Работа с родителями.
На этой странице будут размещаться методические рекомендации и советы для родителей моих воспитанников по коррекционной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_roditeley.docx | 32.53 КБ |
rabota_s_roditelyami.docx | 171.07 КБ |
razvitie_dyhaniya_soobshchenie.docx | 29.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Общение ребенка с родителями очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, получить одобрение от самых близких ему людей.
Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций. И каждый малыш открывает этот мир заново, с чистого листа. Поэтому начнем с самого начала, с самого простого.
Знания в мире формируются постепенно, благодаря вовлечению ребенка во взаимоотношения с ним. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, то есть в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего, обратите внимание на изучение предметов и их качеств. Большой интерес у детей вызывают тематические мини-занятия: «Мебель», «Одежда», «Транспорт», «Посуда» и т. д., а также игры: «Оденем куклу на прогулку», «Повар готовит обед», «Уберем квартиру к празднику» и т. д.
Вы очень скоро заметите, что благодаря такому содержательному и умному общению развитие ребенка будет происходить быстрее: малыш начнет свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал.
Быстро будет расширяться его словарный запас. Красочность речи придает использование в ней прилагательных. Замечено, что если для ребенка создавать специальные речевые ситуации, то овладение прилагательными, а значит, и красотой, выразительностью речи происходит заметно быстрее и, главное, интереснее. Ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут речевые ситуации по описанию предметов («Какая собачка?», «Какой автобус ?») или самостоятельному придумыванию загадок о предметах (фруктах, овощах). Например: «Оранжевая, хрустящая, сладкая, сочная. Что это?» (Морковка.) Ваша цель – заинтересовать ребенка говорить содержательно, образно, используя как можно больше разнообразных слов.
Прогулки в городских парках, скверах, поездки на дачу, за город тоже можно использовать для речевых игр и бесед с ребенком. Побуждайте ребенка максимально точно называть цвета листьев, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится, что они отличаются друг от друга. В естественной обстановке, на природе, вы обогатите словарь ребенка. Он начнет различать и употреблять в речи: «светло-зеленый», «темно-зеленый», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов – всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, что начнет меняться внимание, сосредоточенность, мышление вашего малыша.
Найдите на полянке три цветка (листочки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом предложите поменяться ролями.
Попросите ребенка определить характер, поведение деревьев. Начните рассказывать сами – пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Одно – доброе с раскидистыми ветками, которые похожи на добрые руки человека; другое – строгое, стройное, как солдат на посту; третье – грустное, одинокое.
Можно сыграть с ребенком в игру «На что похоже?». Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «На что похож лист, облако, тень от дерева?». Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственно мышление и восприятие.
Целесообразно видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов:
-Чем лист похож на бумагу? (Толщиной, легкостью.) А на траву? (Цветом.) А на каплю? (Формой.)
Следующий вид упражнений – чистоговорки, скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках: «Из-под топота копыт пыль по полю летит», «На горе трава, на траве дрова».
Очень нравится детям такое упражнение. Попросите произнести одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо): «Милая моя, ты не спишь!»; «Вы ели на завтрак мороженое?»; «Мама купила (купи) виноград»; «Скорее домой!»; «У нас кончился хлеб».
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Играйте со своим малышом, подарите ему радость общения с вами, наполните совместное времяпрепровождение интересным и развивающим содержанием!
Предварительный просмотр:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования.
Одно из условий успешного обучения в школе – это своевременно и правильно развитая речь, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.
Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит - чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев - неиссякаемый источник творческой мысли, который питаем мозг человека.
Что же следует сделать для того, чтобы речь ребенка развивалась вовремя и правильно?
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.
Особый интерес у родителей вызовут игры с использованием нестандартного оборудования: массажных мячиков, платочков, ковриков,крупных бигуди, прищепок, счётных палочек, зубных щёток, бус, резинок для волос, шестигранных карандашей.
Их использование стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям. Игры сопровождаются стихотворным текстом.
Игра с крупными бигуди «Ролик»
Трудно ролик мне вести
Прямо по дорожке,
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
(дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой, убирают бигуди в обе ладони).
Игра с массажными мячиками «Наши ручки».
Это ручка-правая.
Это ручка – левая.
Я на мячик нажимаю и зарядку делаю.
Будет сильной правая.
Будет сильной левая.
Будут ручки у меня ловкие, умелые.
