Научное общество учащихся

Разумова Вероника Владимировна

На странице Научное общество учащихся (НОУ) вы сможете найти рекомендации к выбору темы работ, их оформлению и критериям оценивания в нашем Лицее. Так же вы сможете увидеть работы моих учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Требования к рефератам обучающихся

  1. Реферат - это творческая работа, самостоятельное исследование обучающегося по конкретной теме, по определенной проблеме на основе глубокого изучения научной, научно-популярной литературы, других видов источников.
  2. Научное руководство работой обучающегося над рефератом осуществляется педагогическим работником в соответствии с Положением о научном руководителе.
  3. Реферат должен иметь следующую структуру:
  • титульный лист;
  • оглавление с указанием названия и начальных страниц глав (разделов);
  • введение;
  • основную часть (разделы, части);
  • заключение;
  • список использованных источников и литературы;
  • приложения (документы, иллюстрации, таблицы, схемы и др.).
  1. Введение должно содержать обоснование выбора темы, её актуальность, значимость в настоящем и будущем, подходы к решению проблемы, наличие противоречивых точек зрения на проблему, личные мотивы и обстоятельства интереса к теме, цели и задачи работы.
  2. Основная часть - это изложение материала в соответствии с планом по главам, (разделам), каждая из которых раскрывает свою проблему или разные стороны одной проблемы. Каждая глава (раздел) должна быть озаглавлена. Основная часть должна содержать критический обзор источников; собственные версии, оценки автора реферата. В тексте должны быть ссылки на использованную литературу.
  3. Заключение - это выводы по результатам исследования. Заключение должно быть чётким, кратким, вытекающим из содержания основной части. Должно содержать собственную позицию автора работы и значимость работы для автора, практическую значимость реферата. Заключение не должно по объёму превышать введения.
  4. Объём реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц компьютерного набора. Приложения в расчёт страниц не входят.
  5. Текст реферата должен быть набран в текстовом редакторе Microsoft Word шрифтом Times New Roman, 14 размера, через одинарный междустрочный интервал. Напечатан на бумаге стандартной формы: лист 4

А. Поля страницы: левое - 3 см, правое - 1,5 см, верхнее и нижнее - 2 см. Абзац должен равняться четырём знакам (1,25 см).

  1. Нумерация страниц должна быть сквозной, включая список используемой литературы и все приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами в правом нижнем углу или сверху в центре листа без точки. Первой страницей является титульный лист, но на нём номер страницы не ставится.

10.     Титульный        лист должен быть оформлен согласно образцу (Приложение 1) и содержать следующие сведения: полное название учреждения; название учебного предмета; тема реферата; фамилия, имя, отчество, класс автора реферата; фамилия, имя, отчество (инициалы) научного руководителя или учителя, который проверил реферат; место и год написания реферата .

       11. Заголовки глав (разделов) основной части реферата пишутся с большой буквы, располагаются в середине строки, не подчёркиваются. Допускается выделение жирным шрифтом. Точки в конце не ставятся. Если заголовок включает несколько предложений, они разделяются точками. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Каждая        структурная часть реферата (введение, основная часть, заключение и т.д.) должна начинаться с новой страницы. Каждое приложение помещается на новой странице.

12.      Расстояние        между названием главы (раздела) и последующим текстом должно быть равно двум междустрочным интервалам.

13.    В  тексте реферата инициалы авторов указываются перед фамилиями.

14.    Все        таблицы, если их несколько, нумеруются арабскими цифрами в пределах всего текста. При оформлении таблиц слово таблица пишется слева, указывается порядковый номер таблицы без значка № перед цифрой, точка не ставится. Если в тексте одна таблица, то номер не ставится и слово таблица не пишется. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

15.    Все        иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки, рисунки и т.д.) должны быть пронумерованы арабскими цифрами. Нумерация должна быть сквозной. Если иллюстрация единственная, то она не нумеруется. Иллюстрация должна иметь название, которое помещается под иллюстрацией. При оформлении рисунков и схем слова рисунок и схема пишутся под ними и выделяются курсивом.

16.   Цитаты        обязательно заключаются в кавычки и приводятся в грамматической форме источника с сохранением особенностей авторского написания, включая авторские знаки. При цитировании текста с опусканием одного или нескольких слов или предложений вместо изъятых (упущенных) слов, предложений ставится многоточие.

17.   Цитаты,        факты, иллюстрации, приведённые в тексте, должны сопровождаться сносками (ссылками) на источник. Ссылка может быть в нижней части страницы под основным текстом под соответствующим порядковым номером (выходные данные источника, номер тома, части и т.п., страницы) или в тексте работы после приведённой цитаты в скобках.

Если делается ссылка на произведение из библиографического списка, в квадратных скобках указывается номер ссылки, соответствующий номеру произведения из библиографического списка, и страница(ы).

18. Список        использованных источников и литературы составляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по заглавиям книг. При оформлении списка рекомендуется придерживаться следующего порядка: источники (нормативно-правовые акты, например: законы, указы, манифесты, другие правительственные акты, постановления, приказы, международные договоры, меморандумы; архивные материалы), литература (монографии, книги, брошюры, периодические издания), интернет-сайты. Сначала источники и литература на русском языке, затем - на иностранных языках. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трёх. Если книга написана четырьмя и более авторами, описание книги даётся на заглавие (монографии, сборники статей и др.). При наличии нескольких работ одного автора их названия располагаются по годам изданий (Приложение 2).

19. Каждое        приложение к реферату начинается с нового листа, нумеруется. Страницы, на которых даны приложения, продолжают общую нумерацию текста, но в общий объём реферата не включаются.

20. Листы        реферата должны быть скреплены. Допускается брошюровка, скрепление скоросшивателем, использование папок с файлами.

Требования к оформлению учебных презентаций

  1. Презентация не должна быть менее 5 слайдов.
  2. Структура презентации:
  • титульный лист с указанием темы, ФИО автора, класс, ФИО руководителя, ОУ;
  • каждый слайд содержит кнопки >, < возврата на предыдущий кадр;
  • гиперссылки на внешние Интернет-ресурсы (если необходимо).
  • глоссарий и список литературы.
  1. Требования к оформлению презентации:

Стиль

  1. Единый стиль оформления.
  2. Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

Фон

Предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

  1. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.
  2. Для фона и текста используйте контрастные цвета.

Анимационные эффекты

Нельзя злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на

слайде.

Расположение информации на странице

  1. Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
  2. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
  3. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.

Шрифты

  1. Для заголовков - не менее 24.
  2. Для информации не менее 18.
  3. Шрифты без засечек легче читать с большого расстояния.
  4. Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
  5. Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
  6. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).

Способы выделения информации

Можно использовать:

  1. рамки; границы, заливку;
  2. штриховку, стрелки;
  3. рисунки, диаграммы;
  4. схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.

