ФГОС дошкольного образования
https://docs.edu.gov.ru/document/id/1276
Что такое ФГОС дошкольного образования?
Что изменится в работе дошкольных образовательных учреждений?
Разработчики стандарта заложили в документе несколько принципов, из которых самый главный -сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства, как важного этапа в общем развитии человека. Ключевая линия дошкольного детства — это приобщение к ценностям культуры, социализация ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. И это приобщение происходит через ведущий вид детской деятельности — игру. На основе стандарта дошкольного образования будут утверждены программы (на языке профессионалов это звучит так: основная общеобразовательная программа дошкольного образования) и программно-методическое обеспечение. Сейчас детский сад работает по программам, которые еще не вошли в реестр утвержденных федеральных программ системы образования. В Министерстве образования создан Координационный Совет, куда на экспертизу поступают различные программы. С учетом примерных федеральных программ в нашем детском саду разработана «основная общеобразовательная программа дошкольного образования». Каждый родитель может познакомиться с ее содержанием.
Введение ФГОС идет поэтапно, 2015 год – год внедрения ФГОС дошкольного образования.
Ключевая установка стандарта — поддержка разнообразия и самоценности детства. Наложено табу на любые формы и методы школьной модели обучения, т.е. классно — урочная модель образования.
Стандарт не допускает никаких оценок, проведения промежуточной и итоговой аттестации детей, экзаменов. Документом определены лишь целевые ориентиры, это социально-нормативные и психологические характеристики детей определенных возрастных групп, такие как инициативность и самостоятельность, уверенность в себе, развитое воображение, творческие способности в рисовании, развитая крупная и мелкая моторика руки, способность к волевым усилиям, любознательность. Вот некоторые целевые ориентиры, они не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они являются ориентирами для педагогов в целях решения задач профессиональной деятельности и формирования программы и ориентирами для родителей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
Сегодня появляется новый уровень образования, не менее важный , чем школьный этап. Это уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.
Стандарт дошкольного образования – это совершенно особый документ, связанный с поддержкой разнообразия детства, а не его унификации. Новый стандарт представляется как уникальное соглашение между семьей и государством.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – это совокупность государственных гарантий и требований к программам, условиям и результатам получения бесплатного доступного качественного образования. В первую очередь, это:
- Расширение возможности развития личностного потенциала и способностей каждого ребенка дошкольного возраста;
- Обеспечение условий здорового образа жизни и безопасности ребенка;
- Минимизация рисков кризисов возрастного развития ребенка при переходе от дошкольного детства к начальной школе;
- Приобщение детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям видов деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- Развития интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству;
- Развитие вариативных образовательных программ поддерживающих социокультурное разнообразие детства;
- Разработка нормативов условий, обеспечивающих общую организацию содействия детей и взрослых в дошкольном детстве;
- Соблюдение прав ребенка, родителей и других участников образовательных отношений.
Что такое «образовательный стандарт» для дошкольников?
Стандарт дошкольного детства – это определение правил игры, в которых ребенок должен стандарт дошкольного детства - это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему мы вдруг взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда. Следовательно, мы должны предложить правила игры между родителями, обществом, педагогами и главными игроками, которые должны быть обречены на выигрыш - детьми - в этой ситуации. Стандарт и выступает как своего рода социальная матрица, он позволяет создать навигацию для родителей и детей в сфере дошкольного детства. Ключевая установка стандарта дошкольного детства - это поддержка разнообразия детства через создание условий социальной ситуации содействия взрослых и детей ради развития способностей каждого ребенка.
Стандарт может быть разнообразным?
Дошкольное детство должно быть разнообразным. Это норма. В этом и суть всего стандарта. В нем будут заложены условия и программы развития, которые позволят учесть разнообразие детей, разнообразие родителей, социальную и экономическую неоднородность регионов. В результате его внедрения у всех детей будет возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. Это не утопия. По-другому просто невозможно. Наши дети невероятно разные. Они все более и более отличаются от нас, и становится все труднее вести диалог между ребенком и родителем, ребенком и педагогом, ребенком и обществом в целом.
Стандарт дошкольного образования обеспечит одинаковую для всех подготовку к первому классу?
Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку. Дети должны подойти такими, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, на которых наезжают дисциплинарные полки и говорят - действуй только так, ходи только туда, делай только так, будь послушен... Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий творческий потенциал каждого и всей нашей культуры. От того, какие нормы через стандарт заложены в детстве, будет в буквальном смысле зависеть жизнь общества.
Директор Института психолого-педагогических проблем детства Российской академии образования Татьяны Волосовец.
– Татьяна Владимировна, начнём с самого очевидного вопроса: что должно измениться в детских садах в связи с переходом на стандарт? Что было вчера, что должно быть сегодня? Что именно улучшится? Почувствуют ли эти улучшения родители и дети?
– Я не поклонник революций, любые изменения в сфере образования должны проходить постепенно, поэтапно. Стандарт дошкольного образования требует создания в детских садах определённых условий: психологопедагогических, кадровых, материально-технических и финансовых, конкретной предметно-пространственной среды. И в этом смысле при переходе на стандарт дошкольного образования противопоставление «вчера – сегодня» не работает: чтобы создать условия, нужно довольно много времени. И в стандарте о требованиях к этим условиям много говорится. Первое и самое главное условие – это кадры, в системе образования, они, извините за цитату, «решают всё». В 2009–2010 годах наш институт проводил исследование в шести регионах РФ. По итогам этого исследования мы, в частности, констатировали, что средний возраст воспитателей в детских садах – 50 лет, и есть риск, что через определённое время (5–10 лет) многие педагоги одномоментно уйдут на заслуженный отдых, остро возникнет кадровая проблема. Важность этой проблемы сегодня недооценивается. К 2016 году все дети от 3 до 7 лет должны иметь возможность посещать детский сад, и сотни тысяч мест уже вводятся по всей стране. Но кто придёт работать в новые детские сады? Острота этой проблемы объясняется тем, что реализовать ФГОС в детском саду не сможет человек без педагогического образования. Более того, это сможет сделать только высокопрофессиональный педагог, то есть заведующие не смогут брать на должности воспитателей любого желающего. Чтобы заранее готовить смену тем, кто уйдёт из системы, нужно увеличивать контрольные цифры приёма, то есть число бюджетных мест на дошкольных факультетах и в педагогических колледжах, развивать программы второго высшего образования, повышения квалификации, профессиональной переподготовки.
– Как меняются требования к воспитателю? Какими компетенциями должен владеть педагог, работающий по новому стандарту? В чём здесь отличия от прежних подходов?
– Педагог должен обладать достаточно широким спектром психологических знаний – этого раньше не было. У нас педагоги всегда прекрасно знали собственно педагогику и методики, но возрастную психологию, педагогическую психологию, психологию развития знали неважно, если не сказать – плохо. Важность «психологизации» педагогического образования объясняется тем, что дети сегодня другие. Педагог должен уметь работать и с детьми с ограниченными возможностями, и с теми, у кого есть незначительные отклонения в развитии и минимальные мозговые дисфункции. Работать с ними сложно, нужно знать – как, а для этого нужно и быть хорошо подготовленным теоретически, и владеть педагогическими и психологическими технологиями. Оба условия важны. Часто приходится слышать предложение – дать студентам педагогических вузов больше практики. Да, это нужно, но не в ущерб теории! Без фундамента не построить здание.
– Разработчики ФГОС много говорили о недопустимости школяризации дошкольного образования, о принципиальном отказе от экзаменов и любых других форм аттестации. Хорошо известно высказывание директора Федерального института развития образования Александра Асмолова: «Ребёнка надо ценить, а не оценивать». Как такой подход отразится на работе детских садов?
– ФГОС дошкольного образования – это стандарт условий, а не стандарт результата. В этом его основное отличие от федеральных государственных требований, которые были приняты в 2010 году и которые, как показала практика их использования, вызывали немало вопросов у педагогов и родительской общественности именно в части мониторинга. Почему стандарт условий? Потому что мы имеем дело с детьми дошкольного возраста, которые развиваются неравномерно, у каждого ребёнка свой темп развития, он может быть медленнее или быстрее в разные периоды, и это норма. Учёт закономерностей возрастного развития и индивидуальных особенностей обязателен. У дошкольника разница между физиологическим и паспортным возрастом может быть и год, и полтора. Именно поэтому оценка результата в форме контрольных работ, тестов, экзаменов категорически недопустима.
