Опыт работы
«Развитие творческого и исследовательского потенциала воспитателей средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 182.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы
Образовательные области:
«Познавательное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие»
Тема опыта:
«Развитие творческого и исследовательского потенциала ребенка средствами использования технологии конструирования из бумаги методом оригами.»
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок»
Сухомлинский В. А.
Воспитатель МБДОУ- детский сад
комбинированного вида № 4 п.г.т.Погар
Тернопольская Ольга Ивановна
Актуальность опыта работы обусловлена качественными изменениями потребности общества в подготовке творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы. Целевыми ориентирами ФГОС ДО определено такое качество ребенка, как обладающий развитым воображением; с развитой мелкой моторикой; способный к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности; овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Одним из средств активизации творческого потенциала личности в дошкольном возрасте является оригами - японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел. Игровая технология, бумажный конструктор, способствует формированию устойчивого интереса к творческой и исследовательской деятельности, обеспечивает преемственность между учебой и игрой. В этом искусстве есть все, что тянуло бы ребенка подняться на самый верх Лестницы Творчества и делало этот подъем захватывающе интересным. Как и в любой игре, главное удовольствие здесь — процесс, а не конечный результат. ТРИЗ утверждает, что Идеальный Конструктор должен состоять из одной детали, с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм. Оказывается, такой конструктор существует. Это – оригами, где из одной детали (листа) складываются тысячи разнообразнейших фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия детей способны сотворить целый мир. Мир особый, радостный, веселый, добрый и ни на что иное не похожий. Искусство оригами открыто всему миру. Дети испытывают чувства эмоционального комфорта, ощущение радости детства, ни с чем несравнимое чувство удовлетворения от выполненной своими руками поделки.
Цель исследования: Овладение методикой использования оригами как средства пластического моделирования направленного на развитие художественного творчества дошкольников.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у дошкольников.
Предмет исследования: формы организации обучения оригами как средство развития творческих и исследовательских способностей дошкольников.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития творческих способностей дошкольников.
Выявить влияние оригами на развитие творческих и исследовательских способностей дошкольников.
Найти новые, интересные формы организации работы по развитию творческих и исследовательских способностей дошкольников посредством техники оригами.
Гипотеза: Если ребёнок будет заниматься оригами, то у него будут развиты: собственный творческий потенциал; творческое воображение; наглядно-образное мышление; память; внимание; точность движения пальцев рук; усидчивость; целеустремленность, возрастёт интеллект в целом.
Новизна представленного опыта работы
В ряде исследований зарубежных и отечественных педагогов и психологов говорится, что главная проблема, с которой сталкивается человек в течение всей своей жизни — это как реализовать себя, как использовать скрытые задатки и способности. Способности и задатки есть у каждого, но реализуются не у всех. Поэтому необходимо уделять огромное внимание выявлению и созданию условий в группе для развития способностей каждого ребенка с учетом его интересов и наклонностей. Ведь творца от человека нетворческого отделяет пропасть. Искусство оригами помогает ребенку реализовать себя, использовать свои задатки и способности. Нельзя не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка: доступность бумаги как материала, простота ее обработки; абсолютная безопасность занятий оригами, даже для самых маленьких детей; оригами не требует больших материальных затрат; оригами - коллективное творчество.
Общие правила при обучении технике оригами:
Заготовки для поделок готовит взрослый. Заготовка должна иметь точно квадратную форму. Бумага должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибаться. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
Обучение складыванию должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми. За одно занятие дети обычно осваивают одну фигурку.
Чем младше дети, тем малочисленней должна быть группа занимающихся одновременно детей (для средней группы 4-6 человек; для старшей группы 6-8 человек; для подготовительной к школе группы 8-10 человек).
Обучение искусству оригами необходимо начинать со “школы оригами” – с базовых форм (для детей 4,5 – 5 лет– «треугольник», 5 – 6 лет добавляются «двойной треугольник», «конверт»,«воздушный змей», 6 – 7 лет- «рыба»,«двойной квадрат»).
Я пришла к выводу, что этапы складывания более понятны дошкольникам, если их давать в игровой форме, поэтому в своей педагогической деятельности я использую сказочную форму подачи игр по типу оригами для детей дошкольного возраста- «оригамские сказки». Это сказочная форма описания процесса складывания, бумажная сказка, рассказанная в процессе складывания. Многие из этих сказок я разработала сама. (Приложение).
Варианты оригами-сказок:
- Сказки, процесс складывания в которых особым способом "зашифровывается" в тексте. Геометрические термины заменяются на знакомые понятия или действия. Если заменить процесс складывания рассказом, игрой, то фигурка получается"сама по себе", незаметно для ребенка.
- Сказки, в которых используются фигурки, процесс складывания которых может быть разбит на несколько этапов. Это своего рода "игрушки-трансформеры".
- Сказки-подсказки, оригамские игры и упражнения в сказочной форме. Они развивают интерес, мотивируют детей, облегчают изготовление и запоминание при выполнениии игрушек, ведь механические задания (провести линию сгиба, сложить пополам, сложить уголок к центру) заменяются осмысленными, с точки зрения сюжетно-игрового замысла, действием.
Союз сказки и оригами позволяют детям дошкольного возраста обучаться легко и с удовольствием.
Использование оригами в детском саду: в интерьере; на праздниках, утренниках; в играх (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, режиссерских); в театральной деятельности; в русском фольклоре; в ознакомлении с окружающим; поделки-поздравления к праздникам; новогодние игрушки; на выставках.
Вывод: Использование оригами в образовательном процессе повышает результативность обучения, у детей приобретается опыт творчества, который даёт основную для более успешного приспособления к постоянно меняющимся задачам и условиям, какие ставит перед детьми жизнь.
Практическая значимость
Теоретическая значимость : выявлены основы развития творческих способностей и разработаны формы работы в технике оригами, наиболее эффективные для развития творческих способностей дошкольников («Оригамские сказки»).
Практическая значимость : предложенные рекомендации по организации работы посредством техники оригами («Оригамские сказки») могут быть использованы в практике других педагогов и родителей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Акчурина- Муфтиева Н.М. Развитие детского творческого конструирования из бумаги/ Акчурина- Муфтиева Н.М. – Симферополь.: Крымское учебно–педагогическое государственное издательство, 2003. – 188 с.
- Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание/ Бакушинский А.В. – М.: Новая Москва, 2005. – 240 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Выготский Л.С. – М.: Просвещение, 2004. –206 с.
- Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает/ Дьяченко О.М., Веракса Н.Е.–М.: Знание, 2002. – 123 с.
- Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ/Ефремов В.И. -Пенза: Уникон – ТРИЗ, 2001. – 264 с.
- Кишмахова Р.З. Уроки труда по оригами //Педагогическое творчество. – 2005. – № 2.– С.6-10.
- Комарова Т.С. Коллективное творчество детей. Учебное пособие/Комарова Т.С., Савенков А.И. – М.: Российское педагогическое агентство, 2005. – 192 с.
- Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности //Вопросы психологии. – 2005.– №5. – С.45-51.
- Пароманова Л.А. Детское творческое конструирование/Пароманова Л.А. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2004. – 240с.
- Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей/Фридман Л.М. – М.: ТЦ «Сфера», 2005. – 268с.
- Хуторский А.В. Развитие творческих способностей/Хуторский А.В. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 248с.