Объем информации

  1. Слайд не должен содержать слишком большой объем информации.
  2. Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.

Виды слайдов

Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов (с текстом, с таблицами, с изображениями).

Требования к оформлению учебных исследовательских проектов

  1. Исследовательский проект представляет собой самостоятельно проведенное исследование учащегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность учащегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.
  2. Задачами работы над проектом являются:
  • развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;
  • проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов в области выполняемого исследования;
  • проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;
  • систематизация и анализ полученные в ходе исследования данных;
  • представление и защита проекта.
  1. Защита исследовательского проекта - представление, обоснование целенаправленной деятельности теоретического и практического характера в той или иной области знания (научном направлении), предполагающая самостоятельное изучение и анализ литературных источников, наблюдения, эксперименты, анализ проделанной работы.
  2. Основными требованиями к учебным исследовательским проектам являются:
  • наличие значимой в исследовательском творческом плане проблемы/задачи,        требующей        интегрированного        знания, исследовательского поиска ее решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, групповая) деятельность учащихся - авторов проекта;
  • структурированность содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
  • соблюдение в ходе исследования определенной последовательности действий:
  • определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
  • выдвижение гипотезы;
  • выбор и описание методов исследования;
  • выбор способов оформления конечных результатов (презентаций, защиты, творческих отчетов и пр.);
  • проведение наблюдений и экспериментов;
  • сбор, систематизация и анализ полученных данных;
  • подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
  • выводы, выдвижение новых проблем исследования.
  1. Существует единый алгоритм, который отражает этапы работы над научно-исследовательской проблемой специалиста любого уровня:
  • выбор проблемы. В науке под проблемой понимается противоречивая ситуация, возникающая в результате открытия новых фактов, которые явно не укладываются в рамки прежних теоретических положений. Выдвижение обучающимися проблемы для своего научного исследования должно основываться на фактах окружающего мира. Наблюдение и анализ взаимодействия человека с природой, техникой, информационными системами, обществом, другими людьми, а также самопознание может способствовать открытию школьником для себя проблемной ситуации, которая требует изучения;
  • сбор информации об уже имеющихся в науке знаниях по изучаемой проблематике;
  • анализ и обобщение полученных знаний по проблеме;
  • разработка концепции и планирование исследования;
  • подбор методов и методик осуществления исследования;
  • проведение исследования;
  • обработка полученных данных;
  • письменное оформление теоретического и эмпирического материала в виде целостного текста;
  • представление работы на рецензирование;
  • представление к защите и защита работы.
  1. Структура работы должна быть представлена следующим образом:
  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • главы основной части;
  • выводы;
  • заключение;
  • список литературы;
  • приложения.
  1. Титульный        лист является первой страницей научно- исследовательской работы и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование министерства, учебного заведения, на базе которых осуществляется исследование. В среднем поле дается заглавие работы, которое оформляется без слова «тема» и в кавычки не заключается. Ниже, ближе к правому краю титульного листа, указываются фамилия, имя, отчество исполнителя, класс, ОУ, и далее фиксируется фамилия, имя, отчество руководителя, его научное звание (если имеется) и должность (учителю указать предмет и категорию), место работы. В нижнем поле указываются местонахождение учебного заведения и год написания работы (Приложение 3).
  2. Оглавление помещается на второй странице. В нем приводятся названия глав и параграфов с указанием страниц, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять название глав и параграфов в тексте. При оформлении заголовки ступеней одинакового уровня необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещаются на пять знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все они начинаются с заглавной буквы без точки в конце. Номера страниц фиксируются в правом столбце содержания.

Главы и параграфы нумеруются по многоуровневой системе, то есть обозначаются цифровыми номерами, содержащими во всех ступенях номер своей рубрики и рубрики, которой они подчинены. Введение и заключение не нумеруются.

  1. Во введении фиксируется проблема, актуальность, практическая значимость исследования; определяются объект и предмет исследования; указываются цель и задачи исследования; коротко перечисляются методы работы. Все перечисленные выше составляющие введения должны быть взаимосвязаны.

Работа начинается с постановки проблемы, которая определяет направление в организации исследования, и представляет собой знания не о непосредственной предметной реальности, а о состоянии знания об этой реальности. Ставя проблему, исследователь отвечает на вопрос: «Что нужно изучить из того, что раньше не было изучено?» В процессе формулирования проблемы важное значение имеет постановка вопросов и

определение противоречий.

Выдвижение проблемы предполагает обоснование актуальности исследования. При ее формулировании необходимо дать ответ на вопрос: почему данную проблему нужно изучать в настоящее время?

После определения актуальности необходимо определить объект и предмет исследования.

В литературе можно встретить трактование понятия объекта исследования в двух значениях. Во-первых, объект исследования интерпретируется как процесс, на который направлено познание, или как явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения. Во-вторых, под объектом понимают носителя изучаемого явления, например, некоторые авторы в качестве объекта исследования выделяют представителей той или иной социальной группы.

Предмет исследования более конкретен и дает представление о том, как новые отношения, свойства или функции объекта рассматриваются в исследовании. Предмет устанавливает границы научного поиска в рамках конкретного исследования.

Кроме объекта и предмета исследования во введении должны быть четко определены цель и задачи исследования.

Под целью исследования понимают конечные, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге его проведения.

Задачи исследования представляют собой все последовательные этапы организации и проведения исследования с начала до конца.

Важным моментом в работе является формулирование гипотезы, которая должна представлять собой логическое научно обоснованное, вполне вероятное предположение, требующее специального доказательства для своего окончательного утверждения в качестве теоретического положения.

Гипотеза считается научно состоятельной, если отвечает следующим требованиям:

  • не включает в себя слишком много положений;
  • не содержит неоднозначных понятий;
  • выходит за пределы простой регистрации фактов, служит их объяснению и предсказанию, утверждая конкретно новую мысль, идею;
  • проверяема и приложима к широкому кругу явлений;
  • не включает в себя ценностных суждений;
  • имеет правильное стилистическое оформление.
  1. Главы основной части посвящены раскрытию содержания работы.

Первая глава основной части работы обычно целиком строится на основе анализа научной литературы. При ее написании необходимо учитывать, что основные подходы к изучаемой проблеме, изложенные в литературе, должны быть критически проанализированы и сопоставлены и сделаны соответствующие обобщения и выводы.

В процессе изложения материала целесообразно отразить следующие аспекты:

  • определить, уточнить используемые в работе термины и понятия;
  • изложить основные подходы, направления исследования по изучаемой проблеме, выявить, что известно по данному вопросу в науке, а что нет, что доказано, но недостаточно полно и точно;
  • обозначить виды, функции, структуру изучаемого явления;
  • перечислить особенности формирования (факторы, условия, механизмы, этапы) и проявления изучаемого явления.