– Согласитесь, и на этапе разработки стандарта, и раньше никто не пытался доказать, что детей дошкольного возраста нужно сажать за парты и устраивать для них ЕГЭ. Эта точка зрения, даже если она существует, вообще не персонифицирована.
– Тем не менее она незримо присутствует. Причина в том, что и на сегодняшний день нет чёткой согласованности действий между дошкольным и школьным образованием. И сегодня, принимая детей в первый класс, школы проводят для них тестирование – пусть даже в завуалированном виде, потому что закон это запрещает. А если родители знают, что их ребёнка будут тестировать, что они будут делать? Они начнут учить его, как в школе, натаскивать, чтобы он мог ответить на те вопросы, которые ему будут задавать на тестировании. Понятно, что его всё равно в школу возьмут, но родители же хотят попасть в «хорошую» школу. Так что школяризация – это реальная угроза. Школа диктовала детским садам свои правила, и дошкольное образование пыталось под них подстроиться.
– То есть, если чётко обозначить векторы развития, до нового стандарта школяризация в дошкольном образовании имела место, а переход на ФГОС делает её невозможной?
– Итоговую и промежуточную аттестацию в дошкольном образовании запрещает не только стандарт, но и Федеральный закон «Об образовании в РФ» – об этом чётко сказано в 64й статье. И мы теперь не сводим дошкольное образование к тому, чтобы дать детям знания–умения–навыки, – на смену «зуновской» парадигме пришла личностно-развивающая, гуманитарная. В стандарте речь идёт не о натаскивании, а о развитии личности ребёнка дошкольного возраста в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественноэстетическое, речевое, физическое. И в примерных основных образовательных программах акцент на такое всестороннее развитие личности будет присутствовать в первую очередь. Этот акцент, кстати, раньше тоже был – и в советский период, и в постсоветский. Просто школяризация, натаскивание его постепенно смещали. Таков был запрос родителей. А его, в свою очередь, диктовали «элитные» школы. И педагоги детских садов, вместо того чтобы родителей «воспитывать», шли у них на поводу.
– Представим такую ситуацию: приходит в детский сад родитель, журналист, любой другой представитель общественности. Что он должен там увидеть, чтобы понять: да, этот детский сад работает по новому стандарту. Вот несколько лет назад не работал, а сейчас работает.
– Наверное, наглядным фактором, свидетельствующим о переходе на стандарт, должна стать предметно-пространственная среда. Дело в том, что в стандарте одним из условий реализации основной образовательной программы определена развивающая предметно-пространственная среда. Раньше этого не было. В России разработано много программ дошкольного образования, вообще вариативность – это наше отечественное завоевание. И хотя при разработке ФГОС высказывалась точка зрения, что в дошкольном образовании необходима одна примерная основная образовательная программа, как в начальной школе, мы отстояли другой подход: примерных программ будет много, будет возможность выбирать. Даже если их будет две или три, это уже вариативность, но может быть и больше: если авторы напишут, а эксперты дадут положительное заключение, программу включат в реестр. Так вот, возвращаясь к предметно-пространственной среде: представим себе, что в одном муниципалитете есть десять детских садов, каждый из которых реализует свою программу – «От рождения до школы», «Истоки», «Радуга», «Золотой ключик», «Развитие» и т. д. Когда возникает вопрос о закупке игрового оборудования и игрушек, муниципалитет согласно 94му Федеральному закону (с 2014 года – 44му Федеральному закону) объявляет конкурс, и победившая в конкурсе организация поставляет во все детские сады одинаковые комплекты оборудования вне зависимости от того, по какой программе они работают. А ведь чтобы программа была эффективной, нужно создать такую предметно-пространственную среду, которая соответствует её содержанию. Например, для реализации программы Монтессори нужно специальное игровое оборудование для развития мелкой моторики – шнуровки, кнопочки, гончарный круг. А программа «Развитие» направлена в первую очередь на интеллектуальное развитие ребёнка, и здесь нужны, например, кубики, брусочки, трапеции, другие геометрические фигуры, специальным образом подобранные. Так что если, зайдя в детский сад, вы видите гору пыльных игрушек, в которые никто не играет, это может свидетельствовать о том, что педагог работает по программе, для которой не удалось создать предметнопространственную среду. Если же дети играют, если игрушки используются в образовательном процессе, – другое дело. И не нужно говорить, что дети теперь играют только в интерактивные игры. Всё равно ребёнок должен взаимодействовать с игрушкой, иметь возможность общаться с ней, прижать её к себе, обнять.
– А если говорить о содержании образовательного процесса? Можно ли, наблюдая за работой педагога в детском саду, сделать вывод, реализует он новый стандарт или нет?
– Если опять же смотреть на проблему в целом, можно обратить внимание на индивидуализацию образовательной деятельности. Раньше в дошкольном образовании об индивидуализации практически не говорили – педагог всегда работал с группой, будь то прогулка, игра, музыкальное или физкультурное занятие. Но ведь группа – это коллектив очень разных детей. Новый закон «Об образовании в РФ» даёт право приходить в обычные детские сады детям с ограниченными возможностями здоровья – родителям нужно привести ребёнка на обследование в психологомедикопедагогическую комиссию (ПМПК) и получить её рекомендации. И детские сады должны быть готовы к приходу таких детей. Но в большинстве случаев они пока не готовы. Нужно так написать основную образовательную программу, чтобы и вся группа могла по ней заниматься, но у каждого ребёнка с ОВЗ был свой индивидуальный образовательный маршрут, нужно создать психологопедагогические условия, необходимые ребёнку и соответствующие рекомендациям ПМПК. А это очень сложно. Поэтому, придя в детский сад, вы можете задать вопрос, есть ли там группы комбинированной направленности, где учатся и здоровые дети, и дети с ограниченными возможностями здоровья. Именно комбинированной, а не только компенсирующей, когда, например, в одной группе получают образование слабослышащие дети и педагог занимается с ними по одной адаптированной основной образовательной программе.
– Здесь снова возникает вопрос об условиях: чтобы дети с ограниченными возможностями могли ходить в обычный детский сад, пространство должно быть организовано соответствующим образом – начиная с пандусов.
– Установить пандус – это как раз не проблема. Нужно расширить двери, установить поручни, приспособить туалеты (для детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата), сделать соответствующее освещение (для слабовидящих), оснастить группы звукоусиливающей аппаратурой (для слабослышащих) и т. д. – всё это зависит от финансовых возможностей, а они сейчас есть. А вот содержание образования зависит уже от компетенций, от внутреннего состояния педагогического коллектива. Ребёнка с ограниченными возможностями здоровья нужно принять, при этом поработать с собой, поработать с его родителями, с родителями других детей. Но, конечно, индивидуализация этим не ограничивается. Она необходима и в том случае, когда в детский сад приходит ребёнок, не говорящий порусски. Необходимо включить в ООП раздел обучения русскому как иностранному, причём с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Воспитатель должен обращать внимание на психологическое состояние ребёнка: в семье могут быть проблемы, например развод родителей, или смерть близкого родственника, или другие проблемы, он приходит в детский сад в состоянии стресса, и нужно понимать, как с ним сегодня заниматься. Может быть, изменить форму подачи материала, дать возможность побыть одному, отвлечь от грустных размышлений и т. д. – это очень тонкая, филигранная психо-логопедагогическая работа. И снова мы возвращаемся к вопросу о кадрах – всё здесь зависит от квалификации педагога.
– В письме в региональные органы управления образованием от 10 января 2014 года № 0810 Минобрнауки России (с. 23–35. – Прим. ред.) говорится о необходимости проведения мероприятий для введения ФГОС по ряду направлений – о создании нормативноправового, кадрового, финансовоэкономического и иного обеспечения. Что уже делается на местах? И что предстоит сделать в ближайшее время?
– Прежде всего начата широкомасштабная кампания по повышению квалификации педагогических кадров – во всех регионах уже идут занятия на курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовки для педагогов дошкольного образования. Это разноуровневые программы – ведь комуто достаточно 16 часов повышения квалификации, а комуто необходима 500часовая переподготовка. Стандарт дошкольного образования – это нормативный документ. Его писали педагоги и психологи, но потом юристы переводили его на юридический язык. Были подготовлены комментарии к стандарту от 28 февраля 2014 года (с. 35–51. – Прим. ред.), где его основные положения снова переведены с юридического на психологопедагогический язык, чтобы педагогам было удобно разбираться в хитросплетениях документа. Помоему, дать такие разъяснения было в чёмто даже сложнее, чем написать сам стандарт. В стандарте дошкольного образования описываются финансовые и материальнотехнические условия реализации программы – их важность понятна, и соответствующие рекомендации были разосланы в регионы ещё 1 октября 2013 года. Сразу воспользоваться ими регионы не успели, и фактически об их реализации можно будет говорить при планировании на 2015 год. Сейчас Федеральный институт развития образования проводит мониторинг готовности организаций дошкольного образования к переходу на ФГОС. По результатам этого мониторинга можно будет понять, кому чего не хватает, и планировать дальнейшее финансирование системы дошкольного образования. Понятно, что основная задача сейчас – это строительство новых детских садов, создание мест, но всё равно не обойтись без выделения средств на оснащение, подготовку кадров и пр.
– Можно ли уже сегодня увидеть детский сад, который работает по новому стандарту?
– Да. Таких детских садов по всей стране примерно 8–10 процентов. Стандарт ведь не упал к нам с Марса – это обобщённый опыт лучших практик, как зарубежных, так и российских. Рабочая группа создавала ФГОС дошкольного образования, анализируя их опыт. В таких детских садах и сегодня хорошо обстоят дела и с кадрами, и с оборудованием, и с предметнопространственной средой.
– В какой мере идеи нового стандарта встречают понимание у родителей? Можно ли утверждать, что в обществе растёт спрос на дошкольное образование именно как образование, а не просто «камеру хранения»? И не получится ли так, что в 2016 году все дети с 3 до 7 лет действительно будут ходить в детские сады?
– Всеобщего охвата, я полагаю, не будет и в том случае, если государство полностью выполнит взятые на себя обязательства и создаст необходимое количество мест. Ведь даже в советские годы, когда, казалось бы, каждый ребёнок имел возможность ходить в детский сад, охват составлял в среднем 60–70 процентов, в редкие годы – около 80 процентов. То есть примерно треть детей не ходила в детские сады – всегда были и будут семьи, которые не хотят отдавать ребёнка в общественную систему воспитания. Другой вопрос, что за последние двадцать лет отношение родителей к дошкольному образованию в целом изменилось. В начале 1990х годов, когда детские сады закрывались по всей стране, родители действительно относились к ним как к «камере хранения». Пошёл на работу – оставил ребёнка в детском саду, он там поел, погулял – можно его забирать. Но с тех пор подход изменился – родители хотят, чтобы в детском саду была серьёзная образовательная составляющая, и относятся к дошкольному образованию очень серьёзно. И если раньше главное, чего они хотели, – чтобы ребёнок не болел, то теперь хотят и чтобы воспитатель был хороший, то есть обладал бы определённым набором личностных качеств (добрый, душевный и пр.) и был профессионалом в своём деле. Профессиональные воспитатели в 1990е годы уходили из системы, а потом они стали вновь появляться. И как только сарафанное радио начало разносить по округе, что в этом детском саду есть замечательная воспитательница, которая великолепно занимается с детьми, интерес у родительской общественности стал расти. И этому важнейшему изменению – появлению социального запроса на дошкольное образование – наш стандарт соответствует как нельзя лучше.
ФГОС ДО: РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которое позволит сделать более эффективным процесс обучения и воспитания.
Установка на развитие — современная стратегия обучения родному языку детей дошкольного возраста.
Задачи образовательной области «Речевое развитие»:
— владение речью как средством общения и культуры;
— обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
— развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
— знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
— формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Кроме традиционных речевых задач (формирования звуковой культуры речи, словарной работы, развития грамматического строя и связной речи) особое внимание следует обратить на задачи:
— развития диалогической речи дошкольников;
— развития речевого творчества;
—формирования понимания на слух текстов различных жанров детской литературы.
Подобные приоритеты расставлены не случайно.
1. Речь рассматривается как средство общения. Чтобы конструктивно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, ребенок должен свободно владеть диалогическим общением и использовать все вербальные и невербальные средства этого общения.
2. Стандарт направлен на развитие творческого потенциала каждого ребенка, формирование творческой активности и самостоятельности. Задача развития речевого творчества у дошкольников – формирование позиции активного участника в речевом взаимодействии.
3. Под пониманием на слух текстов различных жанров детской литературы подразумевается восприятие этих текстов. В процессе восприятия произведения ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Восприятие художественных произведений рассматривается как один из приемов формирования творческой личности, что соответствует целевым ориентирам ФГОС дошкольного образования.
ФГОС ДО: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей - способность к познанию.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития:
— развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
— формирование познавательных действий, становление сознания;
— развитие воображения и творческой активности;
— формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
— формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Исходя из задач, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности.
Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
— интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
— эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
- регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
— творческие — воображение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса следует:
— развивать творческие способности детей, создавать для этого условия,
— укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
развивать у детей чувство собственного достоинства.
ФГОС ДО: ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Традиционно художественно-эстетическое развитие рассматривалось как средство формирования выразительности речи дошкольников, активизации их поэтического и музыкального слуха.
Однако в последнее время в этой области решается более широкий круг задач:
— развитие творческого потенциала ребенка;
— развитие образного, ассоциативного мышления;
— развитие самостоятельности и творческой активности.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:
— развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
— становление эстетического отношения к окружающему миру;
— формирование элементарных представлений о видах искусства;
— восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
— стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
— реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста включает:
1) опыт эмоционально-нравственного отношения ребенка к окружающей действительности, воплощенный в музыке, изобразительном искусстве и художественных произведениях;
2) опыт художественно-творческой деятельности.
Формирование общей культуры личности происходит в процессе художественно-эстетической деятельности.
Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.
В связи с этим, особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.
Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» включает, в том числе, знания и умения в изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной деятельности. Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.
ФГОС ДО: ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования задачи образовательной области «Физическое развитие» включают:
— приобретение опыта в двигательной деятельности детей, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
— формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
— овладение подвижными играми с правилами;
— становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
— становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Таким образом, в Стандарте прослеживается два направления образовательной работы по физическому развитию дошкольников:
1) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни;
2) физическая культура, развитие физических качеств.
Выделение данных двух направлений позволяет более целенаправленно выстраивать педагогический процесс и разрабатывать планирование.
Планирование работы по данной образовательной области — это проектирование физического развития, прогнозирование динамики и результативности педагогического воздействия на оздоровление и приобретение опыта в двигательной деятельности каждого ребенка.
Как мы знаем, конкретизация задач в содержании физического развития зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Тем не менее, задачи по каждому возрастному периоду можно разделить на три группы.
Группа оздоровительных задач:
1) охрана и укрепление здоровья;
2) закаливание;
3) развитие движений.
Группа обучающих задач:
1) формирование представлений о своем организме, здоровье;
2) формирование навыков выполнения основных движений;
3) формирование представлений о режиме, активности и отдыхе.
Группа воспитательных задач:
1) формирование потребности в физическом совершенствовании;
2) воспитание культурно-гигиенических качеств.
Оздоровительные задачи решаются в процессе соблюдения требований к гигиеническим и социально-бытовым условиям, полноценному питанию, рациональному режиму дня, физическим упражнениям.
Обучающие и воспитательные задачи реализуются посредством интеграции всех образовательных областей и в процессе основных видов детской деятельности – игровой, познавательно-исследовательской, двигательной.
ФГОС ДО: СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и егокоммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения.
Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:
— усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
— развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
— становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
— развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
— формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых;
— формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
ФГОС дошкольного образования неоднократно указывает на позитивную социализацию ребенка, развитие положительного самоощущения и формирование позитивного отношения к деятельности человека, к окружающей среде. Однако, это не только обеспечение эмоционального благополучия дошкольника и получение нового опыта с радостью и удовольствием.
Понятие «позитивная социализация» следует рассматривать намного шире: это умение взаимодействовать с окружающими людьми, достигать общих интересов, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Речь, в данном случае, является компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребенок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:
— вступает в общение, поддерживает и завершает общение;
— умеет общаться в паре, группе, в коллективе;
—проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.
Задача педагога – таким образом организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.