Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста "Большое космическое путешествие"

Николаева Елена Юрьевна

"Большое космическое путешествие" познакомит дошкольников с планетами Солнечной системы, процессом образования кратеров, профессией космонавта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bolshoe_kosmicheskoe_puteshestvie.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность педагога с детьми старшего дошкольного возраста «Большое космическое путешествие»

Составитель:

Николаева Елена Юрьевна, воспитатель,

ГБДОУ детский сад №102

Невского района Санкт-Петербурга

Задачи:

Обучающие:

  • Обобщить элементарные представления детей о космосе, планетах, профессии космонавта, о материалах и инструментах, используемых космонавтом в работе.
  • Закреплять навык количественного счета в обратном порядке.

Развивающие:

  • Развивать внимание, память, мышление.
  • Формировать и совершенствовать навыки:
  • познавательной деятельности (рассматривать и анализировать увиденное, высказывать предположения, делать выводы),
  • конструкторские навыки (сооружать постройки по схеме, моделировать на плоскости),
  • коммуникативные (умение вести диалог: слушать и слышать говорящего, отвечать на вопросы, не перебивать, говорить по одному, составлять простые предложения).
  • Расширять активный словарь (метеорит, астероид, кратер, иллюминатор, космонавт, космодром, невесомость, исследовать, крупный, глубокий), обогащать речь словами-антонимами (легче-тяжелее, ближе-дальше, крупный-мелкий, глубокий-мелкий), прилагательными, обозначающими личностные и моральные качества людей.

Воспитательные:

  • Воспитывать уважение к профессии космонавта.

Оборудование:

  • кубики с числами и буквами (2-К, 4-О, 6-С, 8-М, 10-О, 12-С)
  • презентация «Планеты Солнечной системы»
  • ноутбук, проектор, интерактивная доска
  • игра «Что нужно космонавту?»
  • модули «Альма»
  • схема постройки ракеты
  • планеты Солнечной системы, Луна
  • алгоритм экспериментирования
  • прозрачная коробка, манка, картонка, камни разного размера и формы
  • схема ракеты на каждого ребенка.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Используемые технологии: игровые, ИКТ, элементы проблемного обучения, здоровьесберегающие, моделирование, экспериментирование.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.

Предварительная работа:

  • беседы «Что такое космос», «Как выглядят планеты», «Зачем нужны космонавты».
  • чтение мини-статей в детских энциклопедиях «Расскажи мне о космосе», «Вселенная и космос», «Космос», «Звездное небо».
  • рассматривание иллюстраций с изображением ракет, планет, космонавтов.
  • экскурсии в мини-музей «Космос»: «Как узнать космонавта», «Космический транспорт», «Планеты солнечной системы».

Ход занятия:

Технологии

Содержание

Деятельность детей

Организационный момент

Создание положительного настроя

Речь с движением

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости. Давайте с ними поздороваемся и представимся.

Дети произносят текст и одновременно выполняют движения:

Посмотрите вы на нас

(руки в центр круга)

Мы ребята супер класс,

(руки к себе, большой палец вверх)

Дружные и смелые, а ещё умелые!

(обняться, руки на плечи соседа)

Можем многое мы делать,

(шагаем на месте)

Клеить, резать, шить, плести.

(движение по тексту)

Посмотрите вы на нас!

(руки в центре круга)

Мы ребята супер класс!

(руки к себе, большой палец вверх)

Коммуникативная

Двигательная

Восприятие художественной литературы и фольклора

Элементы проблемного обучения

Ребята, а вы любите путешествовать?

Чтобы узнать, в какое путешествие я предлагаю вам отправится, нужно правильно сложить кубики. Они не простые, на них есть числа, какие?

Внимание, задание: расположите числа в возрастающем порядке и тогда, перевернув кубики, вы сможете узнать, какое путешествие нам предстоит.

Дети, рассмотрев кубики с числами, выкладывают их в возрастающем порядке: 2, 4, 6, 8, 10, 12. Переворачивают кубики, читают слово «космос».

Кто прочитает слово?

А что такое космос? Что вы знаете о космосе? Зачем космонавты летают в космос?

В какое путешествие мы отправляемся? (космическое)

А мы зачем полетим в космическое путешествие?

Как называются люди, которые летают в космос? (космонавты)

Мы сможем сразу стать космонавтами?

Что надо сделать, чтобы стать космонавтами? (много учится, много тренироваться)

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

ИКТ

игра «Что изменилось?»

Каким должен быть космонавт? (сильным, смелым, внимательным, выносливым, тренированным, мужественным, эрудированным, умным…)

Первое тренировочное задание на внимательность. Посмотрите на экран, запомните, что и где расположено, отвернитесь, повернитесь, что изменилось?

  1. Один предмет переместился.
  2. Два предмета поменялись местами.
  3. Один предмет исчез, один предмет поменял месторасположение.

