Для педагогов

Новгородцева Любовь Александровна
Для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественное конструирование как средство развития творческих способностей детей»

  В условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие творческих способностей детей. В мире нужны специалисты умеющие нестандартно мыслить, находить выход из любой ситуации, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности, самостоятельно принимать решения.      Поэтому основы этого нужно уже закладывать в дошкольном возрасте.

По моему мнению  эффективным средством  развития творческих способностей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.

  В художественном конструировании, дети ,создавая образы не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой , формой,, что приводит по выражению А.В. Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов».

Наблюдая за детьми на занятия, анализируя детские работы я заметила, что у детей недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения и самостоятельности воплощения. Поэтому я задумалась. Как же развить творческие способности детей в конструировании, как сделать так, чтоб каждый ребенок стал творцом? Анализ педагогической литературы показал, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей.

  В своей работе я использую  следующие  формы организации обучения художественному конструированию, которые по моему мнению наиболее ярко развивают у дошкольников творческие способности (по Л.А. Парамоновой)

  конструирование по образцу (обеспечивает переход к самостоятельно поисковой деятельности творческого характера)

 конструирование по теме ( дети сами создают замыслы своих построек и поделок,самостоятельно выбирают материалы и способы воплощения)

 конструирование по замыслу (умение строить замысел, искать решения, не боясь  ошибок)

  конструирование по условиям (задачи конструирования выражаются через условия и носят проблемный характер)

 Также не менее важным условием в развитии творческих способностей детей является участие родителей ( законных представителей), которые должны быть первыми помощниками своих детей.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад 9

Консультация

Игра: ее место и роль в жизни развития детей

Игра издавна славится своими воспитательными особенностями. Г.В. Плеханов считал, что игра возникает в ответ на потребность общества в подготовке подрастающего поколения к жизни в этом обществе и как деятельность, отделившаяся от продуктивной трудовой деятельности и представляющая собой воспроизведение отношений между людьми

В аспекте социально-педагогической деятельности игра рассматривается Л.В. Луцевич как вид социально-педагогической деятельности, в условных ситуациях раскрывающий умения использования игры как косвенного метода воздействия, побуждения учащихся к саморазвитию и самовоспитанию, и направленного на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, и проигрывании социально-ролевых ситуаций.

Социокультурное назначение игры – обеспечить усвоение детьми всех богатств культуры, позволяющих им функционировать в качестве полноправных членов детского коллектива. Помимо воспитательного аспекта, игре присущ и дидактический. В процессе игры человек обучается, приобретая навыки будущей профессии, знакомится с предметами, фактами, явлениями окружающей жизни. Игра создает поле деятельности, в котором человек моделирует те или иные жизненные ситуации и вырабатывает свое отношение к ним.

Игра – это своего рода эталон поведения, способ усвоения личностью социальных ролей, основа формирования этического человека. Игра вид деятельности, который является и отдыхом, и компенсацией недостаточных нагрузок: физических, умственных, эмоциональных. Играющий человек силой своего воображения создает около себя условную действительность и в ней – наиболее благоприятные возможности для реализации своих стремлений, проявления способностей .Тем самым, игра – начало самостоятельной творческой жизни человека, средство самовыражения, проба сил. В игре развиваются терпимость, толерантность,взаимопонимание, независимость, активность, решительность, инициативность, воля, выносливость, точность, координация и т.д. Это реальность, выстроенная на действующих законах, принятых обществом нормах и ценности.

Игра детская – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности

В период дошкольного детства ребёнок включается в разные виды деятельности. Но игра – особый вид деятельности по тем возможностям, которые она открывает для ребенка. Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова и других.

Игра – важнейшая сфера самовыражения ребенка, развития его “самости”. Игра в полной мере выполняет свои развивающие функции, когда является самостоятельной детской деятельностью.

Игра дат ребенку возможность эмоционально насыщенного вхождения в жизнь взрослых на основе воспроизведения их социальных отношений. Игра создает благоприятные возможности для развития у ребенка самоутверждения и самооценки.

В игре ребенок начинает осознавать себя как члена определенного коллектива, впервые появляется чувство единения, формируется понятие “мы”. Дети начинают оценивать друг друга, появляется общественное мнение. Соответственно, благодаря игре детская группа развивается как коллектив.

В игре активно формируется способность внимательно относиться к точке зрения другого, смотреть на мир с его позиции. Тем самым стимулируется преодоление детского эгоцентризма, переход на новую ступень интеллектуального развития.

В процессе организации образовательной деятельности детей воспитатель широко использует игровые технологии обучения детей (например, логико-математические, дидактические игры). Игра выступает как оболочка – некое обрамление образовательной деятельности (например, игра-путешествие ) . В образовательной деятельности применяются различные игровые приемы: действия с игрушками, игровая имитация движений, действий, речи, игровые роли. Эти приемы поддерживают внимание детей, развивают психические процессы, способствуют повышению познавательной активности, стимулируют проявления творчества.

Также личностные качества ребёнка формируются в активной игровой деятельности.. Уже на ранних и в младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на втором и третьем году жизни дети начинают играть, не задумываясь, и выбор игры определяется попавшей на глаза игрушкой, подражанием товарищам, то позднее детей приучают ставить цели в строительных играх, а затем и в играх с игрушками. На четвертом году жизни ребёнок способен идти от мысли к действию, т.е. способен определить, во что он хочет играть, кем он будет. Но и в этом возрасте у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается. Однако уже в этом возрасте детей можно научить не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. На первых порах перспектива игры короткая - устроить ёлку для кукол, повезти их на дачу. Важно, чтобы воображение каждого ребёнка было направленно на осуществление этой цели. Под руководства воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать общий ход игры.

Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируются различные впечатления жизни. На четвёртом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда включают эпизоды из сказок, большей частью тех, которые им показывали в кукольном театре. Для детей этого возраста важны новые, яркие зрительные впечатления, которые включаются в старые игры. Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребёнку понимание связи между разными явлениями жизни.

Для развития и воспитания детей в дошкольном возрасте для игровой деятельности детей важны также профессионально важные качества педагога, которые прменяются мной как молодым специалистом в педагогической деятельности с детьми среднего дошкольного возраста.

- умение наблюдать игру, анализировать её, оценивать уровень развития игровой деятельности; планировать приемы направленные на её развитие;

- обогащать впечатления детей с целью развития их игр;

- обращать внимание детей на такие впечатления их жизни, которые могут послужить сюжетом хорошей игры;

уметь организовывать начало игры;

- широко использовать косвенные методы руководства игрой, активизирующие психические процессы ребенка, его опыт, проблемные игровые ситуации (вопросы, советы, напоминания)

- создавать благоприятные условия для перехода игры на более высокий уровень;

- уметь самому включаться в игру на главных или второстепенных ролях, устанавливать игровые отношения с детьми;

- уметь обучать игре прямыми способами (показ, объяснения) ;

- регулировать взаимоотношения, разрешать конфликты, возникающие в процессе игры, давать яркие игровые роли детям с низким социометрическим статусом, включать в игровую деятельность застенчивых, неуверенных, малоактивных детей;

- предлагать с целью развития игры новые роли, игровые ситуации, игровые действия;

- учить детей обсуждать игру и оценить её.

Дошкольное детство – сензитивный период игры. Если в это время ребенок наигрался от души, то в дальнейшем он легко адаптируется к любым ситуациям, принимая на себя разные роли.