В целом при написании основной части работы целесообразно каждый раздел завершать кратким резюме или выводами. Они обобщают изложенный материал и служат логическим переходом к последующим разделам.

Структура главы может быть представлена несколькими параграфами и зависит от темы, степени разработанности проблемы в психологии, от вида научной работы учащегося.

В последующих главах работы, имеющих опытно-экспериментальный характер, дается обоснование выбора тех или иных методов и конкретных методик исследования, приводятся сведения о процедуре исследования и ее этапах, а также предлагается характеристика групп респондентов (если таковые имеются в работе).

При описании методик обязательными данными являются: ее название, автор, показатели и критерии, которые в дальнейшем будут подвергаться статистической обработке.

В характеристику респондентов принято включать сведения о количестве испытуемых, их квалификации, возрасте, поле и другие данные, значимые для интерпретации.

Далее приводится список всех признаков, которые были включены в обработку, сведения об уровнях значимости, достоверности сходства и различий.

После этого в работе приводятся результаты исследования, таблицы. Если таблицы громоздкие, их лучше вынести в приложение. В приложении можно поместить несколько наиболее интересных или типичных иллюстраций, рисунков и т. д.

Раздел экспериментальной части работы завершается интерпретацией полученных результатов. Описание результатов целесообразно делать поэтапно, относительно ключевых моментов исследования. Анализ экспериментальных данных завершается выводами. При их написании необходимо учитывать следующие правила:

  • выводы должны соответствовать поставленным задачам;
  • выводы должны являться следствием данного исследования и не требовать дополнительных измерений;
  • выводы должны формулироваться лаконично, не иметь большого количества цифрового материала;
  • выводы не должны содержать общеизвестных истин, не требующих доказательств.
  1. Изложение содержания работы заканчивается заключением, которое представляет собой краткий обзор выполненного исследования. В нем автор может вновь обратиться к актуальности изучения в целом, дать оценку эффективности выбранного подхода, подчеркнуть перспективность исследования. Заключение не должно представлять собой механическое суммирование выводов, находящихся в конце каждой главы основной части. Оно должно содержать то новое, существенное, что составляет итоговые результаты исследования.

В конце, после заключения, принято помещать список литературы, куда заносятся только те работы, на которые есть ссылки в тексте, а не все статьи, монографии, которые прочитал автор в процессе выполнения исследовательской работы.

  1. В приложении даются материалы большого объема. Туда можно отнести первичные таблицы, графики, практические результаты экспериментальной деятельности и др.
  2. Исследовательская работа, заявляемая на конкурс, должна быть оформлена в соответствии с едиными стандартными требованиями, предъявляемыми к данному виду научных работ.

Текст работы представляется на белой бумаге формата А4 (297*210), текст

располагается только на одной стороне листа.

При написании и печати следует соблюдать следующие правила:

  • размер полей: левое — 3 см, правое — 2 см, верхнее — 2 см, нижнее — 2 см;
  • нумерация страниц — по центру внизу страницы;
  • междустрочный интервал-1,5;
  • абзацный отступ — 1,25 см;
  • на листе 29-30 строк;
  • нумерация страниц начинается с титульного листа, которому присваивается номер 1, но на страницу он не ставится. Далее все страницы работы, включая библиографический список и приложения, нумеруются по порядку до последней;
  • каждая глава начинается с новой страницы. Это относится также и к введению, заключению, библиографическому списку, приложениям;
  • название главы печатается жирным шрифтом заглавными буквами, название параграфов — прописными буквами, выделение названий глав и параграфов из текста осуществляется за счет проставления дополнительного интервала;
  • заголовки следует располагать по середине строки симметрично тексту, между заголовками и текстом пропуск в 3 интервала. Такое же расстояние выдерживается между заголовками главы и параграфа;
  • для компьютерного набора размер шрифта —14;
  • порядковый номер главы указывается одной арабской цифрой (например: 1, 2, 3 и т.д.), параграфы имеют двойную нумерацию (например: 1.1, 1.2 и т.д.). Первая цифра указывает на принадлежность к главе, вторая — на собственную нумерацию.
  1. Для подтверждения собственных выводов и для критического разбора того или иного положения часто используются цитаты. При цитировании следует выполнять следующие требования:
  • При дословном цитировании мысль автора заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой дана в первоисточнике. По окончании делается ссылка на источник, в которой указывается номер книги или статьи в списке использованной литературы и номер страницы, где находится цитата, например: обозначение [4. С. 123] указывает, что цитата, использованная в работе, находится на странице 123 в первоисточнике под номером 4 в списке литературы.
  • При недословном цитировании (пересказ, изложение точек зрения различных авторов своими словами) текст в кавычки не заключается. После высказанной мысли необходимо в скобках указать номер источника в списке литературы без указания конкретных страниц, например: [23].
  • Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку следует начинать словами «Цит. по...», например: (Цит. по кн. [6. С. 240]).
  • Если цитата выступает самостоятельным предложением, то она начинается с прописной буквы, даже если первое слово в первоисточнике начинается со строчной буквы, и заключается в кавычки. Цитата, включенная в текст после подчинительного союза (что, ибо, если, потому что), заключается в кавычки и пишется со строчной буквы, даже если в цитируемом источнике она начинается с прописной буквы.
  • При цитировании допускается пропуск слов, предложений, абзацев без искажения содержания текста первоисточника. Пропуск обозначается многоточием и ставится в том месте, где пропущена часть текста.
  • В цитатах сохраняются те же знаки препинания, что и в цитируемом источнике.
  • Если автор в приведенной цитате выделяет некоторые слова, то он должен это специально оговорить в скобках, например: (подчеркнуто мною — О. К. или (курсив наш — О. К.).
  • Когда на одну страницу попадает две-три ссылки на один и тот же первоисточник, то порядковый номер указывается один раз. Далее в квадратных скобках принято писать [Там же] или при цитировании [Там же. С. 309].
  • Все цитаты и ссылки в тексте работы должны быть оформлены одинаково.
  1. Цифровые данные исследования группируются в таблицы, оформление которых должно соответствовать следующим требованиям:
  • Слово «Таблица» без сокращения и кавычек пишется в правом верхнем углу над самой таблицей и ее заголовком. Нумерация таблиц производится арабскими цифрами без знака номер и точки в конце. Если в тексте только одна таблица, то номер ей не присваивается и слово «таблица» не пишется.
  • Нумерация таблиц и рисунков может быть сквозной по всему тексту работы или самостоятельной в каждом разделе. Тогда она представляется по уровням подобно главам и параграфам. Например: в главе 2 таблицы будут иметь номера 2.1, 2.2 и т. д. Первый вариант нумерации обычно применяют в небольших по объему и структуре работах. Второй — предпочтителен при наличии развернутой структуры работы и большого количества наглядного материала.
  • Название таблицы располагается между ее обозначением и собственно содержанием, пишется с прописной буквы без точки в конце.
  • При переносе таблицы на следующую страницу Заголовки вертикальных граф таблицы следует пронумеровать и при переносе таблицы на следующую страницу повторять только их номер. Предварительно над таблицей справа поместить слова «Продолжение таблицы 8».
  • При фиксации «сырых» баллов в таблицах, если для этого нет прямой необходимости, не принято писать фамилии, имена респондентов. Это профессионально неэтично.
  • Название таблицы, ее отдельных элементов не должно содержать сокращений, аббревиатур, не оговоренных ранее в тексте работы.
  1. В качестве иллюстраций в исследовательских работах могут быть использованы рисунки, схемы, графики, диаграммы, которые обсуждаются в тексте. При оформлении иллюстраций следует помнить:
  • Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Если в работе представлены различные виды иллюстраций, то нумерация отдельно для каждого вида.
  • В текст работы помещаются только те иллюстрации, на которые в ней имеются прямые ссылки типа «сказанное выше подтверждает рисунок...». Остальной иллюстрационный материал располагают в приложениях.
  • Номера иллюстраций и их заглавия пишутся внизу под изображением, обозначаются арабскими цифрами без знака номера после слова «Рис.».
  • На самой иллюстрации допускаются различные надписи, если позволяет место. Однако чаще используются условные обозначения, которые расшифровываются ниже изображения.
  • На схемах всех видов должны быть выражены особенности основных и вспомогательных, видимых и невидимых деталей, связей изображаемых предметов или процесса.
  • При построении линейных диаграмм обычно используют координатное поле. По оси абсцисс в изображенном масштабе откладываются независимые факторные признаки, по оси ординат - показатели на определенный момент или период времени или измененные размеры какого-либо признака. Вершины ординат обычно соединяются штрихом, в результате чего получается ломанная прерывистая линия. На координатное поле можно наносить несколько линейных диаграмм для наглядного сравнения результатов. На столбиковых и секторных диаграммах размер прямоугольников или секторов должен быть пропорционален изображаемым ими величинам.
  1. Приложения по своему содержанию могут быть разнообразны. При их оформлении следует учитывать общие правила.
  • Приложения оформляются как продолжения основного материала на последующих за ним страницах. При большом объеме или формате приложения оформляют в виде самостоятельного блока в специальной папке, на лицевой стороне которой дается заголовок «Приложения», и затем повторяют все элементы титульного листа исследовательской работы.
  • Каждое приложение должно начинаться с нового листа, должно быть пронумеровано в правом верхнем углу, пишут: Приложение 1 (2, 3 ... и т. д.) без точки в конце.
  • Каждое приложение имеет тематический заголовок, который располагается по середине строки.
  • Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна продолжать общую нумерацию страниц основного текста.
  • Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки словом «см.». Указание обычно заключается в круглые скобки, например: эмпирические данные (см. приложение 1) можно сгруппировать следующим образом.
  1. Список литературы исследовательской работы составляют только те источники, на которые в тексте имеются ссылки. При составлении списка в научных кругах принято применять алфавитный способ группировки литературных источников, где фамилии авторов или заглавий (если нет авторов) размещаются в алфавитном порядке (Приложение 2).

