Вниманию учеников


Предварительный просмотр:

1.Укажите слово, образованное приставочным способом:

1. разговор 2. разрисовать 3.разбежаться 4. разъединённость

2. Укажите слово, в котором пишется о:

1. сорок…дневный поход 2. сч…стливая семья

3. распол…жились на берегу 4. наелся досыт…

3.Укажите слово, в котором пишется е:

1. незасе..нное поле 2. прот…реть окна

3. земл…ничная поляна 4. разъ…рённый зверь

4 . Укажите слово, в котором пишется -и-:

1. забл…стеть 2. исполня…мый 3. ц…стерна 4. без…нициативный

5. Отметьте слово, в котором пишется о:

1. ч…рточка 2. прик..сновение 3. сж…г (записку) 4. распол…гаться

6. Отметьте слово, в котором пишется ю:

1. стро…щий 2. та…щий 3. вид…щий 4. движ…щийся

7. Укажите слово, в котором пишется звонкий согласный:

1. пере…дать (экзамен) 2. играть на скри…ке

3. увидели ай…берг 4. бе…ство из плена

8.Укажите слово, в котором пишется глухой согласный:

1. бе…вкусный суп 2. …борный дом 3. по…бросить вверх 4. надел фура…ку

9.Укажите слово, в котором пропущен согласный:

1. играть допоз…на 2. колон…ка (цифр)

3. искус…ный мастер 4. уча…ствовать в празднике

10.Укажите слово, в котором пишется о:

1. досух… 2. затемн… 3. изредк… 4. справ…

11.Укажите слово, в котором пишется –нн-:

1. ю…ый спортсмен 2. ошибка исправле..а

3. говорить взволнова…о 4. лебеди…ая песня

12.Укажите слово, в котором пишется ь:

1. январ…ский 2. трескуч… 3. пят…надцать 4. наотмаш…

13.Укажите слово, в котором пишется ъ:

1. прем…ера 2. нес…едобный 3. плат…ице 4. нян…чить

14.Укажите слово, которое пишется слитно:

1. Не(от)куда было позвонить 2. (не) отвечая на вопросы

3. (не) менее сотни 4. исчез (в) дали моря

15. Укажите слово, в котором пишется о:

1. освещ…нный 2. ж…лтый 3. стриж…т 4. горяч…

16.Укажите слово, которое пишется через дефис:

1. болел (пол)месяца 2. (по)осеннему лесу

3. купить (огне) тушитель 4. думать (по)моему

17.Укажите слово, которое пишется с не- раздельно:

1. (не)точность в ответе 2. (не)отремонтированная машина

3. вовсе (не)опасно 4. (не)когда прийти

18.Укажите слово, в котором пишется е:

1. пр…пугнуть 2. н…куда не поехать 3. пр…пятствие 4. пр…морский

19.Укажите, в каком предложении допущена ошибка в употреблении деепричастного оборота:

1. Он пришёл в ужас, выслушав меня.

2. Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

3. Приближаясь к роще, Владимир пошёл тише.

4. Солнечный свет, проникая через открытое окно, освещал всю комнату.

20. Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка:

1. Он сказал, что выполнит обещание.

2. Разговор был прерван появлением собаки выбежавшей из дома садовника.

3. Я поставила свой чемодан и подошла к киоску.

4. Жажда к славе его томила, мучила и жгла.

Контрольная работа по русскому языку  за первое полугодие. 7 класс. Программа М.Разумовской.

1.Укажите слово, образованное приставочным способом:

       1. разговор  2. разрисовать  3.разбежаться  4. разъединённость

2. Укажите слово, в котором пишется  о:

       1. сорок…дневный поход                        2. сч…стливая семья

  3. распол…жились на берегу                    4. наелся досыт…

3.Укажите слово, в котором пишется е:

       1. незасе..нное поле                                2. прот…реть окна

       3. земл…ничная поляна                         4. разъ…рённый зверь

 4 . Укажите слово, в котором пишется   -и-:

       1.  забл…стеть   2.  исполня…мый   3.  ц…стерна   4.  без…нициативный

 5.   Отметьте слово, в котором пишется  о:

       1.  ч…рточка  2.  прик..сновение   3.  сж…г (записку)  4.  распол…гаться

 6.  Отметьте слово, в котором пишется ю:

  1.  стро…щий  2.  та…щий   3.  вид…щий  4.  движ…щийся

7. Укажите слово, в котором пишется звонкий согласный:

 1. пере…дать (экзамен)           2.  играть на   скри…ке  

      3.  увидели ай…берг                4.  бе…ство из плена

8.Укажите слово, в котором пишется глухой  согласный:

1.  бе…вкусный  суп        2.  …борный дом         3.  по…бросить вверх            4.  надел фура…ку

9.Укажите слово, в котором пропущен согласный:

 1. играть   допоз…на                            2.  колон…ка  (цифр)  

 3.  искус…ный мастер                        4.  уча…ствовать в празднике

10.Укажите слово, в котором пишется  о:

  1.  досух…            2.  затемн…    3.  изредк…     4.  справ…

11.Укажите слово, в котором пишется –нн-:

  1.  ю…ый  спортсмен                 2. ошибка  исправле..а  

       3.  говорить взволнова…о       4.  лебеди…ая песня

12.Укажите слово, в котором пишется  ь:

       1.  январ…ский      2.  трескуч…      3.  пят…надцать  4.  наотмаш…

13.Укажите слово, в котором пишется  ъ:

    1. прем…ера    2. нес…едобный     3.  плат…ице     4.  нян…чить

14.Укажите слово,  которое пишется слитно:

         1. Не(от)куда было позвонить   2.  (не) отвечая на вопросы  

         3. (не) менее сотни                      4.  исчез (в) дали моря

15. Укажите слово, в котором пишется  о:

   1.  освещ…нный      2.  ж…лтый     3.  стриж…т    4.  горяч…

16.Укажите слово,  которое пишется через дефис:

   1. болел  (пол)месяца                              2.  (по)осеннему лесу  

        3. купить  (огне) тушитель                     4.  думать (по)моему

17.Укажите слово, которое пишется с  не-  раздельно:

       1.  (не)точность в ответе                           2.  (не)отремонтированная машина

       3.  вовсе (не)опасно                                   4.  (не)когда прийти

18.Укажите слово, в котором пишется  е:

        1.  пр…пугнуть      2.  н…куда  не поехать     3.  пр…пятствие    4. пр…морский

19.Укажите, в каком предложении допущена ошибка  в употреблении деепричастного оборота:

1.   Он пришёл в ужас, выслушав меня.  

