Индивидуальный план самообразования
Самообразование-это составной процесс самосовершенствования , который побуждается расхождением реального человека и его идеального образа.Момент, когда человек осознаёт возможность и необходимость стать лучше,является основным побудителем работы над собой- процесса, длиною в жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individualnyy_plan_samoobrazovaniya.docx | 24.72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Ромодановская СОШ Алексеевского муниципального района РТ
Индивидуальный план самообразования учителя
Золотовой Н.А.
2017-2020 гг
Сведения об учителе:
- Дата рождения : 23.01.1965 г
- Окончила Набережночелнинский педагогический институт в 1991 году.
- Специальность «Педагогика и методика начального обучения»
- Обучалась на курсах:
- 1994 г.- «Экологическое образования младших школьников»;
- 1995 г.- «Дифференцированный подход в обучении, воспитании младших школьников»
- 2001 г.-«Теория и практика управления современной школой»;
- 2006 г.- «Вариативность и стандартизация в начальном образовании»;
- 2009 г.-«Воспитательная деятельность педагога: современные методики и технологии»
- 2009г- « Обновление предметного содержания вариативных УМК в начальной школе на этапе внедрения ФГОС НОО»
- 2014г- « Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования в начальных классах в условиях реализации ФГОС НОО»
- 2017г-« Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО»
Методическая тема школы « Совершенствование системы работы по развитию читательской грамотности , как средство повышения качества образования»
Методическая тема учителя «Скорочтение и развитие памяти: методы и упражнения»
Цель: изучить методики развития чтения.
Перечень вопросов для изучения.
-Причины низкой скорости чтения.
-Методики развития техники чтения.
-Упражнения для развития скорости чтения.
Предполагаемый результат: обучение скорочтению обучающихся.
Форма отчёта по проделанной работе: выступления на заседаниях ШМО и педсовете, участие в конкурсах.
Изучить ведущих педагогов РТ.
Сотрудничать с педагогами начальных классов школы.
Тема сомообразования. «Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО»
Практические выходы.
Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе. ( ШМО, март 2018 год).
Мастер-класс по теме « Формирование адекватной самооценки младших школьников» ( ШМО,16.10.2018)
«Приёмы формирования читательской грамотности в начальной школе».
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. «Читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Опираясь на чтение, как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
У развитого читателя должны быть сформированы
– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, сделать простые выводы;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Представление о читательской грамотности как об одном из планируемых результатов начального образования ставит задачу выбора способа формирования читательских умений в образовательной практике.
Во –первых , перед учителем начальных классов стоит задача сформировать у первоклассников навык чтения.
Навык чтения – явление сложное, комплексное. Это, прежде всего, умение понимать содержание читаемого текста, его смысл; это правильность чтения – умение прочитывать слова так, чтобы не допускать в них пропусков, изменений, перестановок, замен, искажений букв и стоящих за ними звуков, слогов, слов. Это выразительность – умение интонировать знаки препинания, интонирование. Это способ чтения: он может быть побуквенным и отрывистым, слоговым (способ непродуктивный и нежелательный) и плавное, слоговое с прочтением сразу целых слов и, наконец, чтение целыми словами и группами слов (как желательные и продуктивные способы чтения). Это темп – определенная, посильная и необременительная для определенного возраста скорость чтения. Таким образом, сформированный навык чтения включает в себя:
1. Техническую сторону – это способ чтения, правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов.
2. Смысловую сторону – это выразительность и понимание прочитанного .
Используем различные приёмы для формирования навыка осознанного беглого чтения: чтение по слоговой таблице, чистоговорки, скороговорки, чтение через слово, чтение пунктирно написанных слов .Для формирования читательской грамотности в 1 классе использовала приём «Логическая цепочка». Дети работали с текстом Л.Н.Толстого « Лгун».
После прочтения текста учащимся было предложено построить события в логической последовательности с помощью картинок и подобрать пословицу к тексту..
Данная стратегия помогает при пересказе текстов. Этот приём можно использовать при подготовке к пересказу большого по объёму произведения.
Приём «Тонкие и толстые вопросы» был использован во 2 классе при работе над рассказом Л.Н.Толстого «Девочка и грибы». Дети учились различать те вопросы, на
которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные (толстые) вопросы.
Примеры ключевых слов толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы | Тонкие вопросы |
Дайте несколько объяснений, почему...? Почему Вы считаете (думаете) …? В чем различие…? Предположите, что будет, если…? Что, если…? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Будет…? Мог ли …? Верно ли …? Было ли …? Как звали …? Согласны ли Вы…? |
Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Приём – «Чтение с остановками» был использован учителем в 3 классе. Данный прием содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы:
1 стадия - вызов. Конструирование предполагаемого текста по опорным словам, обсуждение заглавия рассказа и прогноз его содержания и проблематики. На данной стадии на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Чтение текста небольшими отрывками с обсуждением содержания каждого и прогнозом развития сюжета. Вопросы, задаваемые учителем, должны охватывать все уровни таблицы вопросов Блума. Обязателен вопрос: «Что будет дальше и почему?» Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, беседа, совместный поиск, выбор пословиц, творческие работы. Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению. В 3 классе ребята работали с произведением Л.Н.Толстого « Пожарные собаки»
Приём «Работа с вопросником» был применён в 4 классе при работе с произведением Л.Н.Толстого « Лев и собачка»
Детям было предложено ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы давались не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска провелась фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего..
ВОПРОСНИК Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
- Назовите главных героев произведения.
- Где происходят события?
- Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
- Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
- Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
- Что однажды произошло?
- Что случилось с собачкой через год?
- Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
- Чем заканчивается быль?
- Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
- Каково ваше впечатление от рассказа?
При использовании на уроках литературного чтения указанных приёмов работы у обучающихся формируются навыки мышления, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».