  Приложение 1

Образец оформления титульного листа реферата

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»  города Сарова

«НАЗВАНИЕ ТЕМЫ»

(Реферативная/исследовательская работа по (наименование учебного предмета)

                                                                                           Выполнил: Фамилия, Имя, класс

                                                                                           Руководитель: Фамилия, Имя, Отчество

2015 г.

Приложение 2

Правила оформления библиографических списков

  • Для книг одного или нескольких авторов указываются фамилия и инициалы авторов (точка), название книги без кавычек с заглавной буквы (точка и тире), место издания (точка, двоеточие), издательство без кавычек (запятая), год издания (точка и тире), количество страниц в книге с прописной буквой «с» на конце (точка).

Пример: Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей. — М.: Педагогика, 1991. — 248 с.

  • Для составительского сборника двух-трех авторов указывается название сборника (одна наклонная линия) далее пишется слово «Сост.» (точка) инициалы и фамилия составителей (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), название издательства (без кавычек, запятая), год издания (точка, тире), количество страниц в сборнике с прописной буквы «с». Например: Советы управляющему / Сост. А. Н. Зотов, Г. А. Ковалева. — Свердловск.: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1991. — 304 с.
  • При оформлении сборника с коллективом авторов под общей редакцией указывается название сборника (одна наклонная линия), далее могут быть 2 варианта: 1) слово «Сост.» и перечисление составителей (точка с запятой), слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка), 2) слово «Под ред.» (точка), инициалы и фамилия редактора (точка, тире), место издания (точка, двоеточие), издательство (запятая), год издания (точка, тире), количество страниц (прописная «с», точка).

Например: Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Горецкая, Т. Н. Половцева, М Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. — М.: Русс. яз., 1990. — 251 с.

Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.

  • Для статей в сборнике указывается фамилия и инициалы автора (точка), название работы (две наклонные линии), название сборника (точка, тире), место издания (точка, тире), заглавная буква «С» (точка), номер первой и последней страниц (точка).

Пример: Леонтьев А. Н. Общее понятие о деятельности // Хрестоматия по возрастной психологии. Под ред. Д. И. Фельдштейна—М.: Междунар .педагогич. академия, 1994. — С. 112— 121.

  • Для статей в журнале указывается фамилия и инициалы автора (точка), название статьи (две наклонные линии), название журнала без кавычек (точка, тире), год издания (точка, тире), номер журнала (точка, тире), заглавная буква «С» (точка) страницы (точка).

Пример: Айнштейн В. Экзаменуемые и экзаменаторы // Высшее образование в России. — 1999. — № 3. — С. 34—42.


Приложение 3

Образец оформления титульного листа для исследовательской работы, представляемой на олимпиаду с защитой исследовательского проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»  города Сарова

Образовательная область: технология

 

Предмет: информатика

Виртуальная экскурсия как способ привлечения к активному образу жизни

                                                                        Выполнил: Иванов Павел Сергеевич,

10 класс, МБОУ «Лицей № 15»

Руководитель: Петрова Марина Ивановна, учитель информатики первой категории МБОУ Лицея № 15

2015 г.

Образец оформления титульного листа для исследовательской работы, представляемой на конкурс исследовательских проектов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 15 имени академика Юлия Борисовича Харитона»  города Сарова

Направление: научно-техническое

Секция: математика и информатика

Виртуальная экскурсия как способ привлечения к активному образу жизни

                                                                 Выполнил: Иванов Павел Сергеевич,   10 класс,

                                                                                     МБОУ Лицей № 15

Руководитель: Петрова Марина Ивановна, учитель информатики первой категории МБОУ Лицея № 15

2015 г.

Ишим

2011



Предварительный просмотр:

Оценивание научно-исследовательской или реферативной работы члена НОУ.