2.   Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.

3.   Приближаясь к роще, Владимир пошёл тише.

4.   Солнечный свет, проникая через открытое окно, освещал всю комнату.

20. Укажите, в каком предложении допущена пунктуационная ошибка:

1.   Он сказал, что выполнит обещание.  

2.   Разговор был прерван появлением собаки выбежавшей из дома садовника.

3.   Я поставила свой чемодан и  подошла к киоску.

4.   Жажда к славе его томила, мучила и жгла. 

     Контрольная работа        вариант 1

А1. Укажите вариант неправильной постановки ударения:

  1. Звонит    2) алфавит    в) договор    4) шофёр

А2. В каком слове конечная О не является окончанием?

  1. Молоко   2) купечество    3) поднималось    4) затемно

А3. Найдите лишнее:

  1. Мыши(н, нн)ый     2) маши(н, нн)ый    3) кури(н, нн)ый    4) лебеди(н, нн)ый

А4. Укажите верное толкование фразеологизма «капля в море»:

  1. Много   2) мало   3) рано    4) близко

А5. Найдите лишнее:

  1. (не)чаянный    2) (не)наглядный    3) (не)ряшливый    4) (не)злой

А6. Какое слово является синонимом к слову «изречь»?

  1. Увидеть    2) подумать    3) сказать   6) решить

А7. Проанализируйте корни с точки зрения орфографии и найдите лишнее:

  1. виртуоз   2) конфликт    4) нагревать    4) ситуация

А8. Какое слово не относится к мужскому роду?

  1. Тюль   2) шимпанзе   3) мадам    4) шампунь

А9. Укажите вариант, в котором цифрами отмечены все места в предложении, где нужно поставить запятую.

Старик (1) видевший всё (2) своими глазами (3) не мог говорить без слез.

  1. 1, 2, 3                 2) 1, 2                3) 1, 3                  4) 2, 3

А10. Укажите вариант, в котором есть ошибка в использовании однородных членов предложения.

  1. Вчера я добрался до Симферополя и обнаружил там своих знакомых.
  2. Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известными артистами.
  3. Пушкин описывает Пугачевское восстание и критически отзывается о нем.
  4. Марина Цветаева безмерно уважала Анну Ахматову и восхищалась ее творчеством.

Прочитайте текст и выполните задание В1 иВ2.

     (1)Хорош осиновый лес в осенние ясные дни. (2)В красный и желтый цвета окрашена листва. (3) Цветным ковром расстилаются под деревьями опавшие листья. (4) Там и тут видны под ними красноватые шляпки подосиновиков. (5) Кое-где цветут запоздалые цветы.

В1. Укажите номер предложения, в котором отражена основная мысль текста.

В2. Назовите средство(а) выразительности, использованное(ые) автором в предложении №3.

                              Контрольная работа         вариант 2

:

А1. Укажите вариант неправильной постановки ударения:

  1.  Красивее    2) каталог    3) свёкла   4) повторишь

А2. В каком слове конечное О не является окончанием?

  1. Кольцо   2) студенчество    3) начисто    4) оказалось

А3. Найдите лишнее:

1) Тума(н, нн)ый   2) кожа(н, нн)ый   3) карма(н, нн)ый   4) фонта(н, нн)ый

А4. Укажите верное толкование фразеологизма «в двух шагах»:

  1. Быстро    2) близко   3) далеко    4) много

А5. Найдите лишнее:

  1. (не)настный   2) (не)уклюжий    3) (не)избежный    4) (не)вежливый

А6. Какое слово является синонимом к слову «прискорбно»?

  1. Тихо    2) грустно    3) мягко  4) медленно

А7. Проанализируйте корни с точки зрения орфографии и найдите лишнее:

  1. Эпидемия    2) осмелеть    3) сатира   4) элемент

А8. Какое слово не относится к мужскому роду?

1) мадемуазель   2) картофель  3) кенгуру  4) лебедь

А9. Укажите вариант, в котором цифрами отмечены все места в предложении, где нужно поставить запятую.

Один за другим к костру (1) медленно (2) угасающему в ночи (3) подходили кони.

  1. 1, 2, 3                    2) 1, 2                    3) 1, 3                 4) 2, 3

А10. Укажите вариант, в котором есть ошибка в использовании однородных членов.

  1. Тютчев тонко чувствовал красоту природы и писал о ней.
  2. Средства языка помогают и выражают самые сложные чувства.
  3. Художники любуются природой и одухотворяют ее.
  4. Старшеклассники участвовали в этих соревнованиях и выиграли их.

Прочитайте текст и выполните задания В1 иВ2.

      1)Был чудесный зимний день. (2)Солнце светило ярко, снег блестел. (3)Прозрачным хрусталём сверкали сосульки, отливая всеми цветами радуги. (4)Небо над городом сияло чистейшей голубизной.

      В1.Укажите номер предложения, в котором отражена основная мысль текста.

      В2. Назовите средство(а) выразительности, использованное(ые) автором в предложении №3.



Предварительный просмотр:

Своеобразна в языке стилистическая роль деепричастий. Эта форма способствуют смысловой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности. Экспрессию, заложенную в грамматической природе деепричастия, отмечали ученые, писатели.
На «выразительную краткость деепричастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал деепричастные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепричастие дорисовывает движение», поэтому оно незаменимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия. Самобытность деепричастия, особенность его стилистического употребления отметил К. Д. Ушинский, который писал, что «...эту форму создал русский народ в своем характеристическом стремлении действовать краткостью на чувства слушателя, предполагая в нем русскую сметливость».
Высоко оценивают стилистические возможности деепричастий все современные лингвисты, которые утверждают, что эта глагольная форма позволяет вкладывать большое содержание в сжатую по форме речь. Ученые отмечают, что деепричастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повествования. Все эти качества деепричастий обусловливают их широкое употребление в разнообразных речевых стилях и литературных жанрах.
Признавая большие стилистические возможности деепричастий, лингвисты в то же время указывают, что нагромождение деепричастий затемняет деталь.
В тексте много предложений с деепричастными оборотами, выполняющими функцию выразительности, лаконичности, детального описания: «рассматривали, не прикасаясь, приятно холодея» (23), «сидел, уцепившись» (29). Находясь в начале предложения, деепричастные обороты подчёркивают быстроту, напряжённость действия (23, 30). Занимая позицию в конце предложения, деепричастные обороты служат средством создания словесных картин, отличающихся эпическим спокойствием (28). Употребление деепричастного оборота позволяет в пределах одного предложения указать свойства предмета, выразить различные отношения между описываемыми действиями и процессами – например, отношения следования (2) (сначала доехали, потом пошли), одновременности (23).
На примере предлагаемого текста мы ещё раз убедились в том, что … .