Игра с прищепками «Гусенок».
Вот проснулся,
Встал гусенок,
Пальцы щиплет он спросонок:
«Дай, хозяйка, корма мне
Раньше, чем моей родне».
(бельевой прищепкой дети прищепляют ногтевые фаланги пальцев правой руки, а затем левой руки на каждый ударный слог – от большого пальца к мизинцу).
Можно использовать пальчиковые игры с нестандартным оборудованием без стихотворного сопровождения.
- выкладывание разноцветных дорожек с помощью нити и мозаики;
- раскладывание по-одному стеклянных камешков в цветные крышечки;
- раскладывание фасоли разного цвета в разноцветные колбочки;
- откручивание и закручивание крышек из-под любых флаконов и бутылочек;
- выкладывание по одной фасолине в каждую ячейку решетки для раковины;
- нанизывание по одной резиночки на коктейльные палочки;
- закрепление зажимов-«крабиков» для волос на коктейльные палочки;
- наматывание и разматывание веревок, нити для вязания на катушку;
- выкладывание мелких предметов в каждую ячейку емкости для льда.
- нанизывание резиночек для волос на длинные бигуди.
Предварительный просмотр:
Упражнения для развития речевого и неречевого дыхания.
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
При выполнении дыхательных упражнений кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно - сосудистой системы ребенка, также они положительно влияют на работу органов пищеварения.
Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма.
Общие правила выполнения упражнений:
- Не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;
- Температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С;
- Одежда не должна стеснять движений;
- Не заниматься сразу после приема пищи;
- Не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;
- Сопроводительный текст произносит взрослый.
Техника выполнения упражнений:
- Воздух набирать через нос;
- Следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди;
- Выдох должен быть длительным и плавным;
- Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
- Не повторять много раз подряд упражнения, так как это может привести к головокружению.
Упражнения на выработку длительной, направленной струи.
Упражнение «Загнать мяч в ворота»- вытянуть вперед губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, стараясь, чтобы он пролетел между двумя кубиками.
Упражнение « Футбол» - дуть на горошину через соломинку, стараясь попасть в ворота.
Упражнение «Гонки»- дуть на бумажную машинку или лёгкую пластмассовую из Киндер-сюрпризов.
Упражнение «Зонтик»- сдувать капельку с зонтика
Упражнение «Яблочко»- сдувать жучка с яблочка.
Упражнение «Фокус» - язык чашечкой, сдувать ватку с носа.
Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуком х-х-хо.
Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуком ф-ф-ф.
Упражнение «Бабочка» - сдувать бумажную бабочку с цветка.
Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломинку воздух в стакане воды.
Упражнение «Узнай, что это». Для углубленного вдоха предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами.
Упражнение «Самолетики» - дуть на бумажные самолетики.
Упражнение «Цветик – семицветик» - Отрывать и дуть на лепесток, загадав желание.
Упражнение «Берлога» - дуть на снег из пенопласта.
Упражнение «Лодочки» - Дуть на лодочки, которые плавают в воде.
Упражнение «Ракушки» - Приготовить емкость с водой – море. На столе разложить ракушки. Нужно сдуть их в воду и украсить ими морское дно.
Упражнение «Снежинка» - Дуть на снежинку, которая лежит на рукавичке.
Упражнение «Пушинка» - Дуть на кусочек ватки.
Упражнение «Успей увидеть»- подуть на «снежок» и посмотреть какая картинка спряталась под снегом, под травой.
Упражнение «Попади в лунку»- дуть на мячик через трубочку, стараясь попасть в лунку.
Упражнение «Горячий чай»- нужно охладить чай, подув на «пар»
Упражнение «Вьюга»- дуть в трубочку, вставленную в пластиковую бутылку, наполненную конфетти.
Упражнение «Подуй на листик» (мячик)- дуть на листик, заставив его вращаться.
Упражнение «Соревнование лыжников»
Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу)
Упражнение «Чей пароход лучше? »
Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.
Упражнение «Кто дольше сможет подуть на листики? »
У педагога на нитках листья разных деревьев. Педагог смотрит, чтобы дети не надували щеки, не напрягались, дули на листики легко и спокойно.
Упражнение «Снег».
Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес.
Упражнение «Кораблики».
Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.
Упражнение «Футбол».
Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».
Упражнение «Бульбульки».
Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.
Упражнение «Волшебные пузырьки».
Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Упражнение «Дудочка».
Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.
Упражнение «Губная гармошка».
Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Упражнение «Свеча».
Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
Дыхательные упражнения в сочетании с играми, развивающими голос и интонационную выразительность, плавность речи.
- «Тянем-потянем» - дети держат в руках клубки ниток и по очереди начинают пропевать определенный гласный звук, разматывая при этом нитку. Возможность вытянуть более длинную нитку стимулирует соответствующую протяженность звучания.
- «Громко – тихо» - учить менять силу и высоту голоса, пропевая звуки почти беззвучно, постепенно увеличивая громкость голоса.
- «Дирижер» - пропевание гласных сопровождается движениями рук. Пропевая звук «А» - поднимаем руки в стороны, «О» - поднимаем руки над головой, «У» - вытягиваем руки перед собой, «И» - руки в стороны, «Э» - руки соединяем сзади, «Ы» - руки соединяем спереди.
- «Дорожки» - формировать умение согласовывать длительность (долготу) звука с графической схемой. Используются индивидуальные коврики (дорожки) и геометрические фигуры : квадраты – короткий звук, прямоугольники - долгий звук.
- «Стрелочки»- произносить звук так долго, пока не закончится стрелочка.
- «Повтори-ка» - педагог предлагает повторять за ним текст эхом. Каждый раз количество слов во фразе увеличивается. Лети произносят фразу на одном дыхании.
Парк..
Парк, слушай..
Парк, слушай песню..
Парк, слушай песню ветра..
Парк, слушай песню ветра: «у-у-у-у»
(Снег скрипит от мороза : « кгх-кгх-кгх». Дождь поет песню осени.)
- «Ветер,ветер»- дети имитируют дуновение ветерка в разное время года, используя для этого различные фонемы.
-У весны ветер ласковый и нежный, теплый-ф-ф-ф.
-У лета – жаркий, согревающий – х-х-х.
-У осени – прохладный – с-с-с.
-У зимы-холодный, студеный – в-в-в-в.
- «Кричалки»-педагог объясняет, что положение рук в пространстве является регулятором громкости. Когда руки поднимаются вверх-звук усиливается, когда руки опускаются вниз- звук становится тише, когда руки сжаты «в замок»-тишина.
Упражнения, сопровождаемые стихотворным материалом.
Шарик красный.
Воздух мягко набираем, Вдох.
Шарик красный надуваем, Выдох.
Шарик тужился, пыхтел, Вдох.
Лопнул он и засвистел: Выдох со звуком.
«Т-с-с-с-с!».
Филин.
Сидит филин на суку Сидя. Вдох.
И кричит: «Бу-бу-бу-бу». Выдох со звуком.
Ветер.
Ветер сверху набежал, Сидя. Вдох.
Ветку дерева сломал: Выдох.
«В-в-в-в!». Вдох.
Дул он долго, зло ворчал
И деревья всё качал:
«Ф-ф-ф-ф». Выдох.
Поехали
Завели машину, Сидя. Вдох.
Ш-ш-ш-ш, Выдох.
Накачали шину, Вдох.
Ш-ш-ш-ш, Выдох.
Улыбнулись веселей Вдох.
И поехали быстрей, Выдох.
Ш-ш-ш-ш-ш-ш.
Носом –вдох
Носом –вдох,
А выдох –ртом,
Дышим глубже,
А потом–
Марш на месте, не спеша,
Коль погода хороша!
Стоя. Поднимание рук –на вдохе. Свободное опускание рук-на выдохе
Насос
Это очень просто,
Покачай насос ты.
Налево-направо
Руками скользя,
Назад и вперёд
Наклоняться нельзя.
Стоя. Наклон вперёд-назад и т. д. Наклоны влево-вправо, произнося «вжик-вжик».
Дрова
Раз дрова,
Два дрова,
Раскололся ствол едва.
Бух дрова,
Бах дрова,
Вот уже полена два.
Стоя. Ноги врозь, руки над головой в «замок». Наклоны вперёд на выдохе, произнося слова: «Ух!», «Ах!». При выпрямлении – вдох.
Чайник
Чайник на плите стоял,
Через носик пар пускал –
«Паф-паф-паф-паф».
Сидя. Вдох.Выдох.
Птичка
Птичка крылышками замахала
И тихонько пропищала:
«Пи-пи-пи»
Сидя. Вдох. Выдох.