Критерии оценки реферативной работы. 

Оценка работы

№ п/п

Предъявляемые требования

Кол-во баллов

Титульный лист (Название ОУ, секция, название работы, тип работы, автор, руководитель, год написания)

2, 1, 0

Введение

1, 0

Заключение

1, 0

Список используемой литературы (согласно правилам оформления списка литературы)

2,1,0

II. Оценка доклада

Соответствие названия содержанию работы

2, 1, 0

Глубина раскрытия темы, аргументированность

3, 2, 1, 0

Логика изложения

3, 2, 1, 0

Умение делать выводы

2, 1, 0

Изученность, понимание материала

3, 2, 1, 0

Доступность, свободное владение материалом

3, 2, 1, 0

Умение отвечать на вопросы

2, 1, 0

Культура речи

2, 1, 0

Наглядность

2, 1, 0

Выдержанность регламента

1, 0

Общее впечатление от доклада

3, 2, 1, 0

Критерии оценки научно-исследовательской работы. 

 Оценка работы

№ п/п

Предъявляемые требования

Кол-во баллов

Титульный лист (Название ОУ, секция, название работы, тип работы, автор, руководитель, год написания)

2, 1, 0

Введение (проблема, постановка цели)

3, 2, 1, 0

Заключение (выводы о достижении цели исследования)

2, 1, 0

Список используемой литературы (согласно правилам оформления списка литературы)

2,1,0

II. Оценка доклада

Соответствие названия содержанию работы

2,1,0

Глубина раскрытия темы, аргументированность

5, 4, 3, 2, 1, 0

Логика изложения

4, 3, 2, 1, 0

Умение делать выводы, подведение итогов исследования

3, 2, 1, 0

Изученность, понимание проблемы

3, 2, 1, 0

Научность, исследовательский характер, самостоятельные опыты, эксперименты

5, 4, 3, 2, 1, 0

Доступность, свободное владение материалом

3, 2, 1, 0

Умение отстаивать свою точку зрения на проблему

4, 3, 2, 1, 0

Культура речи

2, 1, 0

Наглядность

2, 1, 0

Выдержанность регламента

1, 0

Общее впечатление от доклада

3, 2, 1, 0

Критерии оценки презентации.

Оценивание работ производится по следующим критериям:

КРИТЕРИИ

Максимальное кол-во баллов

Создание слайдов

Титульный слайд с заголовком

5

Библиография

5

Обоснованное использование эффектов анимации

5

Единство стиля оформления, цветовое решение, дизайн

10

Читаемость заголовков и текста

10

Содержание

Соответствие теме

5

Слайды представлены в логической последовательности

10

Обоснованность вставки объектов

10

Общее представление о презентации

10

Итого за работу:

70

Оценивание выступления производится по следующим критериям:

КРИТЕРИИ

Максимальное кол-во баллов

Информационная насыщенность

10

Полнота раскрытия темы, завершенность

10

Логичность изложения

10

Свободное владение материалом

10

Соблюдение регламента

5

Умение отвечать на вопросы, отстаивать свою точку зрения

10

Общее впечатление от выступления

10

Итого за выступление:

65

Подведение итогов по секциям

Подведение итогов по секциям организует председатель комиссии непосредственно  в день проведения конференции. Оценивание работ учащихся осуществляется в соответствии с критериями.

Рекомендуемые критерии присуждения дипломов:

  • Реферативная работа:

Диплом I степени                28 – 32 балл

Диплом II степени                24– 27 баллов

Диплом III степени              20 – 23 балла

Похвальная грамота                15 – 19 баллов

  • Презентация:

Диплом I степени                115 - 135 баллов

Диплом II степени                100 – 114 баллов

Диплом III степени              85 – 99 баллов

Похвальная грамота                70 – 84 балла

  • Исследовательская работа:

Диплом I степени                40 – 46 баллов

Диплом II степени                34 – 39 баллов

Диплом III степени                 28 – 33 балла

Похвальная грамота                22 – 27 балла

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ СТЕНДОВОГО ДОКЛАДА И К РАБОТЕ У СТЕНДА НА КОНФЕРЕНЦИИ

Стендовый доклад – это одна из эффективных форм сообщения научных данных с использованием плаката (постера). На сегодняшний день стенд является наиболее распространенным типом доклада на различных конференциях, что связано с необходимостью донесения большого объема разнообразной информации до аудитории за ограниченное время. Стендовый доклад – максимум наглядной и минимум текстовой информации, размещенной на мобильной вертикальной поверхности.   Оформление стенда - творческий процесс, но есть определенные правила, которые стоит соблюдать, чтобы ваш стенд был доступен восприятию. От оформления вашего доклада зависит то, сколько участников конференции обратит на него внимание и то, насколько легко будет понять суть вашего исследования!

Рекомендации по оформлению стендового доклада (постера). Размер плаката (постера) для стендового доклада.

Для размещения стенда каждому из участников конференции будет предложено место на стене для самостоятельного монтажа стендового доклада автором, если размер стенда будет выполнен на листе формата А1 (стандартный лист ватмана). В случае необходимости участнику может быть предоставлен столик для размещения дополнительных материалов (визиток, подарков, буклетов и пр.).

Размещение материала на стенде.

В верхней части располагается полоска бумаги шириной около 5-10 см, содержащая название работы, выполненное крупным разборчивым шрифтом. Под названием на той же полосе необходимо указать фамилии, имена, отчества (полностью) автора(ов) и научного руководителя, учреждение, город. Текст плаката (постера) должен свободно читаться с расстояния в 50 см. Оптимальное количество информации должно позволять изучить стенд за 1-2 мин. Информативность и убедительность предоставляемого материала зависит от качества иллюстративного материала (т.е. графиков, таблиц, рисунков и фотографий). Таблицы не должны быть перегружены цифровым материалом. Рисунки и графики должны иметь поясняющие подписи, уместно использование цвета. Фотографии должны нести конкретную информационную нагрузку (не быть лишь украшением стенда). Оптимальное соотношение текстового и иллюстративного материала 1:1 по занимаемой площади стенда.  Любая дополнительная информация о проведенном исследовании (фотоальбом, гербарий, коллекция минералов и т.п.) может быть представлена автором непосредственно во время защиты стендового доклада. Хорошо дополняют стенд визитные карточки, буклеты и иные ознакомительные материалы.  

Критерии оценивания стендовых докладов.

  • Обозначены актуальность, цели, задачи исследования.
  • Дана характеристика изученной литературы и материалов.
  • Представлено изложение основных вопросов, аргументация.
  • Сделаны общие выводы.
  • Даны ответы на вопросы.
  • Хорошо визуально представлены материалы доклада.



Предварительный просмотр:

Общие требования и правила оформления текстов
(исследовательские работы, рефераты и т.п.)