Высказывания известных лингвистов о русском языке, чаще всего однобоки. Такие высказывания – это восторженность красивым языком. Есть правда и те, кто считал, что использование иностранных слов в русском языке – это непростительно. Например, В. Белинский. Он считал, что использование иностранного языка в русском языке допустимо только в том случае, когда в нашем родном языке нет замены ему. А в других случаях, Белинский утверждал, что использование таких слов – это во – первых оскорбление русскому языку, а во – вторых – отсутствие у говорящего здравого смысла и вкуса.
Гоголь же, в свою очередь утверждал, что только в русском языке есть такие слова, которые способны лучше всего высказать мнение говорящего. Особенно, если речь идет о метко сказанном слове русского языка, которое идет «от сердца» и кипит на языке говорящего.
Другой очень известный лингвист, создавший, наверное самый распространенный на просторах Советского Союза толковый словарь утверждал, что
именно язык можно назвать тем, что по истине отображает вековой труд целого поколения. И не одного. Этот лингвист – В.И. Даль.
В.О. Ключевский же, в свою очередь утверждал, что слово является самым великим и зачастую самым сильным оружием в жизни человека.
Из всего этого можно сделать вывод, что Великий и Могучий Русский Язык необходимо изучать. Причем изучать так, что бы говорить и писать правильно. Правильно ставить ударения и произносить буквы, а не путать все, и не использовать так называемые «русские новые слова», которые позволяют утверждать что «кофе» это слово среднего рода.



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   1.

1. Что такое имя существительное?
2. Перечислите разряды местоимений.
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
 1) Снег лежит полотном и от солнца блестит. 2) Трещит мороз и воет вьюга. 3) Башни и шпили замка отражали солнце и слепили глаза. 4) Было большим удобством, что речка спускалась к реке.

4. Дайте этимологическую справку слову «гладиолус».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)
1) Сонливо..о (не)добуд..ш..ся, л..нивого (не)дождёш..ся. 2) (За) двумя зайцами (по)гон..шься – (ни) одно..о (не) пойма..шь. 3)
6. Расскажите все, что сможет о слове « ПОЛЫНЬ».

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   2.

1. Что такое имя прилагательное?
2. Как изменяются имена существительные?
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
1) Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. 2) Пришла бабушка, поклонилась пню и пошла дальше. 3) День погас солнце скрылось за холмом. 4) Но лето быстрое летит настала осень золотая.
4. Дайте этимологическую справку слову «Бордовый».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)

1) Ветка кача..тся, (с)нее сыпл..тся снег. 2) В ж..лтой трав.. (от)плясали кузнечики, лета..т снеж..к. 3) Сторож.. выход..т (на) ноч..ное д..журство. 4) Мас//сс ажная ра..ёска  была (в) руках (у) парикмахера.
6. Расскажите все, что сможет о слове «МОЛОДЁЖЬ».

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   3.

1. Что такое местоимение?
2. Что такое инфинитив? Какая морфема характерна для инфинитива?
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
1) Полдни  светлы и погожи. 2) Блеснул мороз и рады мы проказам матушки-зимы. 3)Рыба видит приманку а не крючок. 4) летом ласточка день начинает а соловей кончает.
4. Дайте этимологическую справку слову «орфография».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)
1) Вокруг к..чался лес з..леноглазый, да (не)извес..ная текла. 2) Праз..нич..ные дни были уже (не)(за)горами. 3)Жук (в)ту (же) минуту (у)летел и скрылся (в)дали. 4) Дево..ки вышли (на)в..ршину холма, (с)которо..о (от)крывался уд..вительный вид.
6. Расскажите все, что сможет о слове «ТОВАРИЩ».

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   4.

1. Что такое глагол?
2. Когда местоимения пишутся через дефис?
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
 1) Ветер разогнал тучи и небо прояснилось. 2) Счастье в воздухе не вьется а руками достается. 3) Начался ливень и мы побежали в укрытие. 4) Зеленый золотой багряный ложится нам под ноги лист.
4. Дайте этимологическую справку слову « Морфемика».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)
1) (В) школ.. тихо и сетло (в) этот ра..ий час, скво..ь оконное ст..кло ветви смотрят (в) клас//сс. 2) Если (б)дали б..рёз.. ра..ёску, изменила (б) б..рёза пр..чёску. 3) Кошка эта лов..т мышей очень ис//сскус//ссно. 4) Куда тороп..ш..ся ты, стра..ик, и меч.. свой пряч..ш.. (ото)всех?
6. Расскажите все, что сможет о слове «АСТРА»

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   5.

1. Для чего служит предлог?
2. Перечислите глаголы-исключения на –ать, - еть. К какому спряжению они относятся?
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
 1) Гроза прогремела и окончилась к вечеру. 2) Лето собирает а зима поедает. 3) Кто сказал что мальчики не плачут? 4) Лена уже вернулась домой когда ей позвонили из больницы.
4. Дайте этимологическую справку слову «Багряный».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)

1) Ра..им летн..м утром приятно (по)бродить (по) заповедным уг..лкам. 2) Расположит..ся можно и (на) л..сной полянк… 3) Быва..т, забр..дёш.. (в) самую ч..щу лесную и (ни)как выбрат..ся  (не)мож..ш.ь. 4) Слово (не) в..р..бей: вылет..т -  (не)пойма..шь.
6. Расскажите все, что сможет о слове « ЧТО-НИБУДЬ»

Контрольная работа по разделу «Морфология  и орфография».

Вариант   6.

1.  Для чего служит союз?
2. Как изменяются имена прилагательные?
3. Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните грамматические основы. Обведите в кружок союзы. Составьте схемы предложений. Над каждым словом сверху укажите часть речи.
  1) Все знают что сорока – болтливая птица. 2) Люблю бродить по лесу когда с деревьев осыпаются золотые листья. 3) Дует ветер и шуршит листвой. 4) Дверь тихонько отворилась и царевна очутилась в светлой горнице.
4. Дайте этимологическую справку слову «Лингвистика».
5. Вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы на месте пропусков и скобок. (Подчеркните и обозначьте все, что нужно.)
1) (В) школ.. тихо и сетло (в) этот ра..ий час, скво..ь оконное ст..кло ветви смотрят (в) клас//сс. ) 2) Праз..нич..ные дни были уже (не)(за)горами. 3)Жук (в)ту (же) минуту (у)летел и скрылся (в)дали. 4) Мас//сс ажная ра..ёска  была (в) руках (у) парикмахера.

