Опыт работы

Тернопольская Ольга Ивановна

«Детский тимбилдинг как современная технология воспитания и развития детей»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ternopolskoy_o.i._detskiy_timbilding.docx134.67 КБ

Предварительный просмотр:

Picture background

Опыт работы:

«Детский тимбилдинг как современная технология воспитания и развития детей»

Воспитатель

МБДОУ- детский сад

комбинированного вида №4

п.г.т. Погар

Тернопольская Ольга Ивановна

Погар, 2025 г.

Опыт работы на тему:

«Детский тимбилдинг как современная технология воспитания и развития детей»

В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека   изо дня в день, и для многих областей производственной и частной жизни они становятся неотъемлемой их частью. Однако коллектив детей и команда единомышленников — совсем не одно и то же.

Детский коллектив дошкольников – это детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого его члена. Что дает детский коллектив ребенку? В условиях совместной жизнедеятельности у воспитанников формируются коллективистические, гуманистические установки, уважение к другим людям, способность активно откликаться на нужды других людей, жить общественными интересами, готовность к взаимопомощи. Воспитательный и развивающий потенциалы детского коллектива огромны. Мы живем в современном мире, и умение работать в команде необходимо формировать с самого раннего возраста.

От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит и его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в ФГОС ДО в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в связи с чем становится актуальным поиск новых форм и методов работы с детьми дошкольного возраста. Здесь на помощь педагогу может прийти тимбилдинг – технология командообразования, благодаря которой дети сближаются и эффективно выстраивают общение между собой в коллективе. 

Что же такое тимбилдинг и почему он так интересен? В детском возрасте общению и дружбе придается гораздо больше значения, чем у взрослых. Все дети любят играть, а тимбилдинг – это веселые, быстрые, интересные, увлекательные, а иногда спокойные командные игры. Командообразование для детей построено именно таким образом, чтобы могли участвовать дети практически любого возраста. Все командные игры для детей учат их общаться друг с другом и со взрослыми. Учат поддерживать друг друга, переживать, раскрепощать, учат действовать в команде и побеждать.

           Тимбилдинг (англ. Team building) — построение команды или командообразование – мероприятия игрового, развлекательного и творческого характера, направленные на улучшение взаимодействия между участниками, повышение сплоченности коллектива на основе осознания общих ценностей и представлений.

Командные игры -  это составляющая тимбилдинга, так как, это понятие более широкое и включает в себя не только командные игры спортивной направленности (футбол, эстафеты и т.), а также мероприятия развлекательного характера, творческой направленности (походы, квест-игры и тд.)

Тимбилдинг – это взрослое мероприятие, в котором решаются вопросы внутрикорпоративного командообразования, сплоченности, укрепления культуры и так далее. Но не многие задумываются о том, что существует еще и такое понятие, как «детский тимбилдинг» и наша страна является одной из родоначальниц этого явления. История детского и юношеского командообразования берет свое начало со времен пионерских лагерей, турслетов и выездных многодневных походов. Именно тогда, в далеком прошлом, зародился «Детский тимбилдинг».

    Детский тимбилдинг – это полноценная система формирования внутригрупповых неформальных дружеских связей, раскрытие личностного потенциала и лидерских качества каждого участника, формирование чувства ответственности и взаимопомощи, поиск новых способов общения и ведения диалога.

   А  также для детей командообразование– это способ, благодаря которому в коллективе дети сближаются и выстраивают общение между собой. Это инструмент для укрепления команды. Когда проводятся различные конкурсы, дети учатся взаимодействовать друг с другом.

Несомненно данная технология имеет ряд достоинств: для большинства таких игр не требуется никаких приспособлений, их можно проводить в обычном дворе и даже в закрытом помещении.

При использовании технологии командообразования в своей работе, мы ставим перед собой следующие задачи:

-создать и поддержать дружеские отношения в группе;

-повысить уровень доверия и взаимопомощи в группе

-повысить уровень личной ответственности за результат;

-перевести мышление детей из состояния конкуренции к сотрудничеству.

- сформировать благоприятный психологический климата детского коллектива.

Командообразование опирается на следующие принципы:

  • Ни в коем случае нельзя сравнивать детей
  • Не стоит сильно увлекаться играми соревновательного характера.
  • Выделять значимость каждого ребенка.
  • Нельзя ни про кого забывать.
  • При игре лучше всего использовать местоимение «МЫ»

  Чтобы провести большую часть игр, инвентарь практически не требуется. Кроме этого, можно провести тимбилдинг на природе, в помещении, на детской площадке для большого количества детей. И конечно, проводить его нужно в развлекательной форме, используя какой-нибудь яркий сюжет. Пора выйти за пределы традиционного мышления. Долой лозунг «Каждый сам за себя!», пришло время командных решений. Почувствовать плечо друга, поддержку команды, взаимодействие друг с другом поможет командная игра «Детский Тимбилдинг».

 Детям необходимо научиться понимать друг друга и выполнять сложные задачи сообща, рассчитывая на эффективность. Для того, чтобы команда заняла первые позиции, необходимо дружно и слаженно пройти все испытания.

  Чему надо научить ребенка, чтобы ему было легко работать в команде?

     1. Каждый выполняет свое дело.

      2. Обсуждения и общее согласование.

     3. Ребенок – не «пуп земли».

4. Людям иногда свойственно ошибаться, и в этом нет абсолютно ничего страшного.

  Детям бывает весьма непросто научиться слышать кого-то кроме себя, и задача педагога, донести ему тот факт, что в этом мире существуют и другие люди, мнение которых надо учитывать, а также уметь с ними правильно взаимодействовать, чтобы никто не был в обиде и все получили выгоду от общего дела.

 Идеальным решением для отработки командной работы и внутри коллективных взаимоотношений является тимбилдинг.

Таким образом, детский тимбилдинг, при конкретизации специфики его содержательной и технологической характеристик, способен превратить группу детей дошкольного возраста в мобильный, жизнеспособный, позитивно направленный, развивающийся детский коллектив, отношения в котором основываются на уважительном, доброжелательном отношении детей друг к другу, а развитие каждого достигает успешной социализации.