Замечательно, продолжаем тренировку.

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Чистоговорка

Космонавты должны чётко и внятно говорить.

Как вы думаете, почему? (космонавты общаются в космосе, передают информацию на Землю …)

Второе тренировочное задание, повторяйте за мной:

Чу-чу-чу - в космос полететь хочу.

Им-им-им - на ракете полетим.

Ды-ды-ды - долетим мы до звезды.

Ой-ой-ой - затем вернёмся мы домой.

Коммуникативная

Физкультминутка

Космонавты прежде, чем отправится в полёт, очень много тренируются.

На космическую тренировку становись!

Дети выполняют движения под текст стихотворения:

Раз, два, три, четыре,

В космос мы лететь решили!

Чтобы в космос полететь,

Нужно многое уметь.

Влево, вправо наклонились

И нисколько не ленись!

Руки вверх, вперёд и вниз,

Космонавтом становись!

Двигательная Восприятие художественной литературы и фольклора

Игра «Что нужно космонавту?»

Последнее тренировочное задание, необходимо отобрать предметы, которые вам, космонавтам, понадобятся в космосе.

Дети среди множества картинок отбирают те, на которых изображены предметы, инструменты, материалы, необходимые космонавту для работы.

Зачем космонавтам нужен фонарь? Почему вы не хотите брать с собой мобильный телефон? …

Коммуникативная

Игровая

Познавательно-исследовательская

Конструирование ракеты по схеме

Итак, космонавты, к полету готовы? Летим в космос!

А на чём? Где наша ракета? Что делать? (надо собрать ракету) Тут и схема сборки имеется.

Дети конструируют ракету по схеме.

Ракета готова, занимаем свои места в ракете, пристегнулись. Чтобы наша ракета взлетела, начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1, пуск.

Коммуникативная

Конструирование

Игровая

Познавательно-исследовательская

Двигательная

ИКТ

Моделирование

Ребята, как называются круглые окошки в ракете? (иллюминаторы)

Смотрим в иллюминаторы, что же мы видим? (планеты, звезды, кометы, астероиды …)

Как отличить планету от астероида, астероид от кометы?
Как можно назвать Солнце и планеты все вместе? (Солнечная система)

Что в Солнечной системе самое главное? (Солнце)

Чем отличаются планеты друг от друга? (размером, цветом, у Сатурна есть кольцо        

Планета Земля какая по счёту? (третья) Чего на нашей планете много? (воды) Между какими планетами находится Марс? (между Землей и Юпитером)

В названии каких планет есть звук «Р»?

Ребята, давайте сделаем макет Солнечной системы. Возьмите по одной планете. Маша, как называется твоя планета? Иван, какую планету ты взял? Найдите место своей планете в космическом пространстве.

Дети составляют модель Солнечной системы.

Все справились? Хороших космонавтов подготовили в Центре!

Воспитатель кладет Луну рядом с Землей.

Что это за маленький космический объект рядом с Землей? (спутник Земли – Луна)

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Эксперимен-тирование

Полетели на Луну. Давайте рассмотрим ее поверхность. Что вы видите? (кратеры, ямки)

Как вы думаете, отчего они образуются? (кратеры образуются в результате падения метеоритов)

А что такое метеорит?

Хотите посмотреть, как появляются кратеры, почему они разные: большие и маленькие, глубокие и не очень?

Посмотрите на картинки, что мы с вами сейчас будем делать?

Дети рассматривают алгоритм и проговаривают последовательность действий:

  1. Высыпать манку в коробку (планету).
  2. Разровнять манку картонкой.
  3. Взять метеорит.
  4. Бросить по очереди метеорит на планету (коробку).

Дети с помощью воспитателя делают вывод о различии кратеров (отличаются размером, формой, глубиной)

Дети с помощью воспитателя выдвигают предположения, от чего зависит глубина и размер кратера (от размера, массы метеорита и скорости, с которой он летит).

Дети проверяют предположения: еще раз разравнивают поверхность, бросают метеорит (чем больше метеорит, тем больше размер кратера; если бросить с силой, то кратер глубже)

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Рефлексия

Пришло время возвращаться обратно на нашу планету, занимаем места в ракете, пристегнули ремни, обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.

Понравилось вам космическое путешествие?

Давайте составим рассказ о том, что мы узнали, я буду начинать предложение, а вы заканчивать его:

  • Космонавты отправляются в космос … (на ракете)
  • Кратеры на планетах появляются от … (падения метеоритов)
  • Чем больше метеорит, тем … (больше кратер)

Теперь придумайте предложения, используя слова:

  • мы, Земля, планета, живем, на (Мы живём на планете Земля).
  • Большая, самая, Солнце, является, звезда (Самой большой звездой является Солнце)

А теперь вы придумайте свое предложение:

На память о путешествии вам останутся ракеты.

Воспитатель раздает детям схемы ракет.

Коммуникативная

Игровая