6. Расскажите все, что сможет о слове « УСЛЫШИТ».



Предварительный просмотр:

7 класс , 1 полугодие

Вариант 1. 
1. Какое из перечисленных слов является историзмом?
А) Очи; Б) персты; В) пастух; Г) барщина.
2. Какие пары слов не являются антонимами? 

А) Отрицать – утверждать;
Б) порицание – поощрение;
В) мудрый – премудрый;
Г) отвлечённый – абстрактный.

3. В каком ряду во всех словах пишется буква е? 
А) Засе_нный участок; пове_вший ветер; одолева_мый недуг;     Б) увид_вший; продвига_мый, разруш_нный дом;
В) постро_в мост, замет_вший неприятеля, проветр_нная комната;    

Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.
4. В каком слове пишется а (я)? 
А) Стро_щий; Б) кол_щий; В) стел_щий; Г) се_щий.
5. Какой глагол является переходным? 
А) Ходить; Б) находить; В) спешить; Г) смеяться.
6. Какой из глаголов не является безличным?

А) Рассветать;    Б) повезёт (на экзамене);    В) (дома) не сидится;    Г) повезёт (дрова на базар).

7. В каком ряду во всех словах не пишется ь? 

А) Хочет познакомит_ся с героем;
Б) удивиш_ся увиденному
В) береч_ся от простуды
Г) у него в глазах двоит_ся.

8. В каком ряду все причастия страдательного залога? 

А) Играющие, решаемые,  чувствительные;
Б) открытый, записанный, успокоенный;
В) учившийся, читаемый,  занимающийся;
Г) измененный, шелестевший, рассказываемый.

9. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова.
Тогда он был бойкий, весёлый, самоуверенный старичок, теперь он казался жалким
затерянным человеком. (Л.Толстой)

А) Наречие;    Б) прилагательное;   В) действительное причастие;    Г) страдательное причастие

10. В каком предложении нужна одна запятая? 
А) Раздвоенный рукав Млечного пути висит над головой.
Б) Облако – это же туман скопившийся высоко над землёй.
В) Гонимый сильным ветром дождь лил как из ведра.
Г) Молния освещающая окрестность стала шире и бледнее.
11. В каком слове пишется нн?
А) Школа дострое…а;   Б) варё…ое мясо;   В) написа…ое письмо;    Г) ошибки отмече…ы.
12. В каком слове НЕ пишется слитно? 
А) Ничем (не) занавешенное окно;    Б) комната (не) проветрена;  В) (не) выдающиеся способности, а упорный труд
Г) твои (не)допетые песни).
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка? 
А) Водяные холмы гремят ударяясь о горы.                                  Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.
В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.           Г) Девочка, рассмотрев картину, села.

14.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка?

А) Более громче; Б) самый высокий;  В) наиболее важный; Г) менее ярко.
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно?
А) (не) близко, а далеко, (ни) когда (не) затихает;                   Б) (не)ряшливо, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) отнюдь (не)дорого, (ни)кем (не)нарушаемая тишина;      Г) (не)когда говорил, (ни)чуть (не) сомневался.
Текст
(1)Я назвал одесскую осень лучезарной. (2)Я слышал это слово ещё в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла. (3)Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.  (4)Одесская осень была лучезарна в полном смысле этого слова. (5)Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6)Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но ещё оттого, что солнце шло над горизонтом всё ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката. (К.Г.Паустовский. )
16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом. 
17. Дайте морфологическую характеристику слова розовеющий из пятого предложения. 
18. Напишите текст-рассуждение о роли причастий в речи. (6-7 предл.)

Вариант 2. 
1. Какое из перечисленных слов является историзмом?
А) Зеницы; Б) ланиты; В) комсомол; Г) губернатор.
2. Какие пары слов не являются антонимами? 
А) Рутина – новаторство; Б) отрицательный – утвердительный;  В) сильный - обессилевший;  Г) порицание – поощрение;
3. В каком ряду во всех словах пишется буква и? 
А) Засне_нный участок; повер_вший слову; одолева_мый недугом;  

Б) увид_вший; продвига_мый, разруш_нный дом;   В) постро_в мост, замет_вший неприятеля, гон_мый властями;  

Г) ветр_ная мельница, занавеш_нное окно, заболоч_нная местность.
4. В каком слове пишется у (ю)? 
А) Стро_щий; Б) кле_щий; В) стел_щий; Г) засе_вший.
5. Какой глагол является переходным? 
А) Ходить; Б) дружить; В) смешить; Г) удивляться.
6. Какой из глаголов является безличным?
А) Светить;   Б) повезёт на экзамене;   В) дома не сидит;   Г) повезёт дрова на базар.
7. В каком слове не пишется ь? 
А) Станет учит_ся лучше;  Б) нареж_те хлеб    В) береч_ся от простуды     Г) вода струит_ся.
8. В каком ряду все слова - деепричастия? 
А) Решая, бегавший, выработанный;    Б) запойте, написанный, успевая;  В) мучившись, поющий, будучи;
Г) ленившись, летая, подсказавши.
9. Укажите верную морфологическую характеристику выделенного слова. 
Место собора
выбрано было очень удачно.
А) Наречие;   Б) прилагательное;   В) действительное причастие;   Г) краткое страдательное причастие.
10. В каком предложении нужна одна запятая? 
А) За три тысячи лет до нашей эры в Китае в качестве изысканного  лакомства употребляли охлаждённые фруктовые соки.
Б) Её фундамент пирамидальной формы сложенный из нетесаных камней уходит очень глубоко в землю.
В) Как прекрасен мир звуков окружающих нас!
Г) Книга лежащая на столе привлекала всеобщее внимание.
11. В каком слове пишется нн? 
А) Сочинение не дописа…о;  Б) зажаре…ое мясо;  В) отправле…ое письмо;  Г) границы отмече…ы.
12. В каком слове НЕ пишется слитно? 
А) Никем (не) замеченное пятно;  Б) комната (не) убрана;  В) (не) выдающиеся способности, а упорный труд;
Г) их (не)решённые проблемы.
13. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?
А) Девочка, рассмотрев картину, села.   Б) Бабушка сидя рассказывала мне сказки.

