ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РАЗВИВАЮЩЕЙ РЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ГРУППЫ №3 «НЕПОСЕДЫ»
ГБОУ Школы № 2051 ДО №5
Семинар - практикум
Тема: «Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды в детском саду»
Подготовили воспитатели:
ГБОУ № 2051 ДО №5:
Братчикова Л.Е.
Ежова А.А.
2018 г. Москва
Особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды (РППС)
Цель: создать необходимые условия для включения ребенка в игровую деятельность, поддерживать его инициативу и самостоятельность, стремление к контакту со сверстниками, привлекая внимание к совместным действиям, учить ребенка брать на себя те или иные роли и через них управлять игрой, развивать ее, вступать с ребенком в диалог, обучая его все новым игровым действиям.
Задачи:
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.);
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- реализация самостоятельной творческой деятельности детей;
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Развитие ребенка осуществляется только в игре. Данный стандарт нацелин на личностно-ориентированный подход к каждому ребенку для сохранения самоценности дошкольного детства. Документ делает акцент на отсутствие жесткой регламентации детской деятельности и выдвигает требования ориентации на индивидуальные особенности детей при реализации образовательной программы в дошкольных организациях. Таким образом, при создании развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо обеспечить реализацию:
• образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, а именно содержательно насыщенными, трансформируемыми, полифункциональным, вариативными, доступными и безопасными средами;
• охраны и укрепления их здоровья, с учетом индивидуальных особенностей детей и коррекции их развития;
• двигательной активности детей, возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности для уединения;
• различных образовательных программ с учетом применения инклюзивного образования, а также национально-культурных, климатических и других условий.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, помещениями, участком, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков их.
Развивающая предметно-пространственная среда группового помещения является частью целостной образовательной среды дошкольной организации. В рамках современных тенденций развития дошкольного образования возможны разные варианты создания развивающей предметно-пространственной среды и при этом учитываются возрастная и гендерная специфики.
В нашем ДО развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую функции, что полностью соответствует требованиям ФГОС ДО.
При организации РППС образовательного процесса мы соблюдаем принцип стабильности и динамичности окружающих ребенка предметов в сбалансированном сочетании традиционных (привычных) и инновационных (неординарных) элементов, что позволяет делать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций. Мы понимаем, что пособия, игры и игрушки, предлагаемые детям должны нести информацию о современном мире и стимулировать поисково-исследовательскую детскую деятельность. Для обеспечения ребенку свободного выбора предметов и оборудования РППС, возможности действовать индивидуально или со сверстниками, при формировании РППС необходимо уделять внимание ее информативности, предусматривающей разнообразие тематики материалов и оборудования.
В РППС у нас включены также предметы для совместной деятельности ребенка со взрослым (педагогом). Предметное содержание РППС выполняет информативные функции об окружающем мире и передачи социального опыта детям.
Для мобильности пространства РППС мы предполагаем (условно) разделение на зоны при помощи различных элементов. Могут быть использованы передвижные ширмы (покрывало) или стенки, различное игровое оборудование зонирования и пр. В то же время мы учитываем возможность изменения структуры зонирования РППС для возникающих образовательных задач: организация детской импровизированной самостоятельной игры, проведение различных тематических занятий и пр. Иными словами, оперативное изменение пространства является одним из необходимых критериев для полноценного функционирования РППС.
Для достижения максимальной реакции ребенка на предметное содержание РППС необходима обязательная смена игрушек, оборудования и прочих материалов. Если игры, игровые материалы находятся в группе длительное время, интерес ребенка к ним постепенно угасает. При ограниченных возможностях замены элементов РППС можно менять местоположение. Если постоянно и целенаправленно осуществлять смену материалов, со временем дети более внимательно начинают относиться к пространству и осуществлять поиск нового, более интересного.
Список используемой литературы:
1. Образовательная программа дошкольного образования «Мозаика», авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. 2-е изд. – М.: «Русское слово - учебник», 2017. – 528 с. ФГОС ДО. Программно-методический комплекс «Мозаичный ПАРК».
2. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. 2-е изд. Стандарт третьего поколения. Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб.: Питер,2015. – 464 .: ил. – (Серия «Учебник для вузов»).
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г.
Регистрационный N 30384