       Объем реферата колеблется от 20 до 25 страниц печатного текста (без приложений), доклада — 1-5 страниц (в зависимости от номера класса и степени готовности ученика к такого рода деятельности). Для текста, выполненного на компьютере, — размер шрифта 12-14, Times New Roman, обычный; интервал между строк — 1,5-2; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм (при изменении размеров полей необходимо учитывать, что правое и левое, а также верхнее и нижнее поля должны составлять в сумме 40 мм). При правильно выбранных параметрах на странице должно умещаться в среднем 30 строк, а в строке — в среднем 60 печатных знаков, включая знаки препинания и пробелы между словами.
       Текст печатается на одной стороне страницы; сноски и примечания печатаются на той же странице, к которой они относятся (через 1 интервал, более мелким шрифтом, чем текст).
       Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
       Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
       Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения, отделенное от остальной площади титульного листа сплошной чертой. В среднем поле указывается название темы реферата без слова «тема».        Это название пишется без кавычек. Название реферата должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно-два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа «обо всем и ни о чем».
       Ниже, по центру заголовка, указывается вид работы и учебный предмет (например, экзаменационный реферат по биологии).
       Еще ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Еще ниже — фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов. В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова «год»).
       Выбор размера и вида шрифта титульного листа не имеет принципиального значения. После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте.
       Далее следует введение, основной текст (согласно делению на разделы и с краткими выводами в конце каждого раздела) и заключение. Основной текст может сопровождаться иллюстративным материалом (рисунки, фотографии, диаграммы, схемы, таблицы). Если в основной части содержатся цитаты или ссылки на высказывания, необходимо указать номер источника по списку и страницу в квадратных скобках в конце цитаты или ссылки. Например:
       Древняя мудрость гласит: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне действовать самому— и я научусь» [3, с. 65]. Или: По замечанию А.Эйнштейна, пространство и время относительны, они зависят от скорости движения системы отсчета [6, с. 22].
       После заключения принято помещать список источников (не менее 3-5), который, как отмечалось выше, может включать самые разные их виды. При оформлении списка источников сначала перечисляется литература (автор, название книги, город, издательство, год, количество страниц), а затем другие источники. Список выстраивается и нумеруется по алфавиту фамилий авторов. Если в источнике не указан его автор, то в списке такой источник занимает место согласно своему названию. Пример списка источников:

Библиографическое описание - совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установленным правилам и предназначенных для его идентификации и общей характеристики.
1. Описание книги, написанной 1-2 авторами
Сведения об авторах. Основное заглавие/ Сведения о редакторах. - Сведения о повторности издания. - Место издания: Издательство, Год издания. - Количество страниц.
Например, Егидес А.П., Егидес Е.М. Лабиринты мышления, или Учеными не рождаются. - М: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2004. - 320 с.
2. Описание книги, написанной несколькими авторами
Основное заглавие/ Сведения об авторах; сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания. - Количество страниц.
Например, Как учить школьников работать с учебником/ Г.Г.Граник, СМ. Бондаренко, Л.А.Концевая.-М.: Знание, 1987.- 80 с.
3. Описание статьи
Сведения об авторах. Основное заглавие. - Сведения об издании// Где опубликована статья. - Год. - Номер. - Страницы.
Например, статья в журнале: Ильенков Э. Школа должна учить мыслить// Наука и жизнь.- 1984. - №8.-С. 14-20.
Например, статья в сборнике: Лузгин В.В. Единство учебной и научно-исследовательской работы-студента// Проблемы подготовки учителя: Из опыта работы Казанского государственного педагогического института. - Казань: КГПИ, 1976. - С. 188-206.
4. Описание многотомного издания
Основное заглавие: Общее количество томов/ Сведения о редакторах. - Сведения о повторяемости издания. - Место издания: Издательство, год издания. - Том. - Количест¬во страниц.
Например, Словарь современного русского литературного языка: В 20 т./ Гл.ред. К.С.Горбачевич. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Рус.яз., 1993. - Т.4. - 576 с.
5. Описание ресурса Интернет
Описание электронного ресурса обязательно включает указание подробного электронного адреса.
Краткий отчет «Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся», http://www.centeroko.ru
См.: ГОСТ 7.1-84. Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления. -Введ. 01.01.86. Изменения № 1 к ГОСТу 7.1-84. -Введ. 01.07. 2000.
Составление библиографического описания: Краткие правила. - 2-е изд., доп. - М.: Изд-во «Книжная палата», 1991. - 224 с.



Предварительный просмотр:

Требования к стендовым докладам

Внешний вид и размеры

  • Размер плаката не должен превышать 800*800 мм.
  • В верхней  части располагается полоска бумаги шириной около 105 мм, содержащая:
  • название работы, выполненное шрифтом 48 пунктов (высота прописной буквы 12 мм)
  • ниже – фамилию, имя автора и  научного руководителя, учреждение и город, где выполнена работа, - шрифтом 36 пунктов (высота прописной буквы 8 мм)
  • Текст, содержащий основную информацию о проведенном исследовании (цели и задачи, методы исследования, полученные результаты и выводы) должен быть выполнен шрифтом Times New Roman Cyr, размер 20 и 22 пункта через 1.5 интервала, он должен легко читаться с расстояния 50 см.

Структура стенда

  • Цели и задачи работы
  • Что было сделано в процессе выполнения работы
  • Методы выполнения работы
  • Основные результаты
  • Выводы
  • Благодарности

Стенд должен удовлетворять следующим требованиям:

Наглядность. При беглом взгляде на стенд у зрителя должно возникать представление о тематике и характере работы

Соотношение иллюстративного и текстового материала  должно быть 1:1. Иллюстративный материал – фотографии, диаграммы, графики должны иметь пояснения.

Оптимальность количества информации. Она должна позволять зрителю за 1 – 2 минуты полностью изучить стенд.

Популярность. Сложность изложения информации должна быть такой, чтобы участники, учащиеся 9-11 кл., понимали, о чем идет речь. Более сложную информацию докладчик может дать у стенда.

Стендовая сессия

На практике стендовая сессия выглядит так:

  1. На листе ватмана прикрепляется название работы (см. выше), 4 листа  текста формата  А4  и 4 листа иллюстраций формата А4. Ватман крепится на вертикальной поверхности  так, чтобы к нему можно было легко подойти и осмотреть.
  2. Этот лист ватмана и есть ваш стенд, который будет участвовать в стендовой сессии.
  3. Докладчик стоит у стенда и ждет, когда до него дойдут эксперты.
  4. При этом к вам может подойти любой и познакомиться с вашим стендом, задать любые вопросы по содержанию работы. Надо приготовить для публики интересные сообщения по вашей работе или по методам исследования.
  5. Осмотрев стенд, эксперты могут попросить пояснить непонятное и задать вопросы, на которые вы должны ответить.
  6. Если ваша работа покажется интересной, тогда вы имеете право сделать устный доклад, используя при этом свой стенд, хотя это необязательно.