В) Занимаясь спортом, можно укрепить своё здоровье.  Г) Водяные холмы гремят ударяясь о горы.
14.В каком словосочетании допущена грамматическая ошибка? 
А) Более выше;    Б) самый красивый;   В) наиболее интересный;   Г) менее изученный.
15.В каком ряду все слова с не и ни пишутся слитно? 
А) (Не) узко, а широко, (ни) кого (не) замечает;   Б) (не)брежно, (не)когда писал, (не)смело вошёл;
В) совсем (не)красиво, (ни)чем (не)нарушаемая тишина;  Г) (не)кому говорить, (ни)в ком (не) сомневался.
Текст
(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2)Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок – коридор. (3)Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4)Взгляните вверх, и увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5)А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6)Пройдёте дальше и вы окажетесь в кабинете. (7)Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8)Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9)На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10)И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.
16. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом. 
17. Дайте морфологическую характеристику слова покрытые в 3 предложении. 
18. Напишите текст – рассуждение о роли деепричастий в речи. (6-7 предл.)



Предварительный просмотр:

1.  Лингвист Л.В. Щерба: «Человек не властен ничего изменить в системе языка».

2.  Литературный критик В.Г. Белинский: « Грамматика… учит…правильному употреблению языка, то есть правильно говорить: читать и писать на том или другом языке».

3. Писатель К. А. Федин: «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

4. Французский писатель Гюстав Флобер: «Слово – эхо мысли».

5. Писатель С.Я. Маршак: « Тот, кто не изучал грамматики, не знает законов языка».

6. Писатель Ф.М. Достоевский: «Язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли».

7. Лингвист Бабайцева В.В.: «Язык есть хранилище мыслей».

8. Критик В.Г. Белинский: «Грамматика не дает таланта, но дает таланту большую силу».

9. Критик В.Г. Белинский: « Грамматика не дает правил языку, но извлекает правила из языка».

10. А.С. Пушкин: «Грамматика не предписывает законов языку, но изъясняет и утверждает его обычаи».

11. М.В. Ломоносов: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики».

12. А.С. Пушкин: «…Разум неистощим в соображении понятий, как язык неистощим в соединении слов».

13. Лингвист Бабайцева В.В.: «Язык обладает удивительной силой».

14. Лингвист В.О. Ключевский  утверждал: «Слово является самым великим и зачастую самым сильным оружием в жизни человека».



Предварительный просмотр:

Итоговый контрольный тест  ученика/цы  7 класса  _________________________________

                                                                           Вариант 1.

А1.В каком предложении  союз  связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

а) Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

б) Высоко в небе сияло солнце а горы зноем дышали в небо.

в) Солнце заблистало и наступило радостное утро.

А2.В каком ряду во всех словах пропущена буква  А?

а) акв…ланг, выр…вненный, свет…фор

б) возр…жение, к…лонна, сн…ряд

в) акв…рель, к…литка, пор…жение

г) вп…следствии, к…мендант, ф…нтазия

А3.В каком ряду все глаголы пишутся с гласной Е?

а) он  колыш…т, он кле…т, он слыш…т

б) он стел…т, он кол…т, он скач…т

в) он упуст…т, он зате…т, он спряч…т

г) он пристро…т, он  утон…т, он урон…т

А4.В каком ряду все слова пишутся с гласной Ё

а) ш…рох, ш…пот, ш…в, ч…лка

б) изж…га,трещ…тка,ч…рный,ч…лн

в) ж…лудь, ш…лковый, ж…лтый, ш…рстка

г) ш…колад, обж…ра,крыж…вник, ш…мпол

А5.В каком ряду  во всех словах пишется буква  Е/Ё ?

а) смеш.нные браки, увлеч.н  работой, свеж… предание

б) стрел…ный воробей, погруж…н в воду, горяч…

в) засе…нное поле, комната украш…на, певуч…

г) заброш…нный дом, конкурс заверш…н, ещ…

А6.В каком ряду на месте пропусков  пишется НН?

а) тума…о, медле…о, постепе…о

б) кова…ый, нарисова…ый, изране…ый

в) заседание законче…о, история рассказа…а

г) слома…ый, неписа…ый, начерче…ый

А7.В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени?

а) петь-поЮт-поЮщий     б) махать-машУт-машУщий   в) гнать-гонЮт-гонЮщий

г) колоть-колЮт-колЮщий

А8.Существительные какого ряда относятся к среднему роду?

а) картофель, такси, повидло    б) полотенце, шоссе, пламя    в) шинель, тушь, насекомое

г) шимпанзе, пальто, колибри

А9.В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

а) ещё (не)глаженное бельё, (не)решённая студентом задача, теорема (не)доказана

б) (не)отвечая на вопрос, (не)льзя, (не)медленно,а быстро

в) (не) навидя  плохую погоду,(не)далеко, (не)дочитанная статья

г) совсем (не)распустившийся бутон, комната (не) проветрена, (не) истово

А10.В каком ряду во всех словах пишется НЕ?

а) н…сколько часов, н…которые вопросы, н…сколько  н…устал

б) н…кто н…   знает, н…где  н…  видел, н… о чём  н…спрашивал

в) н…где сесть, н…куда  идти, н…  разу  н…  опоздал

г) н… мог  н…  понимать, гулять  н…  пойдёшь, н… только  отдыхать

А11.В каком ряду во всех словах пишется частица НИ?

а) н…кто н… пришёл, н…где  н… остался

б) н…кто  посетил, н…что  н… светит

в) н…ряха, н…когда заниматься

г) н…  мог  н…  знать, н…  было  н… души

А12.Слова  какого ряда пишутся  с НЕ слитно?

а) (не)навидеть, (не)(с)чем, (не)куда

б) (не)был,(не)пятый, письмо (не) прочитано

в) (не)годовать, (не)победимый, (не)ряха

А13.В каком ряду все наречия пишутся с суффиксом –А-?

а) налев…,  доверчив…, справ…

б)  доскональн…, дочист…, издалек…

в)  снов…, слев…, издавн…

г) сначал…,замертв…досух…

А14.В каком ряду все наречия пишутся РАЗДЕЛЬНО?

