Методическая копилка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka.docx | 2.06 МБ |
kartoteka_2.docx | 2.73 МБ |
master_-_klass.docx | 922.01 КБ |
statya.docx | 21.81 КБ |
konspekt.docx | 16.13 КБ |
keys_-_tehnologii.docx | 2.38 МБ |
keys_-_tehnologii.docx | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Правила группы? Для чего они?
Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти правила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситуаций в группе.
При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:
- коммуникативные – регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;
- организационные – нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;
- коммуникативно-организационные – «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.
Эти правила изображают графически (картинкой, рисунком) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги», «Поиграл - убери» и т. п.
Существуют определенные требования к правилу:
- Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).
- При формулировании правил следует избегать частицы «не».
- Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.
- Не должно быть много правил одновременно (не больше 3-5).
- Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.
Правила не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребенка: в движении, познании, упражнении. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи можно только в высоких сапогах.
Правила должны быть согласованы взрослыми между собой. Тон, в котором сообщаются требование или запрет, должен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повелительным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с детским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопротивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.
Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и душевным состоянием ребенка.
Технология ведения и соблюдения правил:
- правила вводятся постепенно, поэтапно;
- предпочтительно их введение в начале учебного года;
- правила вводятся в специально отведенное для этого время;
- правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;
- правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);
- правила периодически повторяются;
- для иллюстраций правил используются плакаты с изображением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;
- если правила выполняются, плакаты убираются.
Зачем нужны правила?
Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожиданным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.
Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрослые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:
- помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;
- помогают воспитателю экономить время, предвидеть и предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведение детей, обеспечивают безопасность ребенка;
- регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.
Что делать, если правила нарушаются?
- Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.
- Похвалить тех, кто выполнил правило.
- Оценивать поведение, а не личность.
- Стараться не наказывать, дать детям возможность оценить последствия своего поведения.
- Проверять, не препятствует ли окружающая среда выполнению правил.
Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педагогом: может быть, поведение воспитателя было непоследовательным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало возможностей для смены разных видов деятельности?
Советы педагогам:
1. Формулируйте требования конкретно.
Например:
- В помещении группы передвигайся шагом.
- Поиграл - убери на место.
- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.
2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:
- Не бегай! (Ходи медленно.)
- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)
- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)
Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»
3. Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.
Например:
- Нельзя кричать в группе, но можно:
а) говорить спокойно;
б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.
- Нельзя бегать, но можно:
а) ходить в помещении группы медленно;
б) бегать на открытой площадке;
в) бегать на занятиях по физкультуре;
г) бегать в специально отведенном месте.
4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.
Например:
- В помещении группы ходи медленно!
- Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора).
- Кукла бегает и падает (травма).
5. Создавайте проблемные ситуации.
Например, воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его название. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.
Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназванное правило. В силу возрастных особенностей детям для следования правилу недостаточно только его произнесения. Они нуждаются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоминающих о необходимости соблюдать правило.
Например: если в группе мало игрушек и из-за этого могут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:
- Сережа - 10 минут.
- Дима - 10 минут и т. д.
А время интересно отслеживать по песочным или механическим часам!
Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо постоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.
Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредственно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спокойно».
Сначала правило будет нарушаться очень часто, но постепенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.
Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.
Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цветных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет -нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).
Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою прищепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Можно поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».
Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом каталоге могут быть перечислены ситуации, например, когда чего-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены правила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.
Одно и то же правило может действовать в группе на протяжении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от меры волевых усилий, необходимых для его выполнения.
Счастливость человека зависит от психологического климата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмоционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрослого с ребенком.
Предварительный просмотр:
План-конспект для средней группы с использованием кейс-технологии
Тема: «Анютины глазки»
Цель: формирование позитивных установок к различным видам творчества.
Задачи:
- создать условия для формирования позитивных установок к различным видам творчества (рисование слегка надутыми воздушными шарами);
- актуализировать знания детей о способах рисования красками;
- создавать условия для формирования устойчивого интереса к изобразительной деятельности.
Наполнение Центра искусства:
- демонстрационный материал: иллюстрации с изображением цветка «Анютины глазки», бабочка;
- раздаточный материал: альбомный лист, акварельные краски, кисточка, стакан с водой, слегка надутые воздушные шары (на каждого ребенка).
1. Мотивационный блок.
- Ребята, сегодня утром, когда я шла к вам, встретила воспитателя младшей группы. Она мне рассказала, что ее малыши не знают как выглядят цветы «Анютины глазки». Вот было бы здорово, если бы мы им показали. Только как же нам это сделать? У вас есть идеи?
2. Актуализация.
Вопросы:
- А чем можно нарисовать?
- Из каких частей состоит цветок?
- Какой формы у него лепестки? А какого они цвета?
- Какого цвета листочки? Какой они формы?
- А как можно нарисовать анютины глазки?
- А вы когда-нибудь рисовали воздушными шарами?
- А хотите научиться?
- Тогда давайте пройдем к столам.
3. Открытие нового знания.
- Для начала краску нужного цвета разводим водой и обмакиваем в нее кончик воздушного шарика. Кончиком шарика делаем два рядом отпечатка на листе бумаги, третий отпечаток делаем внизу, посредине. Можно сделать два отпечатка одного цвета и третий отпечаток другого цвета. Для этого нужно взять чистый шарик, набрать шариком краску другого цвета и сделать отпечатки вверху, посередине, между двумя кружками. Пока краска сохнет, тонкой кистью рисуем вокруг траву. И также тонкой кистью рисуем серединку у цветов на светлых отпечатках.
- Цвета краски для отпечатков можно брать любые, главное чтоб они сочетались. Ведь в природе существует много разных сортов Анютиных глазок.
- Прежде чем приступить к работе, нужно размяться, наверное, как вы думаете. Предлагаю пройти на коврик и немного поиграть.
4. Двигательная деятельность.
Физминутка «Цветок» (дети выполняют действия согласно тексту).
Я прошу тебя, цветок:
Подними-ка свой листок,
Выйди на дорожку
Да притопни ножкой.
Да головкой покачай
Утром солнышко встречай.
Стебель наклони слегка –
Вот зарядка для цветка.
А теперь росой умойся,
Отряхнись и успокойся.
Наконец готовы все
День встречать во всей красе!
5. Внедрение нового знания.
Дети выполняют рисование цветка новым способом - слегка надутыми воздушными шарами. В процессе работы воспитатель по мере необходимости оказывает помощь детям.
6. Использование кейс-технологии (кейс-прогнозирование).
- Ребята, посмотрите, у нас получилась целая цветочная поляна.
- А как вы думаете, что было бы, если бы все цветы на планете исчезли?
- Как можно этого избежать?
7. Рефлексия.
- Что мы сегодня с вами делали?
- А для чего мы это делали?
- С кем мы можем этим поделиться?
8. Словесное поощрение (индивидуальное).