Оценка стенда экспертами

Плюсы. Хорошо, когда представление о стенде и работе можно составить быстро и при этом достаточно полно. Как правило, стендовая сессия формируется так, чтобы у учащихся и экспертов оставалось время для того, чтобы посмотреть материалы других секций и направлений. В связи с этим, время пребывания эксперта у стенда должно быть ограничено. При ответах на вопросы докладчик должен показать свободное владение материалом, глубокое освоение материала и понимание проблематики своего исследования.

Минусы. Недопустимо  агрессивное, или, напротив, растерянное  поведение докладчика у стенда. Эксперты всегда умеют составить себе представление о работе  и только потом, после изучения стенда, приступают к прояснению неясностей и выявлению уровня самостоятельности  подготовки учащегося. Иногда на лице докладчика выражается откровенная обида на задаваемые вопросы, когда учащийся делает вид или произносит вслух: «Ну, опять заваливают!». Нужно помнить, что эксперты – это независимое жюри. Намного хуже, когда представленная работа вообще не вызвала никаких вопросов. Это иногда может служить приметой того, что  работа участника оказалась неинтересной.



Предварительный просмотр:

Библиографический список

Библиографический список содержит библиографические описания  использованных – цитируемых, рассматриваемых, упоминаемых – источником информации.

Общие правила составления библиографического списка:

  1. Нумерация всех использованных источников сплошная, от первого до последнего.
  2. Использованные источники располагаются в алфавитном порядке, причём сначала указывается литература на русском языке, после неё – на иностранном (если они есть).
  3. Каждая область описания отделяется от последующей специальным разделительным знаком. Пробелы до знака и после обязательны!
  4. Указание объема книги (в страницах) является обязательным.
  5. При описании статьи из периодического издания (журнала, газеты) место издания не указывается, а при описании статьи из сборника место издания указывается, а издательство опускается.
  6. При составлении библиографического описания допускаются сокращения слов и устойчивых словосочетаний.  
  7. Общая схема библиографического описания для различных типов носителей информации:
  1. документ на бумажном носителе:
  • Заголовок описания, например, фамилия автора или первого автора  (если их не более трех) с прописной буквы и инициалы или название книги, подготовленной авторским коллективом.
  • Основное заглавие:  подзаголовочные данные:  дополнительные сведения, относящиеся к заглавию / сведения об ответственности.
  • Сведения об издании. Напр.: 2-е изд., доп.
  • Место издания:  Издательство или издающая организация,  дата издания. –  В отечественных изданиях приняты сокращения:  Москва –  М.,  Санкт-Петербург –  СПб., Ленинград – Л. . Остальные города приводятся полностью.
  • Объем (в страницах текста издания).
  1. электронный документ:
  • Заголовок описания,  например,  фамилия автора или первого автора  (если их не более трех)  с прописной буквы и инициалы или название текстового документа, сайта, базы, полученное с экрана.
  • Основное заглавие документа,  тип ресурса  [Электронный ресурс] /  сведения об ответственности.
  • Сведения об издании  (в аналитическом описании статьи из периодического издания,  полученной с сайта издающей организации,  в качестве сведений об издании, как правило, помещают его название в том виде, в каком оно существует на бумажном носителе).
  • Место издания: издательство или издающая организация, дата издания.
  • Режим доступа:  в случае библиографического описания ресурса удаленного доступа -  свободный с указанием URL.  Это правило распространяется и на документы,  полученные из электронных баз данных.  Для документа локального доступа указывается тип носителя – CD/DVD-ROM; floppy-disk 3.5.


Предварительный просмотр:

Как выбрать тему для проектной или исследовательской работы?

Первым шагом в исследовательской или проектной работе является выбор и формулировка темы. Как определиться с выбором? Ведь нужно, чтобы тема была интересна не только вам, но и будущим слушателям!

  1. Для начала определитесь с исследуемой областью.

Подумайте, о чём вам хотелось бы узнать больше – об особенностях английского языка, о культуре англоязычных стран, об их политическом устройстве или системе образования. А может, вам любопытно разобраться в истории какого-то явления, например, проследить развитие моды или окунуться в историю достопримечательностей Лондона? Выбор практически неограничен.

  1. Конкретизируйте детали.

Качество важнее количества: формулируя тему, не старайтесь объять необъятное, охватить большой временной период или перечислить все-все-все английские замки. Лучше выбрать конкретную эпоху или местность (страну или даже один город) и провести подробное исследование, чем собрать много информации и пройтись по теме «по верхам». Уточняя детали, вы не только облегчаете себе дальнейшую работу, но и придаёте ей уникальность, «изюминку».

  1. Подумайте о проблемноститемы.

Исследовательская или проектная работа включает в себя не просто изложение фактов. Наша задача – провести самостоятельное исследование, поэтому о том, что станет его предметом, стоит задуматься сразу. В связи с этим выигрышно смотрятся работы, в которых содержится анализ (в том числе сравнительный) чего-либо.

  1. Заинтересуйте аудиторию.

Постарайтесь подобрать какой-то дополнительный визуальный материал: фотографии, музыку или видеофрагменты – это сделает вашу работу наглядной и запоминающейся. Расскажите анекдот по теме или поделитесь интересными фактами! Говоря о зданиях, упомяните не только дату постройки, архитектора и стиль, но и расскажите о том, кто там жил, бывал, чем знаменит конкретно этот музей или замок. А может, в нём обитают привидения? Устройте своим слушателям небольшую экскурсию!

Примерный список тем

Очень интересными получаются работы по языкознанию. Например:

  1. Употребление иностранных слов в русском языке. Всегда ли обосновано мы употребляем иностранные слова, забывая русские?
  2. Русские заимствования в английском языке. То, что в русском присутствуют заимствования из других языков, несомненно. Есть среди них элементы балтийской, финно-угорской культур, в последнее время становится всё больше «интернациональных» слов. Англичане, не стесняясь, признают, что лексика их языка почти на 70 % состоит из заимствований. А много ли среди них русских?
  3. Сравнение русских и английских сказок. Задумывались ли вы о том, что народные сказки как нельзя лучше отражают менталитет народа? Есть ли у русского «Колобка» английский родственник? Что символизируют персонажи-животные в сказках англоязычных  стран?
  4. Животные в английских пословицах и поговорках и их английские эквиваленты.
  5. Идиомы английского языка. Без знания идиом невозможно говорить о высоком уровне владения английским – ведь именно они делают речь живой, современной. Как не попасть в неловкую ситуацию? Летают ли свиньи (pigsmightfly)? Что происходит oncein a bluemoon? Почему нельзя «бросать полотенце» (tothrowin the towel)? Как все это переводится на русский?
  6. Происхождение названий дней недели в английском языке.
  7. Происхождение географических названий в разных регионах Великобритании.
  8. Мнимые друзья в моем учебнике английского языка.Какие слова называют «ложными друзьями переводчика»? Babushka – это «кто» или «что»? Куда ходит мама за покупками – в magazine или shop? Где можно встретить «драконовую муху»?)

Еще одна область исследования – страноведение:

  1. Замки Шотландии (Ирландии, Уэльса и т.п.)
  2. Удивительные праздники в англоязычных странах.
  3. Приметы и суеверия Великобритании и России.
  4. Хэллоуин и праздник Ивана Купалы: сходства и отличия.
  5. Необычные достопримечательности Лондона .Что-то, о чём не пишут в учебниках и забывают упомянуть в путеводителях или, наоборот, известные здания и объекты «под другим углом».
  6. История Англии в зеркале архитектуры.
  7. Лондон после Великого Пожара 1666 года.
  8. Женщины-монархи в истории Великобритании.

Кроме того, тема может быть персонализирована:

  1. Что в имени тебе моем… История появления английских и русских имен, отражение характера в имени и влияние имени на судьбу человека, популярные и редкие имена в Англии и России.
  2. День, когда я родился…Что ещё произошло в этот день в мире, в стране, в городе? Какие известные люди родились в тот же день?

Это лишь примерный список тем. О чём писать, зависит только от вашей фантазии!


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СРАВНЕНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И РОССИИ Доклад Петренко Фёдора

Слайд 2

Цель Есть ли различия в английской и российской системе организации дорожного движения? Раскрытие особенностей организации дорожного движения в Англии и России путем их сравнения. Гипотеза

Слайд 3

История возникновения правил дорожного движения Первые правила дорожного движения появились более 2000 лет назад, ещё при Юлии Цезаре. В средневековой Европе был принят правосторонний разъезд рыцарей. В России дорожное движение регулировалось царскими указами. В конце XVIII века появились первые «самодвижущиеся повозки».

Слайд 4

1909 год - Международная конференция в Париже. Введены первые дорожные знаки, установлены обязанности водителей и пешеходов. Конференция ЮНЕСКО - 1968 год, Вена, «Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах», была подписана 68 странами мира.

Слайд 5

Организация дорожного движения на современном этапе ПДД - свод норм, требований и правил, имеющих отношение к организации дорожного движения. Они обязательны для исполнения каждым участником движения. Для обеспечения порядка на дорогах и контроля исполнения требований ПДД в каждом государстве имеются специальные службы. В России это Государственная Инспекция Безопасности Дорожного Движения.

Слайд 6

Общие черты в правилах ПДД Великобритании и России: Транспортные средства (ТС), которые движутся по главным дорогам, имеют преимущество по отношению к ТС, находящимся на второстепенных дорогах. Водители ТС обязаны уступать дорогу пешеходам, находящимся на пешеходных переходах . Водители и пассажиры ТС обязательно должны пользоваться ремнями безопасности. Разрешается разговаривать по мобильному телефону во время управления автомобилем только с использованием системы «свободные руки».

Слайд 7

Отличия в правилах ПДД : № Великобритания Россия Левостороннее движение Правостороннее движение Правосторонний обгон Левосторонний обгон При движении по кругу следует отдавать предпочтение автомобилям, находящимся справа При участии в движении по кругу следует отдавать предпочтение автомобилям, находящимся слева Нельзя поворачивать на красный свет налево Разрешается поворачивать направо даже на красный свет светофора при условии предоставления преимущества другим ТС Отсутствует так называемая ГИБДД Контролирующий орган дорожного движения–ГИБДД.

Слайд 8

№ Великобритания Россия При наличии двойной сплошной полосы вдоль дороги запрещено парковаться. Если полоса желтая одиночная, то нужно уточнение. Парковка автомобиля разрешена с правой стороны дороги или на обочине в любом месте, где нет запрещающих или ограничивающих знаков. Вдоль трасс установлены телефонные аппараты, по которым можно вызвать помощь или полицию в случае необходимости. нет Для предотвращения пробок существует множество дорожных развязок, как регулируемых, так и нерегулируемых. Развязок мало Ближний свет используется между заходом и восходом солнца в ночное время на всех дорогах без освещения улиц и дорог. Ближний свет фар должен быть включен всегда на движущемся автомобиле (днем и ночью, в населенных пунктах и на трассе).

Слайд 9

№ Великобритания Россия Дорожных знаков немного Много дорожных знаков Расстояние меряется футами и милями Расстояние меряется километрами Маркировка топлива Маркировка топлива Различаются 10 дорожных знаков 2 знака не используются 9 не используются в Британии: в России

Слайд 10

Общие черты в подготовке водителей Запрещена самостоятельная подготовка навыкам вождения транспортных средств. Сначала необходимо пройти тестирование знаний правил дорожного движения. Запрещено обучение навыкам вождения на скоростных автотрассах и автомагистралях.

Слайд 11

Различия в подготовке водителей № Великобритания Россия Попросят прочитать номер машины с 20 метров Необходима медицинская справка Временные права (provisional driving license) до сдачи экзамена Нет Длительность обучения индивидуальна Длительность обучения 2-3 месяца Экзамен по знаниям ПДД: вопросы с несколькими вариантами ответа и видео-теста (Hazard Perception Test) Экзамен по знаниям ПДД: за 20 минут ответить на 20 вопросов Практика длится 40 минут: вождения по указаниям экзаменатора; 10 минут независимого вождения; маневр. Практика состоит из: вождения по указаниям экзаменатора в условиях города; выполнение маневров на автодроме.

Слайд 12

№ Великобритания Россия Бессрочное водительское удостоверение до 70 лет , а потом пересдавать каждые три года. Водительское удостоверение выдаётся сроком на 10 лет. Замена без пересдачи. С 16 лет –мопеды ; с 18 лет – легковые автомобили, мотоциклы С 16 лет –мотоциклы ; с 18 лет – легковые автомобили. Наличие дополнительных курсов по вождению. Окончание уменьшает страховку на треть. Дополнительные курсы по желанию. Штрафы и наказание по системе штрафных очков. Если за первые два года вождения нарушить на 6 очков, права нужно получать заново. Только штрафы и лишение прав на определённый срок после чего нужно будет сдать экзамен в ГИБДД заново.

Слайд 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Организация дорожного движения базируется на одних принципах, свои специфические особенности имеются в каждой стране. ПДД обязательны для исполнения каждым участником движения. Дорожное движение регулируется также специальными техническими средствами или регулировщиком. Важным аспектом является подготовка водителей транспортных средств. Основные особенности для дорог Великобритании: левостороннее движение, правосторонний обгон, информативная дорожная разметка. Туристам при выполнении дорожных маневров нужно учитывать тонкости дорожных законов и соблюдать отличия ПДД Великобритании.

Слайд 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!