а) (крепко) накрепко, подниматься (в)верх, идти (в)перёд

б) (по)латыни, приехать (из)далека, ехать (на) встречу друг другу

в)  бок(о) бок, (по) трое, (до) смерти

г)(с ) глазу (на) глаз, (по)английски,  мало(по) малу

А15.В каком ряду все наречия пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

а) (по)собачьи, (по) моему  мнению, (по)двое

б) (едва)едва, (во)первых, (по) дружески

в) (тихо)тихо, (по) вашему, (по)полам

г) (по)перёк, (в )обнимку, (в) третьих

А16.Найдите производные предлоги.

А.(В) течени…  всего отпуска  я не отдыхал.

 Б.(В) течен… реки  много  изгибов.  

В. (Не) смотря на дождь, прогулка состоялась.

Г. Он прошёл , (не)смотря на нас.

а) А,В       б)В,Г    в) Б,В,Г

А17.В каком ряду все предлоги пишутся слитно?

а) (в)виду  непогоды, (в)следствие снегопада, (во) преки  требованиям

б) иметь ( в) виду, (в) заключение вечера, (в) течение занятия

в) (на)перекор стихиям, (в) близи станции, (из)за дождя

А18. В каком предложении ЗАТО является союзом и пишется слитно?

а) Он спрятался (за) то дерево.

б) Ученик не попал в кино, (за) то встретился с друзьями.

в) Он нравился себе (за) то, что мог быстро овладеть  иностранным языком.

А19.В каком предложении ТАКЖЕ является союзом и пишется слитно?

а) Я так(же) заметил его.

б) Я подумала так(же) , как и многие.

в) Они так(же) , как и сотни лет назад обрабатывают землю.

г) Тогда была такая же зима и океан шумел так (же), как и сейчас.

А20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?


А. Всякий язык развивается, и вместе с ним изменяются его нормы.
Б. Как известно, языковая норма является регулятором правильности литературного языка и условием его устойчивости, стабильности.
В. Нет, незыблемых норм не бывает.
Г. Но значит ли это, что языковая норма постоянна, неизменна, незыблема?


а) Г, Б, А, В;     б) А, Б, В, Г;       в) Б, В, А, Г;     г) Б, Г, В, А.

 А21. Что является грамматической основой в одном из предложений?

а) язык развивается.   б) норма постоянна, неизменна.     в) норма является регулятором.

 Текст
(1)Я назвал одесскую осень лучезарной. (2)Я слышал это слово ещё в юности («лучезарные вечера» Тютчева), но долго не знал его точного смысла. (3)Только в пожилом возрасте я узнал, что это слово обозначает спокойный озаряющий свет солнечных лучей и чаще всего применяется к свету вечернему или осеннему.  (4)Одесская осень была лучезарна в полном смысле этого слова. (5)Тихий розовеющий свет наполнял улицы. (6)Этот розовеющий свет происходил не только от постоянной дымки в воздухе, но ещё оттого, что солнце шло над горизонтом всё ниже, свет его постепенно терял силу и окрашивался уже с самого утра в красноватые оттенки заката. (К.Г.Паустовский. )
В1. Укажите, к какому стилю принадлежит текст.

В2. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом. 
В3. Укажите номер сложноподчиненного предложения.

В4. Дайте морфологическую характеристику слова розовеющий из пятого предложения. 
С1. Напишите текст-рассуждение о роли причастий в речи. (6-7 предл.)

Итоговый контрольный тест  ученика/цы  7 класса  _________________________________

                                                                           Вариант 2.

А1. В каком предложении  союз  связывает однородные члены предложения (знаки препинания не проставлены)?

а)  Тропинка обогнула куст боярышника и лес сразу раздался в стороны.

б) Быть может и одного шага не сделано Ириной на этом пути.

в) Отыскать путь не легко и непросто как ключик от Кощеева ларца.

А2.В каком ряду во всех словах пропущена буква  А?

а) бал..нсировать, рез..нанс, безотл..гательно             в) оз..ренный, к..снуться, мент..литет

б) ав..нгардны        й, неприк..саемый, п..норама              г) разг..рается, изл..гать, ур..вень

А3.В каком ряду все глаголы пишутся с гласной Е?

а) чуть брезж..т, зате..нное дело                                  в) мельник мел..т зерно, едва слыш..мый звук  

б) помн..т задание, увид..нное дело                            г) мгла стел..тся, чита..мая вслух поэма

А4.В каком слове на месте пропуска ничего не пишется?

а) без..ядерный         б) из..ян         в) об..ёмный         г) двух..этажный

А5.В каком ряду  во всех словах пишется буква  Е/Ё ?

а) холщ..вый, корч..вка, реч..нка                              в) стаж..р, реч..нка, девч..нка

б) окруж..н, печ..нка, певуч..                                    г) плюш..вый, грош..вый, горяч..

А6.В каком ряду на месте пропусков  пишется НН?

а) клее..ый, утре..ий, блаже..ый                               в) наклее..ый, дровя..ой, деревя..ый    

б) доклее..ый, числе..ый, решё..ый                          г) овся..ый, сбережё..ый, обеде..ый

А7.В каком ряду допущена ошибка в образовании действительного причастия настоящего времени?

а) сидеть-сидЯт-сидЯщий     б) брить-бреЯт-бреЯщий   в) гнать-гонЯт-гонЯщий

г) копать-копаЮт-копаЮщий

А8. Слова  какого ряда имеют суффикс -ИЙ?

 а) плакучий, певчий, могучий                  в) лисий, птичий, волчий  

 б) колючий, беличий, жгучий                  г) кипучий, сыпучий, телячий

А9. В каком ряду во всех словах НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

а) говорил (не)интересно, работа (не)проверена      в) (не)доварить картофель, (не)зависящие от обстоятельств

б) (не)прикрытая ложь, пришел (не)кстати             г)(не)по-товарищески, весьма (не)красивый поступок

А10. В каком варианте правильно указаны все цифры, на месте которых пишется И? 

Катерина Ивановна н(1)когда н(2) на что н(3) жаловалась. Вещи  н(4)как н(5) становились на предназначенное для них новое место, сколько мы с ними н(6) бились.

а) 1,2,5         б)1,3,4               в) 1,2,4,6          г)2,6

А11. В каком ряду во всех словах есть окончание -Е?

а) бездорожье, вдвойне, преддверие             в) ярче, олицетворение, поле

б) половодье, нажатие, свидание                  г)  облысение, получше, кофе

А12. Слова  какого ряда пишутся  с НЕ слитно?

