логике усложнения картинок:

1) дети;

2) взрослые;

3) знакомые животные;

4) неодушевленные предметы;

5) изображение двух и более действий.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы, раскрывающие содержание картины. При этом обращается внимание на персонажей картины, их действия: “Кто (что) это?”, “Что делает?”

Образец речи детей: “Это девочка. Она катается на велосипеде”. Это машина. Она едет по дороге”. Это уточка. Она плывёт по воде”.

После того как дети начинают справляться с предложенным заданием, предлагается перейти к обучению детей элементарным способам связи двух или нескольких предложений в контексте сюжетного рассказа.

Рассмотрим примерный комплекс заданий по сюжетной картине художника М.Г. Пишванова, консультанта Н.В. Нищевой “Ранняя осень”.

1. Беседа по картине.

- Какое время года изображено на картине?

- Как вы догадались?

- Какой выдался день?

- Кого вы видите на картине?

- Рассмотрите картинку и скажите, где гуляют дети?

- Почему вы думаете, что дети пришли в лес?

- Какие деревья вы видите на картине?

- Что делают эти дети?

- Какое настроение у детей?

- Кого вы видите на картине слева?

- Куда бежит белка, вверх или вниз?

- Кого вы видите на картине справа?

- Что вы видите в центре картины?

- Если подойти поближе к детям, что можно услышать?

- Какое настроение вызывает эта картина?

2. Анализ сюжетной картины по плану строится на основе незаконченных предложений.

Например:

- На переднем плане художник изобразил

- На среднем плане художник изобразил...

- На заднем плане...

3. Организация игровой деятельности на примере сюжетной картины.

Игра “Разговор красок”.

Содержание игры. Дети выбирают себе карандаши.

- Наши цветные карандаши рисовали эту картину, а теперь заговорили.

Педагог подносит красный карандаш к уху.

Угадайте, о чём мне рассказал красный карандаш?

КРАСНЫЙ.

О - ягоде рябины,

О - кепке,

О - осеннем листочке.

Дети рассказывают по образцу в соответствии с цветом выбранного карандаша.

Игра “Посмотри внимательно”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть сюжетную картину, найти и назвать те предметы, в названиях которых есть определённый звук, например, [Л], [Р’]...

Игра “Ласковый малыш”.

Содержание игры. Детям предлагается посмотреть на картину и назвать всё, что видят, ласковыми словами.

Например: берёзка, рябинка, дубок, брусничка, белочка, букетик, веточка, шапочка... И.т.д.

Игра “Найди форму”.

Содержание игры. Детям предлагается карточка с нарисованной геометрической формой, по которой они называют предметы такой же формы.

Игра “Чего много?”.

Содержание игры. Детям предлагается рассмотреть картину и ответить на вопрос: “Чего много осенью?”.

Например: Осенью много рябины. Осенью много желудей. Осенью много грибов. Осенью много опавших листьев. Осенью много подосиновиков. И т.д.

Игра “Бабушкина корзина”.

Содержание игры. Педагог показывает детям плетёную корзину и рассказывает: “ Когда я была маленькая, бабушка подарила мне эту корзину и сказала, что корзина эта не простая. Тому, кто пойдёт с ней в лес, обязательно повезёт”.

Ребята с картины тоже в лесу с бабушкиной корзинкой.

Скажите: “Чем дети могут наполнить в лесу корзину?”.

Например: желудями, листьями, ветками, опятами, подберёзовиками, гроздями рябины, букетами, брусникой, клюквой...

- Корзина с желудями...

Игра “Сосчитай до пяти”.

Содержание игры. Детям предлагается считать предметы, объекты с картины и четко называть их. Например: один дубовый листочек, два дубовых листочка... пять дубовых листочков.

Словарный материал: берёзовый листочек, кленовый листочек, рябиновый листочек, дубовый листочек, сосновая ветка, рябиновая гроздь, белый гриб, съедобный гриб, червивый гриб, кустик брусники, спелый жёлудь... И т.д.

Игра “Подскажи словечко”.

Содержание игры. Педагог предлагает детям, глядя на картину, закончить предложение.

Например: Тучи тяжелые, а облака... (лёгкие). Лес густой, а иногда... (редкий).

Ручей мелкий, а речка... (глубокая). Речка широкая, а ручей... (узкий).

Летом вода в реке тёплая, а осенью... (холодная). Берёза высокая, а елочка... (низкая).

Берёза, клен и дуб находятся близко, а елочки... (далеко). Малина сладкая, а брусника... (кислая). Ягоды брусники мелкие, а ягоды рябины... (крупные).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая). Один берег реки правый, а другой... (левый). У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика... (тонкая).

Гриб высокий, а рядом ... (низкий). Сук толстый, а ветка... (тонкая).

Сосёнка молодая, а берёза... (старая). Река медленная, а ручеек ... (быстрый).

Листья под ногами сухие, а в воде... (мокрые)

Игра “Я, ты, он, она, мы, вы, они”.

Содержание игры. Педагог произносит предложение и предлагает изменить его форму по образцу.

Например: - Я собираю осенние листья. - Ты... (собираешь осенние листья).

- Он... (собирает осенние листья)... И т.д.

Словарный материал. Я гуляю в лесу. Я нашёл белый гриб. Я погладил ежика. Я покормил белку.

Игра “ Говорящая картина”.

Содержание игры. Педагог обыгрывает ситуацию, когда оживает персонаж картины и предлагает детям пообщаться с ним.

Педагог предлагает спросить: “Как его (её) зовут?”, “Где они (она) живет?”, “Как попал (а) в лес?”, “Зачем он (она) сюда пришел (пришла)?”.

Если дети задают вопросы (по желанию), то отвечает от имени персонажа педагог.

После выполнения этих упражнений предлагается составить совместно описательный или сюжетный рассказ.

Как показывает практика, важно использовать не образец рассказа, а совместное рассказывание, когда ребёнок дает свой вариант окончания рассказа.

С первых занятий необходимо формировать у детей представление об элементарной структуре высказывания (описательного и повествовательного типа). В описании должно быть начало (название объекта), середина (микротемы: перечисление признаков, свойств, характеристик предмета, его действий), конец (отношение к предмету или его оценка).

В повествовании также должны присутствовать три структурные части: начало (введение в действие), середина (развитие сюжета), конец (завершение события).

Необходимо учить детей тому, как начинать и заканчивать описательный или повествовательный рассказ, предлагая варианты начала и конца.

Схема рассказа составляется так, чтобы помогала детям составлять описательный или повествовательный текст.

Для текстов - описаний часто используется лучевая связь, которая характеризуется тем, что называется объект, а затем каждое качество или признак, как лучик, присоединяется к характеристике объекта.

Например, совместный описательный рассказ по данной картине:

“Солнце... Небо... Деревья и кустарники... , только... Трава... Птицы... Животные... Люди ... Они... ”

При формировании навыков повествовательной речи взрослый предлагает зачин, а дети наполняют его содержанием и развивают сюжет в логической последовательности, завершая и озаглавливая его.

В процессе такой работы у детей закрепляется представление о том, что рассказ может начинаться по - разному (“Однажды”, “Наступила”, “Как-то раз”, “Дело было осенью”, “На смену лету пришла... ”, “Прошло лето” и т.п.), что есть слова - связки между предложениями и частями высказывания (в это время, а тут, и тогда, и стали они). Например, совместный повествовательный рассказ можно составить в такой последовательности. “На смену лету пришла... Деревья надели... Дети... Они ... Из листьев... В это время... Петя... Мимо... Красиво... ”

“Прошло лето, и... Дни ... На деревьях... Увядает... Дети... Они... Хорошо”.

В методике по развитию речи детей используется прием наводящих вопросов педагога для составления рассказа:

- С чего мы начнем рассказ? (Мы начнем с описания времени года).

- О чем вы расскажите? (Мы расскажем о том... .)

- О ком вы еще расскажете? (Потом мы расскажем о детях, о том, что они делают).

- Чем вы закончите рассказ? (Мы закончим рассказ описанием настроения у детей).

Таким образом, выстроенная система вопросов по содержанию картины, фонетические, лексические и грамматические упражнения влияют на организацию высказывания ребёнка и способствуют развитию связной речи.

Литература.

1. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольника. М.: Сфера, 2008.

2. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей.- М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2004.

3. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии для детей и родителей.- СПБ.: Издательский дом “Литера”, 2003.

4. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий». СПб.: Детство-ПРЕСС, 2009г.

5. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ Художники М. Душин, В.Куров.- Ярославль: “Академия развития”, 1998.

Гергела Л. Р.

Семинар-практикум
для педагогов МДОУ
«Цветик-семицветик»

«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
на примере обучения рассказыванию
по сюжетной картине»

Добавить запись

Защита от спам-роботов