а) (не)долгое путешествие, (не)совсем (не)права              в)(не)взлюбить соседа, (не)обходимая вещь

б)(не)вообразимая суета, (не)видимые глазу насекомые     г) (не)зная правила, ему (не)здоровится

А13.В каком аврианте ответа указаны все слова, где пропущена буква О?

а)  издавн..       б) влев..        в)наутр..            г) снов…

1) б,в        2) б,в,г     3) а,в      4)а,б.г

А14.В каком ряду все слова пишутся РАЗДЕЛЬНО?

а)  вряд(ли), (в)течение экзамена, шли (под)гору     в) (по)пусту, (крем)сода, (по)одному

б) (полу)автомат, (по)одиночке, (по)двое                  г) (с)разбегу, все(же), не(с)проста

А15.В каком ряду все слова пишутся ЧЕРЕЗ ДЕФИС?

а) (друзья)товарищи, в (конце)концов, чем(то)     в) (пол)института, (грязно)серый, всё)таки)

б) (мало)помалу, (по)дальше, откуда(нибудь)       г) (древне)японский, художник(маринист)

А16.Найдите производные предлоги.

а)  Он сидел напротив двери.                      в) Трудно понять, что он имел в виду.

б) Хор выступит за тем ансамблем.           в) В продолжении романа вы встретите знакомых героев.

А17. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

В роще ТАК(ЖЕ) душно, как и в открытом поле.

а) также – всегда пишется слитно              в) так же – здесь это наречие так и частица же, поэтому раздельно

б) так же – всегда пишется раздельно       г) также – здесь это союз, поэтому слитно

А18. В каком предложении выделенное слово является предлогом и пишется слитно?

а) (В)течение всей дороги он упорно молчал.   в)Плавать здесь опасно (в)следствие быстроты течения.

б) (В)течение реки реки попадались льдины.    г) (В)продолжение разговора хозяин посматривал на нас.

А19. В каком предложении оба слова пишутся раздельно?

а) (Что)бы тебе еще сказать, (что)бы ты меня простила?

б)Туман протянулся (в)виде скатерти, (в)следствие чего мы потеряли их.

в) (В)связи с изменением расписания и (в) виду нелетной погоды мы отложили поездку.

г) Я имел (в)виду (то)же, что и вы.

А20. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?


А. Её легко добывать, откалывая то крупные, то мелкие куски, и также легко обрабатывать.
Б. Словом, этот камень нередко используется на Руси как прекрасный строительный материал.
В. И вместе с тем белый камень крепок и надежен, построенные из него здания стоят века.
Г. Строители на Руси издавна называли белым камнем известняк – мягкую породу, залежи которой встречаются в Волго-Окском междуречье.


а) Г, Б, А, В;      б) Г, А, Б, В;      в) А, В, Б, Г;      г) Г, А, В, Б.

А21. Что является грамматической основой в одном из предложений?

а) её добывать и обрабатывать;        б) известняк – мягкую породу;          в) строители называли.

Текст
(1) Я очень люблю наш кабинет биологии, оформленный необычно, со вкусом. (2)Прежде чем войти в кабинет, вы попадаете в благоухающий ароматами лесок – коридор. (3)Здесь, как в лесу, стоят деревья, покрытые осенней листвой. (4)Взгляните вверх, и увидите удобно устроившихся птиц, скучающую белку. (5)А внизу сквозь деревья сморит на вас волк, мягко пробирающийся по опавшим листьям. (6)Если пройдёте дальше, то  вы окажетесь в кабинете. (7)Это большая комната с тремя окнами, выходящими на юг. (8)Тридцать столов светло-зелёного цвета. (9)На стенах, окрашенных в бледно-голубой цвет, портреты учёных, много таблиц, фотографии времён года. (10)И очень много цветов, радующих глаз своими неповторимыми красками и формами.
В1. Укажите, к какому типу речи принадлежит текст.

В2. Выпишите из первого предложения слово, образованное суффиксальным способом. 

В3. Укажите номер сложноподчиненного предложения.
В4. Дайте морфологическую характеристику слова покрытые в 3 предложении. 
18. Напишите текст – рассуждение о роли деепричастий в речи. (6-7 предл.)



Предварительный просмотр:

При выполнении заданий этой части (А1 – А15) обведите кружком номер правильного ответа.

А1 В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

  1. пр..пятствие, пр..ключение, пр...усадебный
  2. ра..реженный, не..деланный, ра..мышлять
  3. пр..ломление, пр..высить, пр..увеличенный
  4. обе..печенный, ..жиженный (газ), не..дешний

А2 В каком ряду в обоих случаях  на месте пропуска пишется Ь?

1) мягкий калач.., береч..ся от напастей

2) день хорош.., решить пять задач..

3) полная чуш.., выйти замуж..

4) намаж..те маслом хлеб, ударить наотмаш..

А3 Укажите причастие с пропущенной в суффиксе

буквой -Е-

1) колебл..мый ветром                        

2) выкач..нная нефть

3) движ..мый чувством милосердия

4) замеш..нный в историю

А4 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Хрупкое эхо в холмах, лай потревоже(1)ых собак, скрип деревя(2)ых половиц в стари(3)ой усадьбе – все это слилось в искус(4)ую ночную песнь.


1) 1, 3

2) 2

3) 4

4) 2, 3


А5 В каком варианте ответа указаны все цифры, на месте которых НЕ пишется раздельно?

Ни(1)каких разногласий не(2)было, и мы не(3)медленно отправились в путешествие по местам, исхоженным нами не(4)раз.


1) 1, 4

2) 2, 4

3) 2, 3

4) 1, 3, 4


А6 В каком ряду в обоих  словах пропущена буква Е?

1) по ведущ..й магистрал..

2) дальнейш..м использовани..м

3) на высочайш..м уровн..

4) в певуч..м стихотворении..

А7 Укажите ряд  слов, требующих дефисного  написания.

1) водо(непроницаемый),  (во)время, (еле)еле

      2) (во)первых, (русско)английский, (юго)западный

3) (пяти)этажный, (кое)где, (научно)фантастический

4) (древне)русские, (бархатисто)серый, (на)против


А8 В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Она (1) пробираясь сквозь живую изгородь (2) изорвала свою одежду (3) и (4) вернувшись домой (5) решила потихоньку от всех  подняться к себе.


1) 1, 2, 3

2) 1, 2, 4

3) 1, 2, 3,

4, 5

4) 1, 2, 4, 5

А9 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) Только родное слово познанное и постигнутое в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

2) Это была мало посещаемая людьми глухая  сторона.

3) В лесу случались пожары возникавшие от неизвестных причин.

4) Первым делом приехавший врач решил  осмотреть больного.

А9 В каком предложении причастный оборот выделяется с двух сторон запятыми (запятые в предложениях не расставлены)?

1) Только родное слово познанное и постигнутое в детстве может напоить душу поэзией и пробудить в человеке первые истоки национальной гордости.

2) Это была мало посещаемая людьми глухая  сторона.

3) В лесу случались пожары возникавшие от неизвестных причин.

4) Первым делом приехавший врач решил  осмотреть больного.


А10 Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Слушая стихи в исполнении поэта,

  1. точнее становятся смысловые акценты.
  2. возникает иллюзия непосредственного общения

с ним.

  1. приходит понимание авторской позиции.
  2. лучше понимаешь его мысли.


Прочитайте текст и выполните задания.

А11  Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Герой рассказа учился в 6 «Б» классе.
  2. Герой рассказа сам предложил бабушке пойти в театр.
  3. У героя случайно оказался лишний билет.
  4. Галя Козлова училась в 6 «А» классе.


А12  В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему бабушка сказала, что её внук похож на актрису, игравшую мальчика в детском спектакле?»

1) – (47)Она... волшебная актриса!

2) (45)И мальчишка решил победить ее одиночество...

3) (22)На спектакль детского театра я купил два  билета.

4) (16)И, наверное, просто не догадывались, но я мог бы  им  обо всем  написать...  


А13 Какой тип речи представлен в предложениях 52 – 54?

1.описание

2.рассуждение

3.повествование

4.описание и повествование


А14 Укажите правильную морфологическую характеристику слова РАСКАЛЁННАЯ из 39 предложения текста.

1. наречие

2. краткое причастие

3.полное причастие

4.полное прилагательное


При выполнении заданий этой части (В1 – В5)  запишите ваш ответ сразу после каждого задания. Слова или числа при перечислении отделяйте запятыми.

В1 Укажите способ образования слова СКЛОНИВШАЯСЯ (предложение 38)

Ответ: _______________________________

В2 Замените словосочетание ПОЗДРАВИТЕЛЬНЫЕ  

ОТКРЫТКИ (предложение 14), построенное на основе 


В3Среди предложений 38 – 54 найдите предложения с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ______________________________

(1)Дома, в котором жила бабушка, уже  нет. (2)За его счет расширили улицу.  (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще характер у нее был удивительный...

(5)У нее было четверо дочерей.  (6)Но только моя мама  жила в одном городе  с бабушкой. (7)И  не просто в одном  городе, а  за углом,  в  трех шагах.  

– (8)Хорошо, что  мы  не  живем вместе,  в одной  квартире, –  говорила бабушка.–  (9)С  детства  люблю  ходить  в  гости.  (10)Встречают,  провожают... ухаживают!

(11)В гости она любила не только  ходить, но и ездить.

(12)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что дочери, жившие в двух городах,  позовут ее к себе. (13)Она  даже присматривала в  магазинах  игрушки, которые повезет своим внукам.

(14)Дочери присылали  поздравительные  открытки, сообщая,  что  очень скучают. (15)Они любили ее. (16)И, наверное, просто не догадывались, но я мог бы  им  обо всем  написать...  (17)Но  бабушка остановила меня.

– (18)За подсказки, я слышала, ставят двойки?

– (19)Ставят, – ответил я.

(20)В канун того далекого года, о котором я сейчас  вспомнил, шестые классы нашей школы отправились в детский театр.   (21)Дня за три до этого выяснилось, что нашему шестому «Б» достались билеты  в партер, а шестому  «А» – в бельэтаж, хотя он был ничуть  не  хуже нашего класса, а лучше, потому что в нем училась Галя Козлова.

(22)На спектакль детского театра я купил два  билета.  «(23)Подойду к Гале, – думал я,  – и как бы между прочим скажу: «(24)У  меня  оказался лишний билет. (25)В партере  сидеть  лучше, чем  в  бельэтаже.  (26)Возьми, если  хочешь...»  (27)И весь спектакль буду  сидеть рядом с ней! (28)И я буду считать этот год самым счастливым во всей своей жизни!»

(29)В конце декабря, словно  сговорившись, пришли  открытки от всех маминых сестер. (30)Они, поздравляя бабушку, маму с папой и даже  меня, писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!

– (31)В ожидании тоже есть  прелесть: все еще впереди,  –  тихо сказала бабушка.

(32)Мама и  папа стали  объяснять,  что им  очень не хочется  идти завтра в какую-то компанию, но пойти придется.  (33)И я в  тон им с грустью сказал:

– (34)А мне завтра придется  пойти в театр.  

(35)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке. (36)Тогда я вдруг... неожиданно для самого себя произнес:

– (37)Пойдем  со мной,  бабушка,  у меня есть лишний билет!

(38)А бабушка, еще  ниже  склонившаяся  над своей сумкой, продолжала что-то искать в ней, но теперь уже, мне казалось, от радости.

(39)Огромная, добела раскаленная люстра начала остывать... (40)Медленно, как бы нехотя  раздвинулся занавес. (41)И на сцене появился мальчишка.  (42)Он шел, останавливался,  думал и  снова  шел... (43)И я верил, что  он  идет  к старой  женщине,  которая  полвека  была  учительницей,  а  потом  заболела, покинула школу.  (44)А  жить  без ребят не могла.  (45)И мальчишка решил победить ее одиночество...

(46)Когда огромная  люстра под потолком  стала  вновь раскаляться,  бабушка ткнула  пальцем  в  программку и сказала:

– (47)Она... волшебная актриса!

– (48)Которая играет мальчишку?

– (49)Да... –  Бабушка помолчала и  добавила: – (50)Потому что она – это ты. (51)Сегодня, по крайней мере...

(52)Сейчас, через  много лет, я думаю: «(53)Как жаль, что бабушку  не  видели в тот вечер ее дочери, жившие  в  других  городах... (54)Они бы поняли, как  легко было сделать ее счастливой!»

(По А.А. Алексину)

Алексин Анатолий Георгиевич (псевдоним Анатолия Георгиевича Гобермана) – современный российский писатель (род. 1924 г.), автор сборников  повестей и рассказов о детстве и юности в их связи с миром взрослых, сложных  проблемах